Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные принципы работы с переносом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проработка представляет собой процедуру, направленную в первую очередь на сопротивления, препятствующие прогрессу и достижению значимых изменений в состоянии пациента. Фрейд описывал эти сопротивления как связанные прежде всего с тенденцией влечений «цепляться» за существующие (патологические) модели разрядки психического напряжения. По сути, проработка является самостоятельной частью… Читать ещё >

Основные принципы работы с переносом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущим принципом психоаналитической терапии является создание условий для проявления и развития переноса, его последующая интерпретация и проработка. Развитие переноса обеспечивается с помощью базовых принципов аналитической работы: нейтральности (невмешательства в конфликт пациента), абстиненции (отказа от удовлетворения возникающих в переносе желаний), отзеркаливания (ограничения активности терапевта демонстрацией пациенту стереотипов его реагирования).

Интерпретация традиционно считается главным средством, позволяющим в итоге достичь разрешения переноса, что является классической целью психоаналитического процесса. Под интерпретацией обыкновенно понимается процесс разъяснения или толкования смысла, в том числе скрытого от сознания самого пациента. Психоаналитическая интерпретация — это сообщение, осуществляемое аналитиком, в котором он придает симптому или ассоциации значение, расширяющее их понимание пациентом. Интерпретации переноса касаются поведения и высказываний пациента в отношении аналитика, интерпретации содержания переноса относятся к насыщающим его чувствам и фантазиям, которые разъясняются независимо от защитных механизмов, которые сохраняли их в сфере Бессознательного. Интерпретации могут базироваться на знании психоаналитической символики, а могут и осуществляться с учетом ассоциаций пациента. «Правильными» считаются интерпретации, которые адекватно разъясняют излагаемый пациентом материал и сообщаются ему на том этапе, когда эти разъяснения становятся актуальными и обретают для него смысл. Естественно, что возможны неверные, а также преждевременные интерпретации. К преждевременным относятся также и те «правильные» интерпретации, которые сообщаются пациенту до того, как он способен их принять. Главной целью интерпретации является расширение самосознания пациента за счет прояснения чувств и психических процессов, которые ранее носили неосознаваемый характер.

Существует точка зрения, согласно которой любое высказывание аналитика является интерпретацией, поскольку оно всегда так или иначе направлено на расширение самосознания пациента. Сторонники более узкого понимания этого термина отмечают, что определенные высказывания не могут быть отнесены к категории интерпретаций: например, имеющие сугубо поддерживающий характер. Некоторые вмешательства правильнее называть конфронтациями, т. е. замечаниями, которые привлекают внимание пациента к чему-то без объяснений со стороны аналитика. Аналогичную роль играют и фразы присоединения (например, к мнению или чувству), демонстрирующие пациенту, что аналитик по-прежнему с ним.

Современный психоанализ, в отличие от классического, не придает интерпретации переноса значения безоговорочно главного терапевтического инструмента. Не менее важными, чем сугубо интерпретативная техника, считается, например, техника холдинга (поддержки) и контейнирования (принятия переживаний и чувств пациента). Эти техники чаще применяются при работе с пациентами, страдающими тяжелыми личностными расстройствами. Такие пациенты обычно невосприимчивы к интерпретациям или воспринимают их с глубокими искажениями смысла, поскольку не обладают достаточными способностями к интроспекции и к интернализации материала, предлагаемого терапевтом. Можно сказать, что они не столько используют аналитика как союзника в исследовании, сколько стремятся втянуть его в клубок внутренних конфликтов и проблем. В подобной ситуации помощь в поддержании и развитии стабильных отношений с аналитиком становится фактором более значимым, чем интерпретации переноса.

Проработка представляет собой процедуру, направленную в первую очередь на сопротивления, препятствующие прогрессу и достижению значимых изменений в состоянии пациента. Фрейд описывал эти сопротивления как связанные прежде всего с тенденцией влечений «цепляться» за существующие (патологические) модели разрядки психического напряжения. По сути, проработка является самостоятельной частью аналитической работы с переносом и вскрытием содержания невротического конфликта. Даже если в процессе терапии происходит интеллектуальный инсайт пациента, сам по себе без проработки он обыкновенно недостаточен для терапевтического успеха.

Некоторые авторы рассматривают проработку как разновидность интерпретации. Они указывают, что пациент всегда проявляет нежелание осознавать бессознательный материал, поэтому работа, но его интерпретированию должна повторяться вновь и вновь, даже если после очередной проработки аналитический процесс идет лучше и легче, чем прежде. По образному определению Отто Фенихеля, проработкой называется процесс, в котором психоаналитик многократно показывает пациенту одно и то же в связи с различными обстоятельствами или в разных ситуациях, т. е. проработка подразумевает прослеживание следов бессознательного конфликта во множестве областей жизни пациента.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Дайте определение термина «перенос».
  • 2. Охарактеризуйте основные различия между первичным и современным пониманием переноса.
  • 3. Перечислите виды переноса.

Рекомендуемая литература

Обязательная

  • 1. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ: пер. с нем. — М.: Академический проект, 2009. — С. 88—103.
  • 2. Фрейд, 3. Исследования истерии // Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.: пер. с нем. — Т. 1. Исследования истерии. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. — С. 284—290.
  • 3. Фрейд, 3. О психоанализе: иер. с нем. — М.: Харвест, 2009. — С. 267—274.

Дополнительная

Гриисон, Р. Техника и практика психоанализа: пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2010. — С. 178−222; 261−316.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой