Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование состава групп

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании полученных данных определяются личные ценности членов группы. Для этого в матрицу типологии индивидуальных ценностей (табл. 5.5) вносятся полученные показатели базовых и инструментальных ценностей членов группы. В дальнейшем проводится анализ соответствия персональных ценностей групповым и, при необходимости, коррекция доминирующей ориентации, препятствующей эффективной деятельности… Читать ещё >

Формирование состава групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Эффективная группа» — это обозначение хорошей коллективной работы. Но чтобы группа стала такой, ей необходимо пройти довольно сложный путь. Этот путь начинается с подбора ее членов. Различают следующие взаимодополняющие принципы подбора членов группы: сработанность и совместимость. Принцип сработанности характеризуется высокой согласованностью у членов группы индивидуального взаимодействия в конкретной совместной деятельности [7].

Главной характеристикой такой группы является ее продуктивность. Подбор членов сработанной группы базируется на основе профессионально-квалификационной дополняемости.

Однако, когда группе приходится действовать в динамично изменяющихся условиях, ориентировки на сработанность недостаточно. Необходимым условием вхождения в группу становится такой показатель, как совместимость.

Под совместимостью понимают оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее их эффективное существование и проявляющееся в способности членов группы оптимизировать свои взаимоотношения и согласовывать свои действия [7].

Выделяются три уровня совместимости людей в группе:

  • — согласованность функционально-ролевых ожиданий;
  • — психофизиологическая совместимость;
  • — ценностно-ориентационное единство.

Подбор членов группы с позиции функционально-ролевого подхода предполагает выделение своеобразных ролей, которые в совместной деятельности дополнительно к основным играют люди.

На практике широко применяется функционально-ролевое деление, предложенное группой американских профессоров М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури [31]. Все роли в группе в соответствии с данным подходом делятся на две подгруппы: целевые и поддерживающие (рис. 5.2).

Целевые роли распределяются таким образом, чтобы иметь возможность отбирать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих целевые роли, направлена непосредственно на достижение целей группы. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.

Психофизиологический подход к формированию группы основывается на психологических и личностных (темперамент) характеристиках кандидатов. Большие возможности анализа психофизиологической совместимости сотрудников дают такие методы, как соционичсский [22,26,36], социометрический [28] и т. д.

Соционический метод, разрабатываемый С. Филатовой, А. Аугустинавичюте, Ю. Ивановым [26,36], базируется на следующих положениях:

  • 1. Отношение между сотрудниками группы можно представить в виде диадных связей, т. е. парных взаимодействий. Связи сотрудников характеризуются доброжелательными (Д), равнодушными (Р) и враждебными (В) отношениями.
  • 2. Сотрудники, участвующие во взаимодействии, принадлежат к восьми психологическим типам: экстравсртированные и интровср-

гированные логики (условные обозначения: ?, ?), этики (Щ _), сенсорики (•, О) и интуиты (А, А).

3. Психологический тип человека проявляется во взаимодействии с другими людьми.

Знание менеджером соционического типа работников позволяет сформировать группы в зависимости от их целевой направленности, что способствует снижению конфликтности и повышению эффективности в совместной деятельности персонала. Пример соционической группы по типу «социального заказа», в которой устанавливается подлинно творческая атмосфера, приведен на рис. 5.3.

Распределение ролей в группе.

Рис. 5.2. Распределение ролей в группе:

| | - целевые роли; - поддерживающие роли.

Примеры и схемы межличностных отношений в группе по типу «социального заказа».

Рис. 5.3. Примеры и схемы межличностных отношений в группе по типу «социального заказа»: ИЛЭ — интуитивно-логический экстраверт; ЭИЭ — этико-интуитивный экстраверт; СЭЭ — сенсорно-этический экстраверт; ЛСЭ — логико-сенсорный экстраверт; * - связь идентичных функций; ??? — связь противоположных функций.

При всей приблизительности описания психологических типов соционическая модель совместимости может быть использована с целью формирования работоспособных групп.

Большие возможности для анализа внутригрупповой совместимости даст социометрический метод, разработанный Дж. Морено [19,28]. В настоящее время методика имеет много модификаций.

Для изучения социально-психологической совместимости в коллективе проводят опрос, по результатам которого строится социометрическая матрица и социограмма взаимоотношений. Пример социометрической матрицы приведен в табл. 5.1.

Полученные данные позволяют рассчитать показатели социально-психологической связи членов группы: социометрический коэффициент статуса члена группы, коэффициент сплоченности группы, индекс групповой оценки качества и т. д.

Социометрический коэффициент статуса члена группы рассчитывается по следующим формулам [22,28]:

— положительный статус i-го члена группы (Ш):

Формирование состава групп.

где Вп — число положительных выборов, предпочтений;

N — количество членов группы;

— отрицательный статус i-го члена коллектива (Oi):

Формирование состава групп.

где В0 — число отрицательных выборов;

N — количество членов группы.

Так, статус сотрудника, обозначенного в социоматрицс (табл. 5.1) под шифром Б1 равен.

Формирование состава групп.

В целом социометрический статус i — го члена (Ci) можно вычислить по формуле [22,28]: Формирование состава групп.

где Bn — число положительных выборов, полученных i-м членом;

В0 — число отрицательных выборов, полученных i-м членом;

N — количество членов группы Таблица 5.1.

Социометрическая матрица тестирования членов группы.

Кто выби рает.

Кого выбирают.

Итого.

Итого.

Всего выбо ров.

Б1.

Б2.

БЗ.

Б4.

Б5.

Б6.

Б7.

;

X.

Б1.

X.

®.

е.

;

Б2.

X.

е.

сп и>

О.

X.

;

;

Б4.

;

;

X.

Б5.

©.

X.

;

;

Б6.

X.

Б7.

;

;

;

;

X.

Итого +.

X.

X.

Итого ;

X.

X.

Всего выбо ров.

X.

X.

Коли чество взаим ных поло житель ных выбо ров.

;

X.

X.

Коли чество взаим ных отрица тель ных выбо ров.

;

;

;

;

;

;

;

Примечание: «+» — положительный выбор; «-» — отрицательный выбор; «О» — равнодушие к объекту выбора; 0,® — взаимные выборы.

При 0,25 < Q <1 — статус личности в группе оптимальный,.

  • — 0,25< Cj < 0,25 — статус личности в группе допустимый,
  • — 1 < Cj < - 0,25- статус личности в группе критический.

Так, статус сотрудника, обозначенного в социоматрице (табл. 5.1) под шифром Б1 равен.

Формирование состава групп.

— 0,25 < Ci = -0.17 < 0,25 — статус личности в группе допустимый Установленный социометрический статус позволяет ранжировать членов группы по выбираемому критерию (профессиональному, творческому, статусному и т. д.).

Количественная оценка сплоченности группы рассчитывается по формуле.

Формирование состава групп.

где Кскоэффициент сплоченности группы;

Мп — число взаимно положительных выборов в группе;

М0 — число взаимно отрицательных выборов в группе;

N (N — 1) — число всех возможных выборов;

N — количество членов группы.

При Кс> 0.6 сплоченность группы считается хорошей [33].

Так, коэффициент сплоченности группы, приведенной в социоматрице (табл. 5.1) равен:

Кс = 0,14 < 0,6 - внутригрупповая сплоченность низкая.

Кс = 0,14 < 0,6 — внутригрупповая сплоченность низкая.

Метод полярных профилей используется для изучения оценок, которые дают люди друг другу при совместной работе в группе. По характеру этих оценок можно судить о компетентности, организаторских, деловых, морально-этических и других качествах руководителей и подчиненных. Так, чем выше оценивают работники друг друга и своих руководителей и чем больше индивидуальные оценки совпадают с групповой оценкой, тем выше морально-психологическое единство группы.

Процедура оценки состоит в заполнении специальной карточки (табл. 5.2).

Используется 5-балльная оценка степени проявления качества.

Карточка оценки полярных качеств Уважаемый коллега_.

Оцените у коллеги_.

развитие нижеследующих качеств (знаком *):

Качества.

Оценки.

Полярные качества.

Деловой Трудолюбивый Волевой Общительный и др.

Неделовой Ленивый Безвольный Необщительный и др.

После сбора опросных листов необходимо составить матрицу по каждому качеству либо по группе качеств (деловые, волевые и др.), затем подсчитать средние баллы для групповой оценки каждого члена группы и, наоборот, оценки каждого члена, данные остальным по формуле:

Формирование состава групп.

где I шсумма оценок; n — число оценок.

Образец заполнения матрицы оценки деловых качеств сотрудников группы приводится в табл. 5.3.

Метод групповых оценок служит для получения показателей уровня развития отдельных качеств личности или производственной группы.

Для применения метода групповых оценок необходимо разработать оценочные вопросы в анкетах (в качестве примера см. табл. 5.4.).

После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка качества выводится по формуле.

Формирование состава групп.

где О — индекс групповой оценки качества;

V — оценка балла отдельного ответа по данному вопросу;

XVсумма баллов, полученная по данному вопросу в группе в целом п — число ответивших на данный вопрос членов группы;

Vt — максимальный балл данной оценочной шкалы;

XVt — максимальное (идеальное) для данной группы количество баллов, принимаемое за единицу.

Оценка группы личностью и оценка личности группой (деловые качества) Таблица 5.3.

Оцснивас- ' мые Эксперты.

А.

Б.

И.

П.

Сумма балов.

Средняя оценка группы.

1. А.

—.

3,3.

2. Б.

—.

3,3.

3. И.

—.

3,6.

4. П.

—.

4,3.

Сумма баллов.

Средняя оценка личности ГРУППОЙ_.

4,0.

4,6.

3,3.

2,6.

Карточка оценки уровня качества в группе Таблица 5.4.

Качества.

Оценки.

Сплоченность Т рсбоватсльность Взаимоуважение Профессионализм и др.

Оцените по 5-балльной системе, в какой степени развиты в вашей группе перечисленные качества:

5 — развито очень сильно; 4 — развито сильно; 3 — развито средне; 2 — развито слабо; 1 — развито очень слабо; 0 — совсем не развито.

Индекс О выражается в долях единицы с точностью до 0,01.

Графическим способом изображения результатов социометрических исследований является социограмма. Социограмма может быть изображена в виде схемы-окружности [19,28] (рис. 5.4).

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

  • 1. Внутренний круг — зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
  • 2. Второй круг — зона принимаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
  • 3. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
  • 4. Четвертый круг — зона отвергаемых, в которую входят лица, не получившие ни одного выбора или получившие только отрицательные выборы.
  • 5. Пятая зона — зона изолированных. Это зона находится вне круга. В нее входят те лица, которые сами никого не выбирали в группе и никто из членов группы нс отдал свой голос.

Обеспечение совместимости группы, базирующейся на ценностно-ориентационном единстве, предполагает:

  • — идентификацию личных ценностей персонала группы;
  • — декларацию ценностей группы (организации) и выявление полного понимания их персоналом;
  • — интеграцию личных ценностей каждого сотрудника в систему ценностей группы (организации);
  • — культивирование тех ценностей, которые соответствуют стратегии группы (организации), и коррекцию целей, препятствующих эффективной деятельности.

Установление личных ценностей членов группы является инструментом повышения эффективности деятельности, удовлетворенности сотрудников результатами работы и своей роли в коллективе. Авторские методики [17,29], как правило, базируются на выявлении приоритетности компонентов структуры личностных ценностей: базовых или инструментальных. К базовым ценностям относят то, что важно и значимо для человека само по себе, к инструментальным ценностям — то, что имеет значение как способ достижения цели.

Изображение социограмм взаимоотношений членов группы.

Рис. 5.4. Изображение социограмм взаимоотношений членов группы:

а — графические взаимосвязи, б — схема «мишень»; (Y) — член группы;-? — положительный выбор члена группы ??? — отрицательный выборчлена группы В контексте данного подхода широко используется методика оценки личностных ценностных ориентаций Джеймса Вебера.

[17], позволяющая построить матрицу типологии индивидуальных ценностей членов группы (табл. 5.5).

На основании полученных данных определяются личные ценности членов группы. Для этого в матрицу типологии индивидуальных ценностей (табл. 5.5) вносятся полученные показатели базовых и инструментальных ценностей членов группы. В дальнейшем проводится анализ соответствия персональных ценностей групповым и, при необходимости, коррекция доминирующей ориентации, препятствующей эффективной деятельности всей группы.

Таблица 5.5.

Типология индивидуальных ценностей.

№.

п/п.

Ценности.

Базовые.

личностные.

социальные.

Инструмен тальные.

Компетент ность.

Предпочтение личностно;

компетентностных ценностей.

Предпочтение социаль;

но-компетентностных ценностей.

Мораль.

11редпочтение личностно-моральных ценностей.

11редпочтение социально-моральных ценностей.

К факторам, влияющим на эффективность работы группы, относят состав, распределение ролей, руководство, разработку и принятие совместных решений, коммуникации, управление конфликтами.

Исследования показывают, что группы имеют резервы для повышения эффективности почти во всех факторах. Однако меньше всего проблем возникает при комплектовании состава и больше всего — при распределении ролей.

Управление человеческими ресурсами организации предполагает формирование эффективной социальной общности людей — группы (коллектива, команды). Особую задачу кадрового менеджмента при становлении социальной среды организации должен вызывать процесс внутрии межгруппового взаимодействия. В связи с этим актуальными становятся мероприятия, обеспечивающие идентификацию малых групп с более широкой общностью — организацией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5

  • 1. Что включает в себя понятие «группа»? Какими характерными признаками обладает группа?
  • 2.Чем различаются группа и коллектив?

З.Что включает в себя понятие «команда»?

  • 4. Какие стадии в своем развитии проходит группа?
  • 5. Какие существуют принципы формирования состава группы?
  • 6. Какие существуют уровни совместимости людей в группе?
  • 7. Как устанавливается функционально-ролевая совместимость персонала в группе?
  • 8. Какие методы психофизиологической совместимости группы используются в кадровом менеджменте?
  • 9. Какие показатели психофизиологической совместимости можно получить, используя социометрический метод?
  • 10. В чем заключается методика оценки личностных ценностных ориентаций Дж. Вебера?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой