Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективы прогноза и противодействия миграционной преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от продолжительности времени прогнозного периода криминологическое прогнозирование принято делить на: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. В выборе среднесрочного прогноза автор руководствовался требованиями повседневной «тактики» и необходимости выработки наиболее эффективных мер противодействия миграционной преступности — необходимы более конкретные сравнительно… Читать ещё >

Перспективы прогноза и противодействия миграционной преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Миграционную ситуацию на территории Сибири и Дальнего Востока, начиная с 90-х годов прошлого столетия, характеризуют новые, принципиально отличные от прошлых десятилетий, основные тенденции. Последние формировались на постсоветском пространстве как следствие системного кризиса и последствий политической и социально-экономической трансформации России. Важнейшими факторами формирования современных тенденций миграции явились следующие:

  • а) общероссийские (опасность распада России, дестабилизация социально-экономической ситуации в государствах СНГ, отсутствие гарантий безопасности, этноконфессиональные и военные конфликты, «выдавливание» инонационального населения, этнополитический кризис и повсеместное массовое обнищание населения);
  • б) региональные факторы (особое геополитическое положение Сибири и Дальнего Востока как суперрегионов со сложными природноклиматическими условиями, труднодоступностью большей части территории в условиях незавершенности формирования населения и его значительного оттока в западные регионы страны, депрессивность субъектов РФ, гомогенизация национально-территориальных образований, низкий уровень толерантности населения, глубокий структурный кризис большинства субъектов РФ на территории федеральных округов и т. д.).

Очевидно, указанные и ряд других факторов сформировали на территории Сибири и Дальнего Востока остропроблемную миграционную ситуацию, которая характеризуется рядом моментов, в частности:

  • 1) внутрироссийская миграция формируется и происходит за счет выезда населения из азиатской части России на жительство в европейскую часть России, либо за рубеж. Значительные миграционные потери связаны со слабой привлекательностью субъектов РФ к проживанию на его территории, что усиливается снижением рождаемости и повышением смертности населения. Внутрироссийская миграция в настоящее время и в перспективе не может стать для данных территорий существенным донором. При тенденции снижения численности населения проживающего на территории Сибири и Дальнего Востока и многофункциональном, в том числе демографическом давлении со стороны Китая, удовлетворение дополнительных настоящих и будущих потребностей в трудовых ресурсах, видимо, можно будет решать за счет тех, кто обладает значительным демографическим потенциалом. Очевидно, приток мигрантов в округе в значительной степени будет происходить из Китая, возможно Индии, и других стран Юго-Восточной и Центральной Азии в условиях убывающего населения.
  • 2) Незаконная миграция и нелегальное проживание неграждан России на территории азиатской части России превратились в массовый и социально-неконтролируемый незаконный поток мигрантов. Данное обстоятельство обусловлено благоприятной для них правовой и экономической обстановкой, наличием «прозрачных» границ, несовершенством нормативно-правовой базы, ростом безработицы в Китае и ряде других стран и т. д. Существуют разные оценки численности нелегально проживающих в округе китайцев, корейцев и др. Все они в совокупности серьезно усложняют криминогенную ситуацию и способствуют безвозвратному вывозу отечественного капитала и валюты за границу.

С позиции многочисленных этнических диаспор, криминальная миграция осуществляет разного рода противоправную, в том числе преступную деятельность. Проведенный ранее анализ миграционной преступности свидетельствует о тенденции ее роста и дальнейшего расширения сфер преступной деятельности. Об этом, свидетельствует прогноз развития миграционной преступности на территории России, а, следовательно, ДВФО и СФО, проведенный Всероссийским научноисследовательским институтом МВД РФ, который может быть представлен в двух основных альтернативных сценариях.

Первый вариант характеризуется дальнейшим ростом криминализации контингента лиц без гражданства и иностранных граждан. Только за 2012 год по прогнозу будет зарегистрировано 66,5 тыс. преступлений, совершенных указанными лицами, что на 4,4% повысит аналогичный показатель 2011 года. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства также просматривается рост преступлений. В частности, только в 2007 году число преступлений, совершенных против мигрантов, составляет 14 921. Анализ данного прогнозного варианта после 2011 года будет ухудшаться, и протекать в более сложной социально-напряженной форме. Имеющие место события в Москве и ряде других городов России в декабре 2010 убеждают в этом.

Второй, достаточно благоприятный вариант развития криминальной ситуации, будет также характеризоваться более высокой криминализацией в данной среде. Очевидно, различие двух вариантов развития миграционной преступности минимально (см. табл. 20).

Применительно Сибирского и Дальневосточного федеральных округов возможен значительный рост миграционной преступности, обусловленный рядом факторов. Прежде всего, этому будет способствовать процесс дальнейшего усугубления рыночных отношений в экономике, интеграция и глобализация экономики, трансформация систем производства и рынка рабочей силы, быстрота технологического обновления, революция СМИ и усиливающийся диктат идеологии потребительства. Данные обстоятельства будут способствовать дальнейшему росту мигрантов из сопредельных стран, в том числе и дальнего зарубежья. По прогнозу ряда экспертов на территории Сибири и Дальнего Востока к 2050 году будет проживать только китайцев не менее 10 млн человек. Обозначенный сценарий достаточно реален, поскольку является отражением фактического состояния социально-экономической и политической ситуации в азиатской части России. Именно он был положен в основу разработки концептуальных подходов по противодействию миграционной преступности на территории азиатской части России. Криминологическое прогнозирование представляет собой разновидность социальной перспективы, а также — научное осмысление в сфере борьбы с преступностью, а в нашем случае, предупреждение миграционной преступности. Использование такого средства позволяет получить систематизированную информацию о будущем состоянии миграционной преступности на основе применения научных методов и процедур.

Сложность проблем, связанных с предупреждением миграционной преступности, динамизм миграционной обстановки, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности мигрантов и ее проявлениями на азиатской территории России, предопределяет необходимость проведения прогноза миграционной преступности. Такое прогнозирование должно проводиться в рамках определения цели и задач противодействия миграционной преступности, их соотношения и выделения приоритетов, без которых невозможно установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и правового воздействия. Решение перечисленных задач становится невозможным без криминологического планирования. В основу криминологического планирования может быть положен криминологический прогноз, данные о миграционной преступности и состоянии работы по ее предупреждению, знание основных тенденций развития миграционных процессов, влияющих на нее. Криминологический прогноз должен носить научный характер и представлять одну из форм опережающего анализа развития миграционной ситуации, т. е. вероятного суждения о тенденциях, темпах, количественных и качественных характеристиках миграционной преступности из связей прошлого, настоящего и будущего. Использование такого прогнозирования обеспечит системное видение процесса развития миграционной преступности с учетом явлений в сфере ее предупреждения.

Таблица 20

Показатели прогноза миграционной преступности в России на период до 2013 г.

Абсол.,.

тыс.

Прирост.

(%).

Абсол.,.

тыс.

Прирост.

(%).

Абсол.,.

тыс.

Прирост.

(%).

Абсол.,.

тыс.

Прирост.

(%).

Иностранные граждане и лица без гражданства.

Неблагоприятный вариант.

58 500.

4,4.

61 074.

4,4.

63 761.

4,4.

66 566.

4,4.

Благоприятный вариант.

58 500.

4,4.

60 547.

3,5.

62 666.

3,5.

64 859.

3,5.

Целостность этого может быть достигнута в результате понимания, что внутреннее единство этого явления — есть продукт нашего сознания и образа исследуемого объекта, которому мы придаем статус целостности. При этом следует соотносить криминологические прогнозы с имеющимися социальными и экономическими прогнозами соответствующего масштаба. В свою очередь при подготовке последних необходимо учитывать и криминологическую прогнозную информацию по принципу обратной связи. Изложение тенденций и закономерностей прогноза миграционной преступности является важным в процессе предупредительной работы.

Криминологическое прогнозирование осуществлялось с учетом выявленных детерминант миграционной преступности, причинного комплекса, обусловливавших преступления, совершаемые мигрантами. Проведение систематического исследования перспектив развития миграционной преступности осуществлялось с помощью современных достижений науки. Такого рода систематическая деятельность реализуется с помощью описательной, объяснительной и прагматической функций. В практическом плане системного управления процессом предупреждения миграционной преступности предполагается постоянное получение информации прогнозного характера. Прогноз, по сути, выступает в качестве модели будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некая социальная «реальность» в перспективе, которая зависит от социальных потребностей, которую в результате человеческой деятельности можно либо приблизить, либо предотвратить. Вероятная картина прогнозной социальной «реальности» очевидна, однако варианты ожидаемых событий несут в себе элементы достаточной достоверности, которая обеспечивается выбором методов прогнозирования и исходной первичной информации. Степень надежности средств проводимого исследования и имеющейся информации, особенно при высоколатентности миграционной преступности, в каждом случае должна подтверждаться. Предмет данного криминологического исследования включил в себя миграционную преступность на территории Сибири и Дальнего Востока, в целом и Новосибирской области, в частности. При этом учитывалось то, что миграционная преступность как система все более приобретает черты управляемости со стороны транснациональных, трансграничных и этнокриминальных объединений. Особенностью миграционной преступности является факт смыкания в ее рамках общеуголовной, экономической, транснациональной, террористической, государственной, налоговой, таможенной, компьютерной и других видов преступности. Указанные характерологические особенности могут быть интегрированы в содержании миграционной преступности. В качестве объекта осмысления социальной перспективы миграционной преступности нами избрана преступность мигрантов в среднесрочной (1—3 года) перспективе. Целью криминологического прогнозирования является проработка наиболее общих показателей, характеризующих изменение преступности в будущем, выявление негативных и положительных тенденций, закономерностей и отыскания способов изменения, нейтрализации или стабилизации. При этом, проводилась работа по учету целого ряда социальных причин, обусловливающих многообразные социальные связи и взаимозависимости самого объекта прогнозирования миграционной преступности.

В зависимости от продолжительности времени прогнозного периода криминологическое прогнозирование принято делить на: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. В выборе среднесрочного прогноза автор руководствовался требованиями повседневной «тактики» и необходимости выработки наиболее эффективных мер противодействия миграционной преступности — необходимы более конкретные сравнительно кратковременные прогнозы состояния, динамики и структуры антиобщественных явлений. Поэтому, в целях создания системы противодействия миграционной преступности было осуществлено среднесрочное, специальное прогнозирование. В практике прогнозирования используется довольно широкий конгломерат методов прогноза. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов их существует свыше 200. Выбор метода зависит от широты охвата прогнозируемого объекта, многофакторности, «точности» прогноза и предпочтений исследователя. Функциональное их назначение состоит в потребности формирования необходимой информационной базы и предоставлении возможности получить должные представление о будущем. При осуществлении криминологического прогнозирования используются документальный, экспертный, экспериментальный методы, методы наименьших квадратов и т. д.

В данном исследовании при прогнозировании изменения миграционной преступности были применены следующие специальные методы прогнозирования: метод экстраполирования и метод математического моделирования. Сущность метода экстраполяции заключается в изучении прогнозируемого объекта миграционной преступности и перенесении тенденций его развития, установленных при анализе прошлого и настоящего на будущее. На основе исходных данных о миграционной преступности, представленных ранее, становится возможным сформировать динамические ряды, которые должны распространяться на будущее. Степень точности такого прогнозирования зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации. При разработке среднесрочного прогноза были использованы статистические данные о прошлой миграционной преступности, с предположением, что влияние причин, условий и факторов в предстоящий небольшой отрезок времени останется неизменным.

Основная цель статистического изучения — проработка модели дальнейшей трансформации миграционной преступности в среднесрочной перспективе — состоит в выявлении и измерении тенденций ее развития во времени. Такое становится возможным посредством построения и анализа статистических рядов динамики. Последние представляют собой статистические данные, отображающие развитие изучаемого явления во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента:

  • а) показатель времени t;
  • б) соответствующие им уровни развития изучаемого явления х.

Уровни рядов динамики отображают количественную оценку (меру) развития во времени изучаемого явления. В то же время, интервальные ряды динамики показывают сумму изучаемых явлений за отдельные периоды времени (день, месяц, год). Основным условием для получения вполне объективных видов при анализе рядов динамики является сопоставимость его элементов. При этом, качественная оценка динамики преступности определяется статистическими показателями: средний уровень, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста и др. На основании среднего темпа роста и прироста можно построить прогноз трансформации миграционной преступности на ближайшие показатели времени. В контексте изложенного было проведено исследование по прогнозу развития миграционной преступности на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов на среднесрочную перспективу (2012 и 2013 гг.). При этом были использованы математические методы моделирования. К сожалению, имеющиеся данные ограничивают возможности прогнозирования на более длительный срок, поскольку вероятность ошибки, а, следовательно, искажение прогноза будет велика.

Приступим к прогнозированию характера трансформации миграционной преступности в целом на азиатской части России. При этом используем данные официальной статистики зарегистрированной преступной деятельности, совершаемой иностранцами (табл. 21) на обследуемой территории за последние три года.

Таблица 21

Динамика роста преступлений, совершенных негражданами России на ее азиатской части территории (2011—2012 гг.).

Год

Всего преступлений

Обработка статистики в контексте прогнозного анализа миграционной преступности в концентрированном виде представлена в табл. 22:

а) прямолинейная функция: yt = 1670 + 482t (t = 1,…) стандартная ошибка аппроксимации: 3? =50,91,.

коэффициент детерминации: R2 = 0,99 137, модель хорошо слагается,.

  • б) Yt = 1650 + 502t — 4t2 — парабола П-го порядка,
  • в) показательная функция: yt = 2173 • (l^lS)4−1, t = 1,…, где Тр = 1,813

Таблица 22

Прогнозный анализ миграционной преступности (статистические данные).

Год, t

Прямолинейный

тренд

Парабола И-го порядка

Показат. функцияt Yt = 2173 (1.813)

а0

а1

а2

-4

R

0,99 567

0,9957

0,988 862

R2

0,99 137

0,99 142

0,977 848

Ст. ошибка

71,061

100,18

Ур. зн.

0,0001

0,097

В результате проведенного прогнозного анализа миграционной преступности просматривается значительный ее рост. Так, например, уже в 2012 году на территории Сибири и Дальнего Востока можно ожидать рост преступности до 6570 преступлений, в 2013 году — 6610 преступлений. При этом следует иметь в виду, что выявленный рост преступности, вероятно, будет протекать при неизменных условиях, причинах и детерминантах, которые порождают преступность в настоящее время. Данный прогноз был построен на статистических данных преступлений, совершенных только иностранными гражданами. При этом, в расчет не брались преступления, совершаемые другими категориями мигрантов: беженцами и вынужденными переселенцами, а также внутренними мигрантами.

Следовательно, криминальная ситуация как в России, так и в ее азиатской части продолжает обостряться, что выражается в неуклонном росте преступлений, совершаемых мигрантами. Вместе с тем, следует иметь в виду, что реализация программ борьбы с преступностью (последняя из действующих — Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 год) к позитивным результатам пока не привела. В настоящее время рядом ведомств (ФСБ России, МВД России и т. д.) разрабатываются отдельные целевые программы борьбы с террористической деятельностью, киберпреступностью и т. д. Однако в современных условиях ни одна правоохранительная структура разработку такой программы противодействия миграционной преступностью не осуществляет. Последнее обстоятельство реально снижает эффективность противо-действия как миграционной преступности, так и преступности в целом.

Причины роста, в частности миграционной преступности, на наш взгляд, заключаются в недооценке государством степени управляемости и правового регулирования миграционных процессов, отсутствии правовой политики их регулирования, а также дефиците предпринимаемых мер, направленных на решение общих задач. Очевидно, в рамках предупреждения миграционной преступности следует констатировать отсутствие четко сформулированной стратегической цели и разработки единого замысла. В сущности, до настоящего времени вопросы предупреждения миграционной преступности в нормативно-правовых актах не просматриваются, что исключает их включенность в качестве элементов государственной политики в решение этих проблем. В то же время, по степени общественной опасности миграционная преступность оказывает системное влияние на «криминологическую безопасность», под которой понимается объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознанием людьми такой своей защищенности. Рассмотрение криминологической безопасности в контексте миграционных процессов предполагает определение их типов, масштабов и характера криминальных проявлений. При этом необходимо помнить, что в теории и практике данная проблема остается одной из малоизученных. В то же время необходимость ее проработки актуализировалась, что выражается в необходимости четко определить угрозы безопасности страны, исходящих от миграционной преступности, определить степень опасности для личности, общества и государства, выделить направленность ее воздействия. Знание направленности угроз предполагает определение объектов преступных посягательств, требующих защиты со стороны государства и общества. Определение реальных угроз криминологической безопасности и объектов их направленности обеспечивает возможность сформировать цели и задачи государства в вопросах предупреждения миграционной преступности, выделить круг субъектов обеспечения безопасности, их компетенцию для деятельности по достижению целей. Угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, государства и общества. При этом такие интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, государства и общества. К основным объектам безопасности Закон РФ «О безопасности» 1992 года относит: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность [8]. Отсюда криминологическая безопасность России заключается в способности государственных и общественных структур обеспечить активную защиту жизненно важных интересов граждан, общества и государства от воздействия внутренних и внешних угроз, в том числе и исходящих от криминальной миграции, нейтрализовать их, обеспечить устойчивое прогрессивное развитие России в целом и ее регионов, в частности. В этом плане криминологическая безопасность, будучи сложной и иерархизированной системой, координируется и соподчиняется с рядом других систем безопасности, в частности, политической, экономической, этноконфессиональной, социальной, информационной, экологической, интеллектуальной и некоторыми другими. Неслучайно, по причине системного кризиса, роста преступности, развития информационных технологий и коммуникаций, наиболее актуальной для нас проблемой становится обеспечение именно криминологической безопасности, где на государство возлагается обязанность обеспечить активное предупреждение преступности, в том числе миграционной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой