Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сословно-представительная монархия. 
Утверждение парламентского строя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парламент подчинил своему контролю государственное управление: палата общин могла оказывать влияние на политику и состав королевских чиновников, обвинять последних в должностных преступлениях (обвинительное жюри). Палата лордов в качестве малого жюри судила его. Король не обладал правом помилования по отношению к осужденному. Описанная процедура получила название импичмент — это процедура… Читать ещё >

Сословно-представительная монархия. Утверждение парламентского строя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сословно-представительная монархия в Англии складывалась не как результат договора короля с сословиями, а в процессе политической борьбы сословий с королем, как победа сословий над монархией. Если в странах континентальной Европы король по собственной инициативе обращался к сословному представительству для вотирования новых налогов, то в Англии вассальноленные отношения носили жестко централизованный характер, феодальная знать находилась в тесной зависимости от королевской власти. Это обстоятельство ускоряет процесс сословной консолидации. Интересы дворян-рыцарей и нового дворянства (джентри), стремившегося приспособить свое хозяйство к рыночным условиям, сближаются с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. Основой их сближения было недовольство политикой короля Генриха III (1216−1272). Он считал себя мало связанным Великой хартией вольностей. Увеличение налогов, требование короля уплатить треть доходов феодалов для завоевания сицилийской короны младшему сыну Генриха вызвали в 1258 г. новое выступление баронов. Они потребовали созыва Общего совета всех баронов, который провел бы государственное переустройство, способное в будущем исключить злоупотребления властью со стороны короля. Совет собрался в 1258 г. в г. Оксфорде. Он получил название парламента. За этим парламентом в истории закрепилось название Бешеного из-за бурных дебатов на его заседаниях. Фактически же он не был парламентом, так как в нем заседали представители только сословия баронов.

Результатом работы Оксфордского парламента явился проект переустройства управления Англией — конституция страны, получившая название " Оксфордские провизии" . Конституция учреждала режим баронской олигархии. При короле был создан постоянный Совет пятнадцати, который должен был «давать добросовестные советы королю относительно управления королевством». Для решения наиболее важных дел, касающихся всего королевства, три раза в год должен был созываться парламент. Он состоял из 27 человек: 15 членов Совета и 12 лиц, избранных баронами. Высшие должностные лица (канцлер, великий юстициарий, казначей королевства, шерифы) должны были назначаться сроком на один год и нести ответственность перед королем и Советом пятнадцати. Король назначал шерифов в графства по представлению баронов.

Учреждение политической олигархии баронов не устраивало союзников баронов — рыцарей, горожан и фригольдеров, поскольку они не были допущены к управлению и их интересы и права не были гарантированы. Эта часть оппозиции собралась в Вестминстере и изложила свои требования в документе под названием " Вестминстерские провизии" . Эта хартия устанавливала гарантии прав мелких вассалов в отношении их сеньоров, рыцари получили право выбирать шерифа из своей среды и контролировать его деятельность.

Между королем и оппозицией во главе с графом Симоном де Монфором, опиравшимся на рыцарей, горожан и свободных крестьян, началась гражданская война 1258−1267 гг. В битве при Льюисе в 1264 г. Симон де Монфор нанес поражение Генриху III и в течение 15 месяцев был фактическим диктатором Англии. В 1265 г. он созвал Совет королевства: кроме баронов и епископов, были приглашены по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от города. Это и был первый английский парламент. Он не был упразднен королем Эдуардом I (1272−1307) после поражения армии оппозиции и гибели Симона де Монфора. В 1295 г. Эдуард I созвал так называемый образцовый парламент и пригласил, кроме непосредственных вассалов короля и духовенства, но два рыцаря от каждого графства и по два представителя от города. Его созыв стал результатом политического компромисса короля с феодалами, рыцарями и горожанами.

С учреждением парламента в Англии была установлена сословно-представительная монархия. Главой государства был король. Его власть ограничена парламентом — сословно-представительным органом. Первоначально все сословия заседали вместе. Но в 1343 г. английский парламент окончательно разделился на две палаты: нижнюю — палату общин и верхнюю — наследственную палату лордов. Право заседать в палате лордов получили непосредственные держатели королевских ленов: крупные светские феодалы — бароны и духовные феодалы — архиепископы, епископы и аббаты крупных монастырей. Все они приглашались личными письмами короля. С XV в. призыв в палату лордов стал осуществляться путем выдачи патента о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона.

Палата общин состояла из рыцарей (по два представителя от графства) и горожан (по два представителя от города). В Англии, в отличие от Франции, складывался союз двух сословий — рыцарей и горожан, политические и экономические интересы которых сближались по мере развития товарно-денежных отношений. Это влияло на соотношение политических сил внутри парламента. Порядок формирования палаты общин определял статут 1430 г. Право голоса на выборах в палату общин в графствах (активное избирательное право) получили лица, постоянно живущие в графстве и владеющие фригольдом с доходом не менее 40 шиллингов, т. е. был введен имущественный ценз. До этого право голоса имели все свободные землевладельцы. Статут 1430 г. был направлен, как указывалось в нем, против избирателей-бродяг, «которые воображают, что их голос равен голосу благородных дворян». Пассивное избирательное право (т.е. право быть избранным) было установлено специальным статутом в 1445 г.

" Представителями графства, — записано в нем, — могут избираться только наиболее уважаемые личности меж рыцарями и между теми из эсквайров и джентльменов, которые имеют право на возведение в рыцарское достоинство, но отнюдь не такие, которые имеют лишь звание йоменов" .

Имущественный ценз, позволявший иметь право голоса на выборах в палату общин в городах, определялся в каждом из них по-разному. В одних городах требовалось иметь «свой очаг», в других — платить подушный налог, в третьих — владеть свободным городским держанием, в четвертых — быть членом купеческой гильдии и т. д.

Компетенция парламента не оставалась неизменной, она расширялась по мере ограничения королевских прерогатив (исключительных прав). Английский средневековый парламент имел следующие правомочия: 1) финансовое (вотирование налогов); 2) законодательное (право законодательной инициативы); 3) контрольное (контроль за высшими должностными лицами и расходованием налогов); 4) судебное (право выступать в качестве особого судебного органа в отношении должностных лиц путем процедуры импичмента); 5) внешнеполитическое (согласие парламента при решении вопросов о войне и мире).

Указанные полномочия парламент приобрел не сразу. Источником политического влияния парламента стал контроль над финансами, который он установил с 1292 г. С тех пор прямые налоги могли взыскиваться лишь с согласия парламента. В 1340 г. было установлено, что прямые налоги могут вводиться лишь с его согласия. Затем это было признано и в отношении косвенных налогов. Впоследствии инициатива в деле налогового обложения стала целиком принадлежать палате общин. Сложился обычай, по которому парламент при утверждении новых налогов указывал их назначение. Король вынужден был отчитываться перед парламентом об израсходованных суммах. Парламент стал избирать комиссию для проверки королевского отчета об израсходовании налогов. Распоряжение финансами стало мощным оружием парламента в его борьбе с королями. Имея возможность контролировать назначение субсидий, палата общин могла добиться принятия королем выгодных для нее решений.

Законодательная компетенция парламента также формировалась постепенно. Первоначально парламент добился права участвовать в законодательной деятельности. В 1322 г. было установлено, что без согласия парламента ничто не может быть внесено в статуты. На практике случалось, что король, хотя и утверждал статут в редакции парламента, но после завершения сессии, получив субсидию, опубликовывал статут в другой, угодной ему, редакции. В связи с этим в 1414 г. было установлено, что после роспуска парламента в статут не должны вноситься изменения. Затем парламент получил право законодательной инициативы. Вначале она подавалась в форме петиции, в которой ставился вопрос об издании закона в желательном для парламента смысле. Но уже в XV в., в царствование Генриха VI, было установлено, что парламент не подает петиции об издании закона, а прямо вносит законопроекты (билли), с которыми король может соглашаться (тогда билль становится законом) или отвергать. Так оформилось понятие закона (статута) как акта высшей государственной власти, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин. Королевские хартии, ассизы, ордонансы, прокламации, провизии и парламентские акты составили так называемое статутное право.

Парламент подчинил своему контролю государственное управление: палата общин могла оказывать влияние на политику и состав королевских чиновников, обвинять последних в должностных преступлениях (обвинительное жюри). Палата лордов в качестве малого жюри судила его. Король не обладал правом помилования по отношению к осужденному. Описанная процедура получила название импичмент — это процедура отстранения высшего должностного лица от занимаемой должности на основе обвинения, выдвигаемого нижней палатой парламента с последующим привлечением к уголовной ответственности. Первый импичмент был применен в 1376 г. Очень часто королевских чиновников обвиняли не только в совершении преступлений, но и в государственной нецелесообразности их действий. Поскольку наказуемость этих действий не была предусмотрена уголовными законами, то для привлечения к ответственности в таких случаях была выработана специальная процедура. Парламент принимал статут, по которому осуждал виновное лицо без какого-либо судебного разбирательства. Тем самым парламент принял на себя функции Большого совета — собрания крупнейших вассалов короля, которое созывалось три раза в году (на Рождество, Пасху и Троицу).

Несмотря на все эти ограничения, в руках короля сохранилась, по существу, вся полнота власти. Монарх обладал правом абсолютного вето и мог отклонять законопроекты. Например, Елизавета I из 91 билля отклонила 48. Король мог отсрочить исполнение уже принятого закона, изъять из-под его действия любое лицо. Королевские ордонансы и прокламации обладали такой же юридической силой, как и парламентские законы. То, что не затрагивалось статутами, регулировалось актами, издаваемыми единолично монархом. Управление королевством монарх осуществлял, опираясь на новый судебно-административный орган — Королевский совет — узкую группу ближайших советников короля, министериалов из рыцарского сословия, в руках которых сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В XIII—XIV вв. было приведено в систему королевское правосудие. Обособляются королевские суды, действующие на основе " общего права" , во главе с высшими судами: Судом королевской скамьи, Судом общих тяжб и Судом казначейства и разъездными судьями в графствах. В XIV в. с развитием гражданского общества из общей системы королевской юстиции выделяется Суд лорда-канцлера и возникает вторая система права — «право справедливости» . Юрисдикция манориальных судов неуклонно сокращается.

Местное управление перестраивается в направлении дальнейшей централизации и контроля со стороны администрации монарха. Должностные лица местных органов управления назначаются королем и входят в состав его администрации. Главой королевской администрации в графствах оставался шериф, а в сотне — его помощник — бейлиф. В состав королевской администрации на местах входили и выборные в местных собраниях должностные лица: коронеры, осуществлявшие расследование всех случаев насильственной смерти, и констебли, наделенные полицейскими функциями. В конце XIII в. наиболее важные функции местного управления — полицейские (надзор за исполнением законов) и судебные (разбирательство уголовных дел, кроме убийств) выполняли мировые судьи или так называемые охранители мира, которые назначались из местных землевладельцев. Они вытесняют шерифов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой