Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Американская школа. 
Криминология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На американскую криминологическую школу, придерживающуюся социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской школой, сильное влияние оказали такие мыслители XIX века, как, в частности, бельгийский математик А. Ж. Кетле (1796—1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления. Основываясь на анализе преступности… Читать ещё >

Американская школа. Криминология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На американскую криминологическую школу, придерживающуюся социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской школой, сильное влияние оказали такие мыслители XIX века, как, в частности, бельгийский математик А. Ж. Кетле (1796—1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления. Основываясь на анализе преступности и состоянии морали во Франции, проведенном им в 1836 году, Кетле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, — эго лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.

На формирование американской криминологической школы так же оказали большое влияние: психиатр И. Рей, работавший в конце XIX века в области диагностики расстройств и обращения с душевнобольными преступниками; английский журналист и социолог Генри Мэйхью (1812— 1887), проведший различие между профессиональными преступниками и случайными правонарушителями; Джон Хэвиленд (1792—1852), архитектор, автор проекта радиальной (звездообразной) тюрьмы, выступивший с предложениями по реорганизации тюрем; Ганс Гросс (1847—1915), разработавший научные основы расследования преступлений (в Австрии), опубликовавший в 1883 году работу «Руководство для следователей» ,.

которая стала настольной книгой криминалистов всего мира, и фактически превративший криминалистику в прикладную науку. Были в американской школе и направления по изучению физических особенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивались такие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими также рассматривались и вопросы вырождения семей.

Возникновение американской школы, выделяющей явно социологический подход в криминологии, ученые относят примерно к 1914 году. Еще в 1908 году Морис Парамеле указывал, что социологи больше, чем кто бы то ни было, сделали для развития криминологии в Соединенных Штатах, в результате чего криминология стала (и остается до сих пор) подразделом социологии в американских университетах.

Школа социальной защиты

Эта школа, по мнению одних ученых (например, Германа Манхейма (1889—1974)), является третьим после классического и позитивистского направлением в криминологии, а по мнению других, — дальнейшим развитием позитивистской теории. Теоретические основы доктрины «социальной защиты» развивались постепенно. Энрико Ферри (1856—1929) — представитель позитивистской школы — впервые употребил этот термин. Первое серьезное признание она получила в 1943 году, когда Филиппо Грамматика создал в Венеции Центр исследования социальной защиты. Первая международная конференция по вопросам социальной защиты была проведена в 1947 году в Сан-Ремо, вторая — в 1949 году в Льеже. В 1948 году была создана Комиссия социальной защиты при Организации Объединенных Наций.

Основное внимание эта теория уделяет:

  • 1) личности правонарушителя;
  • 2) уголовному праву;
  • 3) изменению окружения в целях его совершенствования, а стало быть, и предупреждения преступности.

Французский криминолог Марк Ансель (1902—1990) считал эту теорию своего рода мятежом против позитивистского подхода в криминологии, точно так же как позитивизм был мятежом против классической школы. Доктрина социальной защиты выступает против принципов мщения и воздаяния, считая, что преступление затрагивает и индивида, и общество и что поэтому проблемы, связанные с преступлением, не исчерпываются осуждением и наказанием правонарушителя. Основные позиции этой школы могут быть представлены следующим образом.

  • 1. Доктрина социальной защиты исходит из положения, что средства борьбы с преступностью должны рассматриваться как средства защиты общества, а не наказания индивида.
  • 2. Метод социальной защиты включает в себя нейтрализацию правонарушителя путем либо его удаления и изоляции от общества, либо применения к нему исправительных и воспитательных мер.
  • 3. Уголовная политика на основе социальной защиты должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, чем на общее предупреждение преступности, то есть должна быть направлена на ресоциализацию правонарушителя.
  • 4. Подобная направленность делает необходимой все большую «гуманизацию» нового уголовного закона, которая предполагает восстановление у правонарушителя чувства уверенности в себе и чувства ответственности наряду с развитием правильных ценностных ориентаций.
  • 5. Процесс гуманизации системы уголовной юстиции подразумевает также научное осмысление явления преступности и личности правонарушителя. Основой доктрины социальной защиты является исключение наказания как такового. Делу защиты общества с большим успехом могут служить перевоспитание и социализация правонарушителя, чем кара и возмездие. Правонарушитель — биологическое и социальное существо, которое обучается поведению и в процессе социальной адаптации может сталкиваться с различными эмоциональными проблемами. Его личность должна быть подвергнута научному изучению, и ему следует оказывать помощь в социальной адаптации. Эта теория не использует такие юридические фикции, как mens геа (вина) или умысел. Направление социальной защиты отличается от позитивистской школы тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления. Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из провозглашенных этой теорией принципов нашли практическое воплощение главным образом на американском континенте.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой