Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка совместного бизнес-плана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация в вузах, участвующих в партнерском взаимодействии с производственными компаниями и НИИ, аналогичная. У большинства вузов нет бизнес-планов с единой унифицированной структурой. Основная масса бизнес-планов включает две позиции: характеристику прикладного исследования и смету его финансирования. Каждый второй бизнес-план, наряду с перечисленными, включает еще 5 позиций: обоснование… Читать ещё >

Разработка совместного бизнес-плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Платформа партнерского взаимодействия — наличие совместного бизнес-плана. Отсутствие целостного завершенного бизнес-плана, даже через год-полтора после заключения компаниями, вузами и НИИ партнерского договора о совместном выполнении научной программы — основная проблема, затрудняющая прогноз конечного результата научного сотрудничества и тормозящей эффективное взаимоТаблица 9

Мнение экспертов о том, с какими критериями риска придется считаться кооперированным участникам в процессе совместной реализации научной программы.

Риск вполне вероятен.

Риск маловероятен.

Индекс значимости риска19

Критерии риска.

Экспертная оценка в 2011 г.

Экспертная оценка в 2013 г.

Ожидаемый инновационный эффект научного продукта слабо поддается прогнозированию.

-0,1

-0,1

Трудно однозначно определить достаточность планового срока для осуществления инновационного проекта.

+0,1

+0,2

Трудно однозначно определить достаточность проектной стоимости реализации инновационной программы.

+0,4

+0,1

Мало (или нет) критериев для достоверного прогнозирования гарантии коммерциализации инновационного продукта.

+0,4

+0,1

Малы возможности достоверной оценки вариативности конъюнктуры рынка на период коммерциализации инновационного продукта.

+0,1

+0,1

19 Значения индекса: «+1» — вероятность риска полная, «-1» — риска нет, «О» — риск 50% х50%.

действие. К настоящему времени эта проблема «смягчилась», однако все еще имеет место: 25% компаний, участвующих в партнерском с вузами и НИИ выполнении прикладных научных исследований не разработали единого бизнес-плана совместных с вузами и НИИ действий и их результативности. Но и в остальных 75% случаев ситуация не вполне благоприятная: совместный бизнес-план в одном или нескольких сочетаниях вида компания + вуз, компания + НИИ, компания 4- вузIНИИ сегодня имеют 32% компаний, и только свой бизнес-план — 51%.

Нет совместного с партнерами бизнес плана ни у одной компании, участвующей в партнерском выполнении научной программы в энергетической отрасли, у 75% аналогичных компаний в отрасли связи, у каждой второй такой компании в нефтегазовой и транспортной отраслях. Имеется совместный бизнес-план для производственной компании и вуза в каждой четвертой участвующей в партнерском выполнении научной программы компании в нефтегазовой и транспортной отраслях. От четверти до трети компаний высокотехнологичного промышленного производства, оборонной и нефтегазовой отраслей имеют только отдельный бизнес-план компании (см. табл. 10).

Только каждый десятый собственный бизнес-план компании включает разделы о партнерском выполнении научной программы. Это означает, что на сегодняшний день, несмотря на трехлетний период действия правительственного постановления, а также наличия опыта совместной научной работы компаний, вузов и НИИ, у 42% нет бизнеспланов, собственных или совместных с партнерами, ориентированных на выполнение прикладных научных исследований совместно с вузами и/или НИИ.

Среди тех 58% компаний, которые имеют совместный с партнерами бизнес-план или такой раздел в своем бизнес-плане (примем их за 100%), утвердили его в 2010 году — 47%, в 2011 году — 17%, в 2012 году — 24%, в первой четверти 2013 года — 12%. В 2010 году стали составлять партнерские бизнес-планы прежде всего компании нефтегазовой отрасли, высокотехнологичного промышленного производства, транспортной и оборонной отрасли (см. табл. 11).

Наличие совместного для участвующих компании, вуза и НИИ партнерского бизнес-плана реализации прикладного научного исследования, разработанного на 3 и более лет, в зависимости от отрасли, в которой функционирует компания, %.

Таблица 10

Наличие совместного с партнерами бизнес-плана.

Отрасль.

Высокотехнологичное промышленное производство.

Энергетическая.

Нефтегазовая.

Транспортная.

Оборонная.

Связь.

Имеется отдельный бизнес-план компании.

Имеется совместный бизнес-план компании и вуза.

Имеется совместный бизнес-план компании и НИИ.

Имеется совместный бизнес-план компании, вуза и НИИ.

Бизнес-план партнерской научной деятельности отсутствует.

Таблица 11

Год утверждения партнерами бизнес-плана реализации прикладного научного исследования в зависимости от отрасли, в которой функционирует компания (компании, имеющие партнерский бизнес-план, приняты за 100%), %

Год утверждения бизнес-плана.

Отрасль.

Высокотехнологичное промышленное производство.

Энергетическая.

Нефтегазовая.

Транспортная.

Оборонная.

Связь.

Бизнес-план партнерской научной деятельности отсутствует

Среди вузов 28% не имеют совместного с компанией и/или НИИ партнерского бизнес-плана реализации прикладного научного исследования, разработанного на 3 и более лет. Имеют отдельный бизнес-план для вуза и компании 39% вузов, участвующих в партнерском выполнении государственной научной программы; отдельный бизнес-план для вуза — 21%, для вуза и НИИ — 3%, совместный бизнесплан для вуза, компании и НИИ — 9% вузов. Итого имеют бизнес план для реализации научной программы 72% вузов, однако эти планы различаются по составу участников проекта.

Имеют бизнес план на срок 3 года — не менее 70% и среди классических университетов, и среди технических вузов, однако совместный бизнес план для вуза и компании есть лишь у 35−40% вузов (см. табл. 12).

Таблица 12

Наличие совместного для участвующих классических университетов и технических вузов, компании и/или НИИ партнерского бизнес-плана реализации прикладного научного исследования, разработанного на 3 и более года, %.

Наличие совместного бизнес-плана.

В том числе по типу вуза.

В целом по участвующим вузам.

Классический университет.

Технический вуз.

Имеется отдельный бизнес-план для вуза.

Имеется отдельный бизнес-план для вуза и компании.

Имеется отдельный бизнес-план для вуза и НИИ.

Имеется совместный бизнес-план для вуза, компании и НИИ.

Не имеют бизнес-плана.

Несмотря на то, что почти 70% вузов имеют бизнес-план взаимодействия по выполнению научной программы, почти половина этих планов не утверждена и действует «по умолчанию». Утвержденная часть бизнес планов выполнения партнерской научной программы утверждалась по годам в следующем порядке: 35% - в 2010, 24% - в 2011, 29% - в 2012, 12% - в 1-м квартале 2013 года. В классических университетах не утверждены 60%, в технических вузах — 50% разработанных бизнес-планов партнерского научного взаимодействия. Остальные вузы утверждали планы по годам примерно в равной пропорции (см. рис. 10).

Рисунок 10

Год утверждения совместного для участвующих классических университетов и технических вузов, компании и/или НИИ партнерского бизнес-плана реализации прикладного научного исследования, разработанного на 3 и более года, %.

Разработка совместного бизнес-плана.

Среди 60% НИИ, имеющих бизнес-план партнерского научного взаимодействия на 3 и более лет, если их принять за 100%, имеют совместный бизнес-план с вузом и НИИ — всего 40%; только с вузом — 13%, только с компанией — 20%, и еще 27% участвуют в реализации бизнес-плана компании.

О полноте бизнес-планов говорить не приходится. В них в основном содержится описание представляющей взаимный интерес для партнеров научной задачи исследования, совокупного партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала, обоснована смета финансирования, гарантирующего полноценную реализацию прикладного исследования. Остальные этапы координации и контроля реализации прикладного научного исследования содержатся менее чем в 50% имеющихся бизнес-планов НИИ. В них слабо прописаны потенциальные условия подготовки серийного производства инновационного продукта, отсутствует прогнозная оценка общего предпринимательского риска по итогам партнерского взаимодействия (см. перечень 2).

Представители НИИ почти полностью исключают присутствие вузов в реализации бизнес-плана. Они делят ответственность за реализацию бизнес-плана с производственными компаниями. При этом НИИ считают своим приоритетом научное обоснование представляющей взаимный интерес для партнеров задачи прикладного исследования. Тесно сотрудничают с компаниями в реализации многих других элементов бизнес-плана, отдают первенство производственным компаниям в реализации таких элементов бизнес плана, как обоснование достоверности прогноза общего предпринимательского риска по итогам партнерского взаимодействия в рамках реализации прикладного научного исследования и прогноза рентабельности прикладного научного исследования.

Большинство бизнес-планов партнерского взаимодействия содержат 4 из 9-ти структурных элементов координации и контроля реализации прикладного научного исследования[1]: обоснование сметы финансирования, гарантирующего полноценную реализацию прикладного исследования — 75%, аналитическую характеристику представляющей взаимный интерес для партнеров научной задачи прикладного исследования — 67%, обоснование наличия условий для подготовки серийного производства инновационного продукта — 61%, прогнозную оценку рентабельности прикладного научного исследования — 57%. Каждый второй бизнес-план партнерского взаимодействия содержит обоснование реализуемости трансфера в производство научного продукта прикладного исследования — 50%, характеристику совокупного партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала для прикладного исследования — 47%, оценочные показатели потенциальной конъюнктуры рынка (внутреннего, внешнего) для реализации инновационного продукта — 47%. Всего 25% бизнес-планов партнерского взаимодействия содержат прогнозную оценку предпринимательского риска по итогам партнерского взаимодействия в рамках реализации прикладного научного исследования, 17% - прогноз временного лага устойчивости инновационного продукта на рынке (внутреннем, внешнем).

Анализ структурных элементов координации и контроля реализации прикладного научного исследования ставит под сомнение полноту бизнес-планов и их действенность в производственных компаниях. Возникает вопрос об объективности обоснования сметы расходов на исследование, если в плане отсутствует, например, характеристика совокупного партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала для прикладного исследования.

Хотя в нефтегазовой отрасли все компании, участвующие в государственном проекте, имеют бизнес-планы партнерского взаимодействия, они содержат только три элемента координации и контроля реализации прикладного научного исследования из девяти: аналитическую характеристику представляющей взаимный интерес для партнеров научной задачи прикладного исследования, смету финансирования, гарантирующего полноценную реализацию исследования, прогнозную оценку рентабельности прикладного научного исследования. Степень актуальности элементов бизнес-плана для компаний различных отраслей экономики различны, тем не менее, необходим общий стандарт, включающий названные 9 элементов в обязательном порядке, причем главным элементом должна выступать прогнозная оценка рентабельности прикладного научного исследования.

Ситуация в вузах, участвующих в партнерском взаимодействии с производственными компаниями и НИИ, аналогичная. У большинства вузов нет бизнес-планов с единой унифицированной структурой. Основная масса бизнес-планов включает две позиции: характеристику прикладного исследования и смету его финансирования. Каждый второй бизнес-план, наряду с перечисленными, включает еще 5 позиций: обоснование реализуемости трансфера научного продукта в производство, характеристика совокупного партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала, прогнозная оценка рентабельности исследования, обоснование наличия потенциальных условий подготовки серийного производства инновационного продукта, оценочные показатели потенциальной конъюнктуры рынка для реализации инновационного продукта.

Мало таких бизнес-планов, которые содержат прогнозную оценку общего предпринимательского риска и прогноз временного лага устойчивости инновационного продукта на рынке. Это свидетельствует о том, что если большинству участников совместной программы в целом ясны задачи стадии разработки научного продукта, многим — характер трансфера научного продукта в производство, то прогноз рынка и общей рентабельности проекта ясны лишь немногим.

Это характерно для бизнес-планов и классических университетов, и технических вузов (см. табл. 13).

Таблица 13

Этапы координации и контроля реализации прикладного научного исследования, содержащиеся в партнерском бизнес-плане университетов и технических вузов с производственными компаниями, %.

Этапы.

В целом по участвующим вузам.

В том числе по типу вуза.

НИИ.

Классический университет.

В целом по участвующим вузам.

Аналитическая характеристика представляющей взаимный интерес для партнеров научной задачи прикладного исследования.

Характеристика совокупного партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала прикладного исследования.

Смета финансирования, гарантирующего полноценную реализацию прикладного исследования.

Этапы.

В целом по участвующим вузам.

В том числе по типу вуза.

НИИ.

Классический университет.

В целом по участвующим вузам.

Обоснование объективной реализуемости трансфера в производство научного продукта прикладного исследования.

Обоснование наличия потенциальных условий подготовки серийного производства инновационного продукта.

Оценочные показатели потенциальной конъюнктуры рынка (внутреннего, внешнего) для реализации инновационного продукта.

Прогноз временного лага устойчивости инновационного продукта на рынке (внутреннем, внешнем).

Прогнозная оценка общего предпринимательского риска по итогам партнерского взаимодействия в рамках реализации прикладного научного исследования.

Прогнозная оценка рентабельности прикладного научного исследования.

Среди вузов, имеющих партнерский бизнес-план, большинство берут на себя основную работу по научному обоснованию представляющей взаимный интерес для партнеров научной задачи, а также совместно с компанией активно участвуют в формировании партнерского авансового технико-технологического и кадрового потенциала прикладного исследования, расчете и контроле исполнения сметы финансирования, обосновании объективности реализуемости трансфера в производство научного продукта, достоверности прогноза рентабельности прикладного научного исследования. В целом же, за содержание и реализацию отдельных разделов бизнес-плана отвечает прежде всего компания. Из девяти разделов бизнес-плана вуз, совместно с компанией, отвечает за реализацию трех: научное обоснование представляющей взаимный интерес проблематики прикладного исследования, расчет и формирование партнерского технико-технологического и кадрового потенциала исследования, расчет и контроль исполнения сметы финансирования, гарантирующего полноценную реализацию прикладного исследования (см. табл. 14).

Соотношение ответственности компаний и вузов за разделы партнерского бизнес-плана, %7

Таблица 14

Разделы бизнес-плана.

Ответственные за разделы бизнес-плана.

Компания.

Вуз.

Данной позиции в бизнес-плане нет.

Научное обоснование представляющей взаимный интерес для партнеров задачи прикладного исследования.

Расчет и формирование партнерского технико-технологического и кадрового потенциала прикладного исследования.

7 Базу 100% расчёта составляют те 58% компаний, у которых утвержден партнерский бизнес-план реализации прикладного научного исследования. Сумма по строке превышает 100%, так как подразумевается и совместная ответственность организаций.

Разделы бизнес-плана.

Ответственные за разделы бизнес-плана.

Компания.

Вуз.

Данной позиции в бизнес-плане нет.

Расчет и контроль исполнения сметы финансирования, гарантирующего полноценную реализацию прикладного исследования.

Обоснование реализуемости трансфера в производство научного продукта.

Обоснование потенциальных условий подготовки серийного производства инновационного продукта.

Обоснование достоверности оценочных показателей потенциальной конъюнктуры рынка (внутреннего, внешнего) для реализации инновационного продукта.

Обоснование достоверности прогноза временного лага устойчивости инновационного продукта на рынке (внутреннем, внешнем).

Обоснование достоверности прогноза общего предпринимательского риска по итогам партнерского взаимодействия в рамках реализации прикладного научного исследования.

Обоснование достоверности прогноза рентабельности прикладного научного исследования в целом.

  • [1] Базу 100% расчёта составляют те 58% компаний, у которых утвержден партнерский бизнес-план реализации прикладного научногоисследования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой