Государственная власть.
Право
В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения, соответственно, силу власти, определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях… Читать ещё >
Государственная власть. Право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- • понятие, сущность и концепции государственной власти;
- • систему государственной власти, ее структуру;
- • содержание понятия легитимности власти, ее типы;
- • теорию принципа разделения властей;
уметь
- • выделять признаки государственной власти;
- • рассматривать структуру государственной власти с позиции системно-деятельностного подхода, выделять в ней субъекты государственной власти (их признаки, статус, виды);
- • раскрывать основные функции государственной власти — законодательную, исполнительную и судебную;
владеть
• понятийным аппаратом и навыками оперирования им при раскрытии категории «государственная власть» .
Государственная власть и ее признаки
Ожидать прихода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людей современности — столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти[1].
Понятию «власть» в словаре Ожегова дается следующее определение: «Власть — это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле»[2].
С момента введения в научный оборот понятия «государственная власть» многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли, и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти.
Государственная власть рассматривалась как:
- — право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинять своей воле;
- — действующие органы государственной власти;
- — лица, обличенные высшими полномочиями[3].
Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций:
- — силовая концепция государственной власти;
- — государственная власть как диктатура пролетариата;
- — волевая концепция государственной власти;
- — функциональная концепция государственной власти;
- — конфликтологическая концепция государственной власти;
- — концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;
- — концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий.
Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия «государственная власть» .
- 1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти как власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т. д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.
- 2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения, соответственно, силу власти, определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создаст возможность для эффективной реализации государственной власти.
- 3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон, их содержание.
Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект — это активное начало, а объект — подчиняющаяся, пассивная сторона.
Еще одним важным фактором является реализация государственной власти через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Государственное управление проявляется в деятельности государственных институтов, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом.
Таким образом, государственная власть — это способность властвующего субъекта с помощью государственного механизма подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества своей воле.
Государственная власть является разновидностью социальной власти и отличается от иных ее видов наличием двух отличительных черт, которые и предопределяют ее признаки:
- — государственная власть обладает исключительным, монопольным правом на издание нормативных правовых норм, обязательных для всего населения. Здесь нужно отметить, что власть не творит право, а издает законы, что не одно и то же;
- — государственная власть обладает монопольным правом на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти и ее органов: армии, полиции, службы безопасности, судов.
Признаками государственной власти являются следующие:
- — всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
- — прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть обладает возможностью отмены и признания ничтожным любого проявления другой социальной власти;
- — суверенитет государственной власти. Это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства[4];
- — государственная власть проявляется в деятельности государственных институтов, образующих механизм (аппарат) этой власти;
- — структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется в виде особой системы, в которой все институты государства связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый государственный институт имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Эта внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти;
- — государственная власть имеет особые каналы для передачи своего волеизъявления, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иной социальной власти (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.);
- — государственная власть имеет право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т. д.;
- — государственная власть публична. В широком смысле публичной, т. е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
- — государственная власть — это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах.
Одной из наиболее распространенных форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются ее выборы. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.
- [1] Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьтера. М., 1996.
- [2] Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. М., 1997. С. 86.
- [3] Холтов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. М.: Луч, 1996. С. 62.
- [4] Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. М.: Научная книга, 2006.