Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы и основные направления развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие информационного обеспечения в области стандартизации. Программой стандартизации в сфере услуг на 2012—2015 гг. предусмотрена разработка 130 национальных стандартов. Учитывая, что фонд стандартов на услуги насчитывает менее 200 единиц, то предусмотренная Программой цифра свидетельствует об усилении работ по стандартизации. Намечаемые к разработке 85 документов — это оригинальные… Читать ещё >

Проблемы и основные направления развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль и принципы национальной системы стандартизации (далее — НСС) в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Направления развития национальной системы стандартизации (НСС) содержатся: а) в Концепции развития национальной системы стандартизации, одобренной Правительством РФ (далее — Концепция); в Протоколе заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (далее — Комиссия) (1.3).

1. Совершенствование законодательных основ НСС Со вступлением в силу (с 1 июля 2003 г.) ФЗ о техническом регулировании Закон РФ о стандартизации утратил свою силу, и все правовые основы стандартизации оказались сосредоточенным в новом законе. Однако ФЗ о техническом регулировании не решил всех проблем в области стандартизации, поскольку, во-первых, сфера действия стандартизации шире сферы технического регулирования, а во-вторых, ФЗ о техническом регулировании (базирующийся на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле) имеет сугубо узкую цель — содействие международной торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами.

Российская реформа достаточно убедительно показала необоснованность отмены старого закона о стандартизации 124 |. Но пути сохранения закона пошли Украина и Беларусь. Анафаз зарубежной практики правового регулирования стандартизации (20] на национальном уровне показывает, что большинство стран имеет в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации.

В Концепции указано, что в ФЗ о техническом регулировании не отражен целый ряд положений, в том числе: а) положения, определяющие понятие, структуру, статус участников НСС; б) отраслевые, межгосударственные стандарты, технические условия па продукцию, а также другие документы, применяемые в промышленности и бизнесе; в) необходимость установления обязательного статуса национальных стандартов, применяемых в сферах закупок и поставок продукции для государственных нужд; г) подсистема стандартизации оборонной продукции; д) законные основания вхождения в качестве членов технических комитетов по стандартизации коммерческих и некоммерческих организаций; е) вопросы участия России в деятельности международных организаций.

Таким образом, для восстановления на законодательном уровне статуса и значения системы стандартизации в Российской Федерации, исключения существующих правовых проблем в стандартизации и охвата областей обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, охраны труда, экологии и т. д. необходима разработка ФЗ о стандартизации.

2. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в ее развитии. Для решения данной задачи необходимо: а) определить приоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу; б) разработать механизм применения национальных стандартов при формировании программ развития отраслей экономики; в) определить механизм участия в разработке национальных стандартов представителей всех заинтересованных сторон (органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей); г) обеспечить дальнейшее развитие работ по общероссийским классификаторам, в частности разработку ОК по видам экономической деятельности, гармонизированного с классификацией Евросоюза.

В качестве главного приоритета следует считать разработку национальных стандартов и сводов правил, которые направлены на выполнение требований технических регламентов.

Госстандарт определил на ближайшую перспективу в качестве приоритетов:

  • — создание нормативной базы для реализации национальных проектов по: а) сельскому хозяйству; б) здравоохранению; в) образованию; г) жилищно-коммунальному хозяйству;
  • — нормативное обеспечение выполнения всех программ развития народнохозяйственных отраслей;
  • — разработку, уточнение, актуализацию национальных и межгосударственных стандартов для обеспечения разрабатываемых технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества;

В России в 2008—2010 гг. пересматривалось 1,5 тыс. стандартов в год, тогда как в развитых государствах — 2,5 тыс. стандартов. Если, например, Германия на разработку новых стандартов тратит 820 млн евро в год. то Россия всего лишь 14 млн евро.

— разработку межгосударственных стандартов, формирующих единое экономическое пространство со странами ЕврАзЭС.

В связи с началом с 1 января 2012 г. полномасштабного функционирования Таможенного союза намечена существенная активизация работ, но межгосударственной стандартизации. В 2011 г. общее число утвержденных межгосударственных стандартов увеличилось по сравнению с 2010 г. в 8 раз.

  • 3. Развитие организационно-функциональной структуры. Оно прежде всего заключается в регламентации полномочий участников работ по национальной стандартизации. Согласно проекту ФЗ «О стандартизации» участниками НСС (рис. 22) являются:
    • — федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), на которые возлагаются работы по организации, экспертизе и утверждению сводов правил, организации проверки документов в области стандартизации (в сфере своих полномочий), созданию служб стандартизации в структуре органов исполнительной власти;

Участники работ по национальной системе стандартизации.

Рис. 22. Участники работ по национальной системе стандартизации.

подсистемы национальной системы стандартизации, создаваемые в целях повышения активности промышленности в деятельности по стандартизации;

— совещательные органы по стандартизации: Общественный совет по стандартизации, отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации.

Приказом Минпромторга России образован Общественный совет при данном Министерстве. Совет определяет приоритетные направления работ по стандартизации, обеспечивает согласованные действия федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации.

4. Развитие экономических основ стандартизации. Выполнение этой задачи предполагает: а) реализацию на практике механизма приоритетного бюджетного финансирования разработки национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг; б) создание механизма привлечения к разработке стандартов представителей заинтересованных сторон.

Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальным органом по стандартизации, составляет 20—40%. Направляемые Правительством РФ средства достаточны только для разработки основополагающих и межотраслевых систем стандартов (ЕСКД, ССБТ и пр.), а также стандартов, обеспечивающих нормирование отдельных социально значимых групп продукции (товаров для инвалидов, детей и пр.).

Внебюджетные источники согласно общемировой практике составляют в среднем 60% и, как правило, формируются Национальным органом по стандартизации (в том числе от реализации стандартов) и бизнес-сообществами, которые финансируют разработку стандартов на конкретную продукцию.

Поскольку стандарты стали добровольными, то в системе технического регулирования должны быть созданы стимулы, обеспечивающие интерес промышленности к стандартизации. Этот вопрос должно решать государство. Один из стимулов — отнесение затрат на работы по стандартизации в промышленности на себестоимость продукции.

В Протоколе заседания Комиссии (1.3) предусмотрены подготовка и внесение Правительством РФ в Федеральное Собрание Государственной Думы РФ проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части признания затрат предприятий на разработку национальных стандартов в качестве обоснованных расходов, включаемых в затраты на производство товаров и услуг.

  • 5. Развитие фонда документов НСС. Основная проблема фонда национальных стандартов — его старение. Темп обновления и актуализация фонда за последние 10 15 лет значительно снизились. В течение ближайших 10 лет необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже уровня 8—10%. Для этого количество разрабатываемых стандартов должно составлять около 2 тыс. в год. Пока фактическое количество разрабатываемых стандартов намного меньше указанной нормы. Тем не менее, темпы обновления фонда национальных стандартов медленно, но неуклонно повышаются относительно того минимума, который был зафиксирован в 2004 г. (и инициирован принятием ФЗ о техническом регулировании).
  • 6. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации. Программой стандартизации в сфере услуг на 2012—2015 гг. предусмотрена разработка 130 национальных стандартов. Учитывая, что фонд стандартов на услуги насчитывает менее 200 единиц, то предусмотренная Программой цифра свидетельствует об усилении работ по стандартизации. Намечаемые к разработке 85 документов — это оригинальные отечественные разработки, а 45 документов — результат большой работы по гармонизации с актуальными международными, региональными и зарубежными национальными стандартами.
  • 7. Совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации. Для решения этой задачи требуется активизировать участие России в работе международных (ИСО, МЭК, МСЭ) и региональных организаций (ЕЭК ООН, АТЭС, СЕН, СЕНЭЛЕК). Это возможно при условии расширения участия российских экспертов в работе ТК, ПК и РГ (см. подразд. 3.2 данной главы).

Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных, инициировать создание под руководством России новых ТК по стандартизации в рамках международных организаций.

8. Продолжение курса на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными преимущественно в тех отраслях экономики, в которых Россия стремится занять лидирующие позиции. При соответствующем финансировании к 2014 г. уровень гармонизации национальных стандартов с международными может составить 55−60% [9].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой