Интермодальные перевозки в России
Внешнеторговых контейнерных перевозок в России приходится на импорт, тогда как уровень контейнеризации экспортного грузопотока в России достаточно низок (табл. 10.3). Основная причина заключается в значительном отставании в развитии соответствующей инфраструктуры и технологий, которое сложилось в советский период. В настоящее время, однако, в силу растущего спроса на соответствующие услуги… Читать ещё >
Интермодальные перевозки в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Российской Федерации интермодальные перевозки выполняются исключительно в контейнерах. Контрейлеры и съемные кузова применения в нашей стране не получили, хотя проекты создания контрейлерных транспортных систем на ряде международных и внутренних направлений находятся в стадии разработки.
70% внешнеторговых контейнерных перевозок в России приходится на импорт, тогда как уровень контейнеризации экспортного грузопотока в России достаточно низок (табл. 10.3). Основная причина заключается в значительном отставании в развитии соответствующей инфраструктуры и технологий, которое сложилось в советский период. В настоящее время, однако, в силу растущего спроса на соответствующие услуги контейнерные перевозки развиваются достаточно высокими темпами (рис. 10.16 и табл. 10.4).
Таблица 10.3. Коэффициент контейнеризации основных грузов российского экспорта, 2011 г.
Вид груза | Доля товара в контейнерном экспорте, % | Коэффициент контейнеризации, % |
Бумага и картон. | 24,3. | 69,1. |
Никель и изделия из него. | 1,2. | 37.6. |
Древесная масса. | 9,3. | 37,4. |
Медь и изделия из нес. | 3,0. | 36,4. |
Алюминий и изделия из него. | 16,6. | 29,5. |
Пластмассы и изделия из них. | 2,3. | 21.0. |
Прочие химические продукты. | 1,0. | 22,7. |
Каучук, резина и изделия из них. | 1,4. | 12,4. |
Продукты органической химии. | 6.0. | 12,0. |
Продукты неорганической химии. | 3,1. | 5.6. |
Черные металлы. | 11,7. | 2,6. |
Древесина и изделия из нее. | 9,2. | 2,5. |
Таблица 10.4. Динамика и структура контейнерных перевозок по сети железных дорог, ТЕU.
Вид перевозок | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Внутренние. | 1 005 251. | 1 122 832. | 1 282 686. | 1 360 855. |
Импорт. | 316 397. | 470 508. | 555 118. | 616 706. |
Экспорт. | 463 355. | 544 817. | 705 330. | 754 968. |
Транзит. | 1 18 318. | 160 167. | 172 631. | 238 222. |
Всего. | 1 905 360. | 2 300 334. | 2 717 776. | 2 972 763. |
Рис. 10.16. Динамика переработки и перевозок контейнеров в России:
переработка в морских портах; — перевозка по сети ж/д Лидером российского рынка контейнерных перевозок по железной дороге является «Трансконтейнер» — дочернее предприятие ОАО «Российские железные дороги», на долю которого приходится 50% всего объема контейнерных перевозок. 5% рынка контролирует компания «Трансгарант» (входит в транспортную группу FESCO), по 4% — компания «Русская тройка» (совместное предприятие FESCO и ОАО «РЖД») и компания «Модуль». На долю остальных, более мелких участников рынка приходится в общей сложности 37% объема контейнерных перевозок.
Важной тенденцией является постепенное увеличение количества контейнерных железнодорожных поездов, аналогичных европейским block trains или shuttle trains, которые в России носят название «ускоренных контейнерных поездов». Основными операторами таких сервисов являются «Трансконтейнер» и транспортная группа FESCO.
Ускоренные контейнерные поезда существуют в двух разновидностях. Первой и наиболее распространенной является поезд, обслуживающий одного клиента (например, доставка комплектующих для автосборочного производства). Вторая разновидность — поезда, доставляющие контейнеры разных грузовладельцев. FESCO делает ставку именно на этот тип поездов. Первый сервис компании FESCO — Moscow Shuttle «Владивосток-Москва» был открыт в 2009 г. В настоящее время компания отправляет до 25 ускоренных поездов в неделю между Владивостоком, Москвой, Хабаровском, Екатеринбургом и Новосибирском (см. врезку 9.2). Отправление ускоренных контейнерных поездов в ряде случаев выполняется не в соответствии с твердым расписанием, а, но мере накопления контейнеров, что снижает рыночную привлекательность данного сервиса.
Реализуются также пилотные проекты трансконтинентальных транзитных контейнерных сервисов. Примером является поезд Чэньду (КНР) — Лодзь (Польша). Маршрут протяженностью 9826 км поезд преодолевает за 13 дней, что позволяет на треть сократить время в пути по сравнению с традиционным морским маршрутом. Необходимо признать, что пока грузовладельцы проявляют к российским транзитным сервисам достаточно осторожный интерес. Причинами являются недостаточно привлекательная на фоне морских тарифов ценовая политика, а также низкая частота сервисов.
Большинство имеющихся прогнозов сводится к тому, что российский рынок контейнерных перевозок в обозримом будущем будет расти темпами от 4 до 6% в год.