Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе беседы происходи! знакомство студентов с категорией «образ мира». Поаспеппо испытуемые осознают, что именно умение «входить» в образ мира другою человека может рассматриваться в качестве главного условия организации успешного взаимодействия с ним в различных видах деятельности. Преподаватель в данном случае должен умело управлять ходом беседы, уделяя особое внимание разъяснению… Читать ещё >

Содержание

  • введение з
  • ГЛАВА I. ОБРАЗ МИРА КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАПИТАРНОГОЗНАНИЯ
  • §-1.Обзор философских, лингвистических, культурологических, социологических и психологических концепций образа мира $ 2. Систем но-текстологическая концепция образа мира
  • Выводы по 1-ой главе
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ С<)БЕ1 fI (()СТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. Социально-психологическая характеристика студенчества
  • §-2.Образ мира как главный внутренний фактор развития личности будущего специалиста педагогического профиля
  • Выводы, но 2-ой главе 96 J ЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕ1II ЮСТЕЙ ОБРАЗА МИРА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
  • §-1.11сиходиагпостические исследования на констатирующем этапе эксперимента
  • §-2.Методика развития образа мира личности студентов педагогического вуза ]
  • §-3.Сравнительный анализ психодиагностических данных констатирующего и контрольно-диагностического этана эксперимента
  • Выводы по 3-ей главе и практические рекомендации

Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Качество подготовки специалистов педагогического профиля в высших учебных заведениях во многом обуславливает характер образовательно-воспитательной атмосферы в других тинах учебных заведений, косвенно влияя тем самым на общее психологическое состояние современного общества. Высокий уровень профессионального мастерства указанных специалистов, достигнутый ими на >тапе вузовской подготовки, может в значительной степени определить и основные пути политического, экономического и культурного развития России в начале следующего тысячелетия. Рассмотрение проблемы совершенствования подготовки специалистов педагогического профиля в столь широком социальном контексте позволяет представить важность ее решения для отечественной психологической науки (Л.И.Анциферова, И.А.'Зимняя, Н. И. Исаев, И. Б. Котова, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Е. И. Рогов, Ю. П. Тимофеев, Е. Н. Шиянов и лр.).

Сложность решения данной проблемы объективно определяется рядом причин, важнейшей из которых можно признать высокий уровень требований, предъявляемых современным обществом к студенту педагогического учебного заведения. Студент педвуза должен обладать достаточно широким спектром знании, умений н навыков, необходимых для успешного осуществления им будущей профессиональной деятельности, а именно: иметь базовые академические знания по профилирующим предметам, уметь грамотно организовывать межличностное взаимодействие с учениками в процессе осуществления педагогической деятельности, владеть навыками педагогической рефлексии, самоконтроля, прогнозирования и т. д. (А. А. Вод ал ев, В.А.Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова,.

В, А С ласчеиш! и др.). Во время обучения в педвузе на становление личности студента ока и, тает влияние достаточно большое количество разноуровневых детерминант, учет совокупного влияния которых является чрудпоосуществимой задачей, что ведет к снижению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Перспективным направлением развития педагогической психологии в данных условиях является поиск интегральных структур, опосредующих совокупный эффект влияния на личность студента педвуза различных детерминант н обуславливающих тем самым адекватность указанной личности требованиям будущей профессиональной деятельности. В качестве одной из таких структур может выступать образ мира личности, исследованию которого (принимая во внимание обширную терминологическую синонимию) посвящены труды многих отечественных и зарубежных психологов и представителей других отраслей научного знания (Р.Арнхейм, Е. Ю. Артемьева, ').1>срп, 11>>пдлер, Дж. Врупер, Ф. Е. Василюк, В. М. Величковский, Д Гордон,.

A.А Гостев, Т. I (.Григорьева, Д. Гриндер, А. Я. Гуревич, Л. ЯДорфман,.

B.I 1.3ппчепко, Дж. Келли, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотмаи, А. П. Наминач, В. Ф. Петренко, B.B.11етухов, ('.Д.Смирнов, В. В. Столиц, Э. Эриксон и др.). В психологической науке вокруг категории «образ мира» сложилась достаточно специфическая ситуация: изучение указанной категории до настоящего времени осуществлялось лишь в общем плане, специальные же работы, построенные на эмпирическом материале п направленные на решение конкретных прикладных задач, практически отсутствуют. Исходя из вышесказанного, можно прийти к заключению о том, что дальнейшая разработка категории «образ мира» в" рамках педагогической психологии может быть признана одним из прпорптетпмх направлений развития данной научной дисциплины. Выявление роли образа мира в становлении личности студента педагогического учебного заведения может рассматриваться в качестве начала конкретных прикладных исследовании в >той актуальной области психологической реальности. Методологической основой исследования являлись идеи и принципы системного подхода (Б.Г.Ананьев, П. К. Анохин, Л. Берталанфи, И. В. Блауберг, Б. Ь. Коссов, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, М. Месарович, С. Л. Рубинштейн, В. П. Садовский, В. С. Тюхтин, А. И. Уемов, Б. С. Украинцев, Э. Г. Юдин и др.), в контексте ко горою образ мира личности рассматривался с точки зрения основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности п динамичности.

Обьекг исследования — процесс формирования и развития образа мира личности студента педагогического вуза в условиях его профессиональной подготовки.

Предмет исследования — психологические условия достижения адекватности образа мира студентов педагогического вуза требованиям их будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования — выявить психологические условия достижения адекватности образа мира студентов педагогического вуза требованиям их будущей профессиональной деятельности. Разработать научно обоснованную систему психологических воздействий на образ мира, позволяющую достичь оптимального соответствия особенностей данного образования условиям будущей профессиональной деятельности студентов педагогического вуза.

I iiiioi еза исследования:

1.

Введение

в процесс подготовки специалиста педагогического профиля спепмалыю разработанного курса занятий позволяет добиться адекватности образа мпра личности указанного специалиста условиям его будущей профессиональной деятельности.

2. Организация эффективной работы по развитию образа мира личности студента педагогического вуза в процессе его профессиональной подготовки возможна лишь при соблюдении ряда психологических условий (ппдивпдуальпо-личпостный подход к студентамиспользование адекватных форм диагностики н коррекции обрат мира личностиналичие достаточного количества промели для проведения соответствующей работыспециальная подготовка преподавателя), обеспечивающих адекбатиое восприятие будущими учителями (социальными педагогами) комплекса психологических воздействий, направленного на совершенствование образа мира их личности.

Задачи исследования^.

1. Провести методологический анализ подходов к проблеме образа мира в отечественной и зарубежной литературе и выявить, на этой основе, психологическое содержание, структуру, функции и механизм функционирования данного образования.

2. Рассмотреть проблему построения типологии образов мира студентов педвуза.

3. 11одобрить имеющиеся и разработать недостающие методики, позволяющие адекватно выявлять особенности образа мира личности студентов педвуза.

4. Разработать методику развития образа мира личности и экспериментально проверить степень ее эффективности при работе с будущими специалистами педагогического профиля.

5. Определить психологические условия эффективности методики развития образа мира личности студентов педвуза на основании комплексного анализа данных психодиагностики, опросов, анкет и индивидуальных бесед с испытуемыми.

Научиаи новизна исследования:

1. В работе впервые была предложена системно-текстологическая концепция образа мира личности, которая позволила наполнить данную категорию конкретным психологическим содержанием, открыв тем самым новые пути изучения указанной психологической реальности.

2. Теоретически разработан и экспериментально проверен вариант построения типологии образа мира студентов педвуза, предполагающий выделение четырех типов данного образования (1.позитивный, альтруистический тип образа мира- 2. позитивный, индивидуалистический тип образа мира- 3. негативный, альтруистический тин образа мира- 4. негативный, индивидуалистический тин образа мира).

3. Разработана целостная методика развития образа мира личности студентов педвуза, основанная па гармоничном синтезе «внешних» (идущих от преподавателя) п «внутренних» (идущих ог самих студентов) форм воздействия па данное образование.

4. 11редложен и успешно апробирован ряд адекватных методов психологической диагностики образа мира личности (анкеты и сочинения).

Теоретическое значение диссертации. Предложенный в настоящем исследовании вариант описания структуры, функций и механизма функционирования образа мира личности прошел экспериментальную проверку н подтвердил свою адекватность изучаемой психологической реальности. В связи с этим, представленная модель образа мира может успешно выполнять роль отправной точки для дальнейших теоретико-прикладных изысканий в данной области.

Установлено, что главным психологическим условием соответствия образа мира личности тем требованиям, которые предъявляют к человеку профессии, относящиеся к системе «человек-человек», является его диалогическая направленность, основанная па позитивном характере восприятия студентом самого себя, других людей и окружающей действительности, а также преимущественно альтруистической окраске цеппоетпо-орпентациоппого компонента данного образования.

Проведенное исследование показывает, что системно-текстологическая концепция образа мира способна выполнить функцию основы организации учебпо-воепптателыюго процесса в высшей школе, а категория «образ мира» может рассматриваться в качестве одной из базовых категорий современной педагогической психологии.

Практический значимость исследовании:

1. Материалы дайной диссертации позволяют расширить знания о характере н закономерностях становления личности и могут быть использованы в процессе преподавания общей, возрастной и педагогической психологии.

2. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности введеппя в практику подготовки специалистов педагогического профиля специального курса, направленного на развитие образа мира личности студентов педвуза. Указанный курс может быть адаптирован для учащихся школ, техникумов, студентов высших учебных заведений не педагогического профиля, преподавательского состава гуманитарных вузов, руководителей предприятии и учреждений, а также использован в процессе подготовки и переподготовки практических психологов, работающих в образовательных учреждениях и органах социальной защиты населения.

3. Данные настоящего исследования имеют практическое значение для целенаправленного воспитания и самовоспитания студентов, целостного развития их индивидуальности и совершенствования процесса профессиональной адаптации будущих педагогов.

4. Использованный в настоящей работе комплекс средств психологической диагностики образа мира личности доказал свою эффективность и может быть рекомендован психологическим службам гуманитарных вузов.

Внедрение в практику результатов исследования осуществляется через проведение автором (в рамках курса «Психолого-педагогический практикум») со студентами педагогического факультета и факультета социально-экономических знаний Астраханского государственного педагогического университета цикла практических занятий, посвященных различным аспектам проблемы диагностики и развития образа мира личности.

Апробации работы. Результаты исследования докладывались (либо были представлены в виде тезисов докладов) на 9 межвузовских и впугрнвузовских научных конференциях: научно-методической конференций «Подготовка студентов к воспитательной работе с учащимися» (Астрахань, 1990) — итоговой научной конференции АГГ1И им. С. М. Кирова (Астрахань, 1993) — итоговой научной конференции АГПИ им. С. М. Кирова (Астрахань, 1994) — итоговой научной конференции АГПИ им. С. М. Кирова (Астрахань, 1995) — научно-практической конференции «Развитие творческой активности учащихся. В. А. Сухомлинский и современность» (Саратов, 1996) — межвузовской научно-методической конференции «Культура и воспитание в современной высшей школе» (Астрахань, 1996) — итоговой научной конференции АГПИ им. С. М. Кирова (Астрахань, 1996) — итоговой научной конференции АГПУ (Астрахань, 1997) — итоговой научной конференции АГПУ (Астрахань, 1998).

Диссертационное исследование было обсуждено, одобрено и рекомендовано к защите кафедрой психологии Астраханского государственного педагогического университета. По теме диссертации опубликовано 16 работ.

Положении, выносимые на защиту:

Г В системно-текстологической концепции образ мира представляет собой рассматриваемое в единстве трех неразрывно связанных общей пспхосемантпческой структурой компонентов /" образ-Я", «образ Другого», обобщенный образ предметного мира" /, содержащееся в сознании человека па логическом п образно-эмоциональном уровне целостное, интегральное, динамическое образование, детерминирующее восприятие субъектом окружающей действительности и регулирующее на этой основе его поведение i п деятельность. Образ мира может быть признан главным внутренним фактором развития личности студента педагогического вуза.

2. Базовыми критериями построения типологии образа мира студентов педвуза являются: а/ характер эмоциональной установки человека на восприятие окружающей действительное!'и, других людей и самого себя Оюзптшшып-псгатнвпый") — б/ характер направленности ценностных ориентации субъекта («альтруистический-индивидуалистический»). Созданная па основе данных критериев типология включает следующие типы образа мира: а/ позитивный, альтруистический тип образа мираб/ позитивный, индивидуалистический тип образа мирав/ негативный, альтруистический тип образа мира: г/ негативный, индивидуалистический тип образа мира.

3. Включение в процесс подготовки специалистов педагогического профиля специального курса занятий, основанного на методике развития образа мира личности студентов педагогического вуза, позволяет оптимизировать восприятие испытуемыми самих себя, других людей и окружающей действительности, а также придать альтруистическую направленность ценноетно-ориентационному компоненту указанного образования. Достигаемый студентами в процессе применения данного курса занятий позитивный, альтруистический тип образа мира характеризуется диалогической направленностью на восприятие окружающей действительности и может быть признан наиболее адекватным требованиям профессиональной деятельности будущих специалистов педагогического профиля.

А. Организация эффективной работы по развитию образа мира личности, а уценит педагогического вуза возможна лишь при соблюдении ряда психологических условий, обеспечивающих адекватное восприятие будущими специалистами педагогического профиля всего комплекса психологических воздействий па данное' образование. Важнейшими из указанных условий следует признать: индивидуально-личностный подход к студентамиспользование адекватных форм диагностики и коррекции образа мира личностиналичие достаточного количества времени для проведения соответствующей работыспециальную подготовку преподавателя.

Структура н об’ьсм диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (373 наименования, из них 10 па иностранных языках) и приложения, включающего 20 таблиц и 16 рисунков. Общий объем работы 208 страниц.

Результаты исследования образа мирапичности студентов ДГГ1У в целом совпадают с результатами анкетного опроса, проведенного среди студентов 12-ых курсов Ставропольского государственного технического университета в 1998 году (473 человека). Исследователь О. Г. Власова отмечает, что подавляющее большинство (84%) студентов испытывает комплекс трудностей психологическою, социально-психологического, социального и бытового характера. Семидесяти двум процентам опрошенных студентов были свойственны страхи различного содержания /59, 15/. Главной причиной распространенности негативного характера восприятия окружающей действительности у студентов является, вероятно, нестабильность современного общества, порождающая ломку устоявшихся социальных стереотипов, изменение системы ценностей, кризис идентичности у представителей самых разных социальных групп /8/.

6 Так как негативный, индивидуалистическим тин образа мира не может бы it. при шан адекватным условиям будущей профессиональной деятельности студен юв педагогическою факультета и факультета социально-экономических знаний АГПУ, возникает необходимость проведения формирующею эксперимента, целью которого должно стать развитие дпалогпчиостп образа мира указанных студентов. Главным условием достижения диалогичиости мировосприятия личности можно считать наличие у нее позитивной установки на восприятие окружающей действительности, других людей п самой себя, а также преобладающей альтруистической направленности ценностных ориентации.

§ 2. Методика развития образа мира личности студентов педагогического вуза.

Для проведения формирующего этапа экспериментального исследования шесть трупп студентов второго курса педагогического факультета и факультета социально-экономических знаний АГПУ были разделены на три подгруппы, каждая из которых была составлена из одной экспериментальной и одной контрольной группы. Общее число студентов, вошедших в экспериментальные группы — 67 человекконтрольные — 82 человека.

В основу формирующей части экспериментального исследования была положена разработанная нами методика развития образа мира личности студентов педвуза, главной идеей которой являлся синтез «внешних» (идущих от преподавателя) и «внутренних» (идущих от самих студентов) форм воздействия на образ мира личности. «Внешний» компонент системы воздействий рассматривался в данном случае в качестве катализатора глубинных, имеющих рефлексивную природу личностных процессов.

Формирующий пап экспериментального исследования включал в себя лис с I адии: подготовительную и собственно-формирующую. Подгоювшельиая стадия формирующего этапа экспериментального исследования предполагала достижение пяти основных целей:

1 Сформировать у студентов экспериментальных групп понимание роли образа мира личности в различных сферах жизнедеятельности.

2 Рассмотреть с испытуемыми основные научные подходы к проблеме образа мира лпчиости.

3. I Ознакомить студентов со структурой и механизмом функционирования образа мира личности.

А. Проанализирован, со студентами проблему построения типологии образа мира.

5. Сформирован" у студентов экспериментальных групп личностный смысл к изучаемой проблеме и подвести их к осознанию необходимости осмысления особенностей собственного образа мира.

Основу подготовительной стадии формирующего этапа экспериментального исследования составил цикл из четырех двухчасовых (два академических часа в педелю) развивающих занятий и трех деловых игр, проведенных со студентами экспериментальных групп в рамках программного курса «11сихолого-педагогический практикум». Указанный цикл открывает двухчасовая беседа, посвященная проблеме грамотной организации межличностного взаимодействия в системе «человек-человек» как одного из главных условий успешной работы учителей начальных классов и социальных педагогов. Выявление факторов, обуславливающих тот или иной характер протекания процесса межличностного взаимодействия, постепенно подводит студен job к пониманию необходимости поиска некой интегральной структуры, которая бы опосредовала влияние выделенных факторов на личность, определяя гем самым особенности протекания данного взаимодействия и степень его успешности.

В ходе беседы происходи! знакомство студентов с категорией «образ мира». Поаспеппо испытуемые осознают, что именно умение «входить» в образ мира другою человека может рассматриваться в качестве главного условия организации успешного взаимодействия с ним в различных видах деятельности. Преподаватель в данном случае должен умело управлять ходом беседы, уделяя особое внимание разъяснению практического значения рассматриваемых вопросов. Опыт проведения «вводных» бесед показывает, что студенты легко и быстро включаются в обсуждение указанной проблемы, а сформированный па дайной стадии исследования познавательный интерес к licit отличается устойчивостью и становится хорошим стимулом для их самостоятельной работы по изучению вопросов, связанных с образом мира личности.

Развивающие занятия и деловые игры, составляющие основу данной част экспериментального исследования, посвящены следующим темам:

Развивающее занятие № I.

Тема: Основные подходы к проблеме образа мира в современном научном знании.

Темы докладов:

Особенности культурологического осмысления образа мира (Г.Д Гачсв, T. I 1 Григорьева).

2. 11редставители пейролингвистического программирования о модели мира (/(.Гордой, Д. Грипдер, Р. Бэндлер).

3. «Жизненные сценарии» Э.Берна.

4. Теория «личностных конструктов» Дж.Келли.

5. «Индивидуальные семантические пространства» В. Ф. Петренко.

6.Специфика представлений о «мифе» Л. Ф. Лосева.

7. Концепция образа мира как исходного пункта и результата любого пошаиаю плнмо процесса (С.Д.Смирнов).

I фактическое задание:

I.Заполнить таблицу «Основные подходы к проблеме образа мира в современном гуманитарном знании» .

11мепа ученых.

Термины.

Сущность предложенного подхода к проблеме образа мира.

Лптсратура: 33- 65- 66- 74- 78- 79- 160- 233- 303- 340- 343.

Деловая игра «Образы мира литературных героев» .

Цель: ¦ привить студентам навыки анализа особенностей образа мира другого человека п подвести к осознанию значения данного образования для установления адекватных межличностных отношений.

Методика проведения: студенты разбиваются па пары, после чего их просят вспомнить и обсудить с партнером примеры из литературных пропзведеппй, когда негативное отношение одного героя к другому мешало установлению между ними адекватных межличностных отношений. Из образовавшейся «копилки» ситуаций отбираются наиболее содержательные и проводится их групповое обсуждение с последующей выработкой рекомендаций по оптимизации процесса общения выбранных литературных героев.

Развивающее занятие № 2.

Тема Структура и механизм функционирования образа мира личности.

Вопросы для обсуждения:

I. Структура образа мира в концепции В. В. Столица и А. П. Наминача.

2 содержание «ядерных» структур образа мира в концепции С. Д. Смирпова.

3. Структура и механизм функционирования образа мира в системно-текстологической концепции.

I фактическое задание: Продумайте и предложите для обсуждения па семинарских занятиях схему, отражающую, по вашему мнению, общую структуру и особенности взаимодейст вия различных компонентов образа мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Деловая игра завершается дискуссией, посвященной проблеме выявления факторов, определяющих эффективность межличностного взаимодействия в системе «учитель-ученик» («социальный педагог-клиент»).1. Развивающее занятие № 3.
  2. Тема: Проблема построения типологии образа мира в отечественной психологической науке.1. Вопросы для обсуждения:
  3. Типология «жизненных миров» Ф. Е. Василюка.
  4. Тины образа мира в системно-текстологической концепции.
  5. Особенности взаимодействия представителей разных типов образа мпра в различных видах человеческой деятельности.11ракт ичеекне задания:
  6. Продумайте и предложите для обсуждения па семинарских занятиях собственные критерии построения типологии образа мира. Какие типы образа мпра вы можете выделить на основании данных критериев
  7. Разработайте систему практических рекомендаций по эффективному взаимодействию представителей выделенных вами типов образа мира в системе «учитель-ученик» («социальный педагог-клиент»).
  8. Деловая шра: «Эволюция образа мира: прошлое настоящее — будущее"1.icjii.: развитие у студентов диалогической направленности образа мира.
  9. Пегашвиое отношение к собственным способностям помешало им доем нчь чего-либо.
  10. Пегашвиое отношение к другому человеку стало препятствием для правильного понимания его поступков и ограничило возможности его понимания.
  11. Вторая часть деловой игры направлена на осознание студентами имеющегося у них позитивного опыта взаимодействия с миром, Студенты вспоминают п обмениваются друг с другом впечатлениями по поводу ситуаций, когда:
  12. Позитивное восприятие собственных способностей позволило им достичь чего-либо.
  13. Позитивное восприятие другого человека стало хорошей основой для сотрудничества с ним.
  14. Позитивное восприятие какого-либо объекта действительности способствовало лучшему его пониманию.
  15. Тема: Применение знаний о структуре, механизме функционирования и типологии образа мпра личности в практической работе учителя начальных классов (социального педагога).1. Вопросы для обсуждения:
  16. Различные аспекты применения знаний об образе мира личности в работе учителя начальных классов (социального педагога).
  17. Психологические условия эффективности применения знаний об образе мпра личности учителями начальных классов (социальными педагогами) в своей профессиональной деятельности.
  18. Знание особенностей собственного образа мира как одно из важнейших условий успешного осуществления своей профессиональной деятельности учителем начальных классов (социальным педагогом).1.фактическое задание:
  19. Создание студентами целостных индивидуально-психологических характеристик собственного образа мира.
  20. Осмысление испытуемыми необходимости развития собственного образа мпра для успешного осуществления в будущем своей профессиональной деятельности.
  21. Разработку студентами индивидуальных программ развития собственного образа мира.
  22. Ключевое в организационном отношении значение имеют на собственно формирующей стадии исследования два следующих двухчасовых развивающих занятия:1. Развивающее занятие № 1.
  23. Общие и специальные способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
  24. Тема: Особенности образа мира современного эффективного учителя начальных классов (социального педагога).1. Вопросы для обсуждения:
  25. Общие особенности образа мира «идеального» учителя начальных классов (социального педагога).
  26. Характеристика диалогизма как ведущей черты образа мира «идеального учителя начальных классов (социального педагога).11рактические задания:
  27. Представьте для обсуждения на семинарском занятии теоретическую модель образа мира личности современного эффективного учителя начальных классов (социального педагога).
  28. Разработайте индивидуальную программу развития собственного образа мира, направленную на достижение вами уровня эффективного учителя начальных классов (социального педагога).
  29. Способность быть примером и образном для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
  30. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
  31. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям того или иного ребенка.
  32. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулпровать к самосовершенствованию.
  33. Способность находить нужный стиль общения с каждым человеком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
  34. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей /203, 437/.
  35. Особенности реализации этих программ носят, конечно, строго индивидуальный характер.
  36. Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви, анкета «Образ мира студента педвуза», тест «Ценностные ориентации» М. Рокича).
  37. Достаточно позитивное отношение появилось у большинства испытуемых к городу / селу, в котором они живут и природе родного края: «процветает», «мне правится», «для меня лучше всех», «богата и разнообразна», «самая замечательная» и т. д.
  38. Сопоставление данных, полученных в результате проведения анкетирования в АГМА и АГТУ позволяет прийти к заключению, что для большинства студентов указанных учебных заведений характерен негативный, индивидуалистический тип образа мира.
  39. ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО1. ИССЛЕДОВАНИЯ
  40. Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать целый ряд выводов и обобщений:
  41. Методика развития образа мира личности студентов педвуза, основанная на синтезе «внешних» (идущих от преподавателя) и «внутренних» (идущих от самих студентов) форм воздействия на данное образование доказала свою эффективность в практической работе.
  42. Материалы данной диссертации могут быть использованы при чтении курсов общей, возрастной и педагогической психологии и проведении семинарских занятий по практической психологии в гуманитарных вузах.1. Б И Б Л И О Г Р, А Ф И Я
  43. СЛ. Проблема изучения образа жизни студенческой молодежи // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / 11од ред. Л. Я. Рубнпой. Свердловск, 1991. — С.58−64.
  44. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов 1-го курса пединститута // Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки. -M.J 989. С.44−5 I.
  45. Ананьев Б Г. Проблема комплексного изучения развития интеллекта и личности// Человек и общество / Под ред. Б. Г. Аианьева и др. Л., 1973. — С.3−7.
  46. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380с.
  47. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1. М., 1980.232с
  48. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2. М., 1980.288с.
  49. Андреева Д А. и др. Изучение основных личностных характеристик современного студенчества // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. -JI, 1971. С. 124−130.
  50. Г. М. Социальная психология. М., 1988. — 273с.
  51. Ю.Аиохпп II.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968. 547с.
  52. I.Анохин ILK. Теория функциональной системы // Успехи физиологических паук.-1970. -Т.1. 1. — С.26−27.
  53. Анохин П К. Очерки по физиологии функциональной системы.1. М. J975. 447с.
  54. Анохин I I.K. Философские аспекты теории функциональных систем. -М., 1978. -400с.
  55. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М., 1979. 454с.
  56. Анохин П К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М. 1980. 197с.
  57. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. — С.426−434.
  58. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //11снхологический журнал. 1992. — Т. 13. — 5. — С. 12−25.
  59. Р. Двойственная природа разума: интуиция и интеллект // 11овые очерки, но психологии искусства. М., 1994. — С.22−42.
  60. H.IO. Психология субъективной семантики. М., 1980.127с.2().Асмолов, А Г. Психология личности. М., 1990. — 367с.
  61. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможност ей личности // Вопросы психологии. 1992. — 1. — С.6−13.
  62. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 368с.
  63. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981. -432с.
  64. Ахутииа Т В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского // Вестник МГУ. Серия «Психология», 1984. 3. — С.3−12.
  65. JI.Д., Дворяшина М. Д. О социализации интеллекта взрослого человека // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Днаньева, JI. I1.Спиридонова. Л., 1971. — С. 161−170.
  66. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -424с.
  67. Бахтииология: Исследования, переводы, публикации // Сост. К. Г. Юсупов. О 16., 1995. — 374с.
  68. Г. П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Советская педагогика. 1982. — 9. — С.86−90.
  69. ВВ. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. — 3. — С. 130 136.
  70. В.В. Интегральная индивидуальность: Подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — Г — С.44−51.
  71. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб. 1991. -448с.
  72. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. -400с.
  73. Э. Трапсакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. — 224с.
  74. Г. Развитие Я -концепции и воспитание. М., 1986. — 421с.
  75. Л. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.- М., 1969. -С.23−82.
  76. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270с.
  77. В.М. и др. Практическая патопсихология. Ростов п/Д., 1996.- 448с.
  78. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М. 1968. 486с.
  79. Л.И. Реализация творческого потенциала личности будущею учителя в процессе профессиональнной подготовки // 11сихологнческне условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи. М., 1989. — С.31−38.
  80. Дж. Психология познания. М., 1974. — 412с.
  81. Б')пдлср Р. Используйте свой мозг для изменения. Новосибирск, 1992. — 186с.
  82. Б)идлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. — 128с.
  83. Б >пдлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж, 1995. — 256с.
  84. Д.П. Место творчества в ряду жизненных ценностей студенческой молодежи // Молодежь и научно-технический прогресс / Под ред. Г. М. Бабосова. Минск, 1989. — С.156−161.
  85. И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге //1 Icnxojioi пческнй журнал. 1984. — Т.5. г 5. -CJ49−153.
  86. И.И. Значение идей М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для общей психологии // Психологические исследования общения. -М., 1985. С.81−94.
  87. Ф.Г. Психология переживания (Диализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200с.
  88. Ф.Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ кризисных ситуаций // Психологический журнал. -1995. Т.16. — 3. — С.90−101.
  89. Велпчковский В Н. Образ мира как гетерархия систем отсчета // Л. II Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А. МЛеотьева) / Мод ред. А. В. Запорожца и др. -М., 1983. С. 155−165.
  90. А.А. Концепция знаково-коптекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. — 5. — С.31−39.
  91. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. — 3. — С. 12−22.
  92. В.И. Живое вещество. М., 1978. — 358с.
  93. В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.359с.
  94. А.В., Столиц В. В. Внутренний диалог и самоотношение // 11си. ологпческнй журнал. 1989. — Т. 10. — 6. — С.50−57.
  95. Н.М. Влияние ситуации экзамена на течение ассоциативного процесса // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -JI., 1973. С. 13 1−134.
  96. О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студента: Автореферат: канд. псих. паук. Ставрополь, 1998. -20с.
  97. Волков IIП. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. -JL 1971. С. 13 1−136.
  98. Л.С. История развития высших психических функции // Собр. соч. Т.З. М., 1983. — С.5−328.
  99. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. — 704с.
  100. Г. Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. -М., 1987. С. 198−227.
  101. Г. Д. Образы Индии: опыт экзистенциальной культурологии.1. М., 1993. 389с.651 ачев Г. Д. I кщиональпые образы мпра. М., 1995. -480с.66. ачеи I Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997. -680с.
  102. В. Философские проблемы атомной физики. М., 1953.293с.681 ейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. — 202с.
  103. В.II. Покурсовая динамика взаимосвязи компонентов професспоиальпопедагогичсской направленности у студентов педвуза // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. 11овоснбирск, 1988. — С. 108−114.
  104. I одфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. М., 1992. — 376с.71.1опоболпи Ф. П. Психологический анализ педагогических способпостей //11роблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. -(.'.244−255.
  105. Гопоболип Ф.11. Книга об учителе. М., 1965. — 260с.
  106. А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. -19X7. 1.8. — Г — С.33−42.
  107. А. А. Образная сфера человека. М., 1992. — 194с.
  108. Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Ариольдова, В. А. Крутикова. М., 1987. — С.262−299.791 рипдер Д., Бэпдлср Р. Структура магии. М., 1995. — 518с.
  109. Грищепко-Розе М.В. Возрастно-половые особенности тремора и его динамика в условиях интеллектуальных нагрузок экзамена // Человек и общество /11од ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 126−130.
  110. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. -СПб., 1997. -372с.
  111. Гумбольдт J1. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. — 397с.
  112. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974. — 318с.8.1.Дворяшина М. Д. Опыт комплексного психологического ипсихофизиологического изучения структуры личности // Человек и общество / 11од ред. Ь. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С.138−144.
  113. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -Л., 1973. 0.97−105.
  114. .И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. -7. — С.36−45.
  115. К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской фплософско-эстетической мысли XX века. М., 1990. — 399с.
  116. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. — 128с.
  117. А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208с.9ГДорфмап Л. Я. Ог метаиндивидуальности к метаидивидуалыюму миру //Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — 2. -С.94−102.
  118. Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — 2. — С.3−17.
  119. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личное in. Псков J 994. -280с.
  120. В.К. О соотношении типа интеллекта студентов и успешности пх обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и лр. -JI., 1973. С.89−91.
  121. Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя // I сихологическне аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. -11овосибирск, 1988. — С.115−122.
  122. Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под ред. Б.1 .Ананьева и др. Л., 1973. — С. 177−182.97.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -ML, 1994. 144с.
  123. Л.П. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвузов // Вопросы психологии. -1991. 2. — С.60−66.
  124. И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. — 480с.
  125. ЮО.Зниченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. М., 1993. — С. 140−149.
  126. ЮГЗолотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. -368с.
  127. В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие v семиотические системы. М., 1965. — 246с.
  128. Г. М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. -М., 1993.-80с.
  129. В.P. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М., 1993. — 192с.
  130. Ю5.Ииграм Д. Хаберманс и диалектика разума // Современная западная социология: классические традиции и поиск парадигмы. М., 1990. — С. 129−147.
  131. И конников С.П., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Анапьева и др. Л., 1973. — С.7−17.
  132. ИМ. Проблема проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. — 6. — С.48−57.
  133. В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М., 1989. -383с.
  134. Ю9.Кальвипьо М., Столин В. В. Психосемаптические различияличностных смыслов, — Вестник МГУ. Серия «Психология», 1983. 3. — С. 1322.
  135. Ю.Кап-Калпк В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. — 138с.
  136. Э.А. Социология XX века. Ростов и/Д., 1996. — 512с.
  137. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. — 261с.
  138. ГЗ.Кагальпяк А. И., Ящишин K.FL. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // Вопросы психологии. 1989. — 5. -С.45−51.
  139. М.М. Образование как диалог // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С.22−32.
  140. А.И. Решение задач студентами на занятиях по психологии // Вопросы психологии. 1984. — 6. — С.85−86.
  141. Г. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессповеда //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — 4. — С. 130−136.
  142. Г. А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. -1994. 1. — С.53−66.
  143. IX.Климов li.A. О феномене профессиональной относительности образа мира Нее шик МГУ. Серия «Психология», 1995. — 1. — С.8−18.
  144. li.A. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.458с.
  145. Г. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов п/Д., 1996. 512с.12 (Ковалев Г. А., Радзиховский А. А. Общение и проблема пптерпорпзации // Вопросы психологии. 1985. — 1. — С.110−120.
  146. Г. А. О системе психологического воздействия // 11сихологня воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. — С.4−43.
  147. М.А. Научно-исследовательская работа как средство формирования общественно-политической активности студентов // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. J1.M.Рубином. Свердловск, 1991. — С.65−70.
  148. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. -М., 1990. 105с.
  149. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383с.
  150. Коп И.С. IITP и проблемы социализации молодежи. М., 1988. — 63с.
  151. Коп И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255с.
  152. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально! ипологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — 3. — С.42−52.
  153. Краткий словарь по социологии // Под общ. ред. Д. М. Гвпшиапи и др. М., 1988. -479с.
  154. .Г. Эволюция картины мира. М., 1961. — 351с.
  155. Кузьмин В.11. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — 3. -С.3−14.
  156. В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1986. -398с.
  157. П.В. Формирование педагогических способностей. -Jl., 1961. -98с.
  158. И.В. Очерки психологии труда учителя // Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Jl., 1967. — 183с.
  159. П.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970. -I 14с.
  160. Ю.Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. 1983. — 3. -С.51−61.
  161. ИО.Кулюткип IO. I1. Творческое мышление в профессиональной деятельност и педагога // Вопросы психологии. 1986. — 2. — С.21−30.
  162. В.П. Некоторые особенности формирования личности и самосознания // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и лр. Л., 1969. -С.67−76.
  163. Т., О Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. — Т. 1. — 459с., Т.2. — 512с.
  164. ЫЗ.Кучнпский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190с.
  165. НТКучппскип Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.206с.
  166. JIomob Ь. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. -444с.бОЛосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525с.
  167. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994. — 320с.
  168. JI)иктоп К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей. Воронеж, 1996. — 432с.
  169. Д.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  170. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 4.Т. Т.З. — 456с.
  171. Д. Психологиябытия. М., 1997. — 304с.
  172. В.Д. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. — 3. — С. 144−149.
  173. Медведев Д А. Использование сказки для диагностики образа мира// Тезисы докладов итоговой научной конференции ЛГПИ им. С. М. Кирова. -Астрахань, 1993. -С.287.
  174. Д.Л. О соотношении понятий «мировоззрение» и «образ мира» // Тезисы докладов итоговой научной конференции ЛГПИ им. С. М. Кирова. Астрахань, 1994. -С.317.
  175. Медведев Д А. Философское осмысление проблемы человека в концепции С. Л. Рубинштейна // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГ11И им. С. М. Кирова. Астрахань, 1995. — С.51.
  176. Д.А. Проблема построения типологии образов мира студентов педагогического института // Тезисы докладов итоговой научной конференции Al 11И им. С. М. Кирова. Астрахань, 1996. — С.26.
  177. Д.А. Место образа мира в структуре социальной детерминации личности студента педагогического университета /У Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1997. — С.62.
  178. Д. А., Тимофеев Ю. П. Психология управления. -Астрахань, 1997. 101с. .
  179. Д.А. Роль образа мира в развитии личности студента педагогического вуза // Ученые записки. Материалы докладов итоговойнаучной конференции АГПУ /29 апреля 1997 г./. Астрахань, 1998. — Часть 1: 11сихологпя. — (Ml7- 124.
  180. Д.А., Коваленков П. П. Системный подход как методологическая основа построения развернутой концепции образа мира // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1998. -С. К).
  181. Д.А. Диалогический тип образа мира в контексте университетской подготовки специалиста педагогического профиля // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1998. — С.9.
  182. К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как пспходопгвпстическая реальность. М., 1982. — С. 14−18.
  183. Мепчипская 11.А. Формирование научного мировоззрения учащихся.- М., 1985. -232с.
  184. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- M. J 986. -254с.
  185. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1983. — 344с.
  186. IO.B. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи//Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С.85−99.
  187. Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. — 1. — С.77−86.
  188. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — 3. — С.58−64.
  189. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — 4. -С.28−38.
  190. В.Ф. Опыт перестройки психологическом подготовки учителей // Вопросы психологии. 1988. — 4. — С.83−87.
  191. Л.Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов от их индивидуально-типологических особенностей // Психологический журнал. 1995. — Т.16. — 2. — С. 114−119.
  192. С.Д. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Анапьева и др.- Л., 1973. -С.159−161.
  193. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432с.
  194. Обозов 11.1−1. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с жстравсрсией и нейротизмом // Человек и общество / Под ред. Ь. Г. Ананьева п др. J1., 1973. — С.149−154.
  195. Обозов II.П.Рациональный отбор и комплектование учебных групп, коллективов в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. А. А. Бодалева. Л., 1976. — С.58−61.
  196. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 464с.
  197. Ю.Озеров В. П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции. Ставрополь, 1997. — С.3−7.2110 Коипор Д., Сеймор Д. Введение в нейролипгвистическое программирование. Челябинск, 1997. -285с.
  198. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1972.311с.
  199. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B.I етровского. М., 1986. — 303с.216.0хрименко Л.В., Дудченко JI.C. Организация производственной практики студентов // Вопросы психологии. 1982. — 2. — С.95−102.
  200. И.М., Шафранская К. Д. Комплексная характеристика индивидуальнотипологических особенностей студентов во время эмоционалыюинтеллектуального напряжения на экзаменах // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С. 145−153.
  201. И.М. и др. Исследование возрастных изменений возбудимости у студентов по перцептивным, сенсомоторным и электрокожпым показателям // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -Л., 1973. -С.42−48.
  202. В.Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в группе // Социальная психология и социальное нслапироваиие / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. — С. 144−152.
  203. В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С.55- 58.22ГПарыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. — 165с.
  204. Г1астухина Р.И. и др. Социально-гигиенические аспекты режима дня студентов (по данным анкетного опроса) // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991.-С.75−78.
  205. Педагогическая практика / Под ред. В. К. Розова. -М., 1981. 160с.
  206. Т.В. Социально-психологический анализ виутригруиповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 154−159.
  207. В.Ф., Шмелев А. Г., Нистратов А. А. Метод классификации как экспериментальный подход к семантике изобразительного знака. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1978. — 4. — С.25−37.
  208. В.Ф., Нистратов А. А., Хайруллаева JI.M. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом семантического дифференциала. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1980. — 2. — С.27- 38.
  209. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. — 5. — С.23−35.
  210. В.Ф. Психосемантическое исследование мотивации // Вопросы психологии. 1982. — 2. — С.29−39.
  211. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. -М., 1983. 176с.
  212. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — 3. — С. 133−143.
  213. В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования//Психологический журнал. 1986. — Т.7. -3. — С.62−70.
  214. В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Советская этнография. 1987. — 4. — С.22−38.
  215. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. — 207с.
  216. В.Ф. Психосемантика сознания: Автореферат. док. псих, наук. М., 1989. -44с.
  217. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики качества жизни россиян (период 1917—1995 гг.) // Психологический журнал. -1995.-Т.16. 2. — С. 17−31.
  218. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М., 1982. -168с.
  219. А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. -1981. 2. — С.40−46.
  220. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.285с.
  221. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — 4. — С. 15−29.
  222. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.224с.
  223. В.А. Личность: Феномен субъектности. Ростов п/Д., 1993. -67с.
  224. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. -Ростов п/Д., 1996. -512с.
  225. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. -Вестник МГУ. Серия «Психология», 1984. 4. — С. 13−21.244.11ланк М. Смысл и границы точной науки // Вопросы философии. -1958, — 5. -С. 104- 106.
  226. К.К. Что изучает общественная психология. М., 1971.211 с.
  227. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.309с.
  228. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255с.
  229. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, 1990. -237с.
  230. В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М., 1982. — 222с.
  231. П.А. и др. Ценностные ориентации студентов в период педагогической практики // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня 2 июля 1977, г. Москва) / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1977. — С.20−21.
  232. ГПсихологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. М., 1981. — 224с.
  233. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987. -240с.
  234. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М&bdquo- 1990.-494с.
  235. Г1уселик Ф., Люис Б. Магия нейро-лингвистического программирования без тайн. СПб., 1995. — 176с.
  236. В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 1984. — 5. — С.95−98.
  237. П. Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. -1987, — 6. -С.112−115.
  238. А.А. Психологические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — 5. — С.58−60.
  239. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — 1. — С.45−54.
  240. Л. А. Развитие способностей прогнозирования педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии. -1985, — 1. С.94−102.
  241. Е.И. Основные направления профессионализации личности учителя на этапе вузовской подготовки // Формирование личности: исихологопедагогические проблемы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. -С.4−11.
  242. К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-е 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М., 1986. -С.200−230.
  243. Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — 5. — С.65−72.
  244. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов, 1968. — 277с.
  245. C.JT. Бытие и сознание. М., 1957. — 328с.
  246. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423с.
  247. К. Групповая психотерапия. М., 1993. -368с.
  248. В.В. О взаимосвязи особенностей общения личности и ее социальноперцептивных характеристик // Вопросы психологии. 1981. — 2. -С.58- 67.
  249. В.Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем» J1. фон Берталанфи // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.411−442.
  250. Н.П. Коллективистические отношения в студенческой группе // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С.72−75.
  251. В.И. Сознание как диалогическое отношение // М. М. Бахтин как философ / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М., 1992. — С.190−205.271 .Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Тошнота: Избранные произведения. — М., 1994. -С.435−458.
  252. В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975. — 162с.
  253. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психологический журнал. 1991. — Т.12. -5.. С.44−50.
  254. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М., 1993.-655с.
  255. З.В. Общая культура студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С.49−55.
  256. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1969. -203с.
  257. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М&bdquo- 1970.-208с.
  258. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1972. -279с.
  259. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1973. -268с.
  260. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1974. -232с.281 .Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1976. -271с.
  261. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1977. -263с.
  262. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. И. В. Блауберг и др. -М., 1978. -272с.
  263. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др. -М., 1980. -424с.
  264. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др. -М&bdquo- 1982.-402с.
  265. Системные исследования: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани и др.- М., 1983. -65с.
  266. Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.- М., 1984. -385с.
  267. Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.- М., 1986. -359с.
  268. Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвишиани. М., 1987. — 404с.
  269. Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник / Ред. кол. Д. М. Гвшниани. М., 1991. — 266с.29ГСласгенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160с.
  270. В.А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности // Вопросы психологии. -1986. 3. — С.70−83.
  271. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — 2. — С.37−50.
  272. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии. 1996. — 4. — С.72−80.
  273. Смел ков Л. П. Влияние участия в третьем трудовом семестре на изменение некоторых личностных характеристик студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С.77−80.
  274. С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А.Берннггейна. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1978. — 2. — С. 14−25.
  275. С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1981. — 2. — С.15−29.
  276. С.Д. Психология образа // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983. — С.86−88.
  277. С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. -М., 1983. -С. 149- 155.
  278. С.Д. Образ мира как предмет психологии познания // Тезисы научных сообщений советских психологов к 6 Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. — 4.1. — С.60−62.
  279. С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985. — 235с.
  280. С.Д. Принцип активности в построении и функционировании психического образа: Автореферат. док. псих. наук. -М., 1988. -40с.
  281. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 199 $о 271с.
  282. Соловьева О. В- Обратная связь в межличностном общении. -М., 1992. 112с.
  283. Социально-демографический портрет студента // Ред. кол. Э. К. Васильева и др. М., 1996. — 96с.
  284. Социология в СССР. В 2 т. Т. 1. М., 1966. — 532с.
  285. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303с.
  286. Г. Н. Об использовании студентами учебной информации // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананъева и др. JI., 1973. — С.58−61.
  287. B.C. Эпоха перемен и сценарий будущего. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. — 175с.
  288. З.Страхов В. И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С. 167−170.
  289. Студент и его деятельность / Под ред. Г. П. Давидюка. Минск, 1978.160с.
  290. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты /Под ред. А. С. Чернышова и др. Воронеж, 1990. — 104с.
  291. Л.И. Организованность и организаторские навыки студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 162−167.
  292. Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. -1981. 4. — С. 119−123.
  293. Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. — 6. — С.88−91.
  294. Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1998.334с.
  295. Ю.П. Видеотренинг как средство психодиагностики и совершенствования профессионального мастерства студентов педвузов: Автореферат. канд. псих. наук. -М., 1991. 16с.
  296. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Автореферат. док. псих. наук. М., 1994. — 42с.
  297. Ю.П., Медведев Д. А. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения // Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие творческой активности учащихся» (В.А.Сухомлинский и современность). Саратов, 1996. — С.31.
  298. Ю.П., Медведев Д. А. Роль концепции образа мира в формировании гуманитарной парадигмы управления // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1997. — С.62.
  299. М.П. Представление о себе в связи с профессиональной направленностью // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. А. А. Бодалева и др. Л., 1976. — С.65−68.
  300. Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1992. — С.124−143.
  301. B.C. Отражение, системы, кибернетика. М., 1975. — 256с.
  302. А. И. Системы и системные исследования // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.64−86.
  303. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.272с.
  304. .С. Самоуправление системы и причинность. М., 1972. — 254с.
  305. .Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.169−182.
  306. ЗЗГУорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления в языке // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.135−168.
  307. .Л. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1960. — С.183−198.
  308. Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — 1. — С.98−108.
  309. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев и др. М&bdquo- 1989. -815с.
  310. Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.623с.
  311. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — 2. — С.88−93.
  312. Формирование личности будущего учителя / Под ред. Р. И. Цветковской и др. Владивосток, 1991. — 128с.
  313. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности / Под ред. М. М. Калашниковой и др. Тамбов, 1988. -95с.
  314. JT. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368с.
  315. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М., 1987. -232с.34(.Фролов И. Т. Философия и история генетики поиски и дискуссии. -М., 1988. -416с.
  316. М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. — С.41−62.
  317. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608с.
  318. Т.В. Концепция языкового союза и современная балканистика: Научный доклад. док. филолог, наук. М., 1992. — 46с.
  319. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970. 173с.
  320. В.И. Некоторые тенденции и проблемы развития социальной активности студентов педагогических вузов // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. -Свердловск, 1991. -С.51- 58.
  321. А. А. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск, 1992. — 175с.
  322. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. М. — Ставрополь, 1991.
  323. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995.
  324. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретикометодологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. — 157с.
  325. Л.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореферат. док. псих. наук. М., 1994. — 40с.3521 Птейнлиц А. Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. 1983. — 2. — С.79−83.
  326. А.И. Профессограмма личности учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М., 1976. — С.24−33.
  327. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981, — 5.-С. 13−21.
  328. А. Собрание научных трудов. В 4 т. Т.4. 368с.
  329. Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 592с.
  330. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы в современной науке. М., 1978. — 391с.361 .Юнг К .Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. — 336с.
  331. Юнг К!.Г. Добро и зло в аналитической психологии // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В. О. Зеленский и др. М., 1995. -С.99−112.
  332. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. — 344с.
  333. Arnheim R. Visual thinking. L.: Univ. Of California Press, 1969, 346p. 365. lkrUi!anfy L. General System Theori. Foundations, Development, Applications. N.Y., 1968. 289p.
  334. Dorfman L. Metaindividual World // Studia Psychologica. 1995. V.37. 4. 279−286.3671 labermans J. Communication and Evolution of Society. L., 1979. 368.1 labermans J. The Theory of Communicative Action. Boston. 1984, Vol.1.2.
  335. Kelly G.A. A Teory of personality. The psychology of personal Constructs. N.Y., 1963.
  336. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand. 1968.
  337. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmond sworth: Penguin, 1976. 407p.
  338. Osgood C.E., Suci G., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana, 1957, 342p.
  339. Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men.- Psychol. Review, 1948. Vol. 55, p. 189−208.
Заполнить форму текущей работой