Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Учитель русских учителей» К. Д. Ушинский

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно в его трудах воспитание становится целеполагающей педагогической категорией, тогда как обучение рассматривается лишь как средство воспитания. В противовес спекулятивным и метафизическим подходам казенного воспитания К. Д. Ушинский разработал свою педагогическую систему на основе твердых познаний антропологии, физиологии, психологии и других наук о человеке. Отвергая якобы… Читать ещё >

«Учитель русских учителей» К. Д. Ушинский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1871) — основатель научной педагогики в России. По окончании университета в 1846 г. преподавал в ярославском Демидовском лицее. Дабы изобличить «преступное вольномыслие» профессоров, молодого преподавателя Ушинского уволили из лицея с «волчьим билетом» в 1849 г. Его назначили преподавателем, а затем «инспектором классов» Гатчинского сиротского института в 1855 г. Он в 1857 г. опубликовал программные статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и другие. В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»[1] Отрицая общечеловеческую педагогику, Ушинский заявил о «необходимости национальной школы и национальной педагогики», что предполагало отказ от слепого копирования иностранных педагогических систем, утверждение реального образования, готовящего к жизни. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе. Ушинский призывает отказаться от казенного классицизма С. С. Уварова и от принципа сословности в обучении.

Получив назначение в Смольный Институт благородных девиц в 1859 г., Ушинский как инспектор классов произвел кардинальную трансформацию содержания образования, появилась педагогическая направленность в женском образовании, он пригласил преподавать Л. Н. Модзалевского, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова и других. В процессе организации двухлетнего педагогического класса Ушинский трансформировал сложившуюся до него аксиологию образования в институте, занимаясь подготовкой выпускниц как будущих матерей — первых и главных воспитательниц. Став редактором «Журнала министерства народного просвещения» (ЖМНП), Ушинский трансформировал этот узковедомственный орган в научнопопулярный журнал весьма широкого педагогического и просветительского диапазона. Ом опубликовал: «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), «Проект учительской семинарии» (1861). ЖМНП стал одним из самых читаемых по всей стране, этим журналом зачитывалась вся просвещенная российская публика во всех ее городах и селах, где трудились верные его соратники — земские и народные учителя, преподаватели гимназий, профессора университетов. Для обучения в младших классах Ушинский составил хрестоматию по природоведению, географии и истории страны, популярной в России, «Детский мир и хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Вскоре Ушинского уволили из Смольного института и направили в зарубежную командировку для изучения образования (1862—1867). После возвращения на Родину, Ушинский не мог преподавать из-за хронического заболевания легких и занялся педагогической публицистикой.

Именно в его трудах воспитание становится целеполагающей педагогической категорией, тогда как обучение рассматривается лишь как средство воспитания. В противовес спекулятивным и метафизическим подходам казенного воспитания К. Д. Ушинский разработал свою педагогическую систему на основе твердых познаний антропологии, физиологии, психологии и других наук о человеке. Отвергая якобы «вспомогательный», или «вторичный», характер педагогики, он впервые в России сумел раскрыть глубокую гуманитарную сущность законов воспитания, указывая на тесную связь теории и учебной деятельности. Лишенную теоретического осмысления воспитательную эмпирию он сравнивал со знахарством в медицине. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» — таков педагогический манифест Ушинского[2]. В двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) педагог утверждал, что из умозрительной дисциплины педагогика станет наукой только на прочном антропологическом фундаменте познания основных законов человеческой природы: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[3]. Ушинский считал «педагогию» не наукой, а искусством, самым сложным, самым высоким и самым необходимым из всех искусств, опирающимся на множество обширных и сложных наук. Ученый предлагал ввести антропологическое образование на педагогических факультетах университетов. Главенствующая сила в процессе образования — влияние учителя на учеников, ее не способны заменить никакие уставы и программы, ибо «личность воспитателя значит все в деле воспитания». В программной статье «Проект учительской семинарии» Ушинский предлагал создавать учительские семинарии в небольших городах и даже селах, чтобы их слушателями становились крестьянские дети[4]. Ушинский предлагал серьезное внимание уделить психолого-педагогической подготовке воспитанников, а также их педагогической практике в народных школах, открытых при учительской семинарии. Идеи Ушинского вдохновляли педагогов XIX в.: Н. А. Корфа, Е. Н. Водовозову, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Модзалевского, Д. Д. Семенова и других последователей. «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор», — утверждал Л. Н. Модзалевский[5].

  • [1] Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. С. 253.
  • [2] Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. С. 191.
  • [3] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1988. С. 15.
  • [4] Семинарии — педагогические интернаты, способствующие нравственному воспитаниюбудущих учителей.
  • [5] Модзалевский Л. II. О народности воспитания по Ушинскому. «Памяти К. Д. Ушинского». СПб., 1869. С. 162.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой