Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории и концептуальные направления в социальной и культурной антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все сказанное выше позволяет выделить и охарактеризовать исходные допущения («основания»), которые сегодня обусловливают направления исследования культуры, рациональных научных способов познания и объяснения культурных феноменов. Они объединяются в парадигму (Т. Кун), или эпистему (М. Фуко) и определяют базовые параметры социальнои культурно-антропологического познания. Теории, имеющие общие… Читать ещё >

Теории и концептуальные направления в социальной и культурной антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В заключение следует коротко охарактеризовать ту информацию, которая будет представлена в дальнейшем. Из существующих культурно-антропологических теорий и теоретических направлений выделяются принципы, позволяющие с высокой степенью достоверности интерпретировать многообразие и изменчивость в культуре. Наука о культуре, в отличие от гуманитарного знания, имеет целью построение теорий, подвергаемых верификации и фальсификации. Они представляют собой логические конструкты, основанные на результатах выявления относительно устойчивых характеристик искусственной реальности и предназначенные для систематического описания, объяснения, диагноза и прогноза значимых в исследовательском отношении явлений, процессов, их совокупностей.

Важно запомнить!

По отношению к фактам или наблюдаемым явлениям, интересующим исследователя, теория выполняет следующие основные функции. Во-первых, их организация в общую систему, обоснованную как целостность, соответствующую решаемой проблеме. Следует отмстить, что теории могут интегрировать однопорядковые и разнопорядковые факты. В первом случае указывается на однородность явлений, кажущихся различными (например, структуралистские теории). Во втором — демонстрируются взаимосвязи явлений, кажущихся несвязанными (например, функционалистская системная теория). Во-вторых, проведение границ между частью реальности, ограниченной теорией, и другими явлениями и процессами. Теория позволяет распознавать и отбирать, дифференцировать из реальности все те факты, которые имеют специально выделенную общность, задаваемую гипотезой исследования. В-третьих, теория обеспечивает основания для сопоставления выделяемых ею явлений в разнородных ситуациях реальности. Речь идет о четком определении, эксплицировании оснований для отбора, сопоставления, установления однородности фактов, подлежащих сравнению. В-четвертых, теория позволяет проследить смену состояний определяемого сю объекта (парамстрированные изменения) или существенные отклонения в его функционировании (непараметрированные изменения).

Иными словами, теория обеспечивает основания для выявления динамических и устойчивых характеристик соответствующей ей предметной области и применительно к решаемой проблеме, отнесения их к рангу нарушающих или не затрагивающих формообразующих структурных компонент изучаемых объектов и предсказания их существования во времени при возможных последствиях внешних изменений.

Теории, имеющие общие исходные основания, образуют научные направления, представляющие собой определенную область рационального познания, для которой характерны специфичная «позиция наблюдателя» но отношению к реальности и особые основания объяснения полученных результатов. Специфика научного направления может быть определена рядом параметров:

  • — совокупность исходных допущений, общих принципов, чаще всего сформулированных в явном виде, определяющих мировидение, представления об изучаемой области реальности, обоснованных как существенные для ее понимания;
  • — класс явлений и процессов, выделенных в рамках направления в качестве познавательно значимых, наилучшим образом представляющих изучаемую область реальности;
  • — принципы интерпретации, объяснения и предсказания событий, явлений, процессов, происходящих в соответствующей области реальности;
  • — примерно однородные результаты и теоретические модели, предлагаемые в качестве достоверной и обоснованной представленности реальности;
  • — классы фундаментальных проблем, теоретических и прикладных задач, решаемых в этих рамках.

Научное направление, как правило, представляет собой то, что А. Радклифф-Браун назвал «невидимым колледжем», т. е. оно объединяет единомышленников из разных исследовательских центров и даже стран вне зависимости от характера образования, личных контактов, индивидуальных исследовательских предпочтений. Его границы и внутренняя структура поддерживаются, характерные для него исходные принципы отбора, организации и интерпретации соответствующих фактов добровольно принимаются. В самом общем виде его можно рассматривать как определенную динамическую ситуацию познания и воздействия в отношении конкретной области реальности, обоснованной как значимая (в научном или социальном смысле).

Все сказанное выше позволяет выделить и охарактеризовать исходные допущения («основания»), которые сегодня обусловливают направления исследования культуры, рациональных научных способов познания и объяснения культурных феноменов. Они объединяются в парадигму (Т. Кун), или эпистему (М. Фуко) и определяют базовые параметры социальнои культурно-антропологического познания.

Парадигма (эпистема) представляет собой нормированную область познания и включает в себя следующие компоненты:

  • — исходные допущения о человеке, обществе, культуре, составляющие базу теоретических построений и объяснений;
  • — области особого исследовательского интереса, которые определяются как социокультурными, так и внутринаучными факторами;
  • — общие теоретические суждения и закономерности, прошедшие проверку на познавательную адекватность (эмпирическая подтвержденность, неопровержимость логическим или эмпирическим путем, логическая последовательность и непротиворечивость и т. п.), которые принимаются в качестве организующих или объяснительных принципов по отношению к информации, получаемой в исследованиях;
  • — способы получения и обоснования надежности данных о культуре.

Направления познания внутри такой эпистемы, или парадигмы, могут быть выделены по разным основаниям в зависимости от того, какой аспект предметной области интересует исследователя. В данном случае речь пойдет об интерпретации (объяснении) динамики и многообразия культурных порядков, способов организации информации в человеческих сообществах. Этому соответствует трехмерная познавательная модель. Одно измерение выделяет порождение культурной активности на индивидуальном уровне, где порядок означает последовательность преобразования внутренних или внешних побуждений в выбор физического действия или символа. В другом измерении располагается область коммуникации, которую можно считать первостепенной для понимания того, как существует и транслируется культурная информация, упорядочиваются дискретные, отдельные сходные и различные элементы. Это позволяет зафиксировать устойчивые структуры, образуемые этими элементами, и проследить отношения между ними. Третье измерение акцентирует процессы, динамические порядки во времени и обоснование их соответствия решаемым проблемам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой