Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правоохранительные органы российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. В системе правоохранительных органов отсутствует орган, специально созданный для реализации этой функции. Ее должны выполнять все без исключения правоохранительные органы. Осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом напрямую… Читать ещё >

Правоохранительные органы российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы обучающийся должен: знать

  • • понятие и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
  • • признаки и функции правоохранительных органов;
  • • структуру судебной системы Российской Федерации;
  • • правовые основы деятельности полиции;
  • • содержание правового статуса сотрудника полиции; уметь
  • • определять подсудность деяния;
  • • устанавливать правомерность действий сотрудника полиции; владеть
  • • навыками работы с нормативными правовыми актами;
  • • навыками анализа состояния системы правоохранительных органов, сравнения их компетенции.

Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, функции правоохранительных органов

Согласно ст. 2 Конституции развитие России будет происходить эволюционным путем на основе согласия всех основных слоев общества и при полном соблюдении прав и свобод граждан, с возложением на государство обязанностей их признания, соблюдения и защиты. В ст. 45 Конституции РФ, с одной стороны, защита прав граждан объявляется обязанностью государства, с другой — каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Если нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, то соответствующая обязанность по защите прав граждан возлагается на правоохранительные органы.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признакам профессиональной деятельности и выполняемых задач группу органов государства.

Задачи правоохранительных органов состоят либо в восстановлении нарушенного права (например, в области гражданских правоотношений), либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например убийств), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество и собственность граждан; собственность государства, государственных, общественных и частных организаций; государство и его институты; природу, животный мир и т. д.

В настоящее время к основным государственным правоохранительным органам относятся:

  • • суды;
  • • Прокуратура Российской Федерации;
  • • Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний в составе Министерства юстиции Российской Федерации;
  • • Следственный комитет Российской Федерации;
  • • Федеральная служба безопасности;
  • • Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • • Министерство чрезвычайных ситуаций;
  • • правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы;
  • • Федеральная служба войск национальной гвардии.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений.

  • 1. Начало деятельности правоохранительных органов должно иметь повод (сообщение о совершении преступления или иного правонарушения) либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. В любых других случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций.
  • 2. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
  • 3. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение себе другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях является преступлением.
  • 4. Решения правоохранительных органов являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения деяния, повлекшего вмешательство этих органов.
  • 5. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции.
  • 6. Все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан, либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и может быть само по себе являться правонарушением, влекущим юридическую ответственность.

В процессе своей деятельности правоохранительные органы достигают определенных результатов, которые выражаются:

  • • в проверке конституционности законодательных и иных нормативных актов;
  • • рассмотрении гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел;
  • • осуществлении прокурорского надзора и поддержании обвинения;
  • • раскрытии и расследовании преступлений;
  • • исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • • предупреждении преступлений и иных правонарушений;
  • • защите законных интересов граждан, их прав и свобод.

Такие результаты достигаются реализацией соответственно функций:

  • • конституционного контроля;
  • • отправления правосудия;
  • • прокурорского надзора;
  • • расследования преступлений;
  • • оперативно-розыскной;
  • • исполнения судебных решений;
  • • оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • • предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. В системе правоохранительных органов отсутствует орган, специально созданный для реализации этой функции. Ее должны выполнять все без исключения правоохранительные органы. Осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом напрямую такая обязанность зафиксирована для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, расследование и правосудие.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой судов общей юрисдикции и военных судов, арбитражные суды, а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи) представляют судебную власть в стране — одну из трех ветвей власти.

Участие правоохранительных органов в осуществлении правовой политики Российской Федерации осуществляется путем:

  • • принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
  • • совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;
  • • установления принципиальных исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленной на сокращение преступности и всех правонарушений;
  • • взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;
  • • определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
  • • возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
  • • развития финансовой и материально-технической базы деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Подводя итог, сформулируем определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы — это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона и в установленном им порядке обеспечивают законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, организаций, общества и государства, предупреждают и пресекают правонарушения, применяют меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой