Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза
Диссертация
В ходе беседы происходи! знакомство студентов с категорией «образ мира». Поаспеппо испытуемые осознают, что именно умение «входить» в образ мира другою человека может рассматриваться в качестве главного условия организации успешного взаимодействия с ним в различных видах деятельности. Преподаватель в данном случае должен умело управлять ходом беседы, уделяя особое внимание разъяснению… Читать ещё >
Содержание
- введение з
- ГЛАВА I. ОБРАЗ МИРА КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАПИТАРНОГОЗНАНИЯ
- §-1.Обзор философских, лингвистических, культурологических, социологических и психологических концепций образа мира $ 2. Систем но-текстологическая концепция образа мира
- Выводы по 1-ой главе
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ С<)БЕ1 fI (()СТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
- 1. Социально-психологическая характеристика студенчества
- §-2.Образ мира как главный внутренний фактор развития личности будущего специалиста педагогического профиля
- Выводы, но 2-ой главе 96 J ЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕ1II ЮСТЕЙ ОБРАЗА МИРА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
- §-1.11сиходиагпостические исследования на констатирующем этапе эксперимента
- §-2.Методика развития образа мира личности студентов педагогического вуза ]
- §-3.Сравнительный анализ психодиагностических данных констатирующего и контрольно-диагностического этана эксперимента
- Выводы по 3-ей главе и практические рекомендации
Список литературы
- Деловая игра завершается дискуссией, посвященной проблеме выявления факторов, определяющих эффективность межличностного взаимодействия в системе «учитель-ученик» («социальный педагог-клиент»).1. Развивающее занятие № 3.
- Тема: Проблема построения типологии образа мира в отечественной психологической науке.1. Вопросы для обсуждения:
- Типология «жизненных миров» Ф. Е. Василюка.
- Тины образа мира в системно-текстологической концепции.
- Особенности взаимодействия представителей разных типов образа мпра в различных видах человеческой деятельности.11ракт ичеекне задания:
- Продумайте и предложите для обсуждения па семинарских занятиях собственные критерии построения типологии образа мира. Какие типы образа мпра вы можете выделить на основании данных критериев
- Разработайте систему практических рекомендаций по эффективному взаимодействию представителей выделенных вами типов образа мира в системе «учитель-ученик» («социальный педагог-клиент»).
- Деловая шра: «Эволюция образа мира: прошлое настоящее — будущее"1.icjii.: развитие у студентов диалогической направленности образа мира.
- Пегашвиое отношение к собственным способностям помешало им доем нчь чего-либо.
- Пегашвиое отношение к другому человеку стало препятствием для правильного понимания его поступков и ограничило возможности его понимания.
- Вторая часть деловой игры направлена на осознание студентами имеющегося у них позитивного опыта взаимодействия с миром, Студенты вспоминают п обмениваются друг с другом впечатлениями по поводу ситуаций, когда:
- Позитивное восприятие собственных способностей позволило им достичь чего-либо.
- Позитивное восприятие другого человека стало хорошей основой для сотрудничества с ним.
- Позитивное восприятие какого-либо объекта действительности способствовало лучшему его пониманию.
- Тема: Применение знаний о структуре, механизме функционирования и типологии образа мпра личности в практической работе учителя начальных классов (социального педагога).1. Вопросы для обсуждения:
- Различные аспекты применения знаний об образе мира личности в работе учителя начальных классов (социального педагога).
- Психологические условия эффективности применения знаний об образе мпра личности учителями начальных классов (социальными педагогами) в своей профессиональной деятельности.
- Знание особенностей собственного образа мира как одно из важнейших условий успешного осуществления своей профессиональной деятельности учителем начальных классов (социальным педагогом).1.фактическое задание:
- Создание студентами целостных индивидуально-психологических характеристик собственного образа мира.
- Осмысление испытуемыми необходимости развития собственного образа мпра для успешного осуществления в будущем своей профессиональной деятельности.
- Разработку студентами индивидуальных программ развития собственного образа мира.
- Ключевое в организационном отношении значение имеют на собственно формирующей стадии исследования два следующих двухчасовых развивающих занятия:1. Развивающее занятие № 1.
- Общие и специальные способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
- Тема: Особенности образа мира современного эффективного учителя начальных классов (социального педагога).1. Вопросы для обсуждения:
- Общие особенности образа мира «идеального» учителя начальных классов (социального педагога).
- Характеристика диалогизма как ведущей черты образа мира «идеального учителя начальных классов (социального педагога).11рактические задания:
- Представьте для обсуждения на семинарском занятии теоретическую модель образа мира личности современного эффективного учителя начальных классов (социального педагога).
- Разработайте индивидуальную программу развития собственного образа мира, направленную на достижение вами уровня эффективного учителя начальных классов (социального педагога).
- Способность быть примером и образном для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям того или иного ребенка.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулпровать к самосовершенствованию.
- Способность находить нужный стиль общения с каждым человеком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей /203, 437/.
- Особенности реализации этих программ носят, конечно, строго индивидуальный характер.
- Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви, анкета «Образ мира студента педвуза», тест «Ценностные ориентации» М. Рокича).
- Достаточно позитивное отношение появилось у большинства испытуемых к городу / селу, в котором они живут и природе родного края: «процветает», «мне правится», «для меня лучше всех», «богата и разнообразна», «самая замечательная» и т. д.
- Сопоставление данных, полученных в результате проведения анкетирования в АГМА и АГТУ позволяет прийти к заключению, что для большинства студентов указанных учебных заведений характерен негативный, индивидуалистический тип образа мира.
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО1. ИССЛЕДОВАНИЯ
- Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать целый ряд выводов и обобщений:
- Методика развития образа мира личности студентов педвуза, основанная на синтезе «внешних» (идущих от преподавателя) и «внутренних» (идущих от самих студентов) форм воздействия на данное образование доказала свою эффективность в практической работе.
- Материалы данной диссертации могут быть использованы при чтении курсов общей, возрастной и педагогической психологии и проведении семинарских занятий по практической психологии в гуманитарных вузах.1. Б И Б Л И О Г Р, А Ф И Я
- Айрапетова СЛ. Проблема изучения образа жизни студенческой молодежи // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / 11од ред. Л. Я. Рубнпой. Свердловск, 1991. — С.58−64.
- Алексеева Л.Ф. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов 1-го курса пединститута // Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки. -M.J 989. С.44−5 I.
- Ананьев Б Г. Проблема комплексного изучения развития интеллекта и личности// Человек и общество / Под ред. Б. Г. Аианьева и др. Л., 1973. — С.3−7.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1. М., 1980.232с
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2. М., 1980.288с.
- Андреева Д А. и др. Изучение основных личностных характеристик современного студенчества // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. -JI, 1971. С. 124−130.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. — 273с.
- Ю.Аиохпп II.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968. 547с.
- I.Анохин ILK. Теория функциональной системы // Успехи физиологических паук.-1970. -Т.1. 1. — С.26−27.
- Анохин П К. Очерки по физиологии функциональной системы.1. М. J975. 447с.
- Анохин I I.K. Философские аспекты теории функциональных систем. -М., 1978. -400с.
- Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М., 1979. 454с.
- Анохин П К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М. 1980. 197с.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. — С.426−434.
- Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //11снхологический журнал. 1992. — Т. 13. — 5. — С. 12−25.
- Арихеим Р. Двойственная природа разума: интуиция и интеллект // 11овые очерки, но психологии искусства. М., 1994. — С.22−42.
- Артемьева H.IO. Психология субъективной семантики. М., 1980.127с.2().Асмолов, А Г. Психология личности. М., 1990. — 367с.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможност ей личности // Вопросы психологии. 1992. — 1. — С.6−13.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 368с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981. -432с.
- Ахутииа Т В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского // Вестник МГУ. Серия «Психология», 1984. 3. — С.3−12.
- Баранова JI.Д., Дворяшина М. Д. О социализации интеллекта взрослого человека // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Днаньева, JI. I1.Спиридонова. Л., 1971. — С. 161−170.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -424с.
- Бахтииология: Исследования, переводы, публикации // Сост. К. Г. Юсупов. О 16., 1995. — 374с.
- Белозерцев Г. П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Советская педагогика. 1982. — 9. — С.86−90.
- Белоус ВВ. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. — 3. — С. 130 136.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: Подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — Г — С.44−51.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб. 1991. -448с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. -400с.
- Берн Э. Трапсакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. — 224с.
- Берне Г. Развитие Я -концепции и воспитание. М., 1986. — 421с.
- Берталанфн Л. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.- М., 1969. -С.23−82.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270с.
- Блейхер В.М. и др. Практическая патопсихология. Ростов п/Д., 1996.- 448с.
- Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М. 1968. 486с.
- Боровиков Л.И. Реализация творческого потенциала личности будущею учителя в процессе профессиональнной подготовки // 11сихологнческне условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи. М., 1989. — С.31−38.
- Брупер Дж. Психология познания. М., 1974. — 412с.
- Б')пдлср Р. Используйте свой мозг для изменения. Новосибирск, 1992. — 186с.
- Б)идлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. — 128с.
- Б >пдлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж, 1995. — 256с.
- Вардомацкий Д.П. Место творчества в ряду жизненных ценностей студенческой молодежи // Молодежь и научно-технический прогресс / Под ред. Г. М. Бабосова. Минск, 1989. — С.156−161.
- Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге //1 Icnxojioi пческнй журнал. 1984. — Т.5. г 5. -CJ49−153.
- Васильева И.И. Значение идей М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для общей психологии // Психологические исследования общения. -М., 1985. С.81−94.
- Василюк Ф.Г. Психология переживания (Диализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200с.
- Васплюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ кризисных ситуаций // Психологический журнал. -1995. Т.16. — 3. — С.90−101.
- Велпчковский В Н. Образ мира как гетерархия систем отсчета // Л. II Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А. МЛеотьева) / Мод ред. А. В. Запорожца и др. -М., 1983. С. 155−165.
- Вербицкий А.А. Концепция знаково-коптекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. — 5. — С.31−39.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. — 3. — С. 12−22.
- Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. — 358с.
- Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.359с.
- Визгпна А.В., Столиц В. В. Внутренний диалог и самоотношение // 11си. ологпческнй журнал. 1989. — Т. 10. — 6. — С.50−57.
- Владимирова Н.М. Влияние ситуации экзамена на течение ассоциативного процесса // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -JI., 1973. С. 13 1−134.
- Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студента: Автореферат: канд. псих. паук. Ставрополь, 1998. -20с.
- Волков IIП. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. -JL 1971. С. 13 1−136.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функции // Собр. соч. Т.З. М., 1983. — С.5−328.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. — 704с.
- Гачев Г. Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. -М., 1987. С. 198−227.
- Гачев Г. Д. Образы Индии: опыт экзистенциальной культурологии.1. М., 1993. 389с.651 ачев Г. Д. I кщиональпые образы мпра. М., 1995. -480с.66. ачеи I Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997. -680с.
- Гейзеиберг В. Философские проблемы атомной физики. М., 1953.293с.681 ейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. — 202с.
- Гоголев В.II. Покурсовая динамика взаимосвязи компонентов професспоиальпопедагогичсской направленности у студентов педвуза // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. 11овоснбирск, 1988. — С. 108−114.
- I одфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. М., 1992. — 376с.71.1опоболпи Ф. П. Психологический анализ педагогических способпостей //11роблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. -(.'.244−255.
- Гопоболип Ф.11. Книга об учителе. М., 1965. — 260с.
- Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. -19X7. 1.8. — Г — С.33−42.
- Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992. — 194с.
- Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Ариольдова, В. А. Крутикова. М., 1987. — С.262−299.791 рипдер Д., Бэпдлср Р. Структура магии. М., 1995. — 518с.
- Грищепко-Розе М.В. Возрастно-половые особенности тремора и его динамика в условиях интеллектуальных нагрузок экзамена // Человек и общество /11од ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 126−130.
- Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. -СПб., 1997. -372с.
- Гумбольдт J1. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. — 397с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974. — 318с.8.1.Дворяшина М. Д. Опыт комплексного психологического ипсихофизиологического изучения структуры личности // Человек и общество / 11од ред. Ь. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С.138−144.
- Дворяшипа М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -Л., 1973. 0.97−105.
- Додопов Б.И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. -7. — С.36−45.
- Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской фплософско-эстетической мысли XX века. М., 1990. — 399с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. — 128с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208с.9ГДорфмап Л. Я. Ог метаиндивидуальности к метаидивидуалыюму миру //Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — 2. -С.94−102.
- Дорфмап Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — 2. — С.3−17.
- Глпсеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личное in. Псков J 994. -280с.
- Глмапова В.К. О соотношении типа интеллекта студентов и успешности пх обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и лр. -JI., 1973. С.89−91.
- Гфимова Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя // I сихологическне аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. -11овосибирск, 1988. — С.115−122.
- Журавлева Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под ред. Б.1 .Ананьева и др. Л., 1973. — С. 177−182.97.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -ML, 1994. 144с.
- Захарова Л.П. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвузов // Вопросы психологии. -1991. 2. — С.60−66.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. — 480с.
- ЮО.Зниченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. М., 1993. — С. 140−149.
- ЮГЗолотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. -368с.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие v семиотические системы. М., 1965. — 246с.
- Иванов Г. М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. -М., 1993.-80с.
- Ильченко В.P. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М., 1993. — 192с.
- Ю5.Ииграм Д. Хаберманс и диалектика разума // Современная западная социология: классические традиции и поиск парадигмы. М., 1990. — С. 129−147.
- И конников С.П., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Анапьева и др. Л., 1973. — С.7−17.
- Исаев ИМ. Проблема проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. — 6. — С.48−57.
- Казаков В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М., 1989. -383с.
- Ю9.Кальвипьо М., Столин В. В. Психосемаптические различияличностных смыслов, — Вестник МГУ. Серия «Психология», 1983. 3. — С. 1322.
- Ю.Кап-Калпк В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. — 138с.
- Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов и/Д., 1996. — 512с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. — 261с.
- ГЗ.Кагальпяк А. И., Ящишин K.FL. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // Вопросы психологии. 1989. — 5. -С.45−51.
- Кириллова М.М. Образование как диалог // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С.22−32.
- Клименко А.И. Решение задач студентами на занятиях по психологии // Вопросы психологии. 1984. — 6. — С.85−86.
- Климов Г. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессповеда //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — 4. — С. 130−136.
- Климов Г. А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. -1994. 1. — С.53−66.
- IX.Климов li.A. О феномене профессиональной относительности образа мира Нее шик МГУ. Серия «Психология», 1995. — 1. — С.8−18.
- Климов li.A. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.458с.
- Климов Г. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов п/Д., 1996. 512с.12 (Ковалев Г. А., Радзиховский А. А. Общение и проблема пптерпорпзации // Вопросы психологии. 1985. — 1. — С.110−120.
- Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия // 11сихологня воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. — С.4−43.
- Колесников М.А. Научно-исследовательская работа как средство формирования общественно-политической активности студентов // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. J1.M.Рубином. Свердловск, 1991. — С.65−70.
- Колшапский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. -М., 1990. 105с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383с.
- Коп И.С. IITP и проблемы социализации молодежи. М., 1988. — 63с.
- Коп И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255с.
- Копопкип О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально! ипологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — 3. — С.42−52.
- Краткий словарь по социологии // Под общ. ред. Д. М. Гвпшиапи и др. М., 1988. -479с.
- Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М., 1961. — 351с.
- Кузьмин В.11. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — 3. -С.3−14.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1986. -398с.
- Кузьмина П.В. Формирование педагогических способностей. -Jl., 1961. -98с.
- Кузьмина И.В. Очерки психологии труда учителя // Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Jl., 1967. — 183с.
- Кузьмина П.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970. -I 14с.
- Кулюткип Ю.Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. 1983. — 3. -С.51−61.
- ИО.Кулюткип IO. I1. Творческое мышление в профессиональной деятельност и педагога // Вопросы психологии. 1986. — 2. — С.21−30.
- Куннцина В.П. Некоторые особенности формирования личности и самосознания // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и лр. Л., 1969. -С.67−76.
- Купц Т., О Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. — Т. 1. — 459с., Т.2. — 512с.
- ЫЗ.Кучнпский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190с.
- НТКучппскип Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.206с.
- JIomob Ь. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. -444с.бОЛосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525с.
- Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994. — 320с.
- JI)иктоп К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей. Воронеж, 1996. — 432с.
- Маркова Д.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 4.Т. Т.З. — 456с.
- Маслоу Д. Психологиябытия. М., 1997. — 304с.
- Машин В.Д. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. — 3. — С. 144−149.
- Медведев Д А. Использование сказки для диагностики образа мира// Тезисы докладов итоговой научной конференции ЛГПИ им. С. М. Кирова. -Астрахань, 1993. -С.287.
- Медведев Д.Л. О соотношении понятий «мировоззрение» и «образ мира» // Тезисы докладов итоговой научной конференции ЛГПИ им. С. М. Кирова. Астрахань, 1994. -С.317.
- Медведев Д А. Философское осмысление проблемы человека в концепции С. Л. Рубинштейна // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГ11И им. С. М. Кирова. Астрахань, 1995. — С.51.
- Медведев Д.А. Проблема построения типологии образов мира студентов педагогического института // Тезисы докладов итоговой научной конференции Al 11И им. С. М. Кирова. Астрахань, 1996. — С.26.
- Медведев Д.А. Место образа мира в структуре социальной детерминации личности студента педагогического университета /У Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1997. — С.62.
- Медведев Д. А., Тимофеев Ю. П. Психология управления. -Астрахань, 1997. 101с. .
- Медведев Д.А. Роль образа мира в развитии личности студента педагогического вуза // Ученые записки. Материалы докладов итоговойнаучной конференции АГПУ /29 апреля 1997 г./. Астрахань, 1998. — Часть 1: 11сихологпя. — (Ml7- 124.
- Медведев Д.А., Коваленков П. П. Системный подход как методологическая основа построения развернутой концепции образа мира // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1998. -С. К).
- Медведев Д.А. Диалогический тип образа мира в контексте университетской подготовки специалиста педагогического профиля // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1998. — С.9.
- Мепг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как пспходопгвпстическая реальность. М., 1982. — С. 14−18.
- Мепчипская 11.А. Формирование научного мировоззрения учащихся.- М., 1985. -232с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- M. J 986. -254с.
- Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1983. — 344с.
- Мнков IO.B. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи//Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С.85−99.
- Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. — 1. — С.77−86.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — 3. — С.58−64.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — 4. -С.28−38.
- Моргун В.Ф. Опыт перестройки психологическом подготовки учителей // Вопросы психологии. 1988. — 4. — С.83−87.
- Морочил Л.Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов от их индивидуально-типологических особенностей // Психологический журнал. 1995. — Т.16. — 2. — С. 114−119.
- Мусатов С.Д. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Анапьева и др.- Л., 1973. -С.159−161.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432с.
- Обозов 11.1−1. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с жстравсрсией и нейротизмом // Человек и общество / Под ред. Ь. Г. Ананьева п др. J1., 1973. — С.149−154.
- Обозов II.П.Рациональный отбор и комплектование учебных групп, коллективов в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. А. А. Бодалева. Л., 1976. — С.58−61.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 464с.
- Ю.Озеров В. П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции. Ставрополь, 1997. — С.3−7.2110 Коипор Д., Сеймор Д. Введение в нейролипгвистическое программирование. Челябинск, 1997. -285с.
- Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1972.311с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B.I етровского. М., 1986. — 303с.216.0хрименко Л.В., Дудченко JI.C. Организация производственной практики студентов // Вопросы психологии. 1982. — 2. — С.95−102.
- Налей И.М., Шафранская К. Д. Комплексная характеристика индивидуальнотипологических особенностей студентов во время эмоционалыюинтеллектуального напряжения на экзаменах // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С. 145−153.
- Палей И.М. и др. Исследование возрастных изменений возбудимости у студентов по перцептивным, сенсомоторным и электрокожпым показателям // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -Л., 1973. -С.42−48.
- Панферов В.Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в группе // Социальная психология и социальное нслапироваиие / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. — С. 144−152.
- Панферов В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С.55- 58.22ГПарыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. — 165с.
- Г1астухина Р.И. и др. Социально-гигиенические аспекты режима дня студентов (по данным анкетного опроса) // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991.-С.75−78.
- Педагогическая практика / Под ред. В. К. Розова. -М., 1981. 160с.
- Пелевина Т.В. Социально-психологический анализ виутригруиповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 154−159.
- Петренко В.Ф., Шмелев А. Г., Нистратов А. А. Метод классификации как экспериментальный подход к семантике изобразительного знака. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1978. — 4. — С.25−37.
- Петренко В.Ф., Нистратов А. А., Хайруллаева JI.M. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом семантического дифференциала. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1980. — 2. — С.27- 38.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. — 5. — С.23−35.
- Петренко В.Ф. Психосемантическое исследование мотивации // Вопросы психологии. 1982. — 2. — С.29−39.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. -М., 1983. 176с.
- Петрепко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — 3. — С. 133−143.
- Петренко В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования//Психологический журнал. 1986. — Т.7. -3. — С.62−70.
- Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Советская этнография. 1987. — 4. — С.22−38.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. — 207с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания: Автореферат. док. псих, наук. М., 1989. -44с.
- Петренко В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики качества жизни россиян (период 1917—1995 гг.) // Психологический журнал. -1995.-Т.16. 2. — С. 17−31.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М., 1982. -168с.
- Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. -1981. 2. — С.40−46.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.285с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — 4. — С. 15−29.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.224с.
- Петровский В.А. Личность: Феномен субъектности. Ростов п/Д., 1993. -67с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. -Ростов п/Д., 1996. -512с.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. -Вестник МГУ. Серия «Психология», 1984. 4. — С. 13−21.244.11ланк М. Смысл и границы точной науки // Вопросы философии. -1958, — 5. -С. 104- 106.
- Платонов К.К. Что изучает общественная психология. М., 1971.211 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.309с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, 1990. -237с.
- Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М., 1982. — 222с.
- Просецкий П.А. и др. Ценностные ориентации студентов в период педагогической практики // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня 2 июля 1977, г. Москва) / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1977. — С.20−21.
- ГПсихологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. М., 1981. — 224с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987. -240с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М&bdquo- 1990.-494с.
- Г1уселик Ф., Люис Б. Магия нейро-лингвистического программирования без тайн. СПб., 1995. — 176с.
- Пятин В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 1984. — 5. — С.95−98.
- Рабинович П. Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. -1987, — 6. -С.112−115.
- Реан А.А. Психологические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — 5. — С.58−60.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — 1. — С.45−54.
- Регуил Л. А. Развитие способностей прогнозирования педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии. -1985, — 1. С.94−102.
- Рогов Е.И. Основные направления профессионализации личности учителя на этапе вузовской подготовки // Формирование личности: исихологопедагогические проблемы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. -С.4−11.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-е 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М., 1986. -С.200−230.
- Ропзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — 5. — С.65−72.
- Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов, 1968. — 277с.
- Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. М., 1957. — 328с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. -368с.
- Рыжов В.В. О взаимосвязи особенностей общения личности и ее социальноперцептивных характеристик // Вопросы психологии. 1981. — 2. -С.58- 67.
- Садовский В.Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем» J1. фон Берталанфи // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.411−442.
- Самохин Н.П. Коллективистические отношения в студенческой группе // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С.72−75.
- Самохвалова В.И. Сознание как диалогическое отношение // М. М. Бахтин как философ / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М., 1992. — С.190−205.271 .Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Тошнота: Избранные произведения. — М., 1994. -С.435−458.
- Селиванов В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975. — 162с.
- Селиванов В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психологический журнал. 1991. — Т.12. -5.. С.44−50.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М., 1993.-655с.
- Сикевич З.В. Общая культура студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С.49−55.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1969. -203с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М&bdquo- 1970.-208с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1972. -279с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1973. -268с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1974. -232с.281 .Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1976. -271с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1977. -263с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1978. -272с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др. -М., 1980. -424с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др. -М&bdquo- 1982.-402с.
- Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др.- М., 1983. -65с.
- Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.- М., 1984. -385с.
- Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.- М., 1986. -359с.
- Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани. М., 1987. — 404с.
- Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвшниани. М., 1991. — 266с.29ГСласгенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160с.
- Сластенин В.А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности // Вопросы психологии. -1986. 3. — С.70−83.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — 2. — С.37−50.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии. 1996. — 4. — С.72−80.
- Смел ков Л. П. Влияние участия в третьем трудовом семестре на изменение некоторых личностных характеристик студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С.77−80.
- Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А.Берннггейна. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1978. — 2. — С. 14−25.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1981. — 2. — С.15−29.
- Смирнов С.Д. Психология образа // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983. — С.86−88.
- Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. -М., 1983. -С. 149- 155.
- Смирнов С.Д. Образ мира как предмет психологии познания // Тезисы научных сообщений советских психологов к 6 Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. — 4.1. — С.60−62.
- Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985. — 235с.
- Смирнов С.Д. Принцип активности в построении и функционировании психического образа: Автореферат. док. псих. наук. -М., 1988. -40с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 199 $о 271с.
- Соловьева О. В- Обратная связь в межличностном общении. -М., 1992. 112с.
- Социально-демографический портрет студента // Ред. кол. Э. К. Васильева и др. М., 1996. — 96с.
- Социология в СССР. В 2 т. Т. 1. М., 1966. — 532с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303с.
- Степанова Г. Н. Об использовании студентами учебной информации // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананъева и др. JI., 1973. — С.58−61.
- Стенин B.C. Эпоха перемен и сценарий будущего. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. — 175с.
- З.Страхов В. И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С. 167−170.
- Студент и его деятельность / Под ред. Г. П. Давидюка. Минск, 1978.160с.
- Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты /Под ред. А. С. Чернышова и др. Воронеж, 1990. — 104с.
- Сугакова Л.И. Организованность и организаторские навыки студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 162−167.
- Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. -1981. 4. — С. 119−123.
- Творогова Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. — 6. — С.88−91.
- Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1998.334с.
- Тимофеев Ю.П. Видеотренинг как средство психодиагностики и совершенствования профессионального мастерства студентов педвузов: Автореферат. канд. псих. наук. -М., 1991. 16с.
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Автореферат. док. псих. наук. М., 1994. — 42с.
- Тимофеев Ю.П., Медведев Д. А. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения // Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие творческой активности учащихся» (В.А.Сухомлинский и современность). Саратов, 1996. — С.31.
- Тимофеев Ю.П., Медведев Д. А. Роль концепции образа мира в формировании гуманитарной парадигмы управления // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1997. — С.62.
- Тихонова М.П. Представление о себе в связи с профессиональной направленностью // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. А. А. Бодалева и др. Л., 1976. — С.65−68.
- Голмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1992. — С.124−143.
- Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. М., 1975. — 256с.
- Уемов А. И. Системы и системные исследования // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.64−86.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.272с.
- Украинцев Б.С. Самоуправление системы и причинность. М., 1972. — 254с.
- Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.169−182.
- ЗЗГУорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления в языке // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.135−168.
- Уорф Б.Л. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.183−198.
- Урванцев Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — 1. — С.98−108.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев и др. М&bdquo- 1989. -815с.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.623с.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — 2. — С.88−93.
- Формирование личности будущего учителя / Под ред. Р. И. Цветковской и др. Владивосток, 1991. — 128с.
- Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности / Под ред. М. М. Калашниковой и др. Тамбов, 1988. -95с.
- Франкл JT. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М., 1987. -232с.34(.Фролов И. Т. Философия и история генетики поиски и дискуссии. -М., 1988. -416с.
- Хайдегтер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. — С.41−62.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608с.
- Цивьян Т.В. Концепция языкового союза и современная балканистика: Научный доклад. док. филолог, наук. М., 1992. — 46с.
- Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970. 173с.
- Чеснокова В.И. Некоторые тенденции и проблемы развития социальной активности студентов педагогических вузов // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. -Свердловск, 1991. -С.51- 58.
- Чечулин А. А. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск, 1992. — 175с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. М. — Ставрополь, 1991.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретикометодологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. — 157с.
- Шмелев Л.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореферат. док. псих. наук. М., 1994. — 40с.3521 Птейнлиц А. Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. 1983. — 2. — С.79−83.
- Щербаков А.И. Профессограмма личности учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М., 1976. — С.24−33.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981, — 5.-С. 13−21.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4 т. Т.4. 368с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 592с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы в современной науке. М., 1978. — 391с.361 .Юнг К .Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. — 336с.
- Юнг К!.Г. Добро и зло в аналитической психологии // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В. О. Зеленский и др. М., 1995. -С.99−112.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. — 344с.
- Arnheim R. Visual thinking. L.: Univ. Of California Press, 1969, 346p. 365. lkrUi!anfy L. General System Theori. Foundations, Development, Applications. N.Y., 1968. 289p.
- Dorfman L. Metaindividual World // Studia Psychologica. 1995. V.37. 4. 279−286.3671 labermans J. Communication and Evolution of Society. L., 1979. 368.1 labermans J. The Theory of Communicative Action. Boston. 1984, Vol.1.2.
- Kelly G.A. A Teory of personality. The psychology of personal Constructs. N.Y., 1963.
- Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand. 1968.
- Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmond sworth: Penguin, 1976. 407p.
- Osgood C.E., Suci G., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana, 1957, 342p.
- Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men.- Psychol. Review, 1948. Vol. 55, p. 189−208.