В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990;е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление — логистика.
Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика происходит от греческого слова «logistike» — искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов.
Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса.
К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы:
1. Быстрый рост затрат на производство.
2. Достижение предела эффективности производства.
3. Фундаментальные изменения в философии запасов.
4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга.
5. Компьютерные технологии.
6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями.
Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логистике использует три взаимосвязанных концепции системного подхода — общих затрат, предотвращения подоптимизации и финансовых обменов.
К логистике относят следующие функции: перевозка продукции; складирование запасов; оптимизация размещения запасов и поставщиков; контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочно-разгрузочные работы; обслуживание информационных потоков и т. п. Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым — уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.
Коммерческая логистика является жизненно важным компонентом экономики, и специалисты в этой области должны иметь необходимые навыки для эффективного решения логистических задач в рамках фирмы.
Управление коммерческой логистической системой — это системный принцип, охватывающий в конечном счете все мероприятия по перемещению и хранению материалов в пределах фирмы и ее распределительных каналах.
Во-первых, специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области логистической системы, например в области транспорта, может повлиять на систему в целом.
Во-вторых, коммерческая логистика связана с обслуживанием потребителя.
В-третьих, основным требованием разработки эффективного управления коммерческой логистикой является тесная связь между управлением операциями предпринимательства.
Коммерческая логистика имеет дело с управлением материальным потоком и связанным с ним потоком информации от ввода в систему до конечной продажи. Поэтому необходимо стремиться к разработке таких систем управления и контроля, которые отражали бы этот материальный поток.
Логистика включает в себя следующие функциональные области: сбытовая логистика, транспортная, информационная, кадровая, производственная и закупочная логистика. Именно о закупочной логистике и пойдет речь в этой контрольной работе.