Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и бытие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гераклит растворял бытие в становлении и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал становление видимостью, и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир является образцом для вечно становящегося, но по сути иллюзорного чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся… Читать ещё >

Становление и бытие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из числа категорий, которые так или иначе предполагаются большинством философских систем, можно выделить следующие: существование, время, пространство, изменение, причинность, определенность, рациональность, добро, истина, убеждение, знание и т. д.

Единая категориальная система мышления распадается на две системы понятий. В первую из них входят абсолютные понятия, представляющие свойства объектов, во вторую — сравнительные понятия, представляющие отношения между объектами.

Существование как свойство — это становление (возникновение или исчезновение); существование как отношение — это бытие, которое всегда относительно («бытие более реально, чем небытие»). Бытие представляет собой бесконечное повторение, быть может, с незначительными вариациями, одного и того же; становление — это постоянное, охватывающее все без исключения объекты изменение.

Хорошими примерами объектов, находящихся в процессе постоянного изменения, являются человеческие общества и цивилизации, изучаемые историей; стили и течения в искусстве, исследуемые эстетикой, и т. п. Примерами объектов, не претерпевающих изменений, могут служить объекты, изучаемые физикой или химией. Металлические стержни при нагревании всегда удлиняются; два атома водорода и один атом кислорода всегда образуют молекулу воды и т. п.

Общая тенденция и философии, и науки XX в. — повышенное внимание ко времени, имеющему направление и связанному с изменчивостью мира, с его становлением. Вместе с тем противопоставление становления как постоянного, охватывающего все изменения, бытию, представляющему собой бесконечное повторение одного и того же, берет свое начало в античной философии.

Гераклит растворял бытие в становлении и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал становление видимостью, и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир является образцом для вечно становящегося, но по сути иллюзорного чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал становлению характер направленности.

Тенденция рассматривать мир в форме бытия нашла наиболее яркое воплощение в философии Платона. Аристотель склонялся к рассмотрению мира в форме становления. Поскольку философские категории лежат в основе категорий эстетики и философии искусства, эстетика Платона принципиально отличается от эстетики Аристотеля. Можно говорить о двух принципиально разных, существующих параллельно ветвях эстетики: эстетике в духе Платона и эстетике в духе Аристотеля.

В частности, если мир истолковывается как бытие, центральной категорией эстетики оказывается категория отображения реальности, подражания ей или ее копирования. Искусство, являющееся сферой фантазии, не дает скольконибудь точной копии реальных объектов, напротив, оно постоянно создает иллюзорные подобия. Поэтому художнику, полагал Платон, нет места в совершенном обществе. Если же мир понимается как становление, и в частности как становление, являющееся результатом человеческой деятельности, то наряду с подражанием необходимо рассматривать также категорию побуждения, предполагающую оценку отображаемого художником положения вещей и намерение преобразовать его в желательном для человека и общества направлении.

Описание мира как становления опирается на особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. Время как свойство представляется динамическим временным рядом «было — есть — будет» («прошлое — настоящее — будущее») и характеризуется направленностью, или «стрелой времени»; время как отношение представляется статическим временным рядом «раньше — одновременно — позже» и не имеет направления. Пространство как свойство — это «здесь» или «там»; пространство как отношение — это выражения типа «одно дальше другого», «первое совпадает со вторым» и «одно ближе другого». Изменение как свойство передается понятиями «возникает», «остается неизменным» и «исчезает». Изменению как отношению соответствует «первое переходит во второе». Определенность существующего, взятая как свойство, передастся рядом «необходимо — случайно — невозможно»; определенность как отношение передается выражением «первое есть причина второго». Добро в качестве свойства — это ряд «хорошо — безразлично — плохо»; добро как отношение — это ряд «лучше — равноценно — хуже». Истина как свойство передается понятиями «истинно — неопределенно — ложно», истина как отношение — выражением «первое более вероятно, чем второе» и т. д.

За каждой из двух категориальных систем стоит особое видение мира, свой способ его восприятия и осмысления. Отношение между абсолютными и сравнительными категориями можно уподобить отношению между обратной перспективой в изображении предметов, доминировавшей в средневековой живописи (и в более поздней иконописи), и прямой перспективой «классической» живописи Нового времени. Обе системы перспективы внутренне связны, цельны и самодостаточны. Каждая из них, будучи необходимой в свое время и на своем месте, не лучше и не хуже другой.

Вопрос о том, зачем человеческому мышлению необходима не одна, а две системы категорий, дополняющие друг друга, остается открытым. Проблема касается, как показывает современная философия, вводящая понятие практики, различия между созерцанием и действием, мышлением и практикой. Так или иначе, оппозиция «становление — бытие» является центральной оппозицией мышления, включая и художественное мышление.

Нужно заметить, что никакого полного или исчерпывающего перечня категорий эстетики нс существует. Эстетическими категориями являются и «эстетика», и «эстетическое», и «прекрасное», и «возвышенное», и «комическое», и «трагическое» и т. д. Состав категорий меняется от эпохи к эпохе, разные стили в искусстве могут выдвигать на первый план совершенно разные категории. Современное искусство ввело, в частности, в эстетику такие ранее совершенно нс рассматривавшиеся категории, как «эпатаж», «шок», «игра», «побуждение» и т. д. Категория «прекрасного» лишилась своей центральной роли как в искусстве, так и в его теории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой