Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика техники в различных видах спорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй характерной особенностью технического обучения является строгая последовательность и систематический контроль при исполнении каждого элемента и своевременное устранение допускаемых ошибок. Эти требования повышают роль дополнительной (корректирующей) информации со стороны тренера, основной задачей которой является создание индивидуального стиля для наиболее полного проявления личных… Читать ещё >

Характеристика техники в различных видах спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В различных видах спорта процесс технического совершенствования характеризуется своей спецификой. Она определяется особенностями соответствующей двигательной деятельности, в частности кинематических и динамических структур, а также и вариативностью действий. С этой точки зрения отдельные виды спорта сгруппированы в три основные группы (Д. Д. Донской). Эта классификация, хотя и условная, считается хорошим ориентиром при подборе средств и методов по совершенствованию технического мастерства.

Первая группа — виды спорта, имеющие стабильную кинематическую структуру (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.). Характерным для этой группы упражнений является то, что их форма и характер заранее установлены на базе рациональной биомеханической структуры и ряда требований к стилю и эстетичности, что обязывает спортсмена сообразовываться с ними. Основной задачей, которая здесь ставится, является повышение стабильности и качества исполнения. Рассмотрение технического арсенала обеспечивается посредством моделирования новых упражнений, динамическая и энергетическая характеристика которых должна соответствовать индивидуальным возможностям спортсмена. Особое внимание в этой группе при совершенствовании технического мастерства должно обращаться на оптимальную последовательность упражнений с точки зрения трудности, сложности, стиля, эстетической ценности и т. д.

Второй характерной особенностью технического обучения является строгая последовательность и систематический контроль при исполнении каждого элемента и своевременное устранение допускаемых ошибок. Эти требования повышают роль дополнительной (корректирующей) информации со стороны тренера, основной задачей которой является создание индивидуального стиля для наиболее полного проявления личных способностей спортсмена.

Вторая группа — виды спорта, имеющие стабильную динамическую структуру (легкая атлетика, тяжелая атлетика, лыжи, плавание, коньки и др.), при которых имеется активное продвижение. Характерным для этих видов спорта является достижение максимального результата на базе созданных устойчивых динамических структур, которые открывают возможность для оптимального использования моторного потенциала спортсмена. Основа технического мастерства здесь строится на совершенном овладении спортсменом рациональной техникой исполнения при высоком уровне общей и специальной физической подготовки. Наиболее важными критериями оценки служат высокие и стабильные спортивные результаты. Для совершенствования структуры движений в этой группе широко используются имитационные, специальные и вспомогательные упражнения, которые применяются в строгом соответствии с биомеханическими особенностями двигательной деятельности. В рамках годичного цикла рекомендуется следующая последовательность совершенствования технического мастерства:

  • • совершенствование отдельных элементов и подсистем и постепенное их объединение в целостную систему (соревнования в течение этого этапа не проводятся);
  • • повышение скорости и стабилизации ритма движений при завершенной структуре элементов в системе (соревнования в этом этапе имеют учебно-тренировочный характер);
  • • приспособление системы движений к условиям соревнований и формирование двигательной и психологической настройки на достижение максимального результата (проводится серия подготовительных и основных соревнований).

Третья группа — виды спорта, имеющие вариативность двигательной деятельности (все спортивные игры и единоборства — все виды борьбы, бокс, фехтование и др.). В отличие от видов спорта, имеющих стабильную структуру техники, в этой группе движения отличаются большой вариативностью пространственных, временных и силовых характеристик. В изменяющихся и сложных условиях спортивной борьбы двигательные действия отличаются большим разнообразием вариантов наиболее целесообразного решения возникающих проблем. Одновременно с овладением широким объемом нападающих и оборонительных средств и способов участники соревнований имеют в своем арсенале «коронные» приемы и комбинации, которые характеризуют их индивидуальные особенности. Одной из основных отличительных черт технического мастерства в этой группе является умение опережать действия противника путем целой системы отвлекающих внимание (маскировочных и комбинационных) движений. Это требует осуществления значительной части работы по технической подготовке в условиях соревнований или близких к ним. Решающее значение для эффективности технической подготовки имеет формирование двигательных навыков и умений, осуществляемых в неразрывной связи с двигательными качествами, и прежде всего со специальной ловкостью. Таким образом, получается очень точная дифференциация пространственных, временных, силовых и скоростно-силовых характеристик двигательной деятельности.

Заслуженный тренер СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Н. Г. Озолин предложил интересные новые и проблемные как с научной, так и с практической точки зрения поиски и подходы к спортивному совершенствованию.

В табл. 6.3 приведены виды спортивной подготовленности и некоторые составляющие ее компоненты. В частности, автор отмечает, что в каждом виде спорта есть свои особенности, определяющие специфические требования к подготовленности спортсмена.

Соответственно им определяются и комплексы компонентов подготовленности, точки приложения воздействий и нагрузок, создающие частный и общий рост подготовленности спортсмена. И чем углубленнее и шире будут знания тренера обо всем, что составляет спортивную подготовленность его ученика, тем точнее и успешнее будет составляться и реализовываться программа подготовки.

При определении компонентов подготовленности следует различать две группы: первая, обусловленная в большей мере генетическими предпосылками; вторая, зависящая от степени тренированности.

Таблица 6.3

Виды спортивной подготовленности и некоторые составляющие ее компоненты (по Н. Г. Озолину)

Виды подготовленности.

Компоненты.

Уровень культуры.

Идейно-политическая воспитанность.

Качества морали. Преданность делу. Патриотизм, честность, справедливость, доброта и др.

Культура в поведении и общении, в быту и в коллективе, в труде и на отдыхе.

Образованность в литературе, музыке, искусстве.

Теоретическая подготовленность.

Научное мировоззрение.

Знание основ анатомии, физиологии, биологии, биомеханики, гигиены, самоконтроля и др.

Знание общих основ системы спортивной подготовки.

Теоретические и методические знания в области спортивной специализации.

Техническая подготовленность в соревновательном упражнении.

Стабильность двигательного навыка.

Отсутствие излишней напряженности в движениях.

Правильность, биомеханическая целесообразность отдельных движений, элементов, связок, приемов, комбинаций.

Мышечные усилия и расслабление в отдельных движениях.

Способность строить и координировать движения.

Способность запоминать задания и строить из привычных движений разнообразные действия.

Умение координировать сложнотехнические движения (приемы).

Умение координировать движения в усложненных условиях (ловкость, меткость и др.).

Способность перестраивать и совершенствовать двигательные навыки.

Обучаемость.

Физическая подготовленность к обучению.

Психологическая готовность к обучению.

Память, ее виды и особенности усвоении.

Двигательное представление и словесная обрисовка изучаемого.

Адаптационные возможности.

Уровень допустимых нагрузок в разной работе.

Время восстановления после разных нагрузок.

Процент нарастания в развитии физических качеств.

Процент превышения нагрузки в средних и больших циклах подготовки.

Физическая подготовленность.

Общая физическая.

Предварительная специальная («специальный фундамент»).

Специальная физическая.

Физическая подготовленность в отдельных упражнениях.

Общая физическая подготовленность.

Общее развитие мускулатуры и способность проявлять силу.

Способность к быстроте движений.

Выносливость в различной работе.

Подвижность в суставах при выполнении разнообразных движений.

Общая функциональная подготовленность.

Общее состояние здоровья по антропоморфологическим, физиологическим и медицинским показателям.

Переносимость общей повышенной нагрузки по физиологическим и медицинским показателям.

Восстановление после общей нагрузки (по медицинским тестам).

Реакция на выполнение упражнений ОФП по биохимическим показателям.

Специальная физическая подготовленность.

Развитие мускулатуры и способности проявлять силу в избранном виде спорта.

Скорость (быстрота) движений в избранном виде спорта.

Выносливость в избранном виде спорта.

Подвижность в суставах при выполнении движений в избранном виде спорта.

Специальная функциональная подготовленность.

Специальная подготовленность «ведущих» в соревновательном упражнении органов и систем по физиологическим, биохимическим, морфологическим и медицинским показателям.

Восстановительные и адаптационные реакции после соревновательного упражнения по физиологическим, биохимическим и медицинским показателям.

Реакция на выполнение специальных упражнений и тестов по физиологическим, биохимическим, морфологическим и медицинским показателям.

Восстановление функций отдельных органов и систем после выполнения специальных упражнений и тестов по физиологическим, морфологическим и медицинским показателям.

Предварительная специальная подготовленность («специальный фундамент»).

Способность длительно выполнять соревновательное упражнение при умеренной и средней интенсивности.

Способность длительно выполнять соревновательное упражнение (прием) в разных режимах и при различных методах.

Уровни компонентов подготовленности и их соотношение в длительной работе умеренной и средней интенсивности.

Способность проявлять волю в преодолении трудностей длительной работы.

Специальная мышечная сила.

Сила основных мышечных групп при выполнении соревновательного упражнения.

Сила абсолютная и отдельных мышечных групп при выполнении основных движений соревновательного упражнения (приема).

Сила мышц в различном режиме их работы: динамическом, изометрическом, изотопическом, баллистическом и смешанном.

Состояние и подготовленность отдельных мышечных групп (объем, длина, структура ткани, возбудимость, эластичность И др.).

Специальная скорость (быстрота) движений.

Быстрота «ведущих» движений в соревновательном упражнении.

Быстрота двигательной реакции, принятия решения, выполнения его, изменения, торможения.

Быстрота и ускорение движений (приемов) в различном режиме мышечной работы: динамическом, изотопическом, баллистическом.

Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон. Эластичность и упругость мышц.

Специальная выносливость.

Выносливость в соревновательном упражнении.

Выносливость на разных режимах выполнения соревновательного упражнения (приема).

Физиологические и биохимические «потолки» и показатели работы восстановления в функциях «ведущих» органов и систем.

Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон. Эластичность и упругость мышц.

Тактическая подготовленность.

Суммарная оценка всех компонентов тактики соревновательного упражнения.

Запоминаемость и выполнение вариантов тактики.

Способность выбора и выполнение тактических решений в различных ситуациях.

Тактическое мышление и быстрота реакции.

Психологическая подготовленность.

Подготовленность к условиям «поля боя», «ковра» .

Психологическая устойчивость в соревновательном упражнении (приеме) в обычных и более трудных и сложных условиях.

Сила мотивации в стремлении к цели.

Реакция на положительные и отрицательные воздействия, на неудачи и поражения в соревнованиях.

Волевые качества.

Способность проявлять силу воли к победе, преодолевать рекордные «потолки», раскрывать потенциальные силы.

Способность концентрировать внимание, проявлять смелость, решительность, хладнокровие и др. при выполнении спортивных упражнений (приемов).

Реакция на экстремальные условия, мужество, мгновенность действий и др.

Трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, в стремлении к цели.

Специальная подвижность в суставах.

Амплитуда в движениях соревновательного упражнения (приема).

" Запас" в амплитуде движений соревновательного упражнения (приема).

Амплитуда в движениях специальных упражнений.

Степень напряжения мышц-антагонистов. Эластичность мышц и связок в движениях соревновательного упражнения (приема).

Интегральная подготовленность.

Спортивные результаты в соревновательном упражнении, приеме, схватке.

Суммарная оценка всех компонентов, составляющих интегральную подготовленность.

Устойчивость, стабильность выполнения соревновательного упражнения (приема) в условиях обычных, затрудненных, усложненных и облегченных.

Точность идеомоторного выполнения соревновательного упражнения (приема, комбинации).

При отборе перспективных спортсменов особенно важно учитывать компоненты первой группы. Все компоненты спортивной подготовленности взаимосвязаны и проявляются как многочисленные морфоанатомические, физиологические, биохимические и двигательные возможности единого организма.

Ведущие компоненты определяют по показателям контрольных упражнений на силу, скорость, выносливость и др. До сих пор распространено мнение, что в одних видах спорта решающей является техника, в других — сила, в третьих — быстрота, в четвертых — выносливость. И сегодня часто соответственно этому у тренера возникает желание направить все усилия спортсмена на развитие ведущего компонента подготовленности. Но это далеко не лучший путь. В настоящее время уже нельзя вести тренировку без учета по возможности всех компонентов, составляющих специальную подготовленность (Н. Г. Озолин).

Значительные резервы повышения эффективности совершенствования технико-тактического мастерства связаны с развитием новых методов и информативных тестов по различным видам спорта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой