Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Избирательный процесс в современной России: тенденции, противоречия, алгоритм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Агаев А. М. Избирательный процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 /М. 2010, Ахлюстин В. А. Избирательный процесс в Российской Федерации (Проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02: СПб., 2002, Егоров С. Н. Институционализация избирательного процесса в политической… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологическая основа исследования избирательного процесса в современной России
    • 1. Закономерности избирательного процесса, их использование в исследовательской практике
    • 2. Партии как явление политического плюрализма, акторы избирательного процесса
    • 3. Инструментально-гноссеологическая значимость категориально-понятийного ряда, принципов, методов исследования
  • Глава 2. Тенденциальность, механизм избирательного процесса
    • 1. Векторы процесса выборов в современном российском обществе
    • 2. Противоречивость, особенности российских избирательных кампаний
    • 3. Алгоритмизация избирательного процесса: отечественный и зарубежный опыт

Избирательный процесс в современной России: тенденции, противоречия, алгоритм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Избирательный процесс как демократическая процедура, действенный фактор формирования власти находится в сфере интереса теоретиков и практиков. Это объясняется его политической значимостью, тем, что он не идеален, нуждается в постоянном совершенствовании с учетом требований и реалий динамично развивающегося общества. От качества этого процесса зависят эффективность государственного управления, уровень политической активности и ответственности политических акторов. Он влияет на расстановку политических сил, политическую культуру электората. Совершенствование избирательного процесса рассматривается политическим руководством страны как один из ключевых факторов модернизации политической системы общества. В президентском послании Федеральному Собранию РФ В. Путин отметил ряд ключевых направлений в этой областиобеспечение равного доступа всех политических партий к СМИ, возвращение к смешанной системе выборов в Государственную Думу, восстановление права блоков участвовать в избирательных кампаниях.1.

Значительный рост количества политических партий в 2012;2013 г. г. (61 партия) как рефлексия на процесс плюрализации демократии обусловливает усиление политического соперничества в избирательном процессе, остроту противоборства различных слоев, групп общества.

Новые вызовы, на которые пришлось отвечать России на пути становления демократических выборов, потребовали новых теоретических разработок, моделей выборов применительно к условиям нашей страны. Как См.: Президент России: Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: президент. рф/новости/17 118 (дата обращения: 16.03.2013) См.: Министерство Юстиции Российской Федерации: Список политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.minjust.ru/node/2285?theme=minjust (дата обращения: 04.05.2013). новый вызов современности названа необходимость в модернизации избирательной системы .

Таким образом, изучение проблемы адаптации избирательного процесса в России к меняющимся реалиям современного общества, таким как активизация протестного движения, дальнейшая плюрализация политического пространства, появление большого количества новых партий и др., имеет не только теоретическое, но и политическое, практическое значение, что предопределяет выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы Избирательный процесс является объектом значительного количества теоретических и прикладных исследований. Видные ученые различных школ и направлений политической мысли по-разному подходят к трактовке сути, значимости, структуры, противоречивости данного явления.

М. Вебер дает позитивную оценку избирательному процессу как важнейшему инструменту формирования властных органов, однако указывает, что он должен в первую очередь основываться на принципе рациональности, то есть носить целенаправленный, осмысленный и предсказуемый характер.4.

Марксисты, напротив, крайне негативно отзывались о выборах как об одном из механизмов интеграции пролетариата в осуществление социального конформизма, при котором он не отождествляется с эксплуатируемым классом капиталистического общества. Избирательный процесс, по мнению А. Грамши, есть один из элементов «гегемонии» -сложной системы классового правления в Западном мире с ключевым признаком эксплуатации капиталистами пролетариата.5.

Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето и другие последователи макиавеллистской школы рассматривали выборы как основной.

3 См.: Президент России: Послание Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: президент. рф/пеУ5/14 088 (дата обращения: 03.02.2012).

4 См.: Вебер М. Бюрократия // М. Вебер. Личность.Культура.Общество, — 2007. T.1X.- № 1. С. 10−28 и др.

5 См.: Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. — М.: Издательство политической литературы, 1991. -С. 146 и др. демократический механизм формирования представительных органов власти при условии свободной конкуренции элит.6 Сторонники леволиберальной концепции (Ч. Миллс и др.) отмечают ограниченные возможности избирательного процесса как инструмента влияния на элиту, общество, массы.7.

Чикагская политическая школа предложила при исследовании избирательного процесса использовать бихевиоральный метод. Г. Лассуэлл, Ч. Мерриам и др., как адепты поведенческой концепции проведения выборов, уделяли пристальное внимание мотивации как ведущего элемента принятия о политического решения. Д. Истон выделяет избирательный процесс как механизм предотвращения конфликтов, которые возникают при авторитарном распределении ценностей. 9 Значительную роль в избирательных кампаниях представители Чикагской школы отводят каналам коммуникации и СМИ.

Большой вклад в изучение избирательного процесса внесли известные исследователи теории политических конфликтов К. Боулдинг, Р. Дарендорф, К. Дойч, М. Дюверже и др., уделив внимание анализу взаимоотношений политических акторов, борьбе за власть как осознанному конфликту, столкновению интересов, что сказывается на содержании, характере избирательного процесса. Выборы являются механизмом легитимации власти и разрешения возникающих противоречий.10.

6 См.: Моска Г. Правящий класс//Социологические исследования. 1994. N10 и др., Социалистические системы//Теоретическая социология. Антология. В 2-х Ч. (Составление, научная редакция, предисловие С. П. Баньковская), T 1 — М.: Книжный Дом «Университет», 2002 и др., Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. //Диалог, 1990 и др.

7 См.: Миллс, Ч. Р. Властвующая элита / Пер. с англ.— М.: Иностранная литература, 1959, Миллс, 4. Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О. А. Оберемкопод общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. — М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. —264 с. и др.

8 См: Психопатология и политика: Монография / Пер. с англ. Т. Н. Самсоновой, Н. В. Коротковой — М., Издательство РАГС, 2005. — 352 с. (Серия «Антология зарубежной и отечественной мысли»), Мерриам Ч. Новые аспекты политики. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997 и др.

9 См.: Антология мировой политической мысли в 5 тт. T.2. Зарубежная политическая мысль XX в. / Ред. Т. Алексеевасост. А. Н. Самарин и др. — М.: Мысль, 1997. — 830 с.

10 См.: Боулдинг. К. Общая теория систем — скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Наука, 1969 и др., Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы.— М., 2002, Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). — 1994. — № 5. — С. 142—147 и др., Дюверже М. Политические партии Пер. с франц. — М.?Академический Проект, 2000 538 с. Серия «Концепции» и др.

Зависимости между избирательной, партийной системами, формой.

11 12 правления рассматриваются в работах М. Валлерстайна, А. Лейпхарта и Др.

Представители американской школы «политического развития» Г. Алмонд, Р. Даль, С. Хантингтон и др. фиксируют угнетенную, имитационную роль избирательного процесса в современных авторитарных, «преторианских» обществах, «гегемонистских системах». Основная задача политической модернизации рассматривается как формирование влиятельных представительных институтов и гражданского общества.13.

Исследования избирательного процесса, проводимые в России с начала 90-х годов XX века по настоящее время, связаны с такими именами, как: В. Амелин, М. Анохин, С. Колосова, О. Кудинов, П. Мешков, Д. Ольшанский, Н. Точинская, Б. Усманов, С. Устименко, И. Шапиро14 и др. Они раскрывают роль, функции, особенности модернизации избирательного процесса в современной России, анализируют инструменты политической борьбы во время выборов и др.

В сборниках кафедры политологии и социальной политики РГСУ «Красновские чтения» анализируются природа, сущность, механизмы избирательных кампаний др.

Методологию количественных исследований, математико-статистический анализ избирательного процесса, их политологическую.

11 См.: Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/ Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 416 с. и др.

12 См.: Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах DOC. М.: Аспект Пресс, 1997 и др.

13 См.: Семигин Г. Ю., Матешук А. Б., Корольков А. А. Антология мировой политической мысли.Т. 1. Зарубежная полититическая мысль: истоки и эволюция, 1997 г., Изд.: МЫСЛЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО и др., Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003, и др. Антология мировой политической мысли в 5 тт. T.2. Зарубежная политическая мысль XX в. / Ред. Т. Алексеевасост. А. Н. Самарин и др. — М.: Мысль, 1997.-830 с.

14 См.: Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992 и др., Анохин М. Г. Выборы как фактор демократического обновления политической системы// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. — 1998. — N4- Большаков C.B., Ланин В. Г., Мешков П. Я., Панарин И. Н. Интернет и выборыМ.: РЦОИТ, 2002. 96 е.- Веденеев Ю. А., Луговой В. В., Зайцев И. В., Вешнякова А. А. Институт выборов вистории России. Издательство: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, НОРМА, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2001 г. и др., Ольшанский Д. В., Политическая психология, М. 2002 г., Устименко С.: Проблемы модернизации политической системы современной Росии // Власть — 2012, № 4 и др., Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис — 2001, № 3−5 и др. интерпретацию исследуют А. Ахременко, Е. Галицкий, Л. Пресняков, Е. Тавокин, А. Чуриков15 и др.

Проблему прогнозирования политического процесса анализируют И. Бестужев-Лада, А. Панарин16 и др.

Вопросам избирательных технологий, имиджа кандидатов, политического консалтинга и прогнозирования посвящены работы И. Алешина, Б. Борисова, А. Бузина, Л. Гозмана, Д. Гусева, 3. Зотовой, А. Ковлера, И. Крылова, С. Лисовского, Е. Малкина, О. Матвейчева, И.

Минтусова, Е. Сучкова, Г. Почепцова, В. Полуэктова, Е. Шестопал и др.

Большой вклад в изучение избирательного права, законодательной базы выборов, раскрытие политико-правового аспекта избирательного процесса внесли ученые Р. Биктагиров, Ю. Веденеев, А. Вешняков, В. Гельман, Ю. Дмитриев, А. Иванченко, М. Кукушкин, В. Лысенко, А. Постников, В. Пылин, А. Рыбаков, Т. Юрьева18 и др.

15 См.: Ахременко A.C. Структуры электорального пространства. — М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2007, Ахременко A.C. Голосование «против всех» на российском региональном фоне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. — 2001. — N 5. — С.97−111., Галицкий Е., Кертман Г., Преснякова Л., Чуриков А. Прогнозирование электорального поведения на региональных выборах: методика ФОМа // Социальная реальность. — 2006. — № 4 и др.

16 См.: Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.— 272 с., Бестужев-Лада И.В., Романенко Н. И. «Социс»: прошлое и будущее //Социологические исследования. 1994. № 6. С. 86−89. И др.

17 См.: Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров/ И.В. АлешинаАссоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». — M.: Гном-Пресс, 1997. — 255, Борисов Б. Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — Рига, 1997. — 150 с, Бузин А. Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. — М.: Роо «Центр „Панорама“, 2006. — 192 с., Гозман Л., Шестопал Е. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, Гусев Д., О. Матвейчев, С. Чернаков, Р.Хазеев. Уши машут ослом (Современное социальное программирование) „Bakster group“ Пермь 2002 г., Зотова 3. М. Избирательная кампания: технологии поведения. М. Российский центр избирательных технологий, 1995, Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / РАН. Ин-т государства и права. -М., 1995. — 115 е., Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: История, теория, практика: Визуал. трактовка А. Бильжо: Учеб. пособие для кандидатов и избирателей. — М.: РАУ Университет, 2000. -319 с., Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. — 3-е изд., расш., доп. — М.: Рус. панорама, 2002. — 464 е., Полуэктов B.B. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. — М.: SPSL-''Русская панорама», 2002. — 240 е., Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: Рефл-букКиев: Ваклер, 2000. — 352 с.

18 См.: Биктагиров P.T., Кинзягулов Б. И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Учеб.-науч. издание в двух томах. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007, Веденеев Ю. А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право. — 1997. — N8, Вешняков A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. — М.: Изд-во «Весь Мир», 1997, 184 е., Гельман В. Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода// ПОЛИС. — 1997. — N4. — С. 125−147., Дмитриев Ю. А., Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. — М.: Издат. фирма «Манускрипт», 1995. — 322 е., Иванченко A.B. Избирательное право: понятие, принципы и система// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. A.B. Иванченконауч. ред.

Особую группу составляют диссертационные исследования последнего десятилетия, посвященные избирательному процессу как институту формирования органов власти, его правовым аспектам, соответствию российского законодательства международным избирательным стандартам. Данные аспекты раскрыты в работах А. Агаева, В. Ахлюстина, Т. Васильевой, В. Геворкян, Б. Давыдова, С. Егорова, С. Загайнова, Р. Мазитова, М. Масловской, М. Смирновой, Т. Шахназарян19 и др.

Анализ избирательного процесса на региональном и местном уровнях дается в диссертационных работах В. Гусаима, Ю. Ипатовой, Л. Кальченко,.

Н. Мотыжевой, А. Трусовой, Е. Шапошниковой, Е. Шуяковой и др.

Ю.А. Веденеев, В. И. Лысенко. — М.: Изд-во НОРМА, 1999. — С. 29−48., Кукушкин М. И., Югов A.A. Выборы — конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации// Российский юрид. журн. -Екатеринбург. 1996. — N2. — С. 72−86., Лысенко В. И. Законодательство о выборах: динамика развития// Правовая культура, электоральная активность и телевидение/ Отв. ред. A.B. Иванченко, науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. В. Смирнов. — М.: Студия «ВИКОН», 1996. — С. 17−25. Постников А. Е. Система российского избирательного законодательства// Журн. российского права. — 1997. — N1. — С. 31−46., ПылинВ.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учеб. СПб., 2001, Рыбаков A.B. Избирательное право и избирательные системы// Социально-политический журнал. — 1998. N2. С.113−122, Юрьева T.B. Экономический «портфель» кандидата в депутаты Государственной Думы// Избирательная кампания/ Российский центр избират. технологий. — М. 1995. — С. 35−82.

19 См.: Агаев А. М. Избирательный процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 /М. 2010, Ахлюстин В. А. Избирательный процесс в Российской Федерации (Проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02: СПб., 2002, Егоров С. Н. Институционализация избирательного процесса в политической системе Российской Федерации: дис.. доктора юридических наук: 12.00.02 / Москва, 2012, Загайнов C.B. Избирательный процесс в современной России: конституционно-правовой аспект: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.02/ Майкоп, 2006, Смирнова М. А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Владикавказ, 2012, Шахназарян Т. Г. Электоральная политика как особая разновидность правовой политики в современной России: общетеоретический аспект: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.01 / Казань, 2012, Геворкян В. В. Развитие института выборов в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / М. 2011, Рябчиков Р. В. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве: дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 / М. 2011,.

20 См.: Мотыжева H.B. Избирательный процесс в системе местного самоуправления: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Волгоград, 2010, Шапошникова Е. А. Становление избирательной системы партийных списков в современной России: на примере муниципальных выборов в Рязанской области: диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02 / М. 2012, Кальченко Л. Н. Избирательный процесс в субъектах Российской Федерации: На примере Уральского федерального округа: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Челябинск 2005, Гусаим В. Г. Тенденции и закономерности формирования и трансформации института региональных и местных выборов: дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Ярославль 2011, Шапошникова Е. А. Становление избирательной системы партийных списков в современной России: на примере муниципальных выборов в Рязанской области: дис. кандидата политических наук: 23.00.02 / М. 2012, Шуякова Е. Н. Региональный избирательный процесс Российской Федерации с конца 80-х годов XX века по 2001 год: По материалам Ростовской области: диссертация. кандидата исторических наук: 07.00.02/ Ростов-на-Дону, 2006, Ипатова. Ю. Л. Избирательный процесс современной России в региональном измерении: дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Ярославль, 2010, Мотыжева Н. В. Избирательный процесс в системе местного самоуправления: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Ростов-на-Дону, 2010,.

Несмотря на значительный вклад ученых в изучение проблемы избирательного процесса, по-прежнему остается целый ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшем теоретическом анализе, обосновании. Требуют уточнения закономерности, противоречия, вопросы, связанные с модернизацией избирательного процесса, разнообразием и совершенствованием механизмов его организации, проведения.

Объектом диссертационного исследования — избирательный процесс как явление политической жизни российского общества.

Предмет исследования — закономерности, направленность, особенности, противоречивость, алгоритм, механизм избирательного процесса, рекомендации по его совершенствованию.

Гипотеза.

Модернизация политического процесса как объективная потребность общества, одна из стратегических установок неотделима от развития избирательного процесса, плюрализации политического пространства, дифференциации политического участия партий, движений в общественной жизни, усиления диалога власти и оппозиции и др.

Совершенствование избирательных механизмов способно активизировать участие граждан в политической жизни, укрепить обратную связь власти и общества, в целом позитивно повлиять на развитие партиципаторной демократии как фактора прогресса. Выборы были и остаются основным способом легитимации власти, развития политической активности граждан как одного из ключевых проявлений демократии.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования: выявление закономерностей, содержания, значимости, концепций избирательного процесса, его алгоритма.

Цель обусловила постановку следующих задач:

Трусова A.B. Муниципальный избирательный процесс в Республике Башкортостан: современные тенденции развития: диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02 / Уфа, 2011.

1. Охарактеризовать гносеологическую и практическую значимость теоретико-методологической основы исследования избирательного процесса.

2. Раскрыть объективную необходимость познания, использования закономерностей избирательного процесса для его совершенствования.

3. Осуществить концептуальное исследование избирательного процесса как многокомпонентного, многофакторного явления.

4. Выявить основные противоречия этого процесса, обусловленные расширением пространства политического плюрализма, появлением новых акторов.

5. Осуществить политологическую диагностику избирательного процесса на основе данных социологических исследований.

6. Выработать практические рекомендации по совершенствованию алгоритма избирательного процесса, как инструмента, технологии его осуществления.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Исследование осуществлено на стыке различных наук: политической теории, юридической политологии, политической социологии, психологии, электоральной географии, истории и др. Это позволило на междисциплинарной основе сформулировать закономерности как элемент методологии, противоречия избирательного процесса, проанализировать взаимодействие различных факторов, обусловливающих его развитие, плюралистичность содержания, алгоритмичность механизма совершенствования и др.

Концепции методологически позволили выявить многосторонность, типы, разнообразие проявлений избирательного процесса.

Категориально-понятийный ряд способствовал осуществить анализ, сравнение, обобщение ключевых положений, раскрывающих объект и предмет исследования.

Использование принципов: объективности, системности, структурного функционализма, историцизма, институционализма, бихевиорализма и др.

10 способствовало выявлению сути, природы, значимости избирательного процесса как инструмента формирования власти.

В исследовании применены общенаучные формально-логические методы познания — анализ, обобщение, сравнение, прогнозирование, индукция, дедукция, абстрагирование и др., принципы: политологии (институциональный), социологии (структурно-функциональный), психологии (бихевиориальный), истории и др. Институциональный метод позволил оценить специфику политического института выборов, структурно-функциональный анализ — осуществить оценку взаимосвязи компонентов структуры избирательного процесса, выявить функциональные особенности, роли его субъектов. Посредством социологического метода удалось выявить причины абсентеизма в российском обществе и др.

Комплексный подход к рассмотрению проблемы позволил осуществить синтез правового, политологического, социально-психологического и других областей научного знания.

Источниковая база исследования: Конституция РФ, Федеральный Закон о выборах Президента РФ, Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», протоколы и документы ЦИК, послания президента Федеральному Собранию, постановления правительства и местных органов власти и др.

Анализ указанных документов способствовал уточнению содержания ряда понятий, выявлению противоречий выборов, классификации политических акторов, систематизации основных элементов избирательного процесса и др.

Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными об итогах выборов федерального, регионального и местного уровней, результатами социологических опросов, осуществленных ведущими аналитическими организациями, а также авторскими исследованием, экспертным опросом, контент-анализом СМИ и др.

Научная новизна.

1) Сформулированы закономерности избирательного процесса, уточнено содержание отдельных из них, раскрыта значимость их использования в исследовательском процессе и практической работе.

2) Изучены противоречия и особенности избирательного процесса в преломлении к российской действительности.

3) Выявлены устойчивость ряда недостатков избирательного процесса, их причины, механизмы преодоления.

4) Даны практические рекомендации по совершенствованию алгоритма, механизма избирательного процесса в современной России.

Теоретическая значимость работы определяется ее актуальностью, научной новизной, выводами теоретико-прикладного характера. В проведенном исследовании на основе анализа данных выборов на местном и федеральном уровнях сформулированы закономерности избирательного процесса, уточнено их содержание, систематизированы противоречия, приобретшие устойчивый характер и др. Полученные результаты можно рассматривать как приращение знания по проблеме избирательного процесса, они могут быть востребованы для дальнейших исследований в этом направлении, а также на практике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в совершенствовании, алгоритмизации механизма организации и проведения выборовобразовательном процессевыводы, предложения диссертации могут быть применены специалистами политического маркетинга, политтехнологами, политическими консультантами в проведении мастер-классов, практикумов, обучении идеологического актива и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование избирательного процесса — объективная потребность, фактор модернизации политической системы. От его эффективности и организации, придания ему динамизма, осовременивания зависит легитимность власти, политическая стабильность, преемственность в политической жизни.

2. До настоящего времени в научной среде и в обществе существует плюрализм мнений относительно идеальной парадигмы развития, алгоритма, практической организации избирательного процесса. Обобщения и предложения, содержащиеся в диссертации, расширяют, дополняют сложившиеся представления.

3. Избирательный процесс в России носит противоречивый, неоднозначный характер, что сказывается на качестве выборов, их влиянии на политическую жизнь. Соответствие международным стандартам законодательной базы и высокая техническая оснащенность выборного процесса сочетается с такими негативными явлениями, как абсентеизм, низкая политическая ответственность акторов, популизм и т. д. Преодоление противоречий или их смягчение способно придать избирательному процессу в российском обществе более совершенное качество.

4. Алгоритмизацию избирательного процесса в России целесообразно считать незаконченной. Востребована адекватность его процедур, механизмов динамично меняющимся запросам власти и общества.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и социальной политики Российского государственного социального университета.

Основные выводы исследования изложены в научных публикациях автора, в том числе в изданиях, входящих в перечень научных журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией РФ. Различные аспекты работы обсуждались и докладывались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях, конгрессах: XI.

Международный социальный конгресс «Стратегии инновационного развития.

России и социальная сплоченность" (25−26 ноября 2011 г.), IV Всероссийском социологическом конгрессе (2- 4 февраля 2012 года, г. Москва), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и тенденции развития современной науки в исследованиях молодых ученых» (23 июня 2012 г.), научно-практическая конференция «Политическая культура и ее формирование в молодежной среде» (27 июня 2012 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников, литературы, приложения.

Выводы.

1. Закономерности избирательного процесса проявляются в форме тенденций. Одной из важнейших из них является вовлечение в этот процесс новых акторов: игроков, партий, движений и др. Активный рост количества новых общественных объединений связан с внесением поправок в закон о партиях от (2 апреля 2012 г.). Количественные параметры порождают, увеличивают идейную и идеологическую плюрализацию, рост партийных амбиций. Общественные объединения, организации придерживаются множества различных политических, идеологических взглядов, что свидетельствует о диверсификации политического процесса.

Вместе с тем, единого мнения об этом процессе пока не сложилось. Часть общества критически принимает этот партийный бум. Лидеры оппозиции предупреждали о возможном росте числа партий-спойлеров на местных, региональных, федеральных выборах, что фактически введет в заблуждение избирателей. Как итог, в выигрыше опять же будет партия власти.

2. Вместе с тем партийная реформа будет способствовать выходу на политическую арену новых ярких политических фигур, способных инициировать востребованные обществом замыслы.

3. Еще одним важным шагом в модернизации избирательного процесса стала реформа способа формирования региональной власти. 1 июня.

110 См.: Газета «Известия»: ЦИК признала массовые нарушения на выборах в США [Электронный ресурс] // URL: http://izvestia.ru/news/542 987 (дата обращения: 03.02.2013).

2012 г. вступил в силу закон о выборах губернаторов. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного.

Идея «муниципального фильтра», указанная в законе, исключает участие в выборах кандидатов неудобных власти.

Право местной представительной власти решать вопрос о губернаторах на альтернативной основе (выборы либо назначение президентом), вроде бы демократическая норма, но она может внести сумятицу, неразбериху.

4. Алгоритм избирательного процесса в России детально проработан и строго регламентирован. Содержание стадий избирательного процесса определено в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах и др.

Но опыт последних политических кампаний 2011;2012 г. г. показал, что многие этапы избирательного алгоритма нуждаются в совершенствовании как законодательной базы, так и практического применения. Проблемными вопросами, подверженными всевозможным манипуляциям, остаютсясоставление списков избирателей для голосования, принятие решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, агитационный период, подсчет голосов, использование системы ГАС «Выборы» и т. д.

Основными проблемными точками остаются использование в избирательных списка «мертвых душ» (в отдельных случаях их количество доходит до 10−15%), злоупотребление административным ресурсом, в.

127 различных его проявлениях, низкий уровень политической культуры и этики политических акторов (обращение к национальному вопросу и проч.) и т. д. Хотя законодательная база в России отвечает международным демократическим стандартам, зачастую нормы, закрепленные в юридических акта, грубо нарушаются и игнорируются. Эффективными шагами в устранение указанных противоречий стало бы активное привлечение общественности к контролю за исполнением избирательного права.

Оппозиция и многие эксперты критикуют государственную автоматизированную систему подсчета голосов за ее непрозрачность. Принцип, по которому протоколы с избирательных участков попадают сначала в ЦИК и лишь потом официально обнародуются, делают возможным фальсификацию окончательных итогов. В данном случае действенным видится предоставление возможности открытого доступа избирателей к контролю за результатами голосования в режиме «онлайн» на каждом этапе работы ГАС «Выборы».

5. Видится целесообразным в реформировании избирательного процесса возврат к смешанной системе выборов депутатов Государственной Думы, которая существовала ранее. Власть отчасти признает, что переход полностью к пропорциональной системе в 2007 г. преждевременным, хотя он имел свою логику, поскольку становление политической системы в России как небольшой в историческом масштабе период происходит через эксперименты, апробацию того или иного опыта. Голосование только по партийным спискам ослабляет связь депутатов с избирателями. Ведь экономический и партийный типы голосования в России не столь распространены, как на Западе. Проработанность партийных программ, степень ознакомления населения с их содержанием остается крайне низкой.

6. Проблемной точкой в избирательном пространстве России являются муниципальные и местные выборы. Значимость местных выборов принижается и, видимо, причина этого заключается в том, что, несмотря на закон о местном самоуправлении, многие вопросы, в частности ресурсные, до сих пор не доведены до практического решения.

7. Эффективным способом решения является синтез зарубежного опыта (например, реформа местных органов власти во Франции) и отечественных подходов. Целый ряд комплексных изменений: децентрализация власти, рост политических функций муниципалитетов, расширение их финансово-ресурсного обеспечения и др. — усилит значимость местного самоуправления и позитивно отразится на интересе населения к выборам и кривой избирательной активности.

8. Анализ финансовой отчетности политических акторов после выборов позволяет говорить о дисбалансе в финансировании различных партий. Официальные бюджеты, например, КПРФ и «Единой России» разнятся почти в десять раз, хотя это естественно в силу различающегося уровня избирательной поддержки.

Возможным решением проблемы является создание законодательной базы, которая закрепляла бы своеобразный финансовый «феер плэй» (на подобии используемыми МОК, УЕФА и др. спортивными организациями). Этот шаг позволил бы сблизить шансы различных политических акторов, обострить накал борьбы в избирательной гонке и др.

Заключение

.

1. Избирательный процесс рассмотрен в его сложности, функциональности, общественной значимости, противоречивости, как совокупность процедур, правил, сроков, стадий. Научным итогом анализа стали систематизация, анализ закономерностей избирательного процесса, раскрытие их природы, значимости, механизма функционирования, характеристика алгоритма избирательного процесса как содержательно-процедурной цепи взаимосвязанных стадий.

2. Рассмотрение моделей, типов электорального поведения позволило выявить общее и особенное избирательных кампаний в России и в странах «развитой демократии». Если для Западных стран характерны экономическое голосование и партийная идентификации, то для России в условиях социальной дифференциации характерна, в первую очередь, социологическая модель поведения на выборах. Знание данной особенности позволяет объяснить слабое внимание российских партий к разработке Программ, а, с другой стороны, использование популистской риторики в в выступлениях их лидеров.

3. Еще одним важной особенностью избирательного процесса в России в связи с возможным переходом к смешанной системе выборов является вероятность использования технологии джерримендеринга. Не секрет, что использование этой методики ущемляет избирательные права граждан. Поэтому необходимым видится создать такой алгоритм, при котором было бы невозможно использование в избирательном процессе технологий, подобной данной. Одним из механизмов противодействия является формирование определенного фильтра в виде участия независимых наблюдателей при формировании избирательных округов.

Кроме того, более детальное рассмотрение политического спроса и предложения дает основания для прогнозирования появления на отечественной политической арене политических акторов — носителей новых идей, которые будут востребованы определенной частью электората.

При дальнейшей либерализации политического законодательства, еще большем снижении проходного барьера в Думу, появлении возможности формировать блоки, активизацией электоральной активности — вполне возможно появление новых сильных партий и движений. Можно прогнозировать в связи с обострением политической конкуренции в плюралистическом пространстве усиление значимости и востребованности консалтинговых услуг.

4. Закономерности избирательного процесса проявляются в форме тенденций. Одной из важнейших из них является вовлечение в этот процесс новых акторов: игроков, партий, движений и др. Активный рост количества новых общественных объединений связан с внесением поправок в закон о партиях от (2 апреля 2012 г.). Количественные параметры порождают, увеличивают идейную и идеологическую плюрализацию, рост партийных амбиций. Общественные объединения, организации придерживаются множества различных политических, идеологических взглядов, что свидетельствует о диверсификации политического процесса.

Вместе с тем, единого мнения об этом процессе пока не сложилось. Часть общества критически принимает этот партийный бум.

Лидеры оппозиции предупреждали о возможном росте числа партий-спойлеров на местных, региональных, федеральных выборах, что фактически введет в заблуждение избирателей. Как итог, в выигрыше опять же будет партия власти. Соперники не смогут что-либо противопоставить в политической конкуренции.

5. Вместе с тем партийная реформа будет способствовать выходу на политическую арену новых ярких политических фигур, способных инициировать востребованные обществом замыслы.

6. Еще одним важным шагом в модернизации избирательного процесса, его демократизации стала реформа способа формирования.

131 региональной власти. 1 июня 2012 г. вступил в силу закон о выборах губернаторов тройного действия: назначение Президентом РФ, выборы населением, выборы местным представительным органом. Кандидаты выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного. Идея «муниципального фильтра», указанная в законе, исключает участие в выборах кандидатов неудобных власти.

7. Алгоритм избирательного процесса в России достаточно глубоко проработан и строго регламентирован. Его содержание многоаспектно в правовом, политическом организационном аспектах.

Вместе с тем опыт последних политических кампаний 2011;2012 г. г. выявил необходимость совершенствования как законодательной базы, так и практики применения алгоритма. Проблемными вопросами, подверженными всевозможным манипуляциям, остаются — составление списков избирателей для голосования, принятие решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, механизм агитационного периода, подсчет голосов, использование системы ГАС «Выборы» и т. д.

Проблемными точками алгоритма избирательного процесса остаются использование в избирательных списка «мертвых душ» (в некоторых случаях их количество доходит до 10−15%), злоупотребление административным ресурсом в различных его проявлениях, низкий уровень политической культуры и этики политических акторов (обращение к национальному вопросу и проч.) и т. д. Хотя законодательная база в России отвечает международным демократическим стандартам, зачастую нормы, закрепленные в юридических акта, грубо нарушаются и игнорируются. Эффективными шагами в устранение указанных противоречий стало бы активное привлечение общественности к контролю за исполнением избирательного права.

Оппозиция и многие эксперты критикуют государственную автоматизированную систему подсчета голосов за ее непрозрачность.

Принцип, по которому протоколы с избирательных участков попадают сначала в ЦИК и лишь потом официально обнародуются, делают возможным фальсификацию окончательных итогов. В данном случае действенным видится предоставление возможности открытого доступа избирателей к контролю за результатами голосования в режиме «онлайн» на каждом этапе работы ГАС «Выборы».

8. Видится целесообразным в реформировании избирательного процесса возврат к смешанной системе выборов депутатов Государственной Думы, которая существовала ранее. Власть отчасти признает, что переход полностью к пропорциональной системе в 2007 г. оказался преждевременным, хотя он имел свою логику, поскольку становление политической системы в России в небольшой в историческом масштабе период происходит посредством экспериментов, апробации того или иного опыта. Голосование только по партийным спискам ослабляет связь депутатов с избирателями. Важно учитывать, что экономический и партийный типы голосования в России не столь распространены, как на Западе. Проработанность партийных программ, степень ознакомления населения с их содержанием остается крайне низкой.

9. Проблемной точкой в избирательном пространстве России являются муниципальные и местные выборы. Их значимость принижается. Причина этого заключается в том, что, несмотря на закон о местном самоуправлении, многие вопросы, в частности ресурсные, не получили пока достаточного практического решения.

10. Эффективным способом решения отмеченных проблем может быть синтез зарубежного опыта и отечественного опыта. Целый ряд комплексных изменений: децентрализация власти, рост политических функций муниципалитетов, расширение их финансово-ресурсного обеспечения и др. — усилит значимость местного самоуправления и позитивно отразится на интересе населения к выборам и кривой избирательной активности.

11. Анализ финансовой отчетности акторов выборных кампаний позволяет говорить о значительных ножницах в использовании партиями финансовых ресурсов. Официальные бюджеты КПРФ и «Единой России», к примеру, разнятся почти в десять раз. Это означает неравенство стартовых условий, возможностей.

Возможным средством решения могло бы стать создание положение о закреплении своеобразного финансового «феер плэй»: ограничение потолка затрат, прозрачность финансирования избирательных кампаний, исключение «черных касс» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Избирательная комиссия Саратовской области: Постановление № 26/1−5 от 16 октября 2012 года ЦИК России в Саратовской области Электронный ресурс. // URL http://www.saratov.izbirkom.ru/way/10 015 266.html (дата обращения: 15.12.2012)
  2. Конвенция о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств/ Кишинев 7 октября 2002 г.
  3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // «Российская газета» Федеральный выпуск № 4831 от 21.01.2009 г.
  4. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999
  5. Президент России: Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. Электронный ресурс. // URL: президент. рф/новости/17 118 (дата обращения: 16.03.2013)
  6. Президент России: Послание Президента Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. Электронный ресурс. // URL: http://npe3HfleHT^/news/14 088 (дата обращения: 17.07.2012)
  7. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) //"Российская газета" Федеральный выпуск № 2974 от 15.06.2002 г.
  8. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации7/"Российская газета» Допвыпуск № 3514 от 30.06.2004 г.
  9. Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации: Выборы и референдумы Электронный ресурс. // URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom (дата обращения: 03.02.2013)
  10. Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации: Законодательство РФ о выборах и референдумах Электронный ресурс. // URL: http://www.cikrf.ru/law/federallaw/comment/stl8.html (дата обращения: 12.08.2012)
  11. Г. И. Избирательный процесс в России 2007 года: некоторые вопросы теории и тенденции развития // Выборы в России: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей/ под общ. ред. C.B. Устименко. М.: Изд-во РГСУ, 2007
  12. Г. И., Краснов Б. И. Политический анализ // Анализ, прогноз, технологии в современной политике. М., 2000
  13. , И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров/ И.В. Алешина- Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». М.: Гном-Пресс, 1997.-255
  14. JI. За Маркса / Пер. с франц. А. В. Денежкина. — М.: Праксис, 2006
  15. JI. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / Пер. с франц. С. Б. Рындина // НЗ. 2011. — № 3(77)
  16. В.Н. Социология политики. М., 1992
  17. М.Г. Выборы как фактор демократического обновления политической системы// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1998. — N4
  18. C.B., Ланин В. Г., Мешков П. Я., Панарин И. Н. Интернет и выборы М.: РЦОИТ, 2002. 96 с.
  19. Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. Зарубежная политическая мысль XX в. / Ред. Т. Алексеева- сост. А. Н. Самарин и др. М.: Мысль, 1997
  20. И. В. Избирательный процесс: социологический анализ. М. 2009
  21. A.C. Голосование «против всех» на российском региональном фоне // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит, науки. 2001. — N 5. — С.97−111
  22. A.C. Структуры электорального пространства. М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2007
  23. А. С. Структурирование электорального пространства в российских регионах: факторный анализ парламентских выборов 1995—2003 гг. г. //Полис. 2005. № 2
  24. Бестужев-Лада И.В., Романенко Н. И. «Социс»: прошлое и будущее //Социологические исследования. 1994. № 6. С. 86−89
  25. Р.Т., Кинзягулов Б. И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Учеб.-науч. издание в двух томах. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007
  26. . Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. -Рига, 1997
  27. И. Электоральный суверенитет. М.: РОИИП, 2010. — С.83
  28. . К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Наука, 1969
  29. А. Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. М.: Роо «Центр „Панорама“, 2006
  30. А. Ю. „Суверенная демократия“ и административный ресурс // Красновские чтения. 2009. № 3. — С. 11−15
  31. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — СПб.: Университетская книга, 2001
  32. М. Бюрократия // М. Вебер. Личность.Культура.Общество.- 2007.- T.IX.- № 1.- С. 10−28 и др.
  33. Ю. А., Луговой В. В., Зайцев И. В., Вешнякова А. А. Институт выборов в истории России. Издательство: ИНФРА-М, 2001
  34. Ю.А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право. 1997. — N8
  35. Ю.А., Лысенко В. И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. A.A. Вешняков. М., 2003
  36. A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Изд-во „Весь Мир“, 1997
  37. Выборы Президента России, 4 марта 2012 года: аналитический доклад / Кынев А. В. и др. М: Ассоц. „Голос“, 2012
  38. Е., Кертман Г., Преснякова Л., Чуриков А. Прогнозирование электорального поведения на региональных выборах: методика ФОМа // Социальная реальность. 2006. — № 4
  39. В.Я. Изучение выборов в России. Исследовательские направления и методы анализа// Политическая наука. М. 2000. — N3. — С. 111−136
  40. В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода// ПОЛИС. 1997. — N4. — С. 125−147
  41. Л., Шестопал Е. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
  42. А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2009
  43. Г. Сфабрикованное большинство: конверсия голосов в места на думских выборах 2003 г. // Полис, № 1, 2003
  44. Д., О.Матвейчев, С. Чернаков, Р.Хазеев. Уши машут ослом (Современное социальное программирование). Пермь: Изд-во „Bakster group“, 2002
  45. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. — М., 2002
  46. Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). — 1994. —№ 5. — С. 142—147
  47. Ю.А., Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. М.: Издат. фирма „Манускрипт“, 1995
  48. М. Политические партии Пер. с франц.— М.:Академический Проект, 2000
  49. Э. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — М., 1996
  50. Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М: Норма, 2010
  51. Зарубежная политология: Словарь-справочник. / Под ред. A.B. Миронова, Г. А. Цыганкова. М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998
  52. Зотова 3. М. Избирательная кампания: технологии поведения. М. Российский центр избирательных технологий, 1995
  53. A.B. Избирательное право: понятие, принципы и система// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. A.B. Иванченко- науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко. М.: Изд-во НОРМА, 1999. — С. 29−48
  54. Избирательная система как форма конституирования института народного представительства: монография / И. С. Назарова.СПб.: Астерион, 2011
  55. Ф.Н. Политический маркетинг, или Как продать вождя // Полис. 1997. № 5. С.88
  56. Кац Р., Мэир П. Изменяющиеся модели партийной организации и партийной демократии: возникновение картельных партий // Партии ивыборы: Хрестоматия. Ч. 1 / Отв. ред. и сост. Анохина Н. В., Мелешкина Е. Ю. М., 2004
  57. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (проблемы теории и практики). Автореверат дис.. докт. юрид. наук.-СПб., 1999
  58. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / РАН. Ин-т государства и права. М., 1995
  59. М.И., Югов A.A. Выборы конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации// Российский юрид. журн. — Екатеринбург. 1996. — N2. — С. 72−86
  60. A.B. Партии и выборы в современной России: эволюция и деволюция. М: Новое лит. обозрение, 2011
  61. А. Демократия в многосоставных обществах. М.: Аспект Пресс, 1997
  62. С.Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: История, теория, практика: Визуал. трактовка А. Бильжо: Учеб. пособие для кандидатов и избирателей. М.: РАУ Университет, 2000
  63. В.И. Законодательство о выборах: динамика развития// Правовая культура, электоральная активность и телевидение/ Отв. ред. A.B. Иванченко, науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. В. Смирнов. М.: Студия „ВИКОН“, 1996.-С. 17−25
  64. А. Институционально-правовые основы избирательного режима в Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012
  65. Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 3-е изд., расш., доп. — М.: Рус. панорама, 2002
  66. М.С. Избирательное право и избирательный процесс: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-ММ, 2010
  67. Ч. Новые аспекты политики. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997
  68. П. Я. Платон предупреждает // Красновские чтения. -2008. № i.-c. 27−36
  69. , Ч. Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О. А. Оберемко- под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. — М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001
  70. Р. Социология политической партии в условиях демократии. //Диалог, 1990
  71. Моска Г. Правящий класс//Социологические исследования. 1994.1. N10
  72. Д.В., Политическая психология, М. 2002
  73. А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. —М.: Эдиториал УРСС, 1999
  74. И. Н. Информационная война и выборы. М.: Городец, 2003
  75. Политология: Учебник / Под общ. Ред. Академика РАН В. И. Жукова. М.: Изд-во РГСУ, 2011
  76. В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. М.: SPSL-'Тусская панорама», 2002
  77. А.Е. Система российского избирательного законодательства// Журн. российского права. 1997. — N1. — С. 31−46
  78. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 2000
  79. Праймериз: исторический опыт, реалии и перспективы: монография / Ю. М. Аксенов, О. Н. Попова — Некоммерческое партнерство Ун-т гражданского и политического просвещения. М: Восход-А, 2012
  80. Психопатология и политика: Монография / Пер. с англ. Т. Н. Самсоновой, Н. В. Коротковой М., Издательство РАГС, 2005
  81. В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учеб. СПб., 2001
  82. Российский избиратель: установки и выбор. Гельман В. Я., Голосов Г. В., Мелешкина Е. Ю. // Первый электоральный цикл в России. 1993−1996 г. г. М. 2000
  83. А.В. Избирательное право и избирательные системы// Социально-политический журнал. 1998.- N2.- С.113−122
  84. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления //THESIS Вып.З. 1993
  85. Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. JI. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006
  86. . Национальные особенности охоты за голосами: Восемь уроков для кандидата-победителя / Предисл. С.Лисовского. М: Вагриус, 1999
  87. Л.А. Российский электорат: десятилетняя эволюция. Специфика российской электоральной реальности // Общественные науки и современность. 2003 № 5. С. 60−69
  88. Г. Ю., Матешук А. Б., Корольков А. А. Антология мировой политической мысли.Т. 1. Зарубежная полититическая мысль: истоки и эволюция. М: Изд.: МЫСЛЬ, 1997
  89. Е. Н. Политические парадоксы // Красновские чтения. -2011. № 7.-с. 163−169
  90. Е. Н. Российская многопартийность: состояние, тенденции, прогноз. // Красновские чтения. 2009. № 3. — С. 123−129
  91. Устименко С.: Проблемы модернизации политической системы современной России // Власть 2012, № 4
  92. С. Технология избирательной кампании / В. Н. Амелин, С. В. Устименко — рец.: В. Коломеец, Д. Левчик — РГСУ. М.: Союз, 1993.- 166 с.
  93. Федеральные, региональные и местные выборы в России 4 декабря 2011 года: аналитический доклад / Бузин А. Ю. и др. М: ГОЛОС, 2012
  94. С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003
  95. Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984
  96. E.H. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998
  97. И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис 2001, № 3−5
  98. А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2
  99. Ю.В. Психология выборов: манипулирование массовым сознанием: механизмы воздействия: популяр, энцикл. М.: ЭКСМО, 2005
  100. В., Юдина А. Метод распределения депутатских мандатов Империали: мифы и реальность // Социальная политика и социология. 2010. № 10. — С. 124−144
  101. А., Юдаев В. Партийное строительство в России: влияние социальных размежеваний // Красновские чтения. 2009. № 3. — С. 139−156
  102. Т.В. Экономический «портфель» кандидата в депутаты Государственной Думы// Избирательная кампания/ Российский центр избират. технологий. М. 1995. — С. 35−82
  103. Knutsen Oddbjorn. Class Voting in Western Europe. A Comparative Longitudinal Study. Oxford: Lexington books, 2006, 225 p.
  104. Evans G., Whitefield S. Class, Markets and Partisanship in PostSoviet Russia: 1993−1996. Electoral Studies Vol. 18, 1999, N2, 155−178.
  105. Hale H. Party-Voter Linkage in Russia: Social Groups, Values, Leaders, or Performance? Paper prepared for the 2006 Annual Meeting of the American Political Science Association, Philadelphia, 2006, August 31 — September 3.
  106. G., Whitefield S. (1998). The Evolution of Left and Right in Post-Soviet Russia. Europe-Asia Studies, Vol. 50, N6:1023−1042.1. Диссертации:
  107. A. M. Избирательный процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02/М. 2010
  108. В. А. Избирательный процесс в Российской Федерации (Проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02: СПб., 2002
  109. В.В. Развитие института выборов в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / М. 2011
  110. В. Г. Тенденции и закономерности формирования и трансформации института региональных и местных выборов : дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Ярославль 2011
  111. С. Н. Институционализация избирательного процесса в политической системе Российской Федерации : дис.. доктора юридических наук: 12.00.02 / Москва, 2012
  112. C.B. Избирательный процесс в современной России: конституционно-правовой аспект: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.02/Майкоп, 2006
  113. . Ю. JI. Избирательный процесс современной России в региональном измерении : дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Ярославль, 2010
  114. JI. Н. Избирательный процесс в субъектах Российской Федерации : На примере Уральского федерального округа: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Челябинск 2005
  115. Н. В. Избирательный процесс в системе местного самоуправления : дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Ростов-на-Дону, 2010
  116. Н.В. Избирательный процесс в системе местного самоуправления : диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Волгоград, 2010
  117. Р.В. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве : дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / М. 2011
  118. М. А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации : дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Владикавказ, 2012
  119. A.B. Муниципальный избирательный процесс в Республике Башкортостан : современные тенденции развития: диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02 / Уфа, 2011
  120. Е.А. Становление избирательной системы партийных списков в современной России : на примере муниципальных выборов в Рязанской области: диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02/М. 2012
  121. Т. Г. Электоральная политика как особаяразновидность правовой политики в современной России :146общетеоретический аспект: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.01 / Казань, 2012
  122. Власть. Ивановская область: Сколько России нужно партий? Электронный ресурс. // URL: http://vlast.io/party-2 (дата обращения: 12.03.2013)
  123. Газета «Известия»: ЦИК признала массовые нарушения на выборах в США Электронный ресурс. // URL: http://izvestia.ru/news/542 987 (дата обращения: 03.02.2013)
  124. Газета.ги: Глава Брянска остался без второго срока Электронный ресурс. // URL: http://www.gazeta.ru/politics/2012/10/05a4802201.shtml (дата обращения: 22.01.2013)
  125. Исследование Фонда Общественное Мнение (ФОМ): Нужны ли новые партии? Электронный ресурс. // URL: http://fom.ru/partii/10 296 (дата обращения: 26.09.2012)
  126. Исследовательский холдинг Ромир: Воля к победе Электронный ресурс. // URL: http://www.romir.ru/studies/2 801 322 078 400/ (дата обращения: 07.11.2012)
  127. Исследовательский холдинг Ромир: Голосуй и повлияешь Электронный ресурс. // URL: http://www.romir.ru/studies/2 841 323 028 800/ (дата обращения: 14.11.2012)
  128. Исследовательский холдинг Ромир: На голубом глазу Электронный ресурс. // URL: http://www.romir.ru/studies/2 851 323 115 200/ (дата обращения: 07.11.2012)
  129. ЛДПР: из национальных республик создать русские губернии Электронный ресурс. // URL: http://www.fregat.info/politika/34 548-ldpr-iz-nacionalnyh-respublik-sozdat-russkie-gubernii.html (дата обращения: 12.04.2012)
  130. Либерально-демократическая партия России: Мы за русских! 111 позиций ЛДПР Электронный ресурс. // URL: http://www.ldpr.ru/#events/Wearel 1 lpositionsfortheRussianLiberalDem ocraticParty (дата обращения: 19.06.2012)
  131. Независимая газета: Нейромаркетинг партии власти Электронный ресурс. // URL: http://www.ng.ru/politics/2011-ll-08/lneiromarketing.html (дата обращения: 11.06.2012)
  132. Новая газета: Кратковременное явление народа Электронный ресурс. // URL: http://www.novayagazeta.ru/politics/54 882.html (дата обращения: 18.02.2013)
  133. Об актуальных проблемах и причинах изменения российского избирательного законодательства и его соответствия международным стандартам Электронный ресурс. // URL: http://www.garant.ru/action/interview/10 240/ (дата обращения: 07.02.2013)
  134. Официальный сайт Коммунистической Партии Российской Федерации: Москвичи используют оригинальную форму агитации против «Единой России» Электронный ресурс. // URL: http://kprf.ru/crisis/agitator/99 178.html (дата обращения: 16.09.2012)
  135. Официальный сайт партии «Единая Россия»: Предвыборная программа Партии «Единая Россия» Электронный ресурс. // URL: http://er.ru/news/2011 /9/24/predvybornaya-programma-partii-edinaya-rossiya/ (дата обращения: 25.04.2012)
  136. Официальный сайт партии «Правое дело»: Программа партии Электронный ресурс. // URL: http://pravoedelo.ru/party/program (дата обращения: 12.09.2012)
  137. Политическая карта России меняется: эксперты ждут появления «партий-клонов» и «партий-оборотней» Электронный ресурс. // URL: http://newsru.eom/russia/l 9mar2012/politmap.html (дата обращения: 26.09.2012)
  138. Полит.Ру: ЦИК не нашел нарушений в сходстве плакатов «Единой России» с рекламой Мосгоризбиркома Электронный ресурс. // URL: http://polit.ru/news/2011/1 l/08/mgik/ (дата обращения: 02.04.2012)
  139. Российская газета: В России вступил в силу закон о выборах губернаторов Электронный ресурс. // URL: http://www.rg.ru/2012/06/01/zakon-anons.html (дата обращения: 08.08.2012)
  140. Российская газета: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина Электронный ресурс. // URL: http://www.rg.ru/2007/04/27/poslanie.html (дата обращения: 16.01.2013)
  141. Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»: Предвыборная программа РОДП «ЯБЛОКО» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VI созыва Электронный ресурс. // URL: http://www.yabloko.ru/programma (дата обращения: 16.05.2012)
  142. Рыжкову вернули партию Электронный ресурс. // URL: http://www.newstube.ru/media/ryzhkovu-vernuli-partiyu (дата обращения: 08.02.2013)
  143. Словарь политических терминов Электронный ресурс. // URL: http://vubory.okis.ru/slovar.html (дата обращения: 24.09.2012)151
  144. Спекуляции на «русской» теме не помогут ЛДПР (мнения парламентариев) Электронный ресурс. // URL: http://www.regions.ru/news/2 352 846/ (дата обращения: 13.04.2012)
  145. Фонд Общественное Мнение (ФОМ): Нужно ли вернуть порог явки на выборах? Электронный ресурс. // URL: http://fom.ru/politika/10 792 (дата обращения: 06.03.2013)
  146. Фонд Общественное Мнение (ФОМ): Россияне хотят, чтобы В. Путин участвовал в дебатах Электронный ресурс. // URL: http://fom.ru/partii/10 298 (дата обращения: 12.11.2012)
  147. Фонд Развития Гражданского Общества: Круглый стол ФоРГО «Выборы по новым правилам: итоги» Электронный ресурс. // URL: http://civilfund.ru/event/6 (дата обращения: 11.12.2012)
Заполнить форму текущей работой