Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие дела оперативного учета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД ДОУ подлежат хранению в течение года на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, в установленном законом порядке, а затем уничтожаются. При уничтожении материалов ДОУ самые существенные сведения в них содержащееся, которые могут стать объектом учета, переносятся в соответствующие информационные системы. Так, в подразделениях… Читать ещё >

Понятие дела оперативного учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из форм организации ОРД является дело оперативного учета (далее — ДОУ).

Под делом оперативного учета понимается предусмотренное Закона об ОРД место (или форма) системного сосредоточения (концентрации) и соответствующего оформления собираемых материалов оперативнослужебного документирования (иными словами — совокупности документов, комплектуемых «в одной папке» в отношении данного случая) в целях анализа отраженных в них фактических данных (оперативных доказательств[1]), проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на этой основе соответствующих решений должностными лицами оперативно-розыскного органа.

Законодатель, исходя из ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД, связывает факт заведения ДОУ непосредственно с проведением ОРМ (одни и те же основания для заведения ДОУ и проведения ОРМ). Однако в ситуациях, когда необходима значительная подготовка к проведению ОРМ, она (эта подготовка) проводится в рамках заведенного ДОУ (например, ОРМ «Оперативное внедрение»). Заведение ДОУ свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса (собственно уголовно-сыскной работы) и о переходе опе2

ративно-значимой информации[2] из одной стадии оперативно-розыскного процесса[3] (с одного этапа уголовно-сыскной работы) в другую (на другой).

ДОУ может быть заведено только при наличии юридических и фактических оснований. В качестве первых следует рассматривать основания, предусмотренные п. 1—6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. К ним относятся:

  • а) наличие возбужденного уголовного дела;
  • б) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
  • в) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя или определения суда, но уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • г) запросы других оперативно-розыскных органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 Закона об ОРД;
  • д) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
  • е) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

В нормативных актах оперативно-розыскных органов возможна конкретизация оснований для заведения ДОУ, исходя из специфики работы. Фактические основания образуют имеющиеся в распоряжении оперативно-розыскного органа сведения об указанных выше обстоятельствах.

Заведение ДОУ связано с вынесением постановления соответствующим должностным лицом с последующим обязательным утверждением руководителем оперативно-розыскного органа. Информация о лицах, в отношении коих заведены ДОУ, попадает в специальный банк данных (п. 17 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции»).

ДОУ при его заведении присваивается название в соответствии с применяемой оперативно-розыскным органом классификацией ДОУ, разрабатываемой с учетом признаков конкретных составов преступлений, проверка обстоятельств вероятного совершения которых относится к оперативнорозыскной подведомственности соответствующего оперативно-розыскного органа. Данный обязательный реквизит ДОУ фиксируется в постановлении о заведении ДОУ, причем его условное название и выбранная классификация или окраска ДОУ (т.е. так называемый «состав вероятно совершенного преступления») должна текстуально соответствовать заголовку конкретной статьи Особенной части УК РФ. Например: «присвоить делу оперативной проверки „Гимназист“ окраску (классификацию) „Заведомо ложное сообщение об акте терроризма“». Если в ходе работы по ДОУ будет получена информация, влияющая на изменение классификации, то окраска ДОУ может быть изменена, о чем выносится соответствующее постановление.

Решения, принимаемые, но материалам ДОУ, оформляются в виде постановлений: о заведении ДОУ; о его продлении; о прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Решение о прекращении ДОУ принимается руководителем оперативнорозыскного органа в связи с наличием на то достаточных оснований. Часть 4 ст. 10 Закона об ОРД предусматривает два вида оснований: 1) решение конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД; 2) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. По второму основанию ДОУ подлежит прекращению при получении достоверной информации о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ; декриминализации деяния, в связи с вероятным совершением которого на лицо было заведено ДОУ; акта амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ; истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности; постоянном длительном пребывании фигуранта в состоянии и условиях, которые исключают возможность совершения преступления (например, тяжелая болезнь); смерти изучаемого в ОРД лица. В случае прекращения ДОУ выносится постановление о прекращении ДОУ, которое утверждается руководителем, управомочпым санкционировать заведение ДОУ.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД ДОУ подлежат хранению в течение года на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, в установленном законом порядке, а затем уничтожаются. При уничтожении материалов ДОУ самые существенные сведения в них содержащееся, которые могут стать объектом учета, переносятся в соответствующие информационные системы. Так, в подразделениях оперативно-розыскной информации системы органов МВД России функционирует автоматизированная база интегрированной оперативно-розыскной информации (АБИОРИ), в которой накапливается информация, имеющаяся в ДОУ.

Перечень ДОУ и порядок их ведения определяются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД (ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД). Перечень ДОУ формируют в зависимости от решаемых задач, полномочий и специфики деятельности оперативно-розыскных органов. В связи с этим различают: дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки); ДОУ на разрабатываемое лицо; ДОУ на лицо, находящееся в розыске, заведенное по факту совершения преступления; розыскное дело, заведенное по факту безвестного исчезновения лица; и др.

Дело оперативной проверки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении проверяемого лица — субъекта, в действиях (бездействии) которого имеется требующая проверки оперативная информация о вероятном совершении им преступления. Дело оперативной разработки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении разрабатываемого лица — субъекта, обоснованно заподозренного в совершении преступления (см. параграф 2.16 настоящего учебника). В ходе оперативной разработки осуществляется негласное и непроцессуальное расследование, своего рода раскрытие преступления только негласным и непроцессуальным путем. Дела оперативной разработки классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, в совершении которого подозревают разрабатываемого. Итак, «особенностью заведения дел оперативной разработки, в отличии отдел оперативной проверки, является наличие только проверенных данных о совершенном преступлении, а также о лицах, подготавливающих (если в подготовительных действиях усматриваются признаки преступления), совершающих или совершивших преступления. Важным этапом дел оперативной разработки, которые заводятся, но фактам конкретных преступлений или на конкретных лиц, совершивших (совершающих) преступления, является, как правило, возбуждение уголовного дела»[4].

Факт заведения дел оперативной проверки и оперативной разработки в ОРД не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). В связи с этим кратко обозначим права и обязанности лиц, изучаемых в ОРД, к коим относят проверяемых и разрабатываемых лиц.

К правам лиц, изучаемым в ОРД, относят право: а) на получение информации (истребовать сведения от оперативно-розыскного органа (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); свободно искать и получать информацию законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ)); б) на обжалование отказа в предоставлении информации (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД), действий оперативнорозыскного органа (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД), иных незаконных действий и решений оперативно-розыскного органа; в) освобождение от уголовной ответственности (за деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ и ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД), за добровольный отказ от совершения преступления (ст. 31 УК РФ)); г) на допуск адвоката при осуществлении гласного ОРМ в отношении изучаемого в ОРД лица (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327−0). Перечисленным правам названных лиц соответствуют их обязанности, а именно: а) соблюдать порядок истребования от оперативно-розыскного органа сведений (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); б) соблюдать требования Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) о законном способе поиска и получения информации; в) добросовестно использовать право на добровольный отказ от совершения преступления или на деятельное раскаяние, т. е. выполнять соответствующие условия уголовного закона;

г) соблюдать порядок обжалования, предусмотренный федеральным законом; д) добровольно претерпевать законное вторжение оперативно-розыскного органа в частную жизнь (для проверяемых лиц согласно ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД).

  • [1] Оперативное доказательство (или сыскное доказательство, или оперативно-розыскноедоказательство, или уголовно-розыскное доказательство) — это сведения о фактах, полученные в порядке, установленном Закона об ОРД и иными нормативными правовыми актами, оперативно-розыскными органами, посредством которых оперативник устанавливает обстоятельства, имеющие значение для ДОУ или принятия соответствующего решения в уголовно-розыскной деятельности.
  • [2] Под оперативно-значимой информацией понимаются сведения, полученные в установленном законом порядке, для достижения задач ОРД.
  • [3] Под стадиями оперативно-розыскного процесса (по А. Ю. Шумилову) понимается объективный порядок, совокупность обязательных оперативно-розыскных процедур, реализуемых специально уполномоченными субъектами, в ходе решения задач ОРД (подробнее см. параграф 16.2 настоящего учебника).
  • [4] Алферов В. 10. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб, пособие.3-е изд., испр. и доп. / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин. Саратов, 2016. С. 115.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой