Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система магистратов. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Pro magistratu («как бы» магистратом) становилось лицо, когда срок его деятельности в качестве магистрата истек, но собрание еще не назначило нового. Часто бывали случаи, когда на промагистратуру назначалось новое лицо, если сам магистрат заболел или был убит. Магистрат обязан был сам назначить себе промагистром кого-либо. По объему своей власти промагистрат был равен магистрату, на должность… Читать ещё >

Система магистратов. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Magistrates означает всякую должность, на которую лица определяются по выбору народного собрания. Должность магистрата есть не служба, а почесть — honor, поэтому все магистраты суть должности безвозмездные. От магистратур следует отличать промагистратуру. Эта должность вытекала из полномочий самого магистрата, а не вследствие избрания народным собранием на эту должность.

Pro magistratu («как бы» магистратом) становилось лицо, когда срок его деятельности в качестве магистрата истек, но собрание еще не назначило нового. Часто бывали случаи, когда на промагистратуру назначалось новое лицо, если сам магистрат заболел или был убит. Магистрат обязан был сам назначить себе промагистром кого-либо. По объему своей власти промагистрат был равен магистрату, на должность которого назначался, но в случае интерцессии своих действий со стороны последнего должен был подчиниться решению настоящего магистрата. Все магистраты в Риме избирались сроком на один год, только цензоры — на пять лет.

Важной отличительной чертой магистратов была их коллегиальность. Tres faciunt collegium — так звучит римская пословица. Однако коллегиальность римских магистратов не означает, что дела решались большинством голосов, как можно подумать. Коллегиальность по-древнеримски означала, что магистратов больше, чем один, все они коллеги, их компетенция разделена, они призываются к исполнению своих должностей поочередно. Например, децемвиры судили поденно, консулы — помесячно. Некоторые магистраты бросали жребий, кому из них первому вступить в права. Далее, магистраты имеют в отношении друг друга право интерцессии, которое, по меткому выражению Моммзена, означает право обжаловать совершенные акты, вследствие чего не получают юридической силы и все последующие акты, основывающиеся на первых. Однако необходимо заметить, что ius intercessionis магистрат имеет по отношению к равному себе или низшему по рангу. Только народные трибуны, скажем забегая немного вперед, имели право интерцессировать любой акт абсолютно любого магистрата. В случае неисполнения своей интерцессии тем, к кому она относилась, магистрат апеллирует к вышестоящему с тем, чтобы последний наложил coertio на уклонившегося. Только трибун имел право сам налагать coertio на не подчинившихся его интерцессии.

Поясним: правом налагать наказания обладали все высшие магистраты, низшим оно было дано в пределах их компетенции законом Aternia Tarpeia (454 г. до Р. X.). По этому закону право налагать имущественные штрафы (mnltae dicio) получили все магистраты. При этом соблюдались следующие правила: штраф должен был взыскиваться постепенно; если он не подлежал провокации, то нельзя было превышать установленного этим же законом предела: две овцы и 30 быков или 3020 ассов. Цель coertio, таким образом, состояла в возмездности и исправлении допущенного нарушения. Затем различались следующие виды наказания: 1) арест (prensio) — право на него принадлежало только высшим магистратам; 2) штраф (multa) — правом налагать его обладали все магистраты; 3) отобрание залога (pignoris capio). Вещь, взятую в залог, в таких случаях обыкновенно уничтожали, хотя есть и мнение об обратном.

Ограничение власти магистрата могло состоять в том, что он имел не только права, но и нес обязанности перед римским народом, в отличие от царя (тех) республиканский магистрат мог быть привлечен к суду за свои действия, магистрат maiores — после того, как оставил свой пост, магистрат minores — даже во время отправления им своих обязанностей (ср. с процедурой эпихиротония в Афинах). Однако некоторые республиканские магистраты были все же неответственны: диктатор, цензор и трибун. Наконец, ограничение власти магистрата мы видим в праве провокации и апелляции, которым обладали римские граждане.

Система права магистратов, таким образом, будет выглядеть следующим образом.

  • 1. Право общения с богами от имени римского народа — т. е. совершения наиболее важных ауспиций. При этом в республиканский период уже различали следующие виды ауспиций: auspicia imperativa — знамение, являющееся ответом на предложенный вопрос, auspicia oblativa — случайное знамение, auspicia privata — знамение, данное на частный вопрос гражданина, и auspicia publica или populi Romani — ауспиция, относящаяся ко всему римскому народу. В зависимости от того, магистраты какого ранга совершили данную ауспицию, их подразделяли на auspicia major или auspicia minor. Исключение составлял цензор, будучи магистратом sine imperio, он совершал auspicia major.
  • 2. Право отношений с сенатом и римским народом: ius agendi cum patribus и cum populo. В это право входило ius referendi — право созывать сенат и право требовать от него заключения по предложенному вопросу. Кроме того, под этим подразумевалось внесение в народное собрание rogationes (проектов законов). Этим правом обладали только высшие магистраты.
  • 3. Право издания общеобязательных распоряжений — ius edicendi. В разделе, посвященном актам магистратов, мы подробно остановимся на этом вопросе.
  • 4. Право высшего военного командования. Сюда входило право объявлять набор войска, право вести войну, распоряжаться военной добычей, право осуществлять суд над солдатами и противником. Сам магистрат в военное время носил титул «императора», который давался ему солдатами на поле боя и подтверждался официально в случае, если магистрат показал свои дарования полководца. Удачливый полководец получал право на триумф. Право военного командования принадлежало только высшим магистратам.
  • 5. Право высшей административной и полицейской власти. Эту власть магистрат осуществлял при помощи вышеуказанного coertio.
  • 6. Право суда (iurisdictio). Причем в зависимости от иерархического положения магистрата решение его имело либо окончательный, либо преюдициальный характер. Магистратами осуществлялся суд как гражданский, так и уголовный. Причем следует иметь в виду, что в Риме до появления так называемого экстраординарного процесса личность судьи была выборной. Стороны определяли его посредством записки претора. Вспомним: «Octavius judex esto» — так начиналась формула претора. В эпоху экстраординарного процесса такие третейские судьи исчезли, их стал заменять сам магистрат без всякой формулы.

Магистрат мог принудить любое лицо исполнить требуемое им посредством такого акта, как in ius vocatio, т. е. предания суду, или использования своего права coertio.

В зависимости от интенсивности и степени возложенных на того или иного магистрата полномочий они подразделялись на magistratus cum imperio (верховные магистраты) и magistratus sine imperio (низшие магистраты). Такое деление было обусловлено тем, что власть магистратов cum imperio, собственно, включала в себя imperium — высшую власть, тогда как магистраты sine imperio владели властью potestas. Соответственно, мы знаем следующие виды высших магистратов cum imperio: interrex, dictator, X-viri legibus scnbundis, consules, tribuni militum consulari, praetores. Все остальные являются магистратами sine imperio. Этот дуализм государственных должностей был подтвержден lex Villia annalis (180 г. до Р.Х.), установившим иерархию среди магистратов и, главное, постановившим, что занятие магистратур cum imperio возможно только после пребывания на должностях магистратов sine imperio. Магистратуры, наконец, подразделялись на ординарные: консул, квестор, трибун, эдил и т. п. — и экстраординарные: междуцарь, префект города, диктатор, начальник конницы и т. п.

Последующий закон времен Суллы lex Cornelia de magistratibus (81 г. до Р. X.) определил минимальный возраст, необходимый для занятия магистратур: для квестуры — 30 лет; претуры — 40 лет; консулата — 43 года. По lex Maenia (=338 г. до Р.Х.) получение предварительного одобрения сената (auctoritas patrum) на кандидатуры магистратов cum imperio сделалось обязательным.

Избрание магистратов отличалось первозданной простотой. Желавший стать магистратом ставил об этом в известность лицо, созывавшее последнее народное собрание. Это была стадия выдвижения собственной кандидатуры — номинация. Промежуток между номинацией и самим народным собранием посвящался проведению агитации[1] среди народа в свою пользу. Надо заметить, в последний период республики выборы стали отличаться многочисленными злоупотреблениями: подкупом избирателей и другими формами нечестной борьбы. Избранный кандидат приносил присягу на верность законам Рима в храме Сатурна. Если избранный магистрат являлся магистратом cum imperio, он должен был получить еще lex curiata de imperio, т. е. одобрение куриатных комиций, как древний царь.

В остальных случаях он получал власть (potestas) с момента своего избрания. В то же время срок официального начала исполнения должности новым магистратом приходился на момент истечения срока полномочий старого магистрата. При вступлении в должность магистраты испрашивали ауспиции и в течение пяти дней обязывались принести присягу законам Рима перед квесторами. В отношении количества избраний магистратом римляне твердых правил нс знали, пожалуй, только в 151 г. до Р.Х. состоялось решение о запрещении избираться консулом более одного раза, однако вскоре это правило было забыто.

Рассмотрим теперь некоторые виды высших магистратур.

  • [1] Агитация у римлян носила название ambitus — в поздние годы республики она стала означать уже прямой подкуп избирателя, хотя сейчас, как представляется, это слово сохранило от старого значения только то, что обещания кандидатов всегда амбициозны, и, как следствие этого, несбыточны.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой