Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уголовное право. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества личности преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советское уголовное право допускало возможность превентивных наказаний (до совершения преступления). Признаки, по которым можно было прогнозировать вероятность опасных для общества деяний, были классовыми. Тем самым все уголовное… Читать ещё >

Уголовное право. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни». На деле смертную казнь, начиная с февраля 1918 г., применяла ВЧК. Постановление НКЮ, изданное 16 июня 1918 г., наделило ревтрибуналы правом применения высшей меры.

К апрелю 1918 г. было принято 17 уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. — соответственно 40 и 69. К правовым актам относятся руководства и инструкции НКЮ для ревтрибуналов. Они создавали нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. Кассационный отдел при В ЦИК 6 октября 1918 г. систематизировал эти нормы. Была сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятия «контрреволюционная деятельность». Перечень деяний, подпадающих под эту категорию, был очень широк и неравнозначен: от контрреволюционных выступлений, ставящих своей целью свержение Советского правительства, до угроз по отношению к деятелям советских или хозяйственных органов.

Особенностью правовых актов этого периода являлась возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до установления Советской власти признавалась вредной для революции, для чего, однако, всякий раз требовалось специальное постановление местного Совета или исполкома. Формально в этой части закону придавалась обратная сила, недопустимая по меркам Советского государства вещь. По сути, это была скорее превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника.

В 1919 г. НКЮ, обобщив законодательство и судебную практику общих судов и ревтрибуналов, издал инструкцию, содержавшую нормы Общей части уголовного права: «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Руководящие начала давали общее определение права и уголовного права в классовой фразеологии. Так, задача советского уголовного права — посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Документ включал восемь разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права.

Основные принципы Руководящих начал вполне соответствовали тем представлениям о преступлении и наказании, которые сложились. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает данный порядок общественных отношений. Таким образом, под целью наказания понималась охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т. е. задача общего предупреждения, а не месть, «ликвидирующая» преступление.

При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества личности преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советское уголовное право допускало возможность превентивных наказаний (до совершения преступления). Признаки, по которым можно было прогнозировать вероятность опасных для общества деяний, были классовыми. Тем самым все уголовное право неявно делилось на два совершенно различных раздела. Существовали «обычные» преступления, в отношении которых можно было применять гуманные методы воспитания и исправления, и «контрреволюционные» преступления, которые следовало карать и подавлять самыми крайними мерами. Так с самых первых шагов стала выделяться категория «государственных преступлений», оформленная позже.

При этом возникла и классовая дискриминация преступников. Считалось, что общие преступления может совершить даже пролетарий и крестьянин, а государственные — «классовый враг», хотя бы и замаскировавшийся под рабочего. Исходя из этих категорий, строились и система судов, и процесс. В законодательстве перечислялись обстоятельства, которые должен был учитывать суд. Например, ревтрибунал выяснял: принадлежит ли преступник к имущему классу; имело ли преступление целью восстановление, сохранение или приобретение какой-либо привилегии, связанной с собственностью, или оно совершено неимущим в состоянии голода и нужды и т. п.

Характерной особенностью советского уголовного законодательства является деление всех преступлений на контрреволюционные и общие.

К контрреволюционным были отнесены следующие преступления:

саботаж, понимаемый как неисполнение служебных обязанностей работниками государственных органов и учреждений с целью подрыва Советской власти;

  • — попытки присвоения государственной власти отдельными лицами, организациями, учреждениями, а также принадлежность к контрреволюционным организациям, восстаниям, заговорам, мятежам;
  • — контрреволюционная агитация и пропаганда, проводимая как устно, так и «путем использования печати» или при помощи набатного звона;
  • — государственная измена, шпионаж, а также укрывательство изменников и шпионов;
  • — диверсии;
  • — политическое хулиганство;
  • — сокрытие в контрреволюционных целях оружия;
  • — участие в работе полиции, иных государственных органов, которые вели активную борьбу с революционным движением в царской России.

В число остальных преступлений нередко попадали и малозначительные деяния в виде самочинного обмена товаров на хлеб, нарушения правил разработки торфа, несвоевременного выполнения поставок льна, уклонения от учета сценических и театральных работников.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В специальном разделе давались примерные виды наказаний: внушение, общественное порицание, бойкот, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, запрет занимать ту или другую должность, конфискация имущества или его части, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел (лишь, но приговору ревтрибунала). Предусматривалось условное осуждение для совершивших преступление впервые при тяжелом стечении обстоятельств жизни, когда безопасность общества не требует изоляции преступника.

Отметим, что советское уголовное право с самого начала включило принудительные работы в число важнейших видов наказания. Декрет НКЮ от 23 июля 1918 г. установил, что лишение свободы всегда предполагает принудительные работы. Тем же Декретом учреждались «изоляторы специального назначения» для заключенных, виновных в дисциплинарных нарушениях, «неисправимых» (потенциально все классовые враги на время чрезвычайного периода считались «неисправимыми»).

Уголовное право РСФСР действовало как в отношении российских граждан, так и иностранцев, совершивших преступления на ее территории, а также в отношении тех, кто совершил преступления на территории другого государства, но уклонился от суда в месте совершения преступления и находился в пределах РСФСР.

Современные исследователи отмечают, что Руководящие начала сыграли большую роль в улучшении деятельности судебных органов, в развитии уголовного права, были важным этапом па пути создания Уголовного кодекса РСФСР.

Уголовно-процессуальное право.

Все ранее отмеченные недостатки гражданского процессуального права были характерны и для уголовно-процессуального права: отсутствовало надлежащее нормативно-правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений, повсеместно наблюдались судебный произвол, низкая профессиональная подготовка судей, бездействие кассационных инстанций и отсутствие института пересмотра приговоров в надзорном порядке.

Характерная особенность уголовного процесса этого периода состояла в том, что народный судья местного суда должен был самолично вести предварительное следствие по подсудным делам.

Допускалось также расследование преступлений следственной комиссией в составе народного судьи и двух народных заседателей.

В революционных трибуналах и окружных судах предварительное следствие осуществлялось следственными комиссиями, избираемыми местными Советами.

Следственные комиссии революционных трибуналов наделялись чрезвычайными полномочиями и имели право требовать от всех государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, судов и нотариальных учреждений, общественных организаций, предприятий как государственных, так и частных предоставления необходимых сведений и документов, а также неоконченных производством дел.

Следственные же комиссии окружных судов могли обращаться только за содействием к Красной гвардии или народной милиции, государственным и общественным учреждениям, частным и должностным лицам.

Процессуальное положение лиц, обвиняемых в совершении преступлений, декреты не регламентировали. На стадии предварительного следствия допускались защитники лишь по спискам, утвержденным местными Советами. Во время судебного процесса к защите мог допускаться любой гражданин из публики, но только один.

Декрет о суде № 1 предусматривал кассационное обжалование решений и приговоров местных судов в уездный суд. Однако работа уездных судов не была организована должным образом, поэтому данный институт уголовного процесса фактически не действовал, а жалобы заинтересованных лиц, направляемые в самые различные инстанции, оставатись без удовлетворения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой