Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственные основы дагестанского этикета, XIX — начало ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За каждым обрядом, обычаем, представлением, стоит вся культура в целом — культура, ориентированная на общество, а не на личность. Общество не навязчиво, но настойчиво направляет каждого своего члена в русло отшлифованных поколениями традиций. В личности воспитывается привычка к взаимопомощи, сознание того, что она делит ответственность за свои поступки с остальными членами общества и, прежде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Этикет: сущность и содержание
    • 1. Этикет в системе нравственной регуляции
    • 2. Своеобразие формирования этикета народов Дагестана конец Х1Х-ХХ вв.)
    • 3. Соотношение адата и шариата в системе этикета народов
  • Дагестана
  • Глава II. Место и роль этикета в культуре народов Дагестана
    • 1. Традиционный дагестанский этикет: характерные черты и особенности
    • 2. Праздники и обряды жизненного цикла как нравственная традиция

Нравственные основы дагестанского этикета, XIX — начало ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие сегодня в России социально-экономические и межкультурные изменения резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и нравственных оснований. Цивилизованный разлом — имеет ли он место в России? Каковы этноэтические особенности реформирования России? Эти вопросы заставили нас обратиться к анализу основ традиционного общества, его влиянию на современность. «Лица кавказской национальности» — кто они, имеют ли они право существовать в российском обществе? Да и само российское общество — что это, на чем оно держится? Империя, постимперия и регион — каковы механизмы их взаимоотношений? Никто почему-то не ищет этноэтических основ демократии, хотя о ней не говорит только ленивый. А может быть демократия — явление не только и не столько политическое, сколько этическое и этническое? Современность не есть отрицание прошлого, а поиск путей преемственности, которая лежит в этноэтической памяти. Уникальная история Дагестана, особенности его географического положения, многонациональность и уникальный опыт взаимодействия и сосуществования различных социокультурных систем, деятельность и неоднозначность отношений с Россией дают нам большой материал для исследования.

Актуальность исследования. Конец XX века едва ли не везде знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, к культуре ушедших эпох, в том числе и к этноэтикету. Причин тому немало. В неизбежности и даже целесообразности такого явления мало кто сомневается. Чем стремительнее человеческое общество становится единообразным, идентичным, тем активнее противостояние этой нивелирующей тенденции, тем чаще и серьезнее наблюдаемое повсеместно обращение к сугубо национальному, к истокам и традициям, ведь именно традиционные культуры отличались уникальностью, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность есть и в том, что в эпохи кризисные, переломные возникает желание обратить взоры в прошлое, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, почерпнуть свежие идеи, чтобы вернувшись в исходную точку, выйти на новый виток жизни.

Такое время переживает сейчас Дагестан. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры. Наше время воочию заставляет убедиться в том, что без культурной памяти, без знания, понимания и уважения к прошлому нет и не может быть достойного настоящего, что именно прошлое закладывает будущее, объясняет сегодняшние успехи и неудачи и в конце концов помогает нам понять самих себя. Только сейчас мы начинаем понимать, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Сегодняшнее исследование этикета при вступлении России и Дагестана как составной ее части в фазу трансформации, приобретает особое звучание в связи с необходимостью глубокого понимания характера нашего культурного наследия, осмысления его исключительно своеобразных ценностей, складывавшихся на протяжении предшествующих столетий и продолжающих жить в нас и поныне, в виде архетипов национальной психологии, стереотипов поведения, зафиксированных в обрядах, обычаях и традициях.

Объектом исследования в данной работе является нравственная культура народов Дагестана.

Предмет исследования — традиционные нравственные нормы дагестанцев и формы их реализации.

Хронологические рамки исследования охватывают более чем вековой период — XIX — нач. XX века.

Степень разработанности. Проблема методологии познания этикета чрезвычайно сложна и многогранна, она исследуется в различных аспектах и на разных уровнях не только этнографией, но и многими другими науками и, прежде всего, этноэтикой, этнопсихологией, этнопедагогикой и др. Причем, каждая из них в соответствии со своим предметом, исследуя, как правило, какой-то из аспектов в их функционировании, использует и вырабатывает специфические для данной науки методы, приемы и формы познания, обеспечивая таким путем достижение поставленных целей своего конкретного исследования.

Дореволюционный период исследования характеризуется накоплением определенного эмпирического материала, посвященного различным аспектам культуры и быта дагестанцев. Этот материал отличается описательно-стью, и авторы в этот период выдвигали в качестве первостепенных различные, нередко противоречащие друг другу положения и принципы, характеризовавшие по их мнению, культуру и уклад жизни дагестанцев в целом. Среди них: И. Н. Березин, П. Пржецлавский, М. М. Ковалевский, Ф. Леонтович,.

B. Швецов, А. Т. Васильев, Н. Данилевский, Н. Дубровин и др.1.

К изучению своей традиционной культуры обращались многие дагестанские авторы: А. Г. Агаев, С. С. Агаширинова, А. Г. Булатова, Т. В. Вагабов,.

C.Ш.Гаджиева, Р. М. Магамедов, Г. А. Гаджиев, С. М. Гаджиев, С. А. Лугуев,.

1 Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. СПб., М., 1949; Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. -1867. — Т.З. — С.141−192- Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890, он же. Современный обычай и древний закон. М., 1886- Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883, вып.1-ПШвецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856- Васильев А. Т. Кази-кумухцы. Этнографическое обозрение. 1899, т.42, № 3- Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846- Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.

Х.М.Хашаев, С. Ш. Муслимов и др.1, сочинения которых содержат, в основном, описания семейного быта и обрядов, религиозных воззрений.

По собственно кавказоведческой проблематике есть ряд работ историков, этнографов, фольклористов, философов и т. д.: Б. Х. Бгажнокова, Р. Ж. Бетрозова, В. Х. Гарданова, Ш. Д.Инал-Ипа, В. М. Зумакулова, С. Х. Мафедзева, Б. С. Саламова, А. И. Мусукаев, В. С. Уарзиати, Х. К. Цаллаева, Б. Х. Цавкилова, Ю. Д. Ачнабадзе и др.2.

1 Агаев А. Г., Магомедов P.M. Дагестанское единствоистория и современность. Махачкала, 1995; Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин. М., 1978; Агаширинова С. С., Сергеева Г. А. Формирование новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. — № 4. — 1966; Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — нач. ХХ в. Л., 1989; Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — нач. ХХ вв. М., 1985; она же. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979; Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991; Гаджиев С. М. Личность и общество. Махачкала, 1975; Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. М., 1960; он же. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992; Лугуев С. А. О традиционных нормах общения у народов Дагестана в сфере «мужчина-женщина» // Краткое содержание сред-неазиатско-кавказских чтений 1990;1991. СПб., 1992; Хашаев Х. М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Муслимов С. Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1968.

2 Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Бетрозов Р. Ж. Адыги: истоки этноса. Нальчик, 1990; Галданов В. Х. Общественный строй адыгских народов (XVIII-XIX вв.). М., 1967; Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984, он же. Традиции и современность. Сухуми, 1973; Зу-макулов В. М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985; Мафедзев С. Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984;

Большое методологическое значение для разработки данной проблемы имеют труды культурологов, этиков, эстетиков. Исследования A.B. Авксентьева, С. ФАнисимова, М. М. Бахтина, Д. Ж. Валеева, А. А. Гусейнова, В. Г. Иванова, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, В. И. Бакштановского, А.П. Варда-мацкого, Э. В. Соколова, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Пенькова и др.1 отон же. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979; Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986; он же. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990; Саламов Б. С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Цаллаев Х. К. Традиции и нравственное воспитание. Орджоникидзе, 1989; Цавкилов Б. Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961; Ачнабадзе Ю. Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. — М., 1985. — № 4 и др.

1 Авксентьев A.B., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Бахтин М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981; Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988; он же. Великие моралисты. М., 1995; Иванов В. Г. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985; Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы СПб., 1996. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974; он же. Философская теория ценности. СПб., 1997; Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979; Вардамацкий А. П. Моральная регуляция поведения личности. Минск, 1987; Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972; он же. Свободное время и культура досуга. Л., 1977; Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Пеньков Е. М. Социальные нормы — размеры поведения личности. М., 1972. личаются тем, что в них фиксируется взаимосвязь, взаимообусловленность нравственных категорий, исследуется своеобразие специфики нравственного поведения.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие теории этикета внесли работы, которые позволили автору определиться с принципами и методами исследования этикета как предмета этнографической, исторической, философско-этической науки. Это, в основном, работы А. К. Байбурина, Б. Х. Бгажнокова, Л. В. Волченко, Н. С. Сарсенбаева, И. В. Суханова, Ш. Д.Инал-Ипа, В. М. Замакулова, А. К. Алиева и др.1 В трудах этих исследований раскрывается значение этикета для человеческого общения, осмысляется понятие стиля поведения, а также дается определение правил поведения как сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах.

Надо сказать, что собственно философско-этических работ, посвященных анализу нравственной культуры народов Кавказа, очень мало. Лишь с 90-х годов появляются исследования по философии, этике, культурологии кавказской проблематике: Р. М. Алиева, К. Х. Унежев, Р. А. Ханаху, А.Ю. Шад-же2.

1 Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990; Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М., 1976; она же. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992; Суханов И. 8. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сарсенбаев Н. С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965; Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984; Зумакулов ВМ Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985 и др.- Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968 и др.

2 Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе этнокультуры (на материалах народов Северного Кавказа). Диссерт. на соиск.уч.степ.к.фил.н.

При всем многообразии литературы, исследований, различных подходов к данной проблеме, обобщающей, систематизирующей работы, которая рассматривала бы целостно данное явление, нет.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой работой, специально посвященной этическим традициям и этикетным нормам народов Дагестана. Несмотря на обилие работ по отдельным разделам этикета, тем не менее нет комплексного исследования, посвященного собственно проблеме этикета и культурным традициям народов Дагестана и их роли в жизни этих народов, которых насчитывается более 30. Опубликованные ранее в литературе данные по отдельным разделам дагестанского этикета рассмотрены в диссертации под новым углом зрения, поскольку выявлены общечеловеческие ценности этикета и его этноэтическое своеобразие.

Целью диссертационной работы является исследование и анализ системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассмотрены ведущие типы ценностей — этические, религиозные, социальные. Их анализ проводится на нескольких основных уровняхуровне сознания, поведения, социальной и религиозной жизни. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

— Описать традиционный дагестанский этикет и определить его основные принципы;

— Показать, какого рода нравственное долженствование содержится в нормах этикета, указать культурно-воспитательное значение этикета;

— Выявить специфику и содержание религиозных ценностей в сфере.

СПб., 1992; Унежев К. Х. Традиционная культура адыгов. Авт. на соиск.уч. докт.филос.н. — Ростов-на-Дону, 1998; Ханаху P.A. Традиционная культура: специфика и проблемы эволюции (на примере Северного Кавказа). Авт. докт.филос.н. — М., 1998; Шадже А. Ю. Национальные ценности: социально-философский анализ. Авт.докт.филос.н. — Ростов-на-Дону, 1997. этикета. Проанализировать адатно-шариатский механизм регулирования се-мейно-бытовых отношений, сложившихся исторически у народов Дагестана;

— Рассмотреть праздник как социокультурное явление и роль этикета в нем;

— Раскрыть специфику этикета по отношению к другим социальным нормам, обычаям, обрядам и т. д.;

— определить место нравственных ценностей и этикета на современном этапе народов Дагестана.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов по истории и этнографии, в которых прямо или опосредовано были поставлены, проанализированы важнейшие проблемы развития этносов и межэтнических отношений (Байбурин А.К., Бгажноков Б. Х., Инал-Ипа Ш. Д., Магомедов P.M., Мафедзев С. Х., Першиц А.Ч.). Также методологической основой исследования являются философско-этические и культурологические работы отечественных авторов. Большое значение для разработки данной проблематики имеют работы С. Ф. Анисимова, JI.M. Архангельского, А. А. Гусейнова, В. Г. Иванова, С. Н. Иконниковой, А. Н. Титаренко, O.JI. Дробницкого, Э. В. Соколова. В диссертации относительно предмета исследования конкретизированы такие методологические принципы, как принцип историзма, развития, системности.

Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее основных положений в разработке основ и принципов национальной политики, стратегии социального реформирования в регионах многонационального общества, в подготовке общих и специальных курсов по этике и культурологии, методических материалов по истории культуры дагестанцев, религиоведению и этнопсихологии. Определенные положения диссертации могут представлять интерес для философов, культурологов, социологов, изучающих механизмы разнообразных процессов культурных трансформаций. Проблематика данного исследования помогает установить г некоторые аспекты значимости культ^ры как социального явления и каксобой отрасли социально-философского знания.

Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в четырех научных публикациях. Некоторые аспекты диссертации легли в основу выступления автора на заседании аспирантского семинара кафедры этики и эстетики философского факультета СПбГУ.

Структура и объем диссертационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Все культуры мира похожи друг на друга, и в то же время каждая культура особенна и оригинальна по-своему. Можно с уверенностью сказать, что нет народа, у которого не существовало бы правил поведения людей по отношению друг к другу или, что одно и то же — норм этикета. А разве представления о счастье не входят в систему материальных и духовных ценностей каждого народа? Каждый народ вкладывает в свои понятия представление об отношении людей друг к другу и к природе, каждый народ имеет свои представления о праздниках и буднях и т. д. И это неудивительно, ибо при всем многообразии закономерностей социального развития человечества в основе их лежит некоторое число общих для всего мира инвариантов. Их универсальность предопределена принадлежностью людей к единому биологическому виду и вытекающим отсюда единством наиболее важных жизненных потребностей, единством общих законов исторического развития.

Говорить об этничности доисламских народов нельзя без анализа мощного влияния окружающей их специфической природной среды, в которой они развивались. Именно географическая обособленность горных районов Дагестана, климатические условия, отсутствие дорог оказались важнейшими причинами сохранения на сравнительно небольшой территории такого многообразия языков и культур. Можно указать следующие общие культурно-психологические черты, свойственные народам Дагестана, определяющие поведенческие модели, особенности восприятия и взаимодействия в жизни.

1. Этические традиции дагестанцев являются составной частью народной культуры в целом. Они тесно переплетены с социальной организацией, религиозными воззрениями и обрядами, с искусством, с народной педагогикой.

2. Нравственная культура общества и индивида в традиционных уеловиях представляет собой целостную систему норм и нормативных действий, отражающих идеалы, жизненную ориентацию и определяющих поведение в природе, человеческом обществе.

3. Дагестанскую культуру в целом можно охарактеризовать скорее как застывшую, чем динамическую. Известно, что горские этносы долгое время оставались весьма консервативными. Консерватизм сохраняет общинные отношения, определяет их высокую приверженность к традиционным укладам, устойчивую межпоколенную связь и преемственность, даже в условиях социальных трансформаций.

4. Дагестанскую культуру характеризует стабильность систем ценностей, устойчивость поведенческих стереотипов. Здесь высока значимость иерархии, старшинства, таких ценностей, как послушание, конформизм, покорность. Регламентированность как характеристика общества определяет высокую степень стремления у ее представителей избежать неопределенности и порождает агрессивность в случае отклоняющегося поведения.

5. За каждым обрядом, обычаем, представлением, стоит вся культура в целом — культура, ориентированная на общество, а не на личность. Общество не навязчиво, но настойчиво направляет каждого своего члена в русло отшлифованных поколениями традиций. В личности воспитывается привычка к взаимопомощи, сознание того, что она делит ответственность за свои поступки с остальными членами общества и, прежде всего, с родственниками. Условия социальной жизни вырабатывают в людях ощущение взаимной зависимости, чувство сильной взаимной привязанности, духовной близости. Горцам вообще свойственна глубокая привязанность к своей родовой или общинной земле. Материальные условия жизни горцев, постоянное взаимодействие с природой при низком уровне развития техники, а также специфические особенности их социальных отношений, требовали не только коллективизма и сплоченности людей, составляющих общину, но и личной инициативы, способности индивидов принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях. Это нашло отражение в системе социально-нравственной регуляции народов Дагестана.

6. Практически все исконные народы Дагестана исповедуют мусульманскую религию. С введением ислама, регулятивная функция которого носит строгий характер, этикет не утратил своей роли в дагестанском обществе, хотя был дополнен некоторыми мусульманскими правилами и запретами, особенно, в области семейно-брачных отношений и требований, касающихся соблюдения мусульманских ритуалов.

7. Современная социально-политическая ситуация на Северном Кавказе оживляет общинные отношения у всех коренных народов. В условиях межэтнической напряженности еще более усиливаются внутриэтнические эмоциональные связи, возрастает чувство этнической общности, а собственная этническая группа в системе ценностей выдвигается на первый план.

Структурное реформирование общества, особенно его регионов, невозможно без учета нравственных оснований любого этноса. В противном случае любая модернизация обречена на отторжение. Современная ситуация на Северном Кавказе, и в частности, в Дагестане, служит этому примером.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.О. Семейные обряды лезгин Азербайджана. Авт. канд. ист. наук. М., 1989. — 21 с.
  2. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991. -169 с.
  3. Н.М. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // Кавказ.- 1857.-№ 50, 51.
  4. Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент. 1988. С. 125.
  5. A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1974. С. 287.
  6. A.B. Коран, шариат и адаты.Ставрополь, 1966.
  7. A.B., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. С. 222.
  8. А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995. С. 94.
  9. С.С. Материальная культура лезгин. М., 1978. С. 304.
  10. С.С., Сергеева Г. А. Формирование новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. № 4. — 1966. -С.126−177.
  11. П.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы. М., 1990. 240 с.
  12. М.А. Территории сельских обществ и их союзов горного Дагестана в XIV—XIX вв.. // Общественный строй сельских общин Дагестана в XVIII нач. XIX в. — Махачкала, 1981.
  13. Адаты кумыков. Нальчик, 1995. С. 56.
  14. Адаты южно-дагестанских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. 1875. Вып.8.
  15. С.А. Патронимия у народов Южного Дагестана. Авт. канд. ист.наук. М., 1988. 28 с.
  16. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. С. 290.
  17. P.M. Мораль и нравственность в системе этнокультуры (на материалах народов Северного Кавказа). Дисс. на соиск. учен.ст. .канд. фи-лос. наук. СПб., 1992. С. 111.
  18. С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985. С. 158.
  19. В.В. Основы этики ислама. СПб., 1993. 13 с.
  20. Аристотель. Соч.- в 4 т. М., 1984. Т.4.
  21. Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. М., № 4. — 1985. — С.110−120.
  22. Н. Нравственные поучения современного ислама. М., 1977.-64 с.
  23. И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995. С. 129.
  24. А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. 237 с.
  25. А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 167.
  26. В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979. С. 64.
  27. В.В. Культура мусульманства. Пг., 1918.
  28. И.Б. Этикет. Психология и культура поведения. Воронеж, 1996. С. 110.
  29. М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. 527 с.
  30. И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. СПб., М., 1849.
  31. .Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. С. 159.
  32. .Х. Культура общения и этнос. Нальчик, 1984.
  33. .Х. Традиционное и новое в застольном этикете адыгских народов // Советская этнография. М., 1987. — № 2. — С.89−100.
  34. Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. С. 200.
  35. Р.Ж. Адыги: истоки этноса. Нальчик, 1990. С. 133.
  36. В.С. Нравственность, культура, современность. М., 1990.62 с.
  37. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 311.
  38. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т.36.
  39. А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991. 60 с.
  40. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала, 1986. С. 142.
  41. Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 622.
  42. Ю.В. Традиции и инновации в бытовой сфере образа жизни. М., 1981. С. 55.
  43. С.М. Известия о Кавказе. М., 1823. Ч.П.
  44. С.М. Новейшие исторические и этнографические сведения о Кавказе. М., 1823.
  45. А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX нач. XX в. Л., 1989. С. 197.
  46. А.Г. Лакцы в XIX — нач.ХХ вв. Авт.дисс. на со-иск.ученой степ, к.ист.н. Махачкала, 1969. 18 с.
  47. .В. Этика и этикет общения. Петропавловск-Камчатск, 1993. С. 168.
  48. Быт сельского населения Дагестана (XIX нач. XX вв.). Махачкала, 1981. С. 148.
  49. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.
  50. А.П. Моральная регуляция поведения личности.1. Минск, 1987. С. 128.
  51. А.Т. Кази-кумухцы. Этнографическое обозрение. 1899. Т.42. № 3.
  52. Е.Г. Кавказские этюды. Тифлис, 1901. С. 327.
  53. А.Г. Мораль и традиции. JL, 1981. С. 36.
  54. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.1. С. 341.
  55. Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992. С. 115.
  56. Л.Б. Нравственность и этикет. М., 1976. С. 64.
  57. Вопросы национальной психологии. Черкеск, 1972. С. 176.
  58. Н.В. Путешествие по Дагестану // сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып.1.
  59. В. Этика. Исследование факторов и законов нравственной жизни. СПб., 1887. T.I. С. 284.
  60. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. С. 224.
  61. Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. С. 182.
  62. С.М., Ширавов К. З. Ислам и мораль. Махачкала, 1970. С. 128.
  63. С.М. Личность и общество. Махачкала, 1975. 120 С.
  64. С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач. XX в. М., 1985. С. 359.
  65. С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979. С. 57.
  66. С.Ш., Аджиев A.M. Похоронный обряд и причитания кумыков // Семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1980.
  67. Ган К. Ф. По долинам Черека, Уруха и Ардана // Сб. материалов для описания местностей и племени Кавказа, 1898. Т.20.
  68. B.K. Общественный строй адыгских народов (XVIII-XIX вв.). М., 1967.-331 с.
  69. В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов в XVIII пер.пол. XIX века // Советская этнография. — 1964. — № 1. — С.34−59.
  70. Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1989. С. 412.
  71. ГардашукТ.В. Этология в системе наук. Киев, 1991. С. 128.
  72. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971. С. 78.
  73. М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала, 1994. 32 с.
  74. ДМ. Массовые праздники. М., 1975. С. 140.
  75. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. С. 274.
  76. Т. Сочинения в 2 т. Т.2. м., 1991. С. 736.
  77. В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. С. 112.
  78. И. Культ святых в исламе. М., 1939.
  79. А.К. Традиции в системе общественных отношений. Авт. дисс.канд.филос.наук. М., 1970.
  80. Грани культуры. СПб., 1997. С. 358.
  81. A.A. Великие моралисты. М., 1995. 350 с.
  82. A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988. 269 с.
  83. Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1990. С. 312.
  84. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII—XVIII вв. Махачкала, 1992. С. 304.
  85. Дай Иичиков. Этика японцев. СПб., 1907. С. 128.
  86. . Материалы по обычному праву даргинцев. Ф.5, оп.1.
  87. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. Т.1.1994.
  88. H. Кавказ и его горские жители. М., 1846. С. 188.
  89. А.Г. Основы современного этикета. М., 1997. С. 48.
  90. A.B. Мусульманское болото: очерки кавказских нравов. СПб., 1893. С. 118.
  91. Т.Г. Развивать хорошие традиции и обычаи. Орджоникидзе, 1964. С. 38.
  92. Х.В., Смирнова Я. С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. С. 212.
  93. . М., 1991. 317 с.
  94. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 340.
  95. О.Г. Понятие морали. М., 1974. С. 387.
  96. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С.ЗЗЗ.
  97. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.4.II.
  98. К.Н. Влияние новых традиций на формирование личности. Авт.дисс.канд.филос.наук. М., 1970.
  99. Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.1. С. 574.
  100. Ю2.Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. 280 с.
  101. Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 288.
  102. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. С. 224. Ю5. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. 336 с.
  103. Жители Кавказа: Аварцы. М., 1901.
  104. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1989. С. 607.
  105. И.И. Культура поведения как проявление нравственногосовершенства человека. М., 1981. С. 40.
  106. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 223.
  107. В.М. Роль традиций и обычаев в нравственном воспитании (на мат. народов Кавказа). Дисс. на соиск.учен.степ. .канд.филос.наук. Л., 1981. С. 160.
  108. В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985. С. 128.
  109. В.Г. Мораль коллективистская, гуманистическая, деятельная. М., 1987. С. 62.
  110. В.Г. Нравственный конфликт: зло или благо? Л., 1983.1. С. 16.
  111. В.Г. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985. С. 151.
  112. С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности. Авт.дисс.канд.филос.наук. Л., 1963. С. 19.
  113. Пб.Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.
  114. Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. С. 190.
  115. Инал-Ипа Ш. Д. Традиции и современность. Сухуми, 1973. С. 96.
  116. В.П. Праздничная культура русского народа как ценностно- адаптационный феномен. М., 1998. 132 с.
  117. Ислам в Дагестане. Махачкала, 1994. С. 116.
  118. Ислам в России. М., 1996. С. 122.
  119. Ислам и женщины Востока. Ташкент, 1990. С. 250.
  120. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. С. 315.
  121. Ислам: традиции и новации. М., 1991.
  122. Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 278.
  123. М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. С. 370.
  124. Кабус-намэ. М., 1958. С. 295.
  125. М.С. Мир общения. М., 1988. С. 315.
  126. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 204.
  127. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 328.
  128. Х.М. О главных ценностях. Нальчик, 1992. 168 с.
  129. К.П. К вопросу о соотношении возрастной и кровнородственной систем. М., 1973. С. 14.
  130. .А. Моздокские осетины. М., 1995. С. 243.
  131. Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 223.
  132. С.С. Система воспитания адыгов в прошлом. Авт.дисс. канд.ист.наук. Тбилиси, 1977.
  133. H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. С. 240.
  134. Китаби кульсум намэ // Книга восточных женщин. Уфа, 1995. — С.78.
  135. М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.1. С.293- Т.2. С. 307.
  136. М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1903.
  137. М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1.
  138. С. Записки о быте осетин. М., 1885.
  139. НЗ.Кокшаров Н. В. Культура и этничность. СПб., 1998. 198 с.
  140. A.B. Нравственная ценность этикета. Авт.дисс.канд. фи-лос.наук. М., 1995. С. 28.
  141. Кон И. С. Этнография детства // Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988. -С.191.
  142. М.О. Очерки по этнографии Кавказа // Советская этнография. M., 1946. — № 2. — С.109−144.
  143. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. -Нальчик, 1974.
  144. Культура этноса и этническая история. Д., 1987. С. 38.
  145. В.П. Нравственная норма как регулятор поведения личности. Авт.дисс.канд.филос.наук. Иркутск, 1972.
  146. М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992. 232 с.
  147. Л.И. Карачаевцы. Черкеск. 1978. С. 336.
  148. Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 224.
  149. Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников. Авт. на соиск.учен.степ. канд.филос.н. М., 1975. 27 с.
  150. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 316.
  151. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 535 с.
  152. В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологич. проблемы социальной регуляции поведения. -M. С.212−237.
  153. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып.1-П. Одесса, 1883. 437 С., 396 с.
  154. Личность: этические проблемы. М., 1979. С. 33.
  155. Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульм. верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.
  156. .М. Культура поведения. Этикет. Тула, 1993. С. 140.
  157. А.ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.
  158. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 399.
  159. С.А. О традиционных нормах общения у народов Дагестана в сфере «мужчина-женщина» // Краткое содержание среднеазиатскокавказских чтений 1990−1991. СПб., 1992. С. 130.
  160. Н.С. «Хороший тон» на Востоке. Пг., 1915. С. 168.
  161. P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. М., 1960. С. 11.
  162. P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. Вып.П. С. 272.
  163. P.M. Далекое прошлое Дагестана. Махачкала. 1940. С. 20.
  164. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. С. 140.
  165. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С. 392.
  166. А.П. Притчи о горском этикете. Нальчик, 1989. С. 211.
  167. Е. очерки Кавказа. СПб., М., 1904.
  168. В.И. Дагестан и горная Чечня в древности. М., 1969.116 с.
  169. Н.Я. Кавказ и памятники его духовной культуры. Пг., 1919.
  170. С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX нач. XX в. Нальчик, 1991. — 253 с.
  171. С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979.1. С. 203.
  172. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984. С. 170.
  173. С.Х. Статус мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании // Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992. С. 182.
  174. Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989. 75 с.
  175. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996. С. 544.
  176. Меч С. Кавказ. М., Л., 1923. С. 117.
  177. В. Осетинские этюды. М., 1887. Ч.З. С. 216.
  178. Мир культуры. Нальчик, 1990. С. 208.
  179. Моральная регуляция и личность. М., 1972. С. 283.
  180. Моральные ценности и личность. М., 1994. 175 с.
  181. С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1986. С. 112.
  182. А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986. С. 152.
  183. А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990. С. 112.
  184. А. Отобранное по крупицам из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958. С. 144.
  185. З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. С. 192.
  186. Народы Дагестана. М., 1955. С. 248.
  187. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994.1. С. 656.
  188. Национальная культура и общение. М., 1977. С. 96.
  189. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М, 1982. С. 152.
  190. З.А. Родовые формы и отношения у аварцев в XIX в. М., 1948.
  191. З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев // Советская этнография. М., 1946. — № 2. С.193−197.
  192. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1986. С. 304.
  193. Нравственная культура личности и пути ее формирования. Махачкала, 1994. С. 84.
  194. Нравственные аспекты духовно-практической деятельности. М., 1979. С. 110.
  195. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 279.
  196. Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. С. 180.
  197. А. Воспоминания муталима // Сборник сведения о кавказских горцах. Тифлис, 1868. — Вып.1.
  198. Пап Ф. Язык и этикет // Русский язык в национальной школе. М., 1964. -№ 1. — С.74−77.
  199. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. М., 1972. С. 198.
  200. A.B. Как живут и трудятся народы в горах Кавказа. М., Л., 1927. С. 48.
  201. .Н. Семейная культура народов Северо-Востока России. Новосибирск, 1993.
  202. Э. Этикет. М., 1996. С. 616.
  203. П. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. -1867. T.III. — С. 141−192.
  204. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 368.
  205. Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988. С. 57. 2И. Ризванов Р., Ризванов 3. История лезгин. Махачкала, 1990. 57 с.
  206. В.В. Культура и духовно-нравственное здоровье человека. Проблемы и реалии // Экология и религия. М., 1994.4.2.
  207. М.А. Прошлое как ценность // Путь. 1992. — № 1.
  208. РыдановаИ.И. Уроки этикета. Минск, 1988. С. 158.
  209. М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. 154 с.
  210. В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М., 1982. С. 206.
  211. .С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968. С. 137.
  212. Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.1. С. 328.
  213. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып.1- 1869. Вып. П- 1870. Вып.Ш.
  214. И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1977. С. 144.
  215. М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. С. 304.
  216. Н. Обычай гостеприимства. СПб., 1896. С. 8.
  217. Семейно-обрядовая поэзия народов Кавказа. Махачкала, 1985. С. 174.
  218. Семейный быт народов СССР. М., 1990. 519 с.
  219. Семейный быт народов Дагестана в XIX—XX вв. Махачкала, 1980. С. 120.
  220. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. 264 с.
  221. И.М. Русские простонародные праздники и суеверные праздники. М., 1837. 246 с.
  222. И. Дигорское ущелье. Архив СОНИИ. Ф.4, оп.1, д. 58.
  223. Собрание замечательных обычаев из сборника Стобея // Вестник древней истории. М., 1960. — № 4. — С.237−242.
  224. Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С. 139.
  225. Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 152.
  226. Э.В. Свободное время и культура досуга. Д., 1977. С. 207.
  227. Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 228.
  228. Социология и социальная антропология. СПб., 1997. 434 с.
  229. К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кав-казск.сборник. Тифлис, 1900. — Т.21.
  230. М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982. 248 с.
  231. Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 296.
  232. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.1. М., 1976. С. 216.
  233. Л.Ф. Мусульманское право. М., 1986. С. 254.
  234. Тагирова-Шайдаева Г. М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. Махачкала, 1990. С. 160.
  235. Тейдзио Исе. Японская этика. М., 1911. 32 с.
  236. Традиции и современность. Махачкала, 1977. С. 199.
  237. Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. С. 496.
  238. В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 277.
  239. B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. С. 233.
  240. A.M. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала, 1991. С. 136.
  241. М.А. Основные этапы эволюции ислама. Авт.дисс. на со-иск.учен.степ. докт.фил.н. Ташкент, 1978. 45 с.
  242. В.И. Повседневный и деловой этикет. СПб., 1995. 31 с.
  243. Ю.В. Социализация этноса. Н. Новгород, 1997. 88 с.
  244. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 275.
  245. Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986. С. 703.
  246. Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С. 542.
  247. К.Н., Скворцов Н. Т. Испытания национального само-сознания.СПб., 1993. 120 с.
  248. Е.Т. Новое время новые обычаи. Нальчик, 1987. С. 168.
  249. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. СПб., 1842. — Т.5. — С.1−53.
  250. Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.262 с.
  251. Хан-Гирей. Черкесские предания // Русский вестник. СПб., 1841. — Т.2. С.292−377.
  252. К. Особа // Собр.соч.в 5-ти т. М., 1961.
  253. .Х. Мораль ислама. Нальчик, 1987. С. 327.
  254. .Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. С. 68.
  255. Х.К. Традиции и нравственное воспитание. Орджоникидзе, 1989. С. 95.
  256. Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. — Т.П. — С.359.
  257. Р.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. Гагра, 1995. С. 57.
  258. А.Б. Об обычаях и обрядах. М., 1976. С. 64.
  259. Я.В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования института этнографии 1980−1981. М., 1984.
  260. Г. Ф. Авары. Этнографический очерк. 1928.
  261. В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856. С. 76.
  262. П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. М., 1989. С. 160.
  263. Н.Б. Погребальный обряд в раннесредн. Дагестане как ис-торич.источник // Краткие сообщения института истории материальной культуры АН СССР. 1952. — Вып.46.
  264. Л.Я. Семья и род у народов северовосточной Азии. Л., 1933. С. 188.
  265. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.,. 1936. 572 с. ^
  266. И.Г. Люди, годы, жизни. М., 1990. В 3-х т. х-ч/
  267. Этика и мораль. Философско-этические проблемы воспитания. М., 1990. С. 195.
  268. Этикет, воспитанность, личность. Алма-Ата, 1975. С. 167.
  269. Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 264.
  270. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978. С. 280.
  271. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 325.
  272. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 300.
  273. Этнография // Под ред.Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М., 1982.
  274. Этнография и современность. Нальчик, 1984. С. 248.
  275. Этносы и этнические процессы. М., 1993. С. 344.
Заполнить форму текущей работой