Основными видами человеческой деятельности являются игра, учение и труд. Как это ни покажется на первый взгляд странным, игра музыканта имеет много общего с детской игрой. В обоих случаях общим моментом является игра воображения, которая позволяет в реально выполняемых действиях музыканта и ребенка выявить отражение каких-то более серьезных жизненных событий и ситуаций.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развертывания своих будущих способностей. Поэтому музыканты вынуждены начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот сензитивный период, когда двигательные центры формируются наиболее успешно. По истечении этого периода развития, который психологи называют критическим, формирование и развитие двигательных навыков сталкиваются с большими трудностями.
Согласованные действия людей имеют большое значение для слаженной общественной жизни. Но кроме музыкальной, едва ли найдется другая профессия, в которой требования согласованности были бы столь высоки. Формирование таких действий с успехом развивается в коллективной игре музыкантов — в ансамблях, оркестрах, участии в хоровых коллективах.
Вопросы для повторения
- 1. В чем состоит сходство и различие детской игры и игры музыканта?
- 2. Почему музыканты должны начинать свое обучение с раннего возраста?
- 3. Как формируется навык?
- 4. В чем состоит роль самосознания для развития деятельности музыканта?
Рекомендуемая литература
Асмолов, А. Г. Психология Личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл; Академия, 2007.
Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М.: Прогресс, 1969. (Гл. Самосознание и участие в группах.).