Потворствующая гипопротекция.
Психология семьи
![Реферат: Потворствующая гипопротекция. Психология семьи](https://westud.ru/work/6423806/cover.png)
Почему в русских народных сказках мать героини рано умирает, а отец в отъезде «по купеческим делам»? Нужен ли человеку родитель, или он создает себя сам? Как вы относитесь к высказыванию: «Важно не то, что с человеком сделали, а то, что он сделал с тем, что с ним сделали?». Какой из видов родительского стиля чаще всего демонстрируют родители, которых вам приходится наблюдать? Каков статус… Читать ещё >
Потворствующая гипопротекция. Психология семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как стиль воспитания впервые описан А. А. Вдовиченко, сотрудником А. Е. Личко, у родителей делинквентных подростков. При гаком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты и приводит к делинквентному поведению.
Противоречивое воспитание.
Каждый из родителей в семье, а тем более бабушки и дедушки, могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис1 выделяют как негативный фактор неустойчивость стиля воспитания. Под таким воспитанием они понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгардта, содействует формированию таких черт характера, как упрямство и склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт значительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают их размах и частоту.
Вопросы для размышления
- • Какой из видов родительского стиля чаще всего демонстрируют родители, которых вам приходится наблюдать?
- • Осознают ли наивные родители последствия того, что делают?
- • Каков статус родительства в нашей культуре, уважаем ли мы человека в роли отца и матери?
- • Почему в русских народных сказках мать героини рано умирает, а отец в отъезде «по купеческим делам»? Нужен ли человеку родитель, или он создает себя сам?
- • Как вы относитесь к высказыванию: «Важно не то, что с человеком сделали, а то, что он сделал с тем, что с ним сделали?»
Причины «неправильного» воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Э. Г. Эйдемиллер[1][2] считает, что нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Во-первых, это отклонения их характера. Акцентуации характера и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. Во-вторых, это психологические (личностные) проблемы, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.
Кратко изложим наиболее часто встречающиеся искаженные формы воспитания, в основе которых лежат осознаваемые, но чаще неосознаваемые психологические личностные проблемы родителя.