При решении проблемы справедливости перед любым политиком так или иначе встает вопрос о свободе и равенстве, правах и обязанностях человека и гражданина. Ключевое место здесь занимает идея личной свободы, выступающая как источник и права, и нравственности. Сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с упрочением идеи свободы личности. Максимум гражданской свободы обеспечивает максимум свободы нравственной.
Вместе с тем, как подчеркивал Ф. М. Достоевский, если исповедовать свободу без внутреннего самоограничения, она ведет к распущенности. Свобода личности имеет смысл лишь в соотнесенности с чем-то другим, о ней как о ценности можно говорить лишь в отношениях между людьми. С этой точки зрения свобода составляет важную, но не единственную сущностную характеристику человека.
Будучи разумно-нравственным существом, человек живет и действует, не только преследуя собственные эгоистические цели и интересы, но и нося в себе сознание стоящих над ним сверхличных начал и законов. Сверхличных потому, что отдельно взятый индивид немыслим вне общества и общественных связей. Человек, взятый сам по себе, не в состоянии быть мерилом всех вещей. В этом качестве он может выступать лишь как существо нравственно-разумное, руководствующееся основополагающими морально-этическими нормами и установками, составляющими некую невидимую ось, обеспечивающую сущностное единство общества.
Как отмечал А. Камю, абсолютная свобода — это насмешка над справедливостью. Абсолютная справедливость — это отрицание свободы. Животворность обоих понятий зависит от их взаимного самоограничения. Никто не сочтет свой удел свободным, если он в то же время несправедлив, и справедливым — если он не свободен. Самый что ни на есть совершенный и справедливый политический порядок содержит предписания и запреты, призванные так или иначе ограничивать действия граждан, противоречащие господствующим правовым нормам, путем применения или угрозы применения насилия, т. е. ограничения свободы.
В то же время социальная справедливость, построенная на уравнении всех и вся при одновременном игнорировании свободы волеизъявления личности, может обернуться своей противоположностью. Нельзя забывать, что под лозунгом справедливости, равенства и иных благородных ценностей, в том числе и в нашей стране, было совершено немало преступлений. Ради достижения иллюзорной справедливости тоталитаризм, например, узаконил самую вопиющую несправедливость. Суля людям чудеса социально-экономического, политического и нравственного прогресса, он вынудил людей смириться с чудовищными преступлениями.