Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное предпринимательство. 
Организация коммерческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фонд «Наше будущее», поддержавший за 7 лет работы 124 проекта в сфере социального бизнеса, разработал собственное определение: «Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Социальное предпринимательство находится на стыке традиционного предпринимательства… Читать ещё >

Социальное предпринимательство. Организация коммерческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Другое направление бизнеса не ради прибыли появилось в России совсем недавно. Ассоциации бизнеса в России всегда отстаивали позицию, согласно которой малое предпринимательство должно рассматриваться как социальное явление. А сейчас в среде малого бизнеса появилось новое направление — социальное предпринимательство, в рамках которого бизнес изначально создается для решения социальных проблем с применением социальных инноваций. Субъектом социального бизнеса может быть как коммерческая организация, так и НКО.

Социальные предприниматели осуществляют свой вклад в повышение гражданской культуры, в улучшение положения наших страдающих соотечественников. Социальное предпринимательство чаще всего обеспечивает самозанятость частных лиц и способствует решению конкретных социальных проблем на местах.

Социальное предпринимательство решает социально значимые проблемы в регионе, находится на самоокупаемости, но может получать помощь от государства и различных фондов. Главная цель такого предприятия носит социальный характер. За границей социальный бизнес имеет льготы по налогам. В соответствии с социальной целью формулируется миссия социального предприятия, отражающая его ценности. Именно природа этих ценностей отличает социальное предпринимательство от деятельности правительства и коммерческих структур[1].

Важное отличие социального бизнеса от традиционного — уход от конкуренции в сторону сотрудничества с многочисленными стейкхолдерами для решения социальных проблем[2].

На данный момент в России выделяют два критерия социального предп р и н и мател ьст ва:

  • • предоставление рабочих мест представителям социально-незащищенных групп населения, когда не менее 50% сотрудников — инвалиды, матери детей до трех лет, выпускники детских домов и т. д.;
  • • решение через результат предпринимательской деятельности конкретной социальной проблемы (предоставление мест в дошкольных учебных заведениях, организация путешествий для инвалидов и др.), т. е. когда сам вид предпринимательской деятельности носит социальный характер.

В законодательстве Российской Федерации еще не зафиксировано понятие социального предпринимательства. В федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» лишь признается, что социальные услуги гражданам могут оказывать как коммерческие, так и некоммерческие организации (которые называются социально-ориентированными НКО), а также индивидуальные предприниматели. Следовательно, в России идет только формирование правового поля и нарабатывается опыт деятельности в сфере социального предпринимательства. Уже сейчас социальным предпринимателям оказывается государственная поддержка: в 2014 г. в Санкт-Петербурге 16 социальных предприятий получили гранты правительства города[3].

Крупный бизнес из года в год направляет миллиардные инвестиции в развитие территорий, на которых он представлен; большая часть этих инвестиций приходится на социальную сферу, на решение социальных задач на местах. Современные социально-ответственные корпорации в России осознают, что благотворительность обычно решает проблемы общества временно и несистемно. Иногда вместо таких вложений менеджмент крупных корпораций приходит к выводу, что лучше поддержать и развить в регионе присутствия социальное предпринимательство, чтобы новый слой предпринимателей, находящихся ближе к самому обществу и хорошо знающих проблемы своего окружения, качественней и надежней решал социальные проблемы в регионах.

В России в последние годы во многих регионах появились Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) — это некоммерческие организации, поддерживающее развитие социального предпринимательства. Государство заинтересовано в оптимизации бюджетных расходов и одновременном повышении качества жизни граждан. Сейчас социальное предпринимательство становится одним из инструментов, который использует возможности государственно-частного партнерства, служит многообразию малого предпринимательства и способствует качественным изменениям социальной сферы в России.

ЦИСС проводят образовательные и консультационные программы для предпринимателей. Также они меняют среду, в которой действуют социальные предприниматели, — объясняют жителям и муниципальным служащим сущность этой общественно-полезной и финансово-устойчивой деятельности.

Если не прибыль мотивирует социальных предпринимателей, то что? Выход жизненной энергии, желание помочь, изменить мир. Основными целевыми аудиториями выступают дети, молодежь, женщины, инвалиды и, реже, мигранты, беженцы, заключенные, безработные. В будущем, вероятно, именно последние, менее обслуженные, группы получат больше внимания от социальных предпринимателей и НКО в России.

Неудивительно, что сегодня все больше крупных корпораций направляют свои социальные инвестиции в сторону развития и поддержки проектов социального предпринимательства. Так они повышают эффективность этих инвестиций в разы, одновременно создавая крепкий фундамент для саморазвития территорий.

Фонд «Наше будущее», поддержавший за 7 лет работы 124 проекта в сфере социального бизнеса, разработал собственное определение: «Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Социальное предпринимательство находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности, социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса — предпринимательский подход».

Мы видим, что в данном определении фонд — лидер по поддержке социальных предпринимателей, подчеркивает требование инновационности в социальном бизнесе, а также финансовой устойчивости. Следовательно, предприниматели не могут рассчитывать постоянно на помощь извне (от фондов или от государства), по должны разработать собственную независимую и эффективную бизнес-модель.

Ю. Титова — один из самых известных социальных предпринимателей в Санкт-Петербурге, считает, что многие начинающие предприниматели находятся «в розовых очках альтруизма» — т. е. в мечтах, что проект «с благой идеей» будет обязательно полезен и эффективен, что социальная направленность поможет продвигать идею, получить финансирование. На практике обязательно происходит и столкновение с реальным миром, и проверка бизнес-модели на устойчивость. Оказывается, что социальное предпринимательство играет по общим правилам: существуют и все проблемы развития бизнеса, и конкуренция. Вот почему важно сразу уходить от схем субсидирования и грантов — для социального предпринимательства это неустойчивые решения.

Ю. Титова считает, что иметь волонтеров в качестве основной массы сотрудников неэффективно. Лучше нанять сотрудников, выплачивая им заработную плату, и вместе с ними добиваться долгосрочных результатов, распределять зоны ответственности и контролировать выполнение задач, чем полагаться на волонтеров, участие которых бесценно в краткосрочных проектах, но далеко не всегда дает нужный эффект в продолжительных[4].

Иногда собственник социального бизнеса имеет еще какой-то дополнительный предпринимательский доход, но свою активную гражданскую позицию проявляет через социальное предпринимательство.

Социальный бизнес должен самоокупаться, может приносить прибыль. Прибыль от социального бизнеса может направляться на благотворительность, а может капитализироваться для развития дела.

Социальные организации способны к расширению и выходу в другие регионы. Социальный бизнес — прекрасный способ приложения сил тех предпринимателей, которые больше всего ценят значимый вклад в общественное развитие, в повышение качества жизни людей, для которых приоритет финансовых целей невысок.

Благотворительный магазин «Спасибо!» — это организация нового формата, в работе которой может принять участие каждый горожанин. Это не благотворительный фонд, не НКО, не центр социальной помощи и не марафон сбора пожертвований, а что-то совершенно новое для нашей страны.

У «Спасибо!» формат нарождающегося в России организационного типа, который определяют как «социальное предпринимательство». Это значит, что социальные проблемы решаются с использованием бизнес-схемы: такой подход не свойственен ни некоммерческим организациям, ни государству.

Цель проекта «Спасибо!» — эффективно использовать ресурс ненужной одежды в большом мегаполисе. Эффективно — это одеть нуждающихся, сделать инструментом сбора средств, сохранить ценное, переделать непригодившсеся. Это большая работа, ведь вещей очень много: если в случае одного человека — это пакет ненужной одежды за полгода, то в масштабах мегаполиса — сотни тонн одежды в месяц.

Для того чтобы работать с этим ресурсом, более 70 лет назад и были придуманы благотворительные магазины. Это экономическая система, которая работает на самоокупаемости, не требуя дотаций и спонсоров. В Санкт-Петербурге уже открыто четыре магазина сети «Спасибо!».

В рамках схемы работы «Спасибо!» около 90% из приносимых вещей раздается по благотворительным организациям и нуждающимся адресно в Центре выдачи вещей, а 10% вещей продаются в магазинах «Спасибо!». Вырученные деньги покрывают административные расходы, а чистая прибыль перечисляется в благотворительные организации («Адвита» — помощь онкобольным, «Ночлежка» — помощь бездомным и др.). Также в магазинах продаются сувениры благотворительных организаций, деньги с продаж которых переводятся на их проекты[5].

По данным социологического исследования, проведенного исследовательской группой «Циркон» в 2012 г.[6], основные характеристики социальных предпринимателей — ценностные ориентации (доверие, солидарность, активность, альтруизм), личная социальная ответственность, общественная активность. По мнению И. В. Задорина, это более открытые, доверяющие люди[7].

Мир социального бизнеса — это мир сотрудничества, кооперации, а не конкуренции. Обычно такой подход принят в некоммерческом секторе, но бизнес должен выживать в современных условиях. Необходимо найти баланс. Социальные предприниматели в России сейчас — «вечные студенты», они учатся постоянно. Как, не теряя деньги, выполнять социальную функцию? Как окупаться? Как правильно оценивать социальную эффективность? Лучший способ обучения — диалог. Никто в России сейчас пока не научит — как правильно организовать социальное предпринимательство, надо вместе думать, поддерживать друг друга.

Крупные компании также могут поддерживать социальных предпринимателей. Например, Tele2 создала фонд «Навстречу переменам» (Reach for

Change). По его программам наставники из крупных коммерческих организаций помогают начинающим социальным предпринимателям. Иногда предоставляются помещения, обеспечивается совместный пиар и т. п.

По мнению многих исследователей, студенты — это наиболее перспективная группа для обучения социальному предпринимательству. У них хорошая мотивация, образовательные учреждениям могут предоставить некоторые ресурсы. Присутствуют определенные амбиции, причем как у слушателей курсов по социальному предпринимательству, так и у преподавателей и менторов. Студенты, как и вообще молодежь, участвуют в конкурсах, хорошо воспринимают соревновательность. В регионах появилось много программ обучения и поддержки социальных предпринимателей — они востребованы в разных возрастных группах.

Социальные предприниматели не берутся заменить государственные социальные услуги — они предлагают на рынок социальных услуг нечто инновационное, чтобы решить социальные проблемы, которые не могут быть качественно решены государством. Социальные предприниматели дополняют и повышают качество базового комплекса социальных услуг, предоставляемых государством, а также предлагают на рынок услуги и товары, которых вообще не было раньше и которые способствуют росту качества жизни в конкретном сообществе.

  • [1] Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше.М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 22.
  • [2] Там же.
  • [3] Согласно докладу А. В. Германа на Всероссийской научно-практической конференции"Обучение социальному предпринимательству — актуальная повестка" 13 февраля 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном университете.
  • [4] Выступление Ю. Титовой на Всероссийской научно-практической конференции"Обучение социальному предпринимательству — актуальная повестка" 14 февраля 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном университете.
  • [5] Результаты работы // Благотворительные магазины «Спасибо!» URL: http://spasiboshop.org/about/results.
  • [6] Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. М.: Циркон, 2013.
  • [7] Выступление И. В. Задорина на Всероссийской научно-практической конференции"Обучение социальному предпринимательству — актуальная повестка" 14 февраля 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном университете.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой