Предвыпускная производственная практика является завершающим этапом производственного обучения. Руководит практикой обычно мастер производственного обучения училища, который отвечает за выполнение учебного плана и программы производственного обучения, распределение учащихся по рабочим местам в соответствии с их специализацией.
Во время практики следует закрепить полученные ранее навыки, приучить учащихся к самостоятельности, выполнению норм выработки, полностью включить учащихся в производственный режим. При подборе производственных заданий все работы, выполняемые учащимися, должны быть практически полезными, типичными для рабочих данной профессии, постоянно усложняться и подбираться по сложности и количеству из расчета полной загрузки учащегося в течение всего рабочего дня.
В период предвыпускной производственной практики мастер организует социалистическое соревнование в учебной группе. Общие принципы соревнования должны быть следующими: гласность, сравнимость результатов, товарищеская взаимопомощь, поощрение передовиков. Основными критериями соревнований являются: выполнение норм выработки, успеваемость, дисциплина, участие в общественной жизни предприятия, повышение идейно-политического и культурного уровня учащихся.
По окончании практики мастер производственного обучения подбирает для каждого учащегося квалификационную проверочную работу, которая согласовывается с руководителями соответствующих участков предприятия, рассматривается на педагогическом совете училища и представляется на утверждение экзаменационной комиссии. Работы должны быть типичными для данной профессии и соответствовать требованиям квалификационной характеристики. Нельзя давать учащимся для проверочной работы задания, которые они длительное время выполняли до экзамена: такая работа не позволит определить действительную квалификацию учащегося.
Тему занятий для письменных экзаменационных работ определяет преподаватель специальной технологии совместно с мастером производственного обучения. Задания должны учитывать не только специфику профессии, но и особенности базового предприятия, поэтому роль мастера, постоянно связанного с производством, может оказаться решающей при определении темы и содержания работы. Мастер производственного обучения принимает активное участие в консультации учащихся при выполнении письменных экзаменационных работ.
Перед квалификационной работой мастер сообщает учащимся своей группы порядок и условия ее выполнения. Для оценки работ приглашаются мастера предприятия и инженерно-технические работники. При оценке следует учитывать не только конечные результаты (качество и время выполнения), но и умение учащихся правильно выполнять приемы, применять передовые методы труда, пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдать правила безопасности труда.
ПРИЛОЖЕНИЯ.