Денежно-кредитная политика банка россии: особенности формирования и реализации
Денежно-кредитное регулирование и денежнокредитная политика не являются идентичными экономическими понятиями. Если денежно-кредитное регулирование — это часть системы государственного регулирования экономики, понимаемая как совокупность определенных мероприятий, методов и инструментов воздействия «денежных властей» на денежно-кредитную сферу экономики, то денежно-кредитная политика, как и любая… Читать ещё >
Денежно-кредитная политика банка россии: особенности формирования и реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • функции и задачи Банка России в разработке и реализации единой государственной денежно-кредитной политики;
- • основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в современной России;
уметь
• оценивать их экономическое значение для системы денежно-кредитного регулирования;
владеть
• теоретическими и практическими методами формирования и реализации современной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства: особенности формирования.
Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика: направления взаимодействия
Денежно-кредитное регулирование и денежнокредитная политика не являются идентичными экономическими понятиями. Если денежно-кредитное регулирование — это часть системы государственного регулирования экономики, понимаемая как совокупность определенных мероприятий, методов и инструментов воздействия «денежных властей» на денежно-кредитную сферу экономики, то денежно-кредитная политика, как и любая политика, детерминирована состоянием экономических процессов в определенный период времени, т. е. это определенная концепция деятельности, в данном случае центрального банка совместно с правительством в отношении определенных параметров денежно-кредитной системы с целью изменения макроэкономических процессов (инфляции, экономического роста — в зависимости от целей политики).
Воздействие денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Цели денежно-кредитной политики, устанавливаемые на определенный временной интервал, должны совпадать с целями государственной экономической политики и государственного регулирования экономики. Соответственно, в общем виде совпадают и субъекты, и объекты денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики.
Вместе с тем, поскольку денежно-кредитная политика является частью государственной экономической политики, то в России она формируется и реализуется как единая государственная денежно-кредитная политика Банком России совместно с Правительством РФ.
Правовая справка
В ст. 18 Закона о Центральном банке отмечается, что совет директоров Банка России «во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежнокредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет[1], а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Как следует из приведенной выше справки, первоначально проект основных направлений денежно-кредитной политики рассматривает Национальный финансовый совет, который фактически представляет все органы государственной власти.
В свою очередь, Банк России участвует в разработке экономической политики, а министр финансов (или его представитель) или министр экономического развития (или его представитель) участвуют в заседаниях совета директоров Банка России.
Правовая справка
В ст. 21 Закона о Центральном банке отмечается, что «для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ».
Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Минфина России и один представитель от Минэкономразвития России участвуют в заседаниях совета директоров с правом совещательного голоса.
Данное положение показывает, с одной стороны, важность такого направления экономической политики, как денежно-кредитная, а с другой стороны, позволяет увязать цели и приоритеты денежнокредитной политики с целями общей государственной экономической политикой. Вместе с тем, в связи со спецификой субъектов и объекта денежно-кредитной политики, ее цели, как правило, ранжируются, т. е. устанавливаются так называемые промежуточные цели. Эти цели в России прописываются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемых на определенный временной интервал.
- [1] 1 Сентября 2013 г. — Национальный финансовый совет.