Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. XX в.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данный этап развития научной социальной психологии принято связывать с исследованиями Вальтера Мёде (1888—1958), Флойда Олпорта (1890—1978), Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927). Эти ученые, будучи не знакомыми между собой, практически одновременно в разных странах (Мёде в Германии, Олпорт в США, Бехтерев в России) начали систематически изучать социально-психологические явления в группах… Читать ещё >

Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. XX в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научная социальная психология оформляется в 20-е гг. XX столетия. В это время для изучения личности и групп начинает применяться экспериментальный метод, совершенствуется техника получения и количественной обработки собираемого материала.

Данный этап развития научной социальной психологии принято связывать с исследованиями Вальтера Мёде (1888—1958), Флойда Олпорта (1890—1978), Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927). Эти ученые, будучи не знакомыми между собой, практически одновременно в разных странах (Мёде в Германии, Олпорт в США, Бехтерев в России) начали систематически изучать социально-психологические явления в группах. Следует отметить, что экспериментальные исследования в групповых условиях проводились и раньше, но это были случайные, отдельные экспериментальные исследования групп, и сами ученые смотрели на свои эксперименты с точки зрения разработки проблем общей психологии1.

Рассмотрим содержание первых экспериментальных социальнопсихологических исследований Мёде, Олпорта и Бехтерева2.

Мёде в 1920 г. в Лейпциге опубликовал результаты экспериментов с группами, которые он начал проводить еще в 1913 г. Эксперименты проходили в определенном порядке: каждый опыт начинался с одним испытуемым, а потом количество участников увеличивалось (2, 3, 4 и более, максимум 8 чел.). Выяснялись различия в способности в одиночку и в группе выносить боль, различать звуки, демонстрировать устойчивость внимания и волевое усилие (сжатие динамометра) и др. Мёде установил: имеются различные типы людей, но отношению к коллективу (положительный, отрицательный, нейтральный); в зависимости от типа отношения к коллективу находятся и сдвиги в психологической сфере; в познавательной сфере влияние коллектива меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли.

В аналогичном ключе проходили эксперименты со студентами Гарвардского университета. Обстановка выглядела следующим образом: одна общая комната и пять изолированных. Студенты-испытуемые должны были выполнять различные задания то в общей, то в изолированных комнатах. Задания включали в себя умножение чисел, зачеркивание букв, различение двойных изображений, различение запахов, веса предметов, свободные ассоциации, попытки опровержения отрывков из текстов древнегреческих философов. Таким образом, выяснялись особенности протекания процессов ощущений, внимания, мышления в изолированных и групповых условиях. Олпорт получил следующие результаты: суждения о текстах философов по качеству в изолированных условиях выше, но по скорости выдвижения медленнее; в изолированных условиях больше.

  • 1 См.: Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования.
  • 2 Их подробное описание приводится в упомянутом учебном пособии «Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования».

личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями; в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайние суждения.

Бехтерев — выдающийся русский ученый-психолог, психоневролог, психиатр. В его исследованиях процедура проведения эксперимента отличалась от условий, применяемых Мёде и Олпортом. Бехтерев проводил эксперименты со студентами медицинского и психоневрологического институтов. В опытах использовался различный набор картинок, после демонстрации которых в течение 10 с испытуемые должны были воспроизвести их детали, установить сходство и различие в деталях картинок, выразить свое отношение к изображенным событиям. Кроме того, студенты должны были внести предложения по проекту памятника, а также оценить длительность временного интервала (1,5 с). В опытах сначала учитывались показатели каждого участника, которые фиксировались на одном листке, затем проводились обсуждение, дискуссия, голосование и студентам предлагалось (если они считали нужным это сделать) внести изменения в свои прежние результаты. Таким образом, был получен лист с повторными результатами, которые сравнивались с первоначальными данными.

В результате экспериментов Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет ошибки, смягчает отношение к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, т. е. в условиях коллективной деятельности изменяются значения показателей психических процессов.

Завершая рассмотрение третьего этана формирования социальнопсихологических идей, важно ответить на вопрос об основном достижении этого этапа в становлении социальной психологии: «Что же способствовало превращению социальной психологии в экспериментальную науку?».

Во-первых, в социально-психологических исследованиях стал применяться эксперимент; во-вторых, качественный анализ явлений был дополнен количественным; в-третьих, от описания явлений социальная психология перешла к установлению закономерностей1.

Еще один важный вопрос этой темы касается времени возникновения социальной психологии: «Когда появилась наука социальная психология? Что может служить отправной точкой отсчета появления научной социальной психологии?» Обоснованно ответить на этот вопрос можно лишь при конкретизации признака, который выбирается в качестве основного показателя появления новой сферы научного знания.

Если в качестве такового используется факт появления первых социально-психологических теорий, то можно говорить о таком временном периоде, как середина XIX — начало XX в., когда появились концепции психологии народов, психологии масс, теория инстинктов социального поведения.

Если использовать в качестве основного показателя дату выхода в свет первого учебного издания, то время появления социальной психологии можно указать достаточно точно — это 1908 г. Именно в этом году одновременно в трех странах три автора независимо друг от друга опубликовали[1]

учебники по социальной психологии. У двух учебников в заглавии фигурировало словосочетание «социальная психология», третья книга называлась иначе.

В Великобритании психолог Уильям Мак-Дугалл написал книгу «Введение в социальную психологию» (1908). В качестве предмета социальной психологии он предлагал рассматривать социальные инстинкты.

В США социолог Эдвард Росс опубликовал учебник «Социальная психология» (1908). Он использовал концепцию подражания, разработанную Г. Тардом. Социальное поведение объяснялось с позиций всеобщего подражания людей друг другу. Предмет социальной психологии Росс видел в изучении социальных групп. Каждый из учебников выдержал более двадцати изданий и внес важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки1.

В России основателем социальной психологии можно считать Бехтерева, написавшего книгу «Роль внушения в общественной жизни» (1908). Он придавал большое значение внушению и предлагал создать новую научную дисциплину, которую решил назвать общественной психологией. Предметом новой науки Бехтерев предлагал сделать личность, большие и малые социальные группы. К сожалению, он не обозначил в названии своей работы термин «социальная психология», именно поэтому в мировой истории развития социальной психологии его вклад не всегда учитывается.

Если для определения времени становления научной социальной психологии опираться на такой признак, как применение экспериментальных процедур при проведении социально-психологических исследований, то речь идет о 20-х гг. XX в., когда начали проводить свои исследования Мёде, Олпорт и Бехтерев.

Большинство американских социальных психологов называют 1924 г. как историческую дату, когда социальная психология впервые получила статус независимой области психологии. В этом году была опубликована программная работа Олпорта «Социальная психология». По сравнению с предшествующими книгами она ближе к современному пониманию науки. Олпорт утверждал, что социальное поведение является результатом многих факторов, включая присутствие других людей и определенные их действия. В его книге подчеркивается значение проведения экспериментов как основного методологического принципа в социальной психологии. Главными темами социальной психологии в начале XX в., по мнению Олпорта, были: подчинение людей друг другу, способность определять эмоции других людей по выражению лица, влияние аудитории на выполнение задачи[2][3].

Итак, период формирования социально-психологических идей завершается появлением новой науки и учебной дисциплины — «Социальная психология», а XX в. характеризуется ее интенсивным развитием.

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Цель: актуализировать знания студентов об основных этапах формирования социально-психологических идей; формировать умение анализировать причины возникновения социальной психологии как самостоятельной науки.

Порядок работы

  • 1. Обсуждение содержания первых этапов формирования социально-психологических идей.
  • 2. Прослушивание заранее подготовленного сообщения студента.

Этап 1. Обсуждение содержания первых этапов формирования социально-психологических идей В начале занятия преподаватель проводит краткую беседу со студентами, направленную на актуализацию теоретического материала, изученного в рамках лекционного курса. Студенты называют этапы формирования социально-психологических идей, отвечают на вопросы об особенностях первого этапа.

Затем три студента последовательно выступают с заранее подготовленными краткими сообщениями на темы «Психология народов», «Психология масс», «Теория инстинктов социального поведения». При работе над докладами студенты могут использовать следующий план:

  • 1) где и когда возникла теория, кто ее основатель;
  • 2) основные понятия, используемые в теории, как они определяются;
  • 3) основные идеи теории;
  • 4) значение идей теории для развития теоретической и практико-ориентированной социальной психологии.

Во время прослушивания сообщения каждому студенту предлагается заполнить следующую таблицу.

Схема анализа содержания первых социально-психологических теорий.

Название теории.

Основатели теории.

Движущие силы социального поведения.

Соотношение сознания индивида и сознания группы.

Психология народов.

Психология масс.

Теория инстинктов социального поведения.

Студенты под руководством преподавателя обсуждают и корректируют материал, представленный в своих таблицах. Студентам предлагается ответить на вопрос: «Что объединяет все три теории?».

Этап 2. Прослушивание заранее подготовленного сообщения студента Один из студентов выступает с сообщением «Научная биография В. Вундта и его вклад в развитие социальной психологии».

В сообщении должна быть отражена следующая информация:

  • • основные этапы биографии;
  • • этапы становления научного мировоззрения («путь» в психологию);
  • • разрабатываемые идеи и концепции;
  • • основные труды;
  • • наличие учеников и научной школы;
  • • использованная при подготовке литература.

Продолжительность сообщения 5—7 мин, после чего проходит его обсуждение.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Какие периоды выделяются в истории формирования социально-психологических идей?
  • 2. Какие представления о предмете социальной психологии характерны для первых социально-психологических теорий?
  • 3. Какова основная причина формирования социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину?
  • 4. Назовите первые публикации по социальной психологии, формально ознаменовавшие год рождения социальной психологии.
  • 5. Объясните психологическое содержание феноменов «ингибиция» и «фасилитация».

Практическое задание

Прочитайте параграф «Предпосылки возникновения социальной психологии как науки» в учебнике М. Р. Битяновой «Социальная психология: наука, практика и образ мыслей» (М.: Эксмо-Пресс, 2001. С. 13—24).

Подготовьте краткий конспект текста, в котором необходимо четко выделить социально-культурные, социально-экономические и социально-политические предпосылки возникновения социальной психологии.

Рекомендуемая литература

Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 363 с.

Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., нерераб. и доп., 2014. — 408 с.

  • [1] См.: Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования.
  • [2] См.: Свенцицкий А. Л. Социальная психология.
  • [3] См.: Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой