Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая понятие психологической коррекции, мы также сталкиваемся с определенными терминологическими сложностями. По мнению Ю. С. Алешиной различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а в связи с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Р. С. Немов полагает, что… Читать ещё >

Психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До настоящего времени понятия «психологическое консультирование» и «психологическая коррекция» однозначно не определены. Р. Нельсон-Джоунс характеризует консультирование как «взаимоотношения помощи»[1]. Британская ассоциация консультирования утверждает, что консультирование — процесс, при котором «человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта открыто предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов»[2]. Консультирование, следовательно, включает в себя работ}' с индивидами, парами или группами людей, обычно называемых «клиентами».

Структура психологического диагноза.

Рис. 9.5. Структура психологического диагноза.

Психологические консультирование базируется на двух гипотезах: у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него не всегда есть доступ и которым он с помощью консультанта может научиться пользоваться; человеку присуща потребность в отношениях и специальным образом «построенные» консультантом помогающие отношения могут стать инструментом решения психологических проблем.

Общая цель консультирования — способствовать тому, чтобы клиент получал большее удовлетворение от переживания своей жизни. Частные цели консультативных отношений вытекают из потребностей клиента. Консультирование может быть направлено на решение проблем развития, обоснование способов разрешения трудных жизненных ситуаций, преодоление кризиса, понимание себя, проработку чувств внутреннего конфликта или улучшение межличностных отношений. Задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать достижению данных целей. Консультант должен с уважением относиться к ценностям клиента, его личным ресурсам и способности осуществлять выбор. Таким образом, психологическое консультирование — это процесс взаимодействия двух людей (клиента и консультанта) с целью удовлетворения желания клиента изменить что-то в своей жизни.

Важно запомнить!

Психологическое консультирование — вид практической деятельности психолога, заключающийся в оказании психологической помощи здоровым людям в совладании с различного рода внутрии межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Существует точка зрения, согласно которой основное отличие психологического консультирования от психотерапии состоит в том, что клиент (здоровый или больной человек, находящийся в состоянии экзистенциального кризиса, межличностного или внутриличностного конфликта, семейных затруднений или трудности профессионального выбора) воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Такая позиция представляется не слишком оправданной. В психотерапии пациент, или клиент, в подавляющем большинстве случаев также является дееспособным субъектом, а проблеме личной ответственности отводится чрезвычайно важная роль и в процессе психотерапии. В любом случае психологическое консультирование, психотерапию и психологическую коррекцию можно рассматривать как виды психологического вмешательства.

Важно запомнить!

Психотерапия — система лечебных воздействий на психику и через психику на организм, направленная на избавление человека от различных расстройств (нервно-психических, психосоматических, аддиктивпых) и использующая различные психологические и медикаментозные способы.

Рассмотрим подробнее сходства и различия между психологическим консультированием и психотерапией.

Методы воздействия: психотерапия и психологическое консультирование используют многочисленные и во многом схожие способы психологического воздействия, однако в психологическом консультировании информирование является ведущим приемом. Психологическое консультирование предполагает в основном рациональную работу с сознательным и заинтересованным клиентом, в то время как психотерапия же больше работает с бессознательными и иррациональными сторонами жизни индивида.

Проблемы терминологии

Экзистенциальный кризис (лат. existentia — существование) — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространен в культурах, где основные нужды, связанные с задачами выживания, удовлетворены.

Цели: психотерапия и психологическое консультирование имеют целью достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Психотерапия при этом направлена на достижение личностных изменений (формирование новых ценностных ориентиров, убеждений, привычек и пр.), а консультирование — на помощь человеку в более эффективном использовании уже имеющихся собственных ресурсов и улучшение качества жизни. Психотерапия в большей степени ориентирована на медицинскую практику, работу с клиническими случаями, когда психологическая проблема клиента доросла до масштабов «болезни», и своей целью видит лечение или коррекцию путем решения проблемы психологическими средствами (медикаментозное лечение целиком лежит в области медицины).

Функции: психотерапия выполняет преимущественно функции лечения и реабилитации, а психологическое консультирование — в основном профилактики и развития.

Продолжительность: психотерапия более длительна, она делится на долгосрочную (от 100 до 400 встреч) и краткосрочную (от 10 до 30). Консультирование обычно занимает от 1—2 до 10 встреч.

Приверженность психологическому направлению и проблематике: психотерапия более специализирована. Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы: он — психоаналитик, гсштальттерапевт либо приверженец гуманистической психотерапии и т. д. К тому же психотерапевт обычно специализируется в определенной области психологических проблем; например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью, лечить фобии и т. д. Психолог-консультант обычно работает как «сельский доктор», который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в необычных случаях. Именно поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии и может использовать эклектические способы психологического вмешательства. Консультант в своей работе может основываться на различных теориях. Теории содержат модели развития человека, приобретения им полезного и разрушительного поведения, а также практические модели способов и содержания репертуаров воздействий на клиента. Теории являются «психологическими линзами» консультанта, т. е. определяют те аспекты клиента, на которые он обратит внимание. Их можно также назвать «языком» консультанта, с помощью которого он интерпретирует трудности клиента и организует свое воздействие. Одна и та же трудность клиента, рассмотренная с точки зрения разных теорий, может быть описана по-разному. Например, трудность в налаживании отношений с противоположным иолом у молодого человека последователи теории привязанности Джона Боулби могут интерпретировать как следствие формирования тревожной привязанности к матери. В транзактном анализе (Э. Бёрн) она может быть объяснена нарушениями в формировании эго-состояний Ребенка, Взрослого, Родителя.

Рассматривая понятие психологической коррекции, мы также сталкиваемся с определенными терминологическими сложностями. По мнению Ю. С. Алешиной различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а в связи с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование[3]. Р. С. Немов полагает, что психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом, для лечения различных заболеваний, в то время как психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия[4].

Психокоррекция используется в ситуациях, когда психологические проблемы не имеют органической основы и не сформировались неизменяемые психические качества личности, и ориентируется на здоровые стороны личности; здесь акцент делается на настоящее и будущее клиента, в то время как психотерапия постоянно обращается в прошлое. Психокоррекция чаще имеет среднесрочную продолжительность (около 15 встреч), психотерапия же может длиться годами. Психокоррекционные воздействия направлены как на изменение поведения, так и на развитие личности клиента. В первом случае вмешательство имеет целью «переделку» уже сформированных качеств, а во втором — развивают недостаточно сформированные либо вовсе отсутствующие качества.

Важно запомнить!

Психологическая коррекция — вид деятельности практического психолога, направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры клиента с целью обеспечения его полноценного развития и функционирования. Это система мероприятий, направленных на оптимизацию, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций с помощью специальных средств психологического воздействия.

Выделяют следующие классификации стратегий психокоррекции.

  • 1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности.
  • 2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.
  • 3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.
  • 4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.
  • 5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность клиента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой.

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевиористская) терапия, нейролингвистическое программирование, нсиходрама, гранзактный анализ и др.

Независимо от исповедуемой психологической парадигмы все консультанты, работая со взрослыми клиентами, придают большое значение повышению их личной ответственности за ход собственной жизни, поэтому в основе работы с клиентом лежит обучение совершать выбор — как чувствовать, думать, действовать — и принимать потерю (т.е. ту возможность, которую отверг выбор). Необходимо также научить клиента помогать самому себе после окончания консультирования, поэтому в процессе работы происходит обучение использованию языка психологической теории для осмысления опыта своей жизни (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Отличия различных видов психологической помощи.

Критерий.

Психологическое консультирование.

Психокоррекция.

Психотерапия.

Объект воздействия.

Клиент, пациент.

Клиент, пациент.

Пациент.

Предмет.

Проблема, индивидуально-психологические особенности.

Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии.

Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии.

Способ.

Информирование, обучение.

Тренинг.

Активное воздействие (repai Iия) различными способами.

Позиция клиента.

Активная, ответственен за результат.

Пассивная, не ответственен за результат.

Пассивная, не ответственен за результат.

Цель воздействия.

Формирование личностной позиции.

Формирование навыков психологической компенсации.

Купирование психопатологической симптоматики.

  • [1] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  • [2] Ягток К. В. Кодекс этики и практики консультантов Британской ассоциации консультирования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. С. 34.
  • [3] Алешина 10. С. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. :Класс, 2004.
  • [4] Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Владос, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой