Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные и муниципальные финансы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место в развитии теории финансов принадлежит Адаму Смиту (1723—1790), знаменитая книга которого «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1760) принесла экономической науке всемирное признание. Его идея о том, что вмешательство государства в экономику в большинстве случаев излишне и должно быть ограничено, воплотилась в образе «невидимой руки» рынка: А. Смит был противником… Читать ещё >

Государственные и муниципальные финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • • историю возникновения и развития финансовой науки;
  • • представителей основных экономических школ и их подходы к обоснованию границ государства;
  • • инструменты государственного вмешательства в экономику;
  • • условия эффективности экономической системы (оптимальность по Парето);
  • • понятие и виды «провалов» рынка;
  • • механизмы государственного нивелирования «провалов» рынка;

уметь

  • • описывать эволюцию взглядов на экономическую роль государства;
  • • обосновывать возрастающую роль государства в достижении устойчивого социально-экономического развития общества;
  • • характеризовать механизмы эффективного управления общественными финансами;
  • • объяснять природу транзакционных издержек;

владеть

  • • понятийным аппаратом теории государственных финансов;
  • • навыками анализа эффективности перераспределения ресурсов в экономике.

Развитие науки о государственных финансах

Финансовая наука изучает экономические отношения, связанные с образованием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Возникновение различных финансовых теорий обусловлено развитием общества и товарно-денежных отношений, изменением роли государства в экономике и социальной сфере. Теоретические положения финансовой науки лежат в основе бюджетно-налоговой политики государства и финансового законодательства.

Появление науки о государственных финансах связывают с эпохой меркантилизма (XVI—XVII вв.), для которой характерен бурный рост торговли, формирование торгового капитала. Развитию товарно-денежных отношений в этот период способствовали географические открытия, рост промышленности, совершенствование дорожной инфраструктуры. Именно развитие товарно-денежных отношений, наряду со становлением государственности, становится важной предпосылкой для формирования системы государственных финансов.

Меркантилистским взглядам соответствовала политика протекционизма — максимального благоприятствования экспортерам, выражавшаяся, в том числе, в их льготном налогообложении и субсидировании. Главным источником пополнения казны служила торговля, особенно внешняя, так как последняя являлась способом привлечения дополнительного золота и серебра в страну.

Представитель меркантилистов Жан Боден (1530—1597) предлагал отказаться от налогов как источника государственного дохода. В своей работе «Шесть книг о республике» он подчеркивал, что к налогам необходимо прибегать лишь в крайних мерах, так как они ссорят государя с подданными и побуждают к восстаниям. Государственные доходы, но мнению Ж. Бодена, должны формироваться из доменов, военной добычи, подарков дружественных государств, сборов с союзников, доходов от торговли, экспортных и импортных пошлин, дани с покоренных народов.

Меркантилисты внесли значительный вклад в теорию денег. Качественные характеристики денежной системы имеют большое значение для стабильного функционирования системы государственных финансов. Одна из проблем того времени — «порча денег», т. е. чеканка монет с меньшим содержанием драгоценных металлов. Меркантилисты считали, что «порча денег» ухудшает финансовую обстановку в стране. Так, финансовый советник Елизаветы I и Королевский валютный контроллер Томас Грэшем (1519—1579) вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема»: порченые монеты постепенно вытесняютиз обращения полноценные монеты. На это есть ряд причин: во-первых, при обмене каждый стремится избавиться от порченых монет, оставив полноценные монеты у себя, а во-вторых, при экспортно-импортных операциях используются полноценные монеты, что приводит к их оттоку из страны.

В государственных финансах эпохи меркантилизма можно выделить следующие особенности: существование в условиях металлической денежной системы, преобладание неналоговых поступлений в казну государства, направленность государственной политики на прирост «национального богатства» за счет торговли, полная подконтрольность суверену.

На этапе зарождения классической политэкономии широкое распространение получили взгляды физиократов (от фр. physiocratie — господство природы). Французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо внесли существенный вклад в развитие экономической теории (в том числе теории финансов) и практики хозяйствования.

Согласно взглядам физиократов, главным фактором богатства выступает земля, а единственная отрасль, создающая «чистый продукт» , — сельское хозяйство. Ф. Кенэ (1694—1774) создал знаменитую экономическую таблицу, в которой хозяйственные процессы были объединены в систему по аналогии с системой кровообращения живого организма. Модель экономики Ф. Кенэ, являющаяся прообразом межотраслевого баланса, отражала повторяющийся оборот общественного продукта и денежных доходов.

Физиократы ратовали за ограничение государственного вмешательства в экономику, поднимали вопросы справедливого налогообложения. Именно физиократы впервые показали взаимосвязь и взаимозависимость финансов и народного хозяйства, финансовой науки и теории политэкономии.

Особое место в развитии теории финансов принадлежит Адаму Смиту (1723—1790), знаменитая книга которого «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1760) принесла экономической науке всемирное признание. Его идея о том, что вмешательство государства в экономику в большинстве случаев излишне и должно быть ограничено, воплотилась в образе «невидимой руки» рынка: А. Смит был противником прямого вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Вместе с тем он подчеркивал роль государства в таких сферах, как оборона, правосудие, образование.

Государственные расходы А. Смит подразделяет на расходы, имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), и на расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (правосудие, образование). При этом государственные расходы, имеющие общее значение, могут финансироваться за счет дохода общества в целом, а расходы, в которых заинтересованы отдельные лица, должны оплачиваться пошлинами. Анализируя расходы, А. Смит аргументировал необходимость выделения государственного и местного уровней финансового хозяйства, справедливо отмечая, что местные расходы (например, содержание городской или сельской полиции), польза которых ограничивается определенной территорией, должны покрываться исключительно местными доходами.

В главе, посвященной источникам доходов, А. Смит группирует доходы следующим образом: доходы от прибыли, процентные, налоговые и неналоговые. Экономист обращает внимание на неэффективное использование ресурсов государством, будь то капитал или земля. Поэтому он считает целесообразным приватизировать большую часть находящихся в собственности у государства земель. Это позволит государству получить значительный единовременный доход, а затем — взимать налоги с собственников земли.

Таким образом, согласно идеям А. Смита, государство должно минимизировать свое участие в хозяйственной жизни общества, перераспределяя среди экономических субъектов незначительные объемы финансовых ресурсов. А «невидимая рука» рынка способна направить ресурсы в наиболее благоприятные для повышения уровня общего благосостояния сферы.

Швейцарский экономист Симон Сисмонди (1773—1842), разделяя идеи А. Смита о труде как о единственном источнике происхождения богатства, выступил против идеи невмешательства государства. С. Сисмонди подчеркивал, что нужно стремиться к такому порядку, «который обеспечил бы бедному и богатому довольство, радость и покой». Основной задачей государства должны стать социально-экономические преобразования, направленные на преодоление негативных последствий капитализма. В частности, С. Сисмонди считал, что к государственным функциям следует отнести:

  • • наведение общественного порядка, правосудие, обеспечение прав личности и прав собственности;
  • • общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой;
  • • народное просвещение, благодаря чему дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство;
  • • национальную защиту, обеспечивающую участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

Таким образом, к началу XIX в. начало формироваться понимание необходимости перераспределения части национального продукта с целью нивелирования социальных дисбалансов. К середине XIX в. объемы перераспределяемых средств через систему государственных финансов существенно возросли. В этот период активно развиваются идеи социализма, оказавшие влияние на формирование финансовой науки (К. Маркс, Ф. Лассаль).

Основное противоречие капитализма, по мнению К. Маркса (1818—1883), — противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Доказывая эксплуататорскую сущность капиталистической экономики, К. Маркс настаивал на введении диктатуры пролетариата, которая должна сопровождаться полным отказом от частной собственности. С упразднением института частной собственности пролетарское государство становится единственным обладателем основных орудий и средств производства, управление которыми осуществляется централизованно. Но мнению К. Маркса, полная подконтрольность средств производства государству позволит использовать их с максимальной пользой для народа, подчинить динамику развития производственных сил сознательному контролю общества, обеспечить их эффективное развитие по единому рациональному плану.

Изменение механизма управления государственными финансами — переход к конституционному правлению, связанному с рассмотрением и утверждением бюджета народными представителями, — привело к формированию и развитию бюджетного права. Государственный бюджет, финансовое планирование, контроль становятся неотъемлемыми элементами теории финансов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой