Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеология романтизма. 
Эстетика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Романтизм начал складываться примерно в то же время, когда начала достаточно отчетливо звучать критика капитализма с точки зрения социализма — более высокой, как некоторым казалось, ступени развития человеческого общества (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.). Романтики и первые теоретики социализма никак не были связаны друг с другом, однако они развивали сходные общие идеи, касающиеся… Читать ещё >

Идеология романтизма. Эстетика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеология романтизма никогда не была выражена сколько-нибудь определенно. Тем не менее в ней можно выделить следующие основные моменты:

  • — уверенность в том, что реальная жизнь несовершенна и не отвечает высокому предназначению человека;
  • — убеждение, что особенно ярко несовершенство жизни проявляется в несовершенстве современного человека, который представляет собой только сырой материал для создания полноценной личности;
  • — требование перестроить все, начиная с самих основ, и добиться иной, совершенной природы и нового, совершенного человека;
  • — уверенность, что человек — это переходное существо, живущее не только в убогом настоящем, но и мечтой в прекрасном будущем, где все не только сильны и счастливы, по даже одинаково красивы;
  • — инстинктивная вера в то, что только будущий, совершенный человек достоин любви, в то время как ныне живущие, пусть и близкие, но слабые люди, недостойны ее.

Романтизм начал складываться примерно в то же время, когда начала достаточно отчетливо звучать критика капитализма с точки зрения социализма — более высокой, как некоторым казалось, ступени развития человеческого общества (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.). Романтики и первые теоретики социализма никак не были связаны друг с другом, однако они развивали сходные общие идеи, касающиеся совершенного мира и совершенного человека, хотя и развивали их совершенно разными средствами. В частности, романтизм никогда не был нацелен на сколько-нибудь радикальные социальные преобразования и ограничивался общим туманным идеалом «нового человека в новой природе» (Новалис).

Близость устремлений романтизма и теоретического социализма хорошо показывает, что самые, казалось бы, далеко отстоящие друг от друга области не только искусства, но и культуры в целом оказываются, в конце концов, связанными друг с другом. В идеалах романтизма и социализма выразился один и тот же дух времени.

Эстетика романтизма

Самым общим образом романтизм можно определить как стиль творчества и мышления, широко распространившийся в первой половине XIX в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени.

Возникнув в 90-е гг. XVIII в. сначала в Германии, романтизм затем быстро распространился по всей Европе. Его идейной почвой являлся кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), идеи французской революции, и наконец, немецкая классическая философия.

Романтизм представлял собой эстетическую революцию, которая на место науки и разума, являвшихся высшими ценностями эпохи Просвещения, поставила художественное творчество индивида и сделала его образцом для всех видов культурной деятельности.

Суть реализма как особого стиля в искусстве, сложившегося сразу же вслед за романтизмом, — изображение мира таким, каким он является, или, как говорили сами представители реализма, правдивое его изображение, избегающее как приукрашивания, так и очернения реального положения вещей. Реализм намеревался представлять жизнь в образах, соответствующих явлениям самой жизни. Реализм прибегает к типизации, но не судит существующий мир и живущего в нем человека с точки зрения каких-то высоких идеалов. Реалист видит несовершенство жизни и описываемых им людей, но избегает противопоставления им некой иной, более возвышенной жизни, в которой действовали бы совершенные герои.

Вместе с тем чувство прекрасного, утверждавшееся в романтизме, существенно отличалось от чувства прекрасного у их предшественников. Романтики любили все странное и необычное. Отсюда их интерес к готической архитектуре, к экзотическим восточным культурам (Э. Делакруа), древним разрушенным замкам, оккультным наукам, привидениям, пиратам, разрушительным и неистовым силам природы — бурям, водопадам, извержениям вулканов, штормам, непроходимым лесам и т. п.

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности привел к новому пониманию человеческой натуры. Художникиромантики заинтересовались необычными состояниями психики человека (Жерико), подсознанием (Гойя).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой