Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россия. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Болонский процесс сказывается на изменениях российского высшего образования. Вступление в него означает включение в общеевропейскую модернизацию высшей школы: переход на многоуровневую структуру; пересмотр целей и необходимых результатов, внедрение кредитно-модульHoi o обучения, иных способов оценивания качества образования. Речь идет о создании условий узнавания и признания российского высшего… Читать ещё >

Россия. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российской политике ИВО становится одним из первостепенных инструментов соблюдения национальных экономических интересов. Качественно новая квалификация выпускников высшей школы, приобретаемая в результате ИВО, оказывается важным условием экономического прогресса. Россия нуждается в международных программах высшего образования, поскольку ощущает нехватку финансовых и интеллектуальных ресурсов в сфере образования. Российские вузы стоят перед задачами подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда и образования. Рыночно ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ.

Политические и культурные факторы ИБО порождены геополитическими интересами России, стремлениями к популяризации российской культуры и приобщения к иноязычным культурам. И, наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации российского высшего образования.

Интенсивный рост отечественного высшего образования рождает необходимость скорейшего открытия каналов миграции российских специалистов. Как пишет Я. И. Кузьминов, «если мы не откроем все вентили для миграции, то 43% рынка труда к 2020 г. придется на людей с высшим образованием Понятно, что рынок не сможет так быстро создать большое количество рабочих мест для этих людей, и они будут иметь сложности с трудоустройством»[1].

В России ПВО акцентирована на «восстановлении контактов с образованием и наукой зарубежья»[2]. Проект «5—100» (2013) Министерства образования и науки РФ предусматривает усиление связей российских вузов с глобальными мировыми структурами, повышение международной академической мобильности студентов и преподавателей.

В приоритетах российской политики — ориентация на различные регионы мира, особенно Содружество Независимых Государств (СНГ). Российская Федерация оказывает поддержку открытым в Содружестве университетам, где целенаправленно изучаются русские культура и язык (Армения, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан). Ставится задача создания общего образовательного пространства СНГ. «Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств» на 2004—2005 гг. предусматривает развитие интеграционных процессов в области образования государств — участников СНГ; подготовку и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений с обучением на русском языке в СНГ; восстановление позиций России как главного образовательного центра Содружества.

Россия, стремясь к интеграции высшего образования на постсоветском пространстве, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности, но ПВО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, конвертация дипломов, популяризация русского языка и культуры и др. Предпочтения отданы двусторонним соглашениям и контактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: вузы, объединения ректоров, министерство образования и науки и т. д.

Российская Федерация в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (учреждено в 2000 г.), а затем созданного на его основе в 2014 г. Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) стремится совершенствовать механизмы интеграции, в том числе в сфере образования. Так, участниками ЕврАзЭС учрежден Совет по взаимном}' признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. В ЕАЭС признаны документы об образовании, выданные образовательными организациями государств — членов Союза. Также подлежат взаимному признанию документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС[3].

Россия ищет пути интеграции с системами высшего образования в других геополитических регионах и государствах. О заинтересованности и актуальности сетевого партнерства ведущих вузов России и США заявлено на встрече в Лос-Анджелесе в 2015 г. министра образования и пауки РФ Д. Ливанова с Дж. Блоком — канцлером входящего в элиту мирового высшего образования Калифорнийского университета. Речь шла о сотрудничестве, в частности, между Ассоциацией американских университетов, куда входят 62 ведущих вуза США и Канады, и ассоциациями российских вузов.

Российская Федерация играет весомую роль в интеграционных процессах высшего образования, участвуя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (образована в 2001 г.). На саммите ШОС в Шанхае подписано соглашение по сотрудничеству в области образования (2006). В том же году в Пекине на совещании министров образования ШОС были обсуждены перспективы сотрудничества путем обмена кадрами, предоставления взаимных квот для обучения студентов.

Россия участвует в международных программах по высшему образованию ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества для развития (ОЭСР), Всемирного банка и др. Так, в 1993 г. Министерство образования совместно с ЮНЕСКО разработало концепцию сотрудничества, в том числе и в сфере высшего образования. Речь шла о подготовке и переподготовке педагогических кадров в сфере гуманитарного образования, развитии профессионального образования с использованием международного опыта в этой области.

По линии Совета Европы и Евросоюза в 1990;х гг. Россия участвовала в нескольких проектах по развитию международных университетских связей: «Доступ к высшему образованию в Европе», «Законодательная реформа в высшем образовании», программа ТАСИС «Техническое содействие Содружеству Независимых Государств», программа ТЕМПУС.

Российская Федерация присоединилась в 2003 г. к Болонским соглашениям 1999 г. о создании общеевропейского пространства в сфере высшего образования. Вступление в Болонский клуб вызвало в российском педагогическом сообществе неоднозначную реакцию. Часть экспертов сочла, что Россия располагает достойным высшим образованием и радикально менять в нем ничего не следует. Высказывались опасения, что произойдет коренная и неоправданная ломка отечественного высшего образования.

Ректор МГУ В. Садовничий заявляет, что безоглядное присоединение к Болонскому процессу понизит планку нашего образования и что Россия, слишком быстро гармонизируясь с Западной Европой, рискует многое потерять. Болонское соглашение, по его словам, «вовсе не предполагает стирания национальных особенностей той или иной образовательной системы… Представьте себе страшную вещь — в мире все университеты одинаковы. Это же просто непостижимо. И в этом смысле я оппонирую Болонскому процессу, считаю, что такая его трактовка недопустима. А интегрироваться, конечно, надо, спору нет. Брать лучшее из того, что накоплено мировой системой образования»[4].

Сторонники Болонского процесса полагают, что на смену монопольной прерогативы государства при подготовке специалистов пришел рынок образования со своими требованиями к выпускникам. Президент СанктПетербургского университета Л. Вербицкая сочла, что медлительность по вхождению в Болонский процесс будет иметь пагубные последствия для России, поскольку отечественная высшая школа окажется неконкурентоспособной на европейском рынке труда.

По-разному рассматривается перспектива согласования новых стандартов высшего образования с эталонами Болонского процесса. Ряд специалистов оценивает подобную перспективу негативно, полагая, что она означает угрозу для национальной идентичности. Сторонники этой перспективы, напротив, полагают, что она позволит российской высшей школе выходить на мировой рынок образовательных услуг. Они уверяют, что предусмотренные Болонским процессом отказ от традиционного линейного построения учебных программ и создание интегративных блочных программ модульного типа должны обеспечить студентам выбор собственного образовательного маршрута.

Вхождение в Болонский процесс, как бы то ни было, не должно повлечь потерю специфики, фундаментальности российского высшего образования.

Интеграция в Болонский процесс должна рассматриваться как важное средство решения проблем качества высшего образования, академической мобильности и университетской автономии, повышения конкурентоспособности российских вузов. Болонский процесс выступает одним из источников модернизации российского высшего образования, модератором новой стратегии соединения в высшем образовании знаниевой, личностной, культурологической и компетентностной парадигм.

Болонский процесс сказывается на изменениях российского высшего образования. Вступление в него означает включение в общеевропейскую модернизацию высшей школы: переход на многоуровневую структуру; пересмотр целей и необходимых результатов, внедрение кредитно-модульHoi o обучения, иных способов оценивания качества образования. Речь идет о создании условий узнавания и признания российского высшего образования в Европе, в том числе путем построения государственных стандартов образования на языке компетенций. Предполагается отказаться от понятия «учебный курс», заменив его на «зачетный кредит». Зачетные кредиты позволят признавать и засчитывать освоение дисциплин, освоенные в любом университете — участнике Болонских соглашений. Возникают новые акценты в содержании и преподавании экономических и социальных наук. Присоединение к Болонскому процессу должно облегчить договоренности о взаимном признании российских и европейских дипломов и перспективе — расширении возможности «экспорта» нашего образования.

Полноценное включение в Болонский процесс затрудняется различиями общеобразовательной школы России и Западной Европе по срокам, программам, процедурам преемственности с вузом. Есть и другие препятствия. Выпускники российских школ недостаточно готовы к межкультурной коммуникации в Европе; от них требуется свободное владение иностранными языками. Необходимо достижение преемственности не только в вертикальном (по уровням обучения), но и горизонтальном (в рамках одного типа учебных заведений) направлениях учебного процесса. Требуется придать большую прикладную направленность, вариативность и гибкость обучения в российской школе в соответствии с европейскими учебными программами среднего образования.

Главным проявлением ИВО России остается обмен студентами. Принципиально важной новой стратегией интернационализации студенческих обменов оказалось дистанционное образование, которое резко расширяет виртуальные возможности обучения. В 2002 г. в российских вузах обучалось около 70 тыс. студентов из 150 стран мира. В 2005 г. в Россию въехало 5,6 тыс. студентов. Более 60% из них — студенты из Европы (3,5 тыс.). Российская Федерация осуществляет молодежные обмены на безвалютной эквивалентной основе с более чем 30 государствами мира. В обменах принимают участие студенты, молодые преподаватели, научные сотрудники[5].

Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Лидером по числу обучающихся в вузах Российской Федерации среди этих стран является Республика Казахстан. В 2000 г. студенты из Казахстана составляли 54,3% общей численности студентов из СНГ, обучающихся на дневных отделениях вузов России. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно. Иностранные студенты (особенно в столичных городах) представлены в основном представителями дальнего зарубежья. Так, в Московском педагогическом государственном университете в 2011/2012 учебном году 80% иностранных студентов представляли дальнее зарубежье (прежде всего, Китай) и только 20% — страны СНГ[6].

Иностранцы едут учиться в Россию в силу различных причин. Студенты из СНГ видят в российских вузах традиционный путь приобщения к высшему образованию. Несколько иная мотивация у студентов из стран Запада. По наблюдениям немецкого социолога Т. Хофманна, германская молодежь, которая едет учиться в Россию, часто чужда материальной выгоде, карьерным амбициям. Германские студенты, настроенные критически к западным идеалам общества потребления, надеются увидеть в России более гуманное, чем на Западе, общество, верят, что будущее Европы в значительной мере зависит от сотрудничества с Россией.

Российские студенты наиболее крупно представлены в странах Запада. К примеру, в 2005 г. в рамках межгосударственных соглашений и вузовского партнерства за границу было отправлено 7 тыс. российских студентов, большинство из которых направлялось в первую очередь в США[7]. В последние годы наши студенты все чаще предпочитают поехать не в Гарвард и Оксфорд, а в университеты Чехии и Словакии[8].

Следует отметить несоразмерность участия в программах международных студенческих обменов крупных столичных и региональных вузов по сравнению с остальными высшими школами. Во многом это объясняется тем, что «мегавузы», в частности федеральные университеты, оказываются в более предпочтительном положении при финансировании ПВО. Мелкие вузы могут рассчитывать в первую очередь на спонсорство бизнесмагнатов. На долю крупных вузов, которые составляют немногим более 5% в общей численности высших школ и в которых обучается примерно 20% всех студентов, приходится 50% как отправленных на обучение за рубеж студентов, так и принятых на обучение иностранных учащихся. Лидерами по числу обучающихся иностранных граждан являются Московский государственный университет, Российский университет дружбы народов и Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина[7].

В первом десятилетии XXI в. набирают силу проекты ИВО в региональных университетах. Так, Красноярский государственный университет осуществляет обмен студентами и преподавателями с университетом г. Дарем (Великобритания) и Чешским техническим университетом (г. Прага). В Омском государственном университете реализуются российско-американская программа выдачи двойных дипломов, программа «Российский университет в Австралии», позволяющая российским студентам пройти часть обучения в Австралии, проект «Японская культура», действует летняя школа русского языка для студентов университета Северной Каролины (США). Омский государственный технический университет участвовал в обучении специалистов Китайской технической академии ракетоносителей. Омский государственный университет путей сообщения был соисполнителем европейского проекта «Международная мобильность — составная часть инновационного университетского менеджмента». Сибирская автомобильно-дорожная академия приняла участие в международном проекте ио программе ТЕМПУС-ТАСИС «Улучшение языковой политики в российских технических университетах» и т. д.

Российскими вузами, кроме организации международных молодежных обменов, накоплен опыт создания и реализации международных программ по инженерии, менеджменту, экономике, языковой подготовке, социальным и естественным наукам, образованию.

Россия как участник Болонского процесса участвует в ряде научных проектов. В их числе — «Настройка образовательных программ в российских вузах» (2006—2007) *. Проект реализован Высшей школой экономики, Российским университетом дружбы народов и Томским государственным университетом. Для разработки модельных программ были выбраны две предметные области: европейские исследования и математика. В первом случае речь шла о программах «мировая экономика и мировая политика», «право», «прикладная политология», «государственное и муниципальное управление», «международные отношения», «политология и история», «международное право». Во втором случае — о программах по математике для специалистов в области информационных технологий и «математике как предмета преподавания на инженерных специальностях». Составлен перечень общих и специальных компетенций соответственно учебным программам. Перечень лег в основу анкетирования работодателей, выпускников вузов, преподавателей. Предлагалось оценить степень значимости каждой компетенции и уровень ее освоения, необходимый для выпускника. Результаты анкетирования были учтены при разработке структур и содержания учебных программ.

Российские преподаватели и студенты не видят непреодолимых препятствий для поездок за рубеж. 39,6% преподавателей вузов не исключают для себя возможности выезда за рубеж по временным контрактам[10][7].

Выход россиян в мировое образовательное пространство наталкивается на серьезные препятствия. Слабо развиты экономические механизмы ИВО. Многие вузы не обладают необходимыми ресурсами экспорта образовательных услуг: нет достаточного финансового и кадрового обеспечения, удовлетворительных условий проживания иностранных специалистов. Есть сложности внедрения новейших коммуникационных технологий. Многие сайты российских вузов в Интернете не обеспечивают нормальное функционирование своих веб-серверов, что мешает зарубежным специалистам при поиске российских партнеров. Сложности «продуцирования» российского высшего образования возникают из-за незнания ситуации за рубежом: условий на рынке образования, правовой системы и т. п. Научные труды и учебные программы редко переводятся на английский язык, который использует мировое педагогическое сообщество.

Статус России как экспортера образования девальвируется. Наша страна находится по этому показателю в числе аутсайдеров среди ведущих стран мира. Доля России в мировом образовательном рынке невелика — чуть больше 1%. Российские вузы обучают значительное число студентов из Китая и развивающихся стран, для которых обучение в России — сравнительно недорогой способ получить высшее образование. Россия на мировом образовательном рынке занимает нишу дешевого образования.

Международные обмены студентами и преподавателями порождают проблемы общения. Большинство российских преподавателей испытывает трудности в изменении своей профессиональной роли при подготовке иностранных студентов. Они зачастую испытывают трудности, сохраняя стереотипы монологической коммуникации, авторитарной позиции. Острая тема — обеспечение безопасности иностранных студентов, прежде всего из стран «третьего мира».

В свою очередь западные европейские университеты не обладают достаточными лингвистически и культурно-компетентными кадрами для диалога с Россией. Многие иностранные студенты и преподаватели плохо знают русский язык. Сходные трудности у российской стороны. Слаба подготовка наших преподавателей и студентов для учебы и работы за рубежом. Многие из них не владеют английским — языком общения в международном образовательном пространстве.

Существует проблема нострификации российских и западных дипломов о высшем образовании. Кое-что в этом направлении со стороны России сделано. В 2012 г. правительством РФ утвержден список 210 зарубежных вузов из 25 стран, дипломы которых будут признаваться на территории России. Больше всего в списке американских (66) и английских (30) вузов, куда чаще уезжают россияне. В перечне также 13 вузов из Германии, 11 — из Китая. Кроме того, в список включены вузы Сингапура, Дании, Японии, ЮАР, Ирландии. Дипломы остальных зарубежных вузов должны проходить процедуру нострификации, которая занимает не менее четырех месяцев. Эти меры не снимают остроту проблемы. Во-первых, потому, что ответных шагов со стороны западных партнеров пока не последовало и наши дипломы о высшем образовании по-прежнему признаются за рубежом крайне избирательно. Во-вторых, перечень признаваемых зарубежных дипломов в России явно недостаточен.

  • [1] Кузьминов Я. И. Направления развития образования в России // XIi международнаянаучная конференция, но проблемам развития экономики и общества. Кн. 1. М., 2012.
  • [2] National Policies for the Internationalisation of Higher Education in Europe. Stockholm, 1997.
  • [3] Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014.
  • [4] Интервью В. Садовничего «Российской газете» 02.04.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/04/02/sadovnichy-site.html.
  • [5] Роль университетов в развитии международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: межвузовский сб. Омск, 2007.
  • [6] Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века.
  • [7] Роль университетов в развитии международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
  • [8] Козлов В. А., Денисенко М. Б. Оценка влияния демографических изменений на структуру образования. М.: Высшая школа экономики, 2015.
  • [9] Роль университетов в развитии международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
  • [10] Проект Tuning. URL: http://www.hse.ru/org/hse/iori/prl5.
  • [11] Роль университетов в развитии международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой