Воздействие как стратегическая цель
Глобализация информационной среды, выражающаяся в том, что если раньше заинтересованный субъект читал газету, журнал, смотрел телевизор, слушал радио и получал индивидуальную картину происходящего, то теперь данный субъект может обратиться к электронной медийной системе, которая выдает ему в значительной мере готовые количественные и качественные выводы, сделанные на основе анализа всего массива… Читать ещё >
Воздействие как стратегическая цель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Опыт показывает, что чаще всего стратегической коммуникационной целью, к достижению которой стремятся субъекты, участвующие в деловой коммуникации, является воздействие на сознание и поведение людей. В данной работе понятием «воздействие» обозначается такой тип человеческого взаимодействия, для которого характерны следующие признаки:
- 1) инициатор коммуникации стремится изменить сознание и поведение адресата, не собираясь меняться самому;
- 2) результатом такого взаимодействия являются значимые изменения в психических характеристиках или состояниях адресата воздействия[1];
- 3) воздействие имеет социальную природу, поскольку способность и навыки воздействия развиваются и функционируют в социальной среде[2] (этот тезис следует отчетливо заявить, потому что нередки высказывания, сводящие суть воздействия к психологическим или речевым процессам);
- 4) воздействие использует в качестве основного средства знаки (акты воздействия обусловлены речевой деятельностью человека, его коммуникативным опытом и формируются под непосредственным влиянием речевой практики социума).
Особую остроту проблематика воздействия приобретает в настоящее время. Это обусловлено усложнением и динамичностью социальных процессов в обществе. Можно выделить несколько основных особенностей нынешней ситуации:
- 1) резкий количественный рост и усложнение контактов, в том числе с представителями других культур;
- 2) виртуализация информационного пространства, связанная с тем, что информационные образы объектов, персон и процессов теряют какую-либо связь с реальными образами;
- 3) глобализация информационной среды, выражающаяся в том, что если раньше заинтересованный субъект читал газету, журнал, смотрел телевизор, слушал радио и получал индивидуальную картину происходящего, то теперь данный субъект может обратиться к электронной медийной системе, которая выдает ему в значительной мере готовые количественные и качественные выводы, сделанные на основе анализа всего массива публикаций и передач;
- 4) появление принципиально новых коммуникационных форматов: Web 1.0 — производство содержания (контента) узкой группой специалистов для последующего потребления массой пользователей Сети; Web 2.0 — самостоятельное производство контента массой пользователей и активный обмен информацией между ними, возникновение социальных сетей; Web 3.0 — создание рекомендательных сервисов в Сети, формируемых исключительно на основе мнений потребителей;
- 5) глубокая конвергенция всех коммуникативных технологий, трансформация стратегий и тактик создания и распространения контента. Возрастающие технические возможности приводят к синергетическому эффекту — появлению сложной системы взаимосвязанных коммуникативных форм, которые начинают функционировать самостоятельно, независимо от источников и адресантов.
- [1] Доценко Е. Психология манипуляции: феномены, механизмыи защита. М, 1997. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/docenko_psi/default.aspx (дата обращения: 14.07.2013).
- [2] Леонтьев Л. Л. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. С. 256;Федорова Л. Л. О видах речевого воздействия и роли интонации в их распознавании // Московский лингвистический журнал. 1996. Т. 3. С. 113−131.