Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Муниципальные выборы. 
Муниципальное право России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кандидаты, избирательные объединения обязаны создавать избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. Средства фонда могут использоваться на следующее: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; предвыборную агитацию, оплату работ информационного и консультационного… Читать ещё >

Муниципальные выборы. Муниципальное право России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Муниципальные выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовую основу проведения муниципальных выборов составляют Конституция, Закон о местном самоуправлении 2003 г., Закон об избирательных правах, Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ (см., например, Областной закон от 19.12.2005 № 414-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон «О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Ростовской области»), муниципальные правовые акты.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов регламентируются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Законе о местном самоуправлении 2003 г. понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранными, списков кандидатов допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными законами субъектов РФ видами избирательных систем.

Законом субъекта РФ в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

Муниципальные очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов местного самоуправления. Внеочередные (досрочные) выборы назначаются в связи с досрочным истечением полномочий органов местного самоуправления (например, самороспуск местной думы; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа) или глав муниципальных образований (прекращение гражданства Российской Федерации; выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда; отставка, но собственному желанию и т. д.), а также преобразованием муниципального образования.

При признании выборов несостоявшимися или недействительными назначаются повторные выборы не позднее чем через четыре месяца (в случае если местный представительный орган остался в неправомочном составе) либо не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Это нс влечет за собой прекращения полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Голосование на дополнительных выборах проводится не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и дополнительные выборы не назначаются, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов установленные сроки могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента РФ. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

Для организации подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований формируются избирательные комиссии (муниципального образования, окружные и участковые). Избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов. Они являются муниципальными органами, не входящими в структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом об избирательных правах граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.

Закон об избирательных правах содержит ряд ограничений пассивного избирательного права на муниципальных выборах.

Во-первых, ограничения, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования имеет право гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Во-вторых, закон содержит запрет на регистрацию гражданина в качестве кандидата при наличии в отношении него вступившего в законную силу решения суда о лишении данного лица права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.

В-третьих, ограничение, не позволяющее одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного уставом самоуправляющейся территории количества сроков подряд. Так, в соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования Янкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края, принятого решением Думы Янкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края от 20.07.2007 № 24, одно и то же лицо нс может занимать должность главы поселения более двух сроков подряд.

В-четвертых, невозможность выдвижения кандидатом гражданина, замещавшего должность главы муниципального образования и ушедшего с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенного от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Наконец, при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

Регистрация кандидатов осуществляется избирательными комиссиями, организующими местные выборы, — территориальными и окружными избирательными комиссиями. Основание регистрации — представление соответствующих документов (уведомление, заявление, сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе кандидата, подписей избирателей или внесение залога). Надо сказать, что регистрация производится только на основании собранных подписей или залога. В случае их одновременного внесения при регистрации кандидата (списка кандидатов) на основании подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату.

Регистрация изменяет статус кандидата, выдвинутого на соискание выборной муниципальной должности, и превращает его в зарегистрированного кандидата, обладающего широким перечнем прав (гл. 6 Закона об избирательных правах):

  • — зарегистрированный кандидат во время проведения выборов не может быть уволен по инициативе администрации (работодателя) с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по соответствующей специальности;
  • — кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию;
  • — зарегистрированный кандидат может иметь доверенных лиц. Их регистрация осуществляется избирательными комиссиями на основе письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения), заявления гражданина о согласии быть доверенным лицом;
  • — кандидаты, избирательные объединения обязаны создавать избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. Средства фонда могут использоваться на следующее: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; предвыборную агитацию, оплату работ информационного и консультационного характера; внесение избирательного залога; оплату других работ (услуг), выполненных гражданами и юридическими лицами. Избирательный фонд создается кандидатом в период после письменного уведомления соответствующей комиссии о выдвижении до его регистрации. Объединения создают фонд после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам;
  • — кандидаты, избирательные объединения на равных условиях получают доступ к СМИ с целью осуществления предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях путем проведения агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий).

Голосование на муниципальных выборах, как правило, предусматривает заполнение бюллетеня избирателем на избирательном участке в специально предназначенной для этих целей кабине, ином оборудованном месте, где не допускается присутствие посторонних лиц. Кроме того, допускается досрочное голосование граждан, отсутствующих в день голосования по месту своего жительства по уважительной причине (отпуск, служебная командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных или общественных обязанностей, состояние здоровья), и голосование вне помещения избирательного участка граждан, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.

Определение результатов муниципальных выборов осуществляется избирательной комиссией, их организующей, на основании первых экземпляров протоколов участковых комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных. О результатах выборов в двух экземплярах составляются протокол и сводная таблица.

Избирательной комиссией принимается одно из следующих решений: при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления — это признание избранным кандидата (кандидатов) (по числу мандатов), получившего (получивших) наибольшее число голосов избирателей, при условии, что число поданных за него (них) голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов; при равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее; при выборах главы муниципального образования — кандидат, набравший более половины голосов избирателей из числа принявших участие в голосовании.

Муниципальные выборы признаются несостоявшимися, если:

  • — голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего зарегистрированного кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • — менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • — за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
  • — все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования в едином избирательном округе;
  • — при проведении выборов главы муниципального образования в избирательный бюллетень для голосования на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Закон об избирательных правах предусматривает право субъекта РФ не устанавливать минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися.

Выборы могут быть признаны недействительными:

  • — в случае если допущенные при проведении голосования или установлении их итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан;
  • — в случае если они признаны недействительными на части участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования включают в совокупности не менее чем ¼ часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
  • — по решению суда.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Соответствующая избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов после их опубликования производит регистрацию избранных депутатов, глав муниципальных образований и выдает им удостоверения об избрании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой