Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика прав человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, не умаляя важности практического аспекта проблемы, следует признать, что права человека — нечто большее, чем совокупность норм позитивного права, что этот феномен выходит за рамки области правовой теории, и сводить проблему прав человека исключительно к области правоведения — значит неоправданно сужать ее. Дело в том, что именно в контексте данной проблематики с новой силой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. " Человек этический в системе традиционного европейского права"
  • Параграф 1 «Достоинство личности и права человека»
  • Параграф II «Альтернативные подходы к проблеме защиты достоинства личности»
  • Глава II. " Взаимодействие правовых и этических регуляторов в современном обществе"
  • Параграф I «Специфика морального и правового регулирования общественных отношений»
  • Параграф II «Homo moralis или Homo juridicus?"^
  • Глава III. » Этические стандарты прав человека"
  • Параграф I «Этические императивы и нормотворчество в морали и праве»
  • Параграф II «Международные этические стандарты прав человека»

Этика прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность исследования этики прав человека обусловлена следующими причинами. Интерес к проблематике прав человека как таковых и всему, что с ней связано, в последние годы закономерно возрастает. Причем это интерес не только со стороны юристов. Проблема прав человека оказывается также в зоне повышенного внимания социологов, культурологов, философов и простых граждан.

Это естественно, так как именно права человека, а точнее, нормы международного права, касающиеся охраны и защиты этих прав, все более жестко регулируют правоотношения, причем носящие как публичноправовой, так и частноправовой характер. Из области чистой теории и норм-деклараций права человека переходят в область повседневной юридической практики. Именно данным фактором обусловлен устойчивый интерес юристов (как юристов практиков, так и правоведов) к этой области права.

С другой стороны, не умаляя важности практического аспекта проблемы, следует признать, что права человека — нечто большее, чем совокупность норм позитивного права, что этот феномен выходит за рамки области правовой теории, и сводить проблему прав человека исключительно к области правоведения — значит неоправданно сужать ее. Дело в том, что именно в контексте данной проблематики с новой силой вспыхнул спор о сущности самого права, спор между сторонниками концепций естественного и позитивного права. Действительно, что есть норма права — некий комплекс прав и обязанностей, дарованных государством индивиду по своему произволу и также, по своему произволу, могущих быть у индивида отнятыми, или же эти права (и обязанности) присущи индивиду изначально, обладание ими является его сущностной характеристикой и они не могут ни дарованы, ни отняты? Данный спор представляется малоразумным (а иногда и просто нелепым) применительно к большинству отраслей права (действительно, как может принадлежать индивиду от рождения право собственности на земельный участок или активное избирательное правр), но вновь приобретает актуальность, когда речь идет о таких правах, как право на жизнь или свободу. Рассмотрение подобных прав и свобод исключительно как феномена права опасно, ибо, как уже было сказано выше, то, что дается и гарантируется волей государства, ею же может быть и отнято. Совершенно иная картина открывается нам, если мы рассматриваем права человека как врожденные, свойственные человеку именно как человеку, а не как элементу некой социальной структуры, называемой государством, и необходимость их соблюдения выводим не из велений писаного права, а из внутреннего нравственного закона, также присущего человеку. В этом случае мы говорим уже не о правовых, а об этических нормативах прав человека. Выявлению и исследованию этического содержания прав человека и посвящена данная работа.

Степень разработанности проблемы.

Концепт естественных неотчуждаемых прав человека как формы защиты человеческого достоинства в его нынешнем виде не подвергался этическому исследованию.

В истории изучения и развития представлений о естественных правах человека можно выделить два периода.

Основы современных представлений о естественных неотчуждаемых правах человека заложены еще в античную эпоху в трудах Зенона, Платона, Аристотеля, римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Эпиктет). В средневековой философии проблематика статуса личности и человеческого достоинства рассматривалась Августином, Фомой Аквинским, Мартином Лютером.

В новое время проблема соотношения личности и государства интересовала Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция.

Особенно большое значение для концепции естественных прав человека имеют работы Томаса Гоббса, Джона Локка и Иммануила Канта, на которых фактически базируются современные представления о правах человека. Очень большое внимание проблематике соотношения морали и права уделяли русские философы (Ященко А. С. Михайловский И. В Трубецкой Е. Н Ильин И. А Булгаков С. Н. Франк С. JL Зеньковский В. В Новгородцев П. И).

Из современных нам авторов следует отметить труды О. Г Дробницкого, посвященные проблемы взаимодействия различных форм нормативной регуляции общественного поведения.

Различным аспектам проблематики прав человека посвящены работы таких современных авторов, как Жак Маритен, Эрнст Блох, Джон Роулз, Карл-Отто Апель и Юрген Хабермас.

Большой интерес в данном контексте представляет работа А. И. Ковлера, посвященная антропологии права.

Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования является выявление и осмысление основных этических принципов, имплицитно присутствующих в правовом концепте прав человека.

Для достижения этой цели представляется необходимым, во-первых, установление теоретических предпосылок, приведших к возникновению данного правового феномена, во-вторых, анализ соответствующих нормативов с целью выделения их этической составляющей. Исходя из этого, в задачи исследования входит:

1) Исследование предпосылок возникновения и развития современной юридической концепции прав человека, сформулированных в рамках мировой моральной философии.

2) Анализ современных работ в области философии и теоретической этики, посвященных данному правовому феномену.

3) Исследование нормативно-правовых актов в области международного права, а также опыта их практического применения, с целью выявления этических стандартов прав человека.

Объект исследования и предмет исследования.

В качестве объекта исследования выступают, с одной стороны, труды философов, разрабатывавших проблематику естественных неотчуждаемых прав человека, соотношение личности, общества и государства, взаимодействие морали и права, с другой, современная нормативно-правовая база и юридическая практика охраны и защиты прав человека. Непосредственным предметом исследования является проблематика охраны и защиты человеческого достоинства. Исследование выподненно на материале философских трудов, нормативно-правовых актов в области охраны и защиты прав человека, практики правоприменения.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Двойственная природа исследуемого феномена (защита человеческого достоинства как этическая проблема и защита неотъемлемых естественных прав человека как проблема правовая) предопределила комплексный подход, ставший основой методологии исследования.

В ходе работы использовались методы сравнительно-исторического и нормативно-этического анализа философского осмысления проблематики защиты человеческого достоинства, причем не только в рамках западной философской и правовой традиций, но также рассматривались практики в рамках иных культур (исламский мир, Китай, СССР).

Исходя из этого, в ходе исследования проводился исторический анализ различных концепций, касающихся проблемы защиты человеческого достоинства, а также анализировались современные работы, созданные уже после возникновения соответствующих правовых институтов и посвященные их рассмотрению. Также проводилось исследование нормативно-правовой базы с целью вычленения этических нормативов, лежащих в ее основе.

Научная новизна исследования.

Научная новизна данной работы обусловлена тем неоднозначным статусом, который имеет комплекс проблем, связанных с охраной и защитой человеческого достоинства. С одной стороны, защита прав человека традиционно рассматривается, как отрасль правоохранительной деятельности. С другой стороны, сами материальные нормы права, определяющие круг прав индивида, подлежащих охране и защите, обладают определенными специфическими свойствами, которые отличают эти правовые нормы от норм прочих отраслей права. К таковым свойствам относится, во-первых, специфика их легитимации, источником которой выступает не воля законодателя, а природа человека как таковая, во-вторых, крайне размытое содержание самих норм (благодаря чему правоведы относят нормы конституционного и международного права, касающиеся охраны и защиты прав человека к особой области норм-деклараций), в-третьих, особый статус этих правовых норм, которые главенствуют над всей системой права, выступая источником норм прочих отраслей права.

Таким образом, права человека выступают в роли «первоначальных» правовых норм, не имеющих источника и являющихся источником всей правовой системы, притом что, фактически, именно данная группа правовых норм является исторически последним правовым институтом, не столько определяющим развитие той или иной правовой системы, сколько логично завершающим его на данном этапе развития правовых систем.

Однако ничто не возникает спонтанно, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что, хотя мы и не можем найти источников прав человека в рамках какой-либо правовой системы, мы находим эти источники в рамках этических концепций, созданных человечеством за сотни и тысячи лет его существования.

Таким образом, проблема защиты прав человека оказывается соединительным звеном, связывающим этику, с одной стороны, и право, с другой. Исходя из этого, правовые институты, связанные с охраной и защитой человеческого достоинства также приобретают некий промежуточный статус, они не могут рассматриваться исключительно как феномен правовой реальности, поскольку содержат также и этическую составляющую, не менее важную, чем правовая. Новизна полученных результатов состоит:

1) в ракурсе исследования проблематики защиты и охраны прав человека — перевод данной проблематики из сферы сугубо правовой в сферу этическую;

2) в вычленении этических нормативов, присутствующих в рамках концепта прав человека;

3) в рассмотрении альтернативных подходов к защите человеческого достоинства;

4) в выявлении универсализма этической проблематики защиты человеческого достоинства для различных культур;

Практическая значимость работы.

Практическая значимость данной работы определяется, прежде всего, возрастающим интересом к проблематике защиты прав человека. Причем интерес этот имеет как теоретический, так и прикладной характер.

С точки зрения теории, рассмотрение этической составляющей прав человека может быть полезно как исследователям теории государства и права, так и специалистам в области этики и социальной философии. В области практики правоприменения информация об этических предпосылках и этической составляющей прав человека позволит более широко взглянуть на правоприменение и на проблемы толкования правовых норм, содержащихся в соответствующих международных нормативно-правовых актах.

Наконец, в области юридического и философского образования изучение этики прав человека способно, во-первых, перевести философию из сферы сугубо теоретического знания в сферу знания практического и, таким образом, придать повседневной человеческой деятельности этическое измерение в тех областях, которые традиционно лежат за пределами этического осмысления.

Основные положения, выносимые на защиту.

1)Концепт прав человека может рассматриваться в двух различных аспектах — более узко, как феномен позитивного права, и более широко — как определенная философская традиция, связанная с идеей естественных неотчуждаемых прав индивида, не обязательно связанных с нормами позитивного права.

2) Если включение прав человека в комплекс норм позитивного права является достижением относительно недавнего времени (в основном, XX века), то представление о естественных неотчуждаемых правах человека в рамках европейской философской традиции, фактически, прослеживается на протяжении всей истории западной этической мысли.

3) В основе концепта естественных неотчуждаемых прав человека лежит представление о человеке как о суверенной, самоценной, равной другим личности и об изначально присущем ему достоинстве, всякое посягательство на которое недопустимо. Понятия прав человека и человеческого достоинства взаимосвязаны, но не тождественны.

4)Концепция прав человека в том виде, в котором она нам известна, является в большей степени достижением западной правовой мысли, что связано с большей степенью индивидуализации, характерной для человека Запада.

5) В то же время, проблема защиты человеческого достоинства является универсальной этической проблемой для различных цивилизаций, что позволяет говорить о возможности универсализации прав человека как этической концепции.

6) Механизмы реализации человеческого достоинства могут сильно различаться в зависимости от социальных, культурных, политических и других условий, но сама проблема его реализации присутствует в рамках любого общества.

7) Моральная и правовая формы регуляции общественной жизни тесно связаны, они взаимообусловливают и поддерживают друг друга, и именно поэтому подмена одного другим невозможна.

8)Нормы международного права, известные как права человека, являются также отражением определенной системы моральных норм.

9) В основе этой системы лежат такие ценности, как жизнь и свобода.

10) Данные этические принципы, изначально сформулированные для защиты индивида от произвола со стороны государства, в дальнейшем были перенесены в сферу отношений между обществом и государством и в сферу международных отношений. •.

11) Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована.

Апробация результатов исследования.

Данные, полученные в ходе исследования, были использованы в процессе преподавания курсов «Эстетика и этика» на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. Герцена в 2003/2004 учебном году, «Международные организации в области защиты прав человека» в ИВЭСЭП в 2004/2005 учебном году. Часть данных была использована при подготовке статей:

1) Анискин А. А. Сравнительный анализ институтов российского гражданского права и международного частного права. Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 4. Санкт-Петербург, 2002 год. С44−47.

2) Анискин А. А в соавторстве с Келехсаевой Г. Б. Нормы и принципы международного права и их реализация в конституционном устройстве суверенного Российского государства. «Регион» № 3, 1999 год.С.52−55.

3) Анискин А. А Институт прав человека как механизм этического регулирования PRдеятельности. Материалы третьей межвузовской студенческой конференции. Санкт-Петербург, 2003 год. и.

Выводы по главе 3:

1)Нормы международного права, известные как права человека, являются отражением определенной системы моральных норм.

2) В ее основе лежат такие ценности, как жизнь и свобода.

3) Признание этих ценностей связано с представлением о человеке, как о суверенной личности, чье достоинство неприкосновенно.

4) Данные этические принципы, изначально сформулированные для защиты индивида от произвола со стороны государства, в дальнейшем были перенесены в сферу отношений между обществом и государством и в сферу международных отношений.

5) Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована.

Заключение

.

Пристальное внимание, уделяемое в последние годы проблематике охраны и защиты прав человека требует рассмотрения данного феномена с различных, в том числе и достаточно неожиданных точек зрения. Одним из таких неожиданных ракурсов рассмотрения данной проблемы является включение ее в сферу этического.

Как уже раннее отмечалось, концепт прав человека может рассматриваться в двух различных аспектах — более узко, как феномен позитивного права, и более широко — как определенная философская традиция, связанная с идеей естественных неотчуждаемых прав индивида, не обязательно связанных с нормами позитивного права.

Если включение прав человека в комплекс норм позитивного права является достижением относительно недавнего времени (в основном, XX века), то представление о естественных неотчуждаемых правах человека в рамках европейской философской традиции, фактически, прослеживается на протяжении всей истории западной этической мысли.

В основе концепта естественных неотчуждаемых прав человека лежит представление о человеке как о суверенной, самоценной, равной другим личности и об изначально присущем ему достоинстве, всякое посягательство на которое недопустимо. Понятия прав человека и человеческого достоинства взаимосвязаны, но не тождественны, и если концепция прав человека в том виде, в котором она нам известна, является в большей степени достижением западной правовой мысли, что связано с большей степенью индивидуализации, характерной для человека Запада, то проблема защиты человеческого достоинства является универсальной этической проблемой для различных цивилизаций, что позволяет говорить о возможности универсализации прав человека как этической концепции.

Конечно, сами механизмы защиты и реализации человеческого достоинства существенно различаются в рамках различных культур и цивилизаций. Было бы ошибкой считать, что западные институты охраны и защиты прав человека могут быть перенесены в неизмененном виде или с минимальными изменениями в любой культурный контекст.

Еще большей ошибкой было бы насильственное навязывание западных достижений в данной области представителям незападных культур, осуществляемое под видом своего рода «просвещения». Попытки подобного рода «миссионерской деятельности» способны лишь усилить конфликтность взаимоотношений различных цивилизаций.

Не в коем не следует забывать о том, что представления о формах и методах реализации человеческого достоинства могут сильно различаться в зависимости от социальных, культурных, политических и других условий. Однако также не следует забывать и о том, что сама проблема его реализации присутствует в рамках любого общества.

Именно презумпция неприкосновенности человеческого достоинства является той основой, на которой выстраивается комплекс этических нормативов, который можно назвать «этикой прав человека». В основе этой системы лежат право на признание достоинства личности и обязанность признавать это право. Практическим следствием этого подхода является уважение таких ценностей, как жизнь и свобода личности.

Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована. Моральная и правовая формы регуляции общественной жизни тесно связаны, они взаимообусловливают и поддерживают друг друга, и именно поэтому так важно, чтобы соблюдение формально закрепленных юридических прав личности дополнялось уважением к личности как таковой. Если первого можно добиться путем тех или иных улучшений в области правоохранительной и судебной деятельности, то второе невозможно без соответствующего морального воспитания.

Не вызывает сомнения тот факт, что исследование проблематики, заявленной в теме работы, не исчерпывается проведенным анализом. Вышеупомянутые принципы заслуживают большей детализации. Отдельного рассмотрения требует вопрос о реализации этических принципов прав человека в рамках повседневной деятельности индивида, не связанной с правоприменением в строгом смысле этого слова.

Указанные перспективы изучения этики прав человека не исчерпывают круг научных проблем, связанных с данной тематикой. Предполагается дальнейшее исследования этой актуальной и представляющей не только научный, но и практический интерес темы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. S. К. В. Nation Building and Human Rights in Emergent Africa // Cornell International Law Journal. 1969. 2 (Spring).
  2. Burns H. Weston. Human Rights. Encyclopedia Britanica. // International Law Anthology/Ed. by A. D’Amato. Anderson Publishing Company. 1994.
  3. Cassier E. Myth of the State. Yale University Press. 1974. P. 173−174,
  4. Chkhidvadze V. Constitution of True Human Rights and Freedoms // International Affairs. 1980 (October).
  5. Connelly J. How Are Rights and Duties Correlative? // Journal of Value Inquiry. 1982. 16 (N4).
  6. Egorov A. G. Socialism and the Individual: Rights and Freedoms // Soviet Studies in Philosophy. 1979.18 (N 2).
  7. Finnis, John. Natural Law and Natural Rights. Oxford. 1993.
  8. Hakim K.A. Fundamental Human Rights. Lahore: Institute of Islamic Culture. 1955.
  9. Hall D. Modern China and Postmodern West // From Modernism to Postmodernism: an Anthology/Ed. by L. Cahoone. Oxford. 1996. P. 698.
  10. Harkim T. Human rights and Foreign Aid: Forging an Unbreakable Link. In Brown and McLean, 1979.
  11. Howard Rh. Human Rights in Commonwealth Africa. Totowa, N.Y.: Rowman and Littlefield. 1986.
  12. Ishaque К. M. Human Rights in Islamic Law // Review of the International Commission of Jurists. 1974. 12 (June).
  13. Keenan G. F. Morality and Foreign Policy // Foreign Affairs. 1985—86. 64 (Winter).
  14. Khadduri M. Human Rights in Islam // The Annals. 1946. 243 (January).
  15. Khushalani Y. Human Rights in Asia and Africa // Human Rights Law Journal. 1983. 4.
  16. Legesse A. Human Rights in African Political Culture. In Thompson, 1980.
  17. Leng S.-c. Human Rights in Chinese Political Culture. In Thompson, 1980.
  18. Lo C.-S. Human Rights in Chinese Tradition. In UNESCO, 1949.
  19. Manglapus R. Human Rights Are Not a Western Discovery // World view, 1978.4 (October).
  20. Mawdudi A. A 'la. Human Rights in Islam. Leicester: Islamic Foundation. 1976.
  21. Nadvi S. M-u-D. Human Rights and Obligations (in the Light of the Qur 'an and Hadith). Dacca: S.M. Zahhirullan Nadvi. 1966.
  22. Pollis A., Schwab. P. Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives. N.Y.: Praeger Publishers, 1980.
  23. Said A. A. Human Rights and World Order. N.Y.: Praeger Publishers, 1978.
  24. Said A.A. Human Rights in Islamic Perspectives. In Pollis and Schwab, 1980.
  25. Sawczuk K. Soviet Juridical Interpretation of International Documents on Human Rights. Survey // 1979. 24 (Spring).
  26. Tabendeh S. A Muslim Commentary on the Universal Declaration of Human Rights. London: F.T. Goulding and Company, 1970.
  27. Wai D.M. Human Rights in Sub-Saharan Africa. In Pollis and Schwab, 1980.
  28. Wieruszewski R. The Evolution of the Socialist Concept of Human Rights. SIM Newsletter/Netherlands Quarterly of Human Rights 1988. 6 (N 1).
  29. Zakaria F. Human Rights in the Arab World: The Islamic Context. In UNESCO, 1986.
  30. T.B. Проблемы философии морали: Пер. с нем. М.: Республика, 2000. — 239 с. — (Б-ка этич. мысли). — Указ. имен.: с. 234−236.
  31. С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.
  32. С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 1998. 336 с.
  33. JI.M. История правозащитного движения. М.: Московская школа прав человека, 1996. 121 с
  34. Анискин А. А в соавторстве с Келехсаевой Г. Б. Нормы и принципы международного права и их реализация в конституционном устройстве суверенного Российского государства. «Регион» № 3, 1999 год.С.52−55
  35. Анискин А. А Институт прав человека как механизм этического регулирования PR- деятельности. Материалы третьей межвузовской студенческой конференции. Санкт-Петербург, 2003 год
  36. Анискин А. А К вопросу об универсальности концепции прав человека. Исследование международных отношений. Сборник статей СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. С 112−118
  37. Анискин А. А, Бойцов Ю. И. Права человека: феномен права или этическая концепция? Философия человека в современном образовании. Сборник статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006
  38. Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М., 1995.-353 е.
  39. Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / РАН. Ин-т философии. М., 1995. — 353
  40. Аристотель.Никомахова этика.-М.:ACT, 2002.496с.
  41. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с фр. М., 1993. — 221 с.
  42. Асмус В. Ф. Античная философия М.- Высшая школа 1976 г 543
  43. И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М.: РОССПЭН, 1998. 415 с. — (История полит, мысли).
  44. Н.А. Философия свободы- Смысл творчества / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. JI.B. Полякова. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  45. Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. М.: Изд-во «Бонфи», 2001.-304 с.
  46. Бл. Августин О Граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.
  47. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Издательство БЕК, 1996. 408 с.
  48. С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997. 336 с.
  49. Ф. Сочинения в двух томах. М.: «Мысль» (Философское наследие),. 1978.-575 с.
  50. В.В. Подвалы кантовской метафизики: (Дедукция категорий). -М.: Наследие, 1998. 160 с.
  51. JT.C. История Востока. В 2 т. М.: Высшая школа, 1998. Т. 1. -495 с. Т. 2.-495 с.
  52. Великая хартия вольностей //Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. — 784 с
  53. Всемирная энциклопедия: Философия. Под ред. А. А. Грицанова. -М.: ACT, 2001
  54. Г. Р. Роль нравственной и правовой культуры в противодействии идеологии насилия. Уфа, 2002. — 21 с.
  55. С., Петренко Е. Права человека и из защита в Европейском Суде. Краснодар: Издательский дом «Юг», 2000. — 142 с
  56. С.И. Права человека: русские версии Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2000. 235 с
  57. Т. Левиафан. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1991. 731с.
  58. Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест, 1999. -752с
  59. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. М.: НИМП, 2001. — 352 с.
  60. П.С. Феномен человека: Антология М. — Высшая школа 1993 г 349
  61. Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии: Переводы М. — Прогресс 1988 г 552
  62. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.
  63. Защита прав человека в современном мире. М.: Институт государства и права РАН, 1993.- 145 с
  64. В.В. История русской философии. Л., 1991. — Т. 1, ч. 1. 222 е.- Т. 1, ч. 2. 280 е.- Т. 2: ч. 1. 256 е.- Т. 2, ч. 2. 272 е.
  65. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА-М), М.:2000. 328 с
  66. И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в 10-ти т. М., 1994
  67. История политических и правовых учений/Под ред. О. Э. Лейста. М., 1997. 576 с.
  68. Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. М, «Мысль», 1965. (Философ, наследие). -544 с.
  69. В.О. О нравственности и русской культуре / РАН. Ин-т рос. истории. М., 1998. — 348 е.: портр
  70. А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002 .- 677 с
  71. Л.В. Прикладная этика: (По материалам зап. лит.) / РАН. Ин-т философии. М., 1998. — Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. — 216 е.: схем. — Библиогр. в примеч.
  72. П.А. Этика. М., 1991. 496 с.
  73. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. / Общ. науч. ред. Н. М. Смирновой. 2-е изд., испр. — М.: Идея-Пресс, 2001.-327
  74. Личность и государство на рубеже Веков: Сборник научных статей/ Под ред. В. В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. 277 с.
  75. Д. Два трактата о правлении Соч. в 3-х т. Т.З. М.: Мысль, 1988. -668 с
  76. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель. М.- Молодая гвардия 2000 г 392
  77. Лукашева Е. А Права человека. Учебник для вузов. М.:НОРМА -ИНФРАМ, 2002−573 с.
  78. . Человек и государство М.- Идея-Пресс 2000 г 196
  79. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов / Тиунов О. И.
  80. Международное право прав человека: Учеб. Пособие / Отв. Ред. Акад. Топорнин Б. Н. / Саидов А. X. Академический правовой университет, М.: 2002.-208 с.
  81. И.В. Очерки философии права. Томск, 1914.
  82. Ш. Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А. В. Матешук. -М.: Мысль, 1999. 672 е.: портр. — (Из клас. наследия). — Указ. имен: с. 646−652.
  83. Нарский И. С Джон Локк и его теоретическая система. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.(Философское наследие. Т.93).-М.: Мысль, 1985.- 621с.-С.З-76.
  84. И.М. Очерк истории кинической философии. 1984 Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. -М.: Наука, 1984. -398с
  85. Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1995. 212 с.
  86. B.C. Философия права. М., 1997. 652 с
  87. П.И. Об общественном идеале. М., 1991. 638 с
  88. Т. И. Проблема долженствования в философии Гегеля Вопросы философии. 1995. № 5.— С. 98—107
  89. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. 575 с.
  90. Основные международные документы по правам человека / Материалы и комментарии/ Алматы: 1998. — 148 с.
  91. Парсонс Г Человек в современном мире М.- Прогресс 1985 г 428
  92. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998.-798 е.,
  93. Платон.Диалоги.- М.: Мысль, 1986.-607с.
  94. Права человека, демократия, культура мира: Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М.: Московская школа прав человека, 1999. 195 с.
  95. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие. / Отв. Ред. Л. Б. Назаров. М.: 1995. — 303 с.
  96. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / Алексеев С. С. Статут, М.: 1999. — 712 с
  97. Н.П. Происхождение и развитие идеи прав человека. // Права человека в современном мире. Донецк.
  98. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Антология. М.: Терра, 1995. — 464 е. 71.
  99. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. 511 с
  100. Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса. 1989. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. T.l. М. Мысль, 1989.- 622с.- (Филос.насл. Т. 107.) — С.3−65
  101. Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса. 1989. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. T.l. М. Мысль, 1989.- 622с.- (Филос.насл. Т. 107.) — С.3−65.
  102. B.C. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1
  103. Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.210 с.
  104. Сорос Дж/ Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм: М. — Некоммерческий фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новых технологий» 2001 г 458
  105. М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневекавая христианская философия Запада М. — Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина 2001 г 303
  106. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность / Алексеев С. С., М.: Норма, 2001. 176 с.
  107. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. 315 с.
  108. Ю.В. Основы философии права. М., 1997. 608 с.
  109. Ю. В. Права человека: Учебн. пособие. М., 1997. 245 с.
  110. Е.Н. Энциклопедия права СПб.: Лунь, 1998. — 224 с
  111. В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 304 с.
  112. И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / РАН. Ин-т философии. М., 1999. — 244 с.
  113. Философия права. (Краткие учебные курсы юридических наук) / Нерсесянц В. С. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М), М.: 2001. — 256 с.
  114. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы о душе. Историко-философский ежегодник'98. М.: Наука, 2000. — 427 с.
  115. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. 511 с
  116. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет М. — Политиздат 1989 г 559
  117. Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.
  118. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова / Гардарики, М., 2001. 671 с.
Заполнить форму текущей работой