Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые идеи анархизма. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родился в Москве; в 1862 г. окончил Пажеский корпус. В 1862—1867 гг. служил в Амурском казачьем войске; за это время объехал большую часть Сибири и Маньчжурии. В 1867—1871 гг. учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел. В начале 1872 г., посетив Бельгию и Швейцарию, примкнул к бакунистскому крылу… Читать ещё >

Политико-правовые идеи анархизма. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анархизм (от греч. анархия — безвластие) — это идейнотеоретическое и общественно-политическое движение, в основе которого лежит отрицание государственного управления обществом. Анархизм возник и развивался как антитезис авторитарным тенденциям государства, и еще в V—VI вв. древнегреческий философ Зенон считал, что какие-либо формы государственного строя должны быть заменены «свободной солидарностью граждан» .

Исходные теоретические постулаты анархизма сформулированы в 1840-е гг. французским философом, социологом и публицистом Пьером Жозефом Прудоном (1809- 1865), критиковавшим капитализм и считавшим, что он должен быть заменен другим общественным строем. Отвергая какую бы то ни было политическую борьбу, П. Ж. Прудой предлагал провести реформы, которыми государство и крупная частная собственность были бы ликвидированы. При таких условиях, по его мысли, в обществе господствовала бы анархия, мелкое производство развивалось бы при помощи реформированной кредитной системы, а мелкие собственники регулировали бы свои отношения сами, на основе «солидарности» .

Одним из основателей и видных представителей отечественного анархизма был русский революционер Михаил Александрович Бакунин (1814−1876).

Родился в селе Прямухине Новоторжского уезда Тверской губернии; в 1835 г. окончил петербургскую артиллерийскую школу, получив офицерское звание.

Отец Бакунина — Александр Михайлович был европейски образованным человеком, долгое время жил в Италии, в молодости симпатизировал идеям декабристов. По материнской линии в числе родственников Бакуниных был один из пяти казненных в 1826 г. декабристов — С. И. МуравьевАпостол.

Критический настрой М. А. Бакунина к окружающей действительности, формирование его анархистских воззрений осуществлялось под влиянием Н. В. Станкевича и его кружка, куда кроме Бакунина входили В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, ?. Н. Катков и другие молодые люди, оказавшие в 1840—1880-е гг. значительное влияние на формирование и развитие разных направлений политической мысли России: революционного демократизма, славянофильства, народничества, либерализма, консерватизма, анархизма. В 1830-е гг. все они сходились на просветительских позициях, хотя их взгляды уже тогда имели различные оттенки.

В кружке Станкевича Бакунин был признанным авторитетом по вопросам толковании философии Гегеля, но словам А. И. Герцена — «гегельянцем № 1 из числа его молодых последователей в России». Бакунин переводил Фихте, Гегеля, других авторов, иногда выступал с оригинальными статьями. В 1840 г. благодаря финансовой помощи А. И. Герцена, с которым он был в дружеских отношениях, Бакунин едет на учебу в Берлинский университет, где еще несколько лет перед этим работал Гегель.

После ареста в 1849 г. за революционную деятельность Бакунин дважды приговаривался к смертной казни — сначала саксонским, а затем и австрийским судом, однако оба раза наказание заменялось пожизненным заключением. После выдачи его России «государственный преступник» Бакунин был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а позднее переведен в Шлиссельбургскую крепость. В 1857—1861 гг. Бакунин находился в ссылке — в Томске и в Иркутске. В 1861 г. он совершил побег из Сибири через Японию и США в Англию, где некоторое время сотрудничал с Герценом и Огаревым.

Учение Бакунина о праве и государстве изложено в работах: " Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871); " Парижская Коммуна и понятие о государственности" (1871); " Государственность и анархия" (1873); «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1895) и др.

Другой видный представитель анархизма, князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842−1921) происходил из одного из самых древних русских родов, который вел свое начало от Рюриковичей.

Родился в Москве; в 1862 г. окончил Пажеский корпус. В 1862—1867 гг. служил в Амурском казачьем войске; за это время объехал большую часть Сибири и Маньчжурии. В 1867—1871 гг. учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел. В начале 1872 г., посетив Бельгию и Швейцарию, примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошел в общество чайковцев. В 1874 г. общество было закрыто, Кропоткин арестован и заключен в Петропавловскую крепость; в 1876 г. он бежал из тюремного госпиталя в Англию. Из Англии переехал в Швейцарию. В 1881 г. был выслан из Швейцарии, а в 1883 г. на Лионском процессе анархистов приговорен к пяти годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 г. Кропоткин был освобожден из французской тюрьмы; вернувшись в Англию, он занялся теоретической разработкой проблем анархизма, а также научной работой в области социологии, биологии и географии. Проведя в изгнании свыше 40 лет, Кропоткин в июне 1917 г. возвратился в Россию. Выступал против диктатуры пролетариата, однако, оставаясь противником государственной власти, признал международное значение Октябрьской социалистической революции.

Его основные работы: " Речи бунтовщика" (1885); «Хлеб и воля» (1892); «Современная наука и анархия» (1892); " Анархия, ее философия, ее идеал" (1896); " Записки революционера" (1902).

Причинами появления и существования государства М. А. Бакунин считал несколько факторов: насилие и необходимость противодействия ему; распространение религии, обожествление светской власти, взаимовыгодный союз государства и церкви; появление коллективов борющихся за свои интересы и средства, существование классов, сословий, каст.

Государство, по Бакунину, в силу своей насильственной природы должно рассматриваться как чуждый природе человека, но неизбежный на каком-то историческом этапе институт[1]. «Государство есть исторически необходимое зло», «переходная форма общества». Современное государство рассматривалось Бакуниным как начало, деформирующее окружающую социальную среду, отчуждающее ее от человека, нарушающее права человека. Вместо естественных прав и необходимого общечеловеческого права, считал он, появляется государственное законодательство, им противоречащее и имеющее свои, отличные от них, цели. Никакое законодательство, полагал он, никогда не имело «иной цели, кроме цели укрепить эксплуатацию рабочего народа господствующими классами и возвести ее в систему». Вместо власти общественного мнения и авторитета научного знания формируется принудительный авторитет государственных служащих, органов государственной власти, и потому взамен заботы об обществе государство, по Бакунину, служит эксплуатации, насилию, угнетению, несправедливости, причем возводит их в систему.

Вслед за Бакуниным, П. А. Кропоткин полагал, что с прогрессом человечества от менее счастливой жизни к жизни более счастливой, должно исчезнуть государство и законом установленное право. «Государство вмешивается во все наши дела и держит нас в своих объятиях от колыбели до гроба. Оно определяет все наши поступки, накопляет горы законов и распоряжений, в которых не в силах разобраться самый ловкий адвокат. Оно создает целую армию чиновников… Громадные, постоянно возрастающие суммы, взимаемые государством с народа, никогда не бывают достаточны; государство живет за счет будущих поколений и все более и более приближается к банкротству»[2]. При этом форма правления в государстве, по Кропоткину, не имеет никакого значения. Он считал, что любая власть, будь то монархия или народное представительство, стремится подавить самостоятельность личности.

Уничтожение государства, преобразование права и собственности оба анархиста связывали с социальной революцией, которая произойдет сама собой, в силу самих обстоятельств, фактов и событий. «Революция, — писал Бакунин, — долго подготавливается в глубине темного сознания народных масс, пока не прорывается внезапно наружу, нередко благодаря мнимым, пустым причинам»[3]. Путем насильственного ниспровержения должны быть уничтожены собственность, государство, правительство, законодательство, армия, суд, бюрократия, полиция, духовенство, тюрьмы, отменены налоги, списаны долги и т. д. Чтобы революция имела успех, она должна приобрести интернациональный характер.

На ближайшей ступени развития человечества место государства с его законодательством займет общежитие людей, связанных между собой правовыми договорами, источником которых является обычное право. Не будет необходимости принуждать людей к исполнению этих договоров, поскольку их исполнение будет достаточно гарантировано «потребностью каждого в сотрудничестве, помощи и расположении», а кто не исполнит своих обязанностей, будет исключен из общины.

При общем подходе к будущей организации общества на основе свободных договоров у Бакунина и Кропоткина присутствуют некоторые различия в отношении преобразования права собственности. Бакунин, называвший себя не коммунистом, а «коллективистом», предлагал сохранить частную собственность на средства потребления, но исключал ее на средства производства: все, что служит производству богатств, полагал он, должно находиться исключительно в общественной собственности. По Кропоткину, в будущем должна существовать только общественная собственность и на средства производства, и на предметы потребления; поэтому кропоткинское направление в анархизме получило название анархо-коммунизма.

М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин завершают в основном теоретическое оформление классического анархизма в эволюции анархического типа политико-правового сознания.

  • [1] Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы, 1994. С. 73−74.
  • [2] Цит по: Эльцбахер П. Суть анархизма / пер. с нем. Б. Яковенко. М., 2009. С. 149.
  • [3] Цит. по: Элъцбахер П. Суть анархизма. С. 132.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой