Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды и измерители материалопотока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отраслевая структура определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т. п.), а родовая — распределением грузов по свойствам, только… Читать ещё >

Виды и измерители материалопотока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические и технологические связи хозяйственных и производственных предприятий и фирм, расположенных в экономическом районе, а также связи с предприятиями и фирмами, находящимися за его пределами, образуют корреспонденцию между ними, в результате чего возникают транспортно-экономические связи, материальным выражением которых является материалопоток.

При этом материальные потоки (в рамках операций, связанных с логистикой) подразделяются на входящий и исходящий, о чем может свидетельствовать кругооборот капитала.

Входящий поток > Д-Т, …, П, …, ?'-Д' > Исходящий поток.

Входящие потоки связаны с обеспечением поступления сырья и полуфабрикатов на производство. Начинаются с исследования рынка, где возможна закупка продукции, определения поставщиков, цены продукции и т. д.

Исходящие потоки — это поставки готовой продукции в оптовую, розничную сеть или непосредственно потребителю. Эти потоки взаимосвязаны и обусловлены двумя экономическими категориями — предложением и спросом.

Предложение и спрос — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные экономические категории. Предложение формируется под воздействием потребительского спроса, а спрос материалопотока формируется и реализуется благодаря предложению.

Нельзя купить то, что не произведено и не предусмотрено на рынке. Нет смысла производить то, что не найдет признания у покупателей и фирм. Продукты могут быть быстро реализованы лишь в том случае, если они полностью, т. е. не только количественно, но и по своим потребительским свойствам, соответствуют спросу потребителей. Поэтому продукт или услуга имеют свои измерители.

Основными измерителями материального потока являются транспортная масса, транспортный путь и транспортное время.

Транспортная масса (М) — количество исследуемых транспортных или производственных единиц. В логистике рассматриваются скалярная и векторная транспортные массы.

Скалярная транспортная масса состоит из находящихся в покос или в движении единиц. Направление намечающегося или происходящего перемещения неизвестно.

Векторная транспортная масса — пространственно-временная информация об источнике и стоке (пункте назначения), а в некотором случае и об определенном моменте времени перевозки.

Транспортные источники — пункты и районы, в которых зарождаются и возникают перевозки.

Транспортные стоки — пункты или районы, в которых перевозки заканчиваются.

Единицы измерения транспортной массы:

  • скалярная транспортная масса — измеряется в тоннах и других единицах;
  • векторная транспортная масса — количество продукции и транспортных средств в определенный момент времени на определенном участке; выражается обычно в тонно-километрах.

В зависимости от того, учитываются транспортные средства или нет, применяют уточнения «брутто» или «нетто», если транспортная масса выражается в единицах физических величин.

Транспортный путь (L) можно рассматривать не только как расстояние от пункта зарождения перевозки до пункта доставки продукции, но и как расстояние между источником и стоком. Транспортный путь с точки зрения транспортников является вектором. Как правило, его изображают прямолинейными соединениями источника со стоком. В действительности, надо учитывать фактический путь, который в зависимости от конкретной задачи обозначается как путь следования (маршрут следования, маршрут перевозки) или же как кратчайший путь.

Единицами измерения транспортного пути являются единицы длины: метр, километр, морская миля и др.

Транспортное время (Т) — время, необходимое для процесса перевозки. Следует различать время движения транспортной массы Виды и измерители материалопотока. и время нахождения транспортной массы в пути Виды и измерители материалопотока. .

Для расчета транспортного времени (срока) доставки груза различными видами транспорта используются следующие формулы:

для железнодорожного транспорта

• для морского транспорта.

• для морского транспорта.

Виды и измерители материалопотока.

для речного транспорта

• для автомобильного транспорта.

• для автомобильного транспорта.

Примечание:

Примечание:

Виды и измерители материалопотока. - время на начально-конечные операции, сут.; ч;

Il — расстояние перевозки, км; миль;

Виды и измерители материалопотока. - норма пробега вагона или судна в сутки, км; миль;

Виды и измерители материалопотока. - время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, сут.;

Виды и измерители материалопотока. - коммерческая скорость, миль/сут.;

Виды и измерители материалопотока. - эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сут.;

Виды и измерители материалопотока. - эксплуатационная скорость, км/ч;

? — коэффициент использования грузоподъемности;

D — грузоподъемность судна, т;

М — средневзвешенная суточная норма погрузочно-разгрузочных работ в порту отправления и назначения, т/сут.

Для различных видов транспорта транспортное время рассматривают по-разному. В процессе продвижения транспортной массы оцениваются как отдельные транспортные перевозки, так и процессы перемещения между отдельными пунктами в их совокупности, т. е. оцениваются так называемые материальные (транспортные) потоки.

Транспортная работа ML определяется как скалярное произведение транспортной массы М на векторный путь L. При определении транспортной работы ML первый из сомножителей может быть представлен в измеряемых единицах массы, а второй — как действительно пройденный путь или как тарифное расстояние.

Существуют и другие измерители материалопотока. Например, отнесенная ко времени величина транспортной массы Виды и измерители материалопотока. встречается в логистике в двух значениях: как мощность потока и как мощность источника.

Мощность потока — количество транспортной массы, проходящее в единицу времени в определенном пункте, или через определенное сечение транспортного пути в определенном направлении. Мощность потока является четко выраженным понятием, так как этот измеритель имеет и величину и направление.

Мощность источника — отдача транспортной массы в единицу времени или, другими словами, разгрузка источника. Мощность источника не имеет направления перемещения, поэтому математически является скаляром. Она определяется только величиной, т. е. числовой мерой и единицей измерения.

Для того чтобы показать взаимосвязь и различия между мощностью потока и мощностью источника, представим перевозки нескольких районов в таблице, называемой также матрицей перевозок, шахматной таблицей или таблицей «вход-выход». В табл. 1.4 приводится пример для четырех районов — А, В, С, D — с данными о перемещении транспортной массы, т. е. о материалопотоках между районами.

В главную диагональ таблицы (из А в А, из В в В и т. д.) внесены такие материалопотоки, для которых пункты назначения (стоки) находятся внутри района отправления (источника) и которые называются потоками местного сообщения.

В остальных клетках таблицы (из А в В, или в С и т. д.) можно найти данные о межрайонных потоках, которые определены не только величиной (тонн), но и начальными и конечными пунктами, т. е. направлением. Эти данные имеют признаки векторов.

Таблица 1.4

Таблица материалопотока

Источник.

Сток.

Отправлено (вывоз).

А

В.

С

D

А

В

С

D

Получено (ввоз).

Если рассматривать межрайонные потоки в месте их возникновения (в строке таблицы), то они будут называться вывозом, а в районе их назначения (в столбце) — ввозом.

Если суммировать величины векторных потоков арифметическим сложением, т. е. без учета их направления, то в сумме строк табл. 1.4 находят отдачу источников («отправлено») для различных районов или мощность транспортных источников. Если же суммируются значения в столбцах, то суммы дают величины получения продукции для данных районов, т. е. мощности районов стока.

Мощности источников, т. е. суммы «отправлено» и «получено», не имеют направленного характера.

Если к уже названным видам материалопотока (вывозу, ввозу и местному сообщению) добавить и транзитный материалопоток, то получаем данные, представленные в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Виды материалопотоков

Расположение источника.

Сток находится.

Внутри района.

Внутри района.

Вне района.

Вне района.

Местное сообщение, ввоз.

Вывоз, транзит.

По такой схеме возможно многообразное изображение передвижения транспортных средств, причем отдельные виды материалопотока различают по тому, являются ли транспортные средства гружеными или порожними, или различаются по родам вагонов (полувагоны, крытые вагоны, цистерны и т. д.), или по видам транспорта (грузовой или легковой).

Материалопоток характеризуется также структурой (отраслевой, групповой и родовой).

Отраслевая структура определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т. п.), а родовая — распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовая структура позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

Для изучения матсриалопотоков составляют «шахматные» (косые) таблицы, в которых указываются массы груза между источником (грузоотправителем) и стоком (грузополучателем). Пример составления таблицы грузообмена с указанием грузовых пунктов к массы груза, перевозимой из одного пункта в другой, приведен в табл. 1.6 (расстояние между грузовыми пунктами А и В — 20 км, В и С — 30 км, С и D — 40 км).

Таблица 1.6

Шахматная таблица

Источник.

Грузополучатель (сток).

Всего отправлено, т.

А

В

C

D

А

;

;

В

;

;

С

;

D

;

;

Всего.

Графически материалопотоки могут быть представлены в виде эпюр, схем или картограмм.

Рассмотрим построение эпюры материалопотока на автомобильном транспорте. Эпюру строят в координатах «Масса груза Q, т — расстояние l, км». Значение Q откладываем по оси ординат, l — по оси абсцисс в соответствии с выбранным масштабом.

Эпюра соответствует прямому и обратному направлениям движения грузов. Прямым направлением считается то, по которому следует наибольшее количество грузов. Отношение размера материалопотока в прямом направлении к размеру материалопотока в обратном направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков.

Массы грузов, т, перевозимых в прямом направлении, откладываем вверх от нулевой отметки, а в обратном — вниз от нее. Согласно условиям, приведенным в табл. 1.6, в прямом направлении будет перевезено, т:

DA = DA + DC+ СВ + СА = 500 + 400 + 100 + 500 = 1500;

в обратном направлении будет перевезено.

Виды и измерители материалопотока.

Следовательно, коэффициент неравномерности грузопотоков.

Виды и измерители материалопотока.

Построение эпюры начинаем с грузопотока, идущего от пункта D, т. е. самого дальнего, к пункту А (рис. 1.6). На графике откладываем объем перевозки от нулевой отметки и проводим линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство между осевой и проведенной линией заштриховываем (различно по участкам).

Затем откладываем материалопоток 500 т, идущий из пункта С в пункт А, и проводим линию от ранее отложенной и параллельную ей до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство также заштриховываем. Аналогично откладываем и следующие грузопотоки. Нижнюю часть строим таким же способом, как и верхнюю. Полученная эпюра представляет собой графическое изображение грузопотоков на данном участке трассы (см. рис 1.6).

Эпюры материалопотока дают возможность определить количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него; объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии, среднее расстояние перевозки грузов. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т. е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Грузопотоки могут быть изображены в виде схемы (рис. 1.7). Для этого используют карту района перевозок, на которую наносят пункты отправления и назначения. Карту района перевозок делят на квадраты и обозначают: по горизонтали — буквами, по вертикали — цифрами. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления в пункты назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.

Грузопотоки могут также изображаться на картограмме. Картограмма — это графическое изображение грузопото;

Эпюра материалопотока.

Рис. 1.6. Эпюра материалопотока.

ков на карте по действительным путям перемещения грузов.

С помощью схем и эпюр создают наглядную схему перевозок между пунктами отправления и назначения грузов,.

Схема грузопотоков.

Рис. 1.7. Схема грузопотоков.

определяют транспортную работу, устанавливают наиболее выгодное расположение стоянок автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой