Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные аспекты региональной инновационной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регионы в России отличаются по уровню экономического развития и инновационному потенциалу. Также региональная инновационная политика имеет значительные отличия, вызванные межрегиональной дифференциацией уровня социально-экономического состояния и качества жизни, человеческого капитала, инновационного и научно-технического потенциала, уровня развития инновационной инфраструктуры. Большая часть… Читать ещё >

Основные аспекты региональной инновационной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регионы в России отличаются по уровню экономического развития и инновационному потенциалу. Также региональная инновационная политика имеет значительные отличия, вызванные межрегиональной дифференциацией уровня социально-экономического состояния и качества жизни, человеческого капитала, инновационного и научно-технического потенциала, уровня развития инновационной инфраструктуры. Большая часть населения России проживает в европейской части, площадь которой не превышает 25% территории страны. Здесь сосредоточена основная часть научного потенциала и производится около 80% промышленной продукции. Вместе с тем 2/3 объема добываемого энергетического сырья и минеральных ресурсов обеспечивают Сибирь и Дальний Восток. Региональное развитие определяется в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся:

  • 1) крупнейшие агломерации с динамичным экономическим ростом, высоким притоком населения и концентрацией в них значительных финансовых и инновационных ресурсов;
  • 2) крупные города — центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и высокотехнологичных производств обрабатывающих отраслей;
  • 3) территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка; развитие их менее устойчиво и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные поступления позволяют развивать человеческий потенциал и инфраструктуру.

Значительный вклад в региональное развитие в перспективе будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста:

  • 1) агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высокои среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;
  • 2) города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики (Томск, Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск), а также порты Севера и Дальнего Востока (Игарка, Дудинка, Советская Гавань, Находка, Комсомольскна-Амуре, Хабаровск и Владивосток);
  • 3) новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Нижнем Приангарье, Южно-Якутском территориально-производственном комплексе, а также проекты в Забайкальском крае.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает решение следующих основных задач в сфере экономического развития российских регионов:

  • — модернизация традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечивающая опережающее увеличение объема продукции отраслей высокого передела;
  • — превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, обеспечивающих повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3—5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6—1,8 раза;
  • — формирование региональной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях;
  • — развитие инновационной инфраструктуры регионов и создание условий для повышения конкурентоспособности их экономики;
  • — создание условий для формирования в каждом регионе, с учетом его конкурентных преимуществ, центров опережающего экономического роста;
  • — развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
  • — формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
  • — создание территориально-производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

Сбалансированное инновационное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на реализацию потенциала развития каждого региона, обеспечение необходимых и достаточных ресурсов для инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

В настоящее время в регионах Российской Федерации происходит процесс активного формирования инновационных систем. Он заключается, во-первых, в выработке региональных форм регулирования инновационной деятельности. Формы регулирования часто воспроизводят лучшие практики, имевшие место в отдельных регионах, и вписываются в макроэкономические условия и программы, предлагаемые Российской Федерацией. Во-вторых, это развитие инфраструктуры инноваций. В-третьих, формирование инновационной практики субъектов экономической деятельности.

В различных регионах взаимное влияние и согласованность указанных процессов имеют разное качество и интенсивность и определяются в значительной степени региональной инновационной политикой. Она выражается, в том числе, в регулировании инновационной деятельности на региональном уровне.

Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются региональные законы об инновационной деятельности; стратегии регионального социально-экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала); региональные целевые программы развития инноваций; положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики.

К важнейшими механизмами инновационной политики в регионах Российской Федерации относят нормативно-правовое регулирование научной и инновационной деятельности в регионе; финансово-экономические механизмы реализации региональной инновационной политики; формирование инфраструктуры инновационной системы субъекта Федерации; развитие конкурентоспособного регионального рынка инноваций; информационную и консультационную поддержку инновационной деятельности предприятий региона.

Финансово-экономический механизм региональной инновационной политики предусматривает как прямые формы поддержки инновационной деятельности (предоставление инвестиций в уставный капитал, субсидирование проектов по внедрению инновационных технологий и разработки промышленных инноваций, предоставление грантов из регионального бюджета), так и косвенную поддержку в виде законодательно закрепленной региональной системы льгот. Важным шагом в формировании законодательной базы для развития инновационной деятельности ряда регионов является разработка мер по созданию механизмов венчурного финансирования, в частности, региональных венчурных фондов. В некоторых региональных стратегиях (Ростовская, Оренбургская, Ульяновская, Челябинска я области. Республика Татарстан) заявляется о необходимости введения налоговых льгот и бюджетной помощи инновационным предприятиям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой