Формирование состава групп
На основании полученных данных определяются личные ценности членов группы. Для этого в матрицу типологии индивидуальных ценностей (табл. 5.5) вносятся полученные показатели базовых и инструментальных ценностей членов группы. В дальнейшем проводится анализ соответствия персональных ценностей групповым и, при необходимости, коррекция доминирующей ориентации, препятствующей эффективной деятельности… Читать ещё >
Формирование состава групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Эффективная группа» — это обозначение хорошей коллективной работы. Но чтобы группа стала такой, ей необходимо пройти довольно сложный путь. Этот путь начинается с подбора ее членов. Различают следующие взаимодополняющие принципы подбора членов группы: сработанность и совместимость. Принцип сработанности характеризуется высокой согласованностью у членов группы индивидуального взаимодействия в конкретной совместной деятельности [7].
Главной характеристикой такой группы является ее продуктивность. Подбор членов сработанной группы базируется на основе профессионально-квалификационной дополняемости.
Однако, когда группе приходится действовать в динамично изменяющихся условиях, ориентировки на сработанность недостаточно. Необходимым условием вхождения в группу становится такой показатель, как совместимость.
Под совместимостью понимают оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее их эффективное существование и проявляющееся в способности членов группы оптимизировать свои взаимоотношения и согласовывать свои действия [7].
Выделяются три уровня совместимости людей в группе:
- — согласованность функционально-ролевых ожиданий;
- — психофизиологическая совместимость;
- — ценностно-ориентационное единство.
Подбор членов группы с позиции функционально-ролевого подхода предполагает выделение своеобразных ролей, которые в совместной деятельности дополнительно к основным играют люди.
На практике широко применяется функционально-ролевое деление, предложенное группой американских профессоров М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури [31]. Все роли в группе в соответствии с данным подходом делятся на две подгруппы: целевые и поддерживающие (рис. 5.2).
Целевые роли распределяются таким образом, чтобы иметь возможность отбирать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих целевые роли, направлена непосредственно на достижение целей группы. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.
Психофизиологический подход к формированию группы основывается на психологических и личностных (темперамент) характеристиках кандидатов. Большие возможности анализа психофизиологической совместимости сотрудников дают такие методы, как соционичсский [22,26,36], социометрический [28] и т. д.
Соционический метод, разрабатываемый С. Филатовой, А. Аугустинавичюте, Ю. Ивановым [26,36], базируется на следующих положениях:
- 1. Отношение между сотрудниками группы можно представить в виде диадных связей, т. е. парных взаимодействий. Связи сотрудников характеризуются доброжелательными (Д), равнодушными (Р) и враждебными (В) отношениями.
- 2. Сотрудники, участвующие во взаимодействии, принадлежат к восьми психологическим типам: экстравсртированные и интровср-
гированные логики (условные обозначения: ?, ?), этики (Щ _), сенсорики (•, О) и интуиты (А, А).
3. Психологический тип человека проявляется во взаимодействии с другими людьми.
Знание менеджером соционического типа работников позволяет сформировать группы в зависимости от их целевой направленности, что способствует снижению конфликтности и повышению эффективности в совместной деятельности персонала. Пример соционической группы по типу «социального заказа», в которой устанавливается подлинно творческая атмосфера, приведен на рис. 5.3.
Рис. 5.2. Распределение ролей в группе:
| | - целевые роли; - поддерживающие роли.
Рис. 5.3. Примеры и схемы межличностных отношений в группе по типу «социального заказа»: ИЛЭ — интуитивно-логический экстраверт; ЭИЭ — этико-интуитивный экстраверт; СЭЭ — сенсорно-этический экстраверт; ЛСЭ — логико-сенсорный экстраверт; * - связь идентичных функций; ??? — связь противоположных функций.
При всей приблизительности описания психологических типов соционическая модель совместимости может быть использована с целью формирования работоспособных групп.
Большие возможности для анализа внутригрупповой совместимости даст социометрический метод, разработанный Дж. Морено [19,28]. В настоящее время методика имеет много модификаций.
Для изучения социально-психологической совместимости в коллективе проводят опрос, по результатам которого строится социометрическая матрица и социограмма взаимоотношений. Пример социометрической матрицы приведен в табл. 5.1.
Полученные данные позволяют рассчитать показатели социально-психологической связи членов группы: социометрический коэффициент статуса члена группы, коэффициент сплоченности группы, индекс групповой оценки качества и т. д.
Социометрический коэффициент статуса члена группы рассчитывается по следующим формулам [22,28]:
— положительный статус i-го члена группы (Ш):
где Вп — число положительных выборов, предпочтений;
N — количество членов группы;
— отрицательный статус i-го члена коллектива (Oi):
где В0 — число отрицательных выборов;
N — количество членов группы.
Так, статус сотрудника, обозначенного в социоматрицс (табл. 5.1) под шифром Б1 равен.
В целом социометрический статус i — го члена (Ci) можно вычислить по формуле [22,28]:
где Bn — число положительных выборов, полученных i-м членом;
В0 — число отрицательных выборов, полученных i-м членом;
N — количество членов группы Таблица 5.1.
Социометрическая матрица тестирования членов группы.
Кто выби рает. | Кого выбирают. | Итого. | Итого. | Всего выбо ров. | ||||||
Б1. | Б2. | БЗ. | Б4. | Б5. | Б6. | Б7. | ; | X. | ||
Б1. | X. | ®. | е. | ; | ||||||
Б2. | X. | е. | ||||||||
сп и> | О. | X. | ; | ; | ||||||
Б4. | ; | ; | X. | |||||||
Б5. | ©. | X. | ; | ; | ||||||
Б6. | X. | |||||||||
Б7. | ; | ; | ; | ; | X. | |||||
Итого +. | X. | X. | ||||||||
Итого ; | X. | X. | ||||||||
Всего выбо ров. | X. | X. | ||||||||
Коли чество взаим ных поло житель ных выбо ров. | ; | X. | X. | |||||||
Коли чество взаим ных отрица тель ных выбо ров. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; |
Примечание: «+» — положительный выбор; «-» — отрицательный выбор; «О» — равнодушие к объекту выбора; 0,® — взаимные выборы.
При 0,25 < Q <1 — статус личности в группе оптимальный,.
- — 0,25< Cj < 0,25 — статус личности в группе допустимый,
- — 1 < Cj < - 0,25- статус личности в группе критический.
Так, статус сотрудника, обозначенного в социоматрице (табл. 5.1) под шифром Б1 равен.
— 0,25 < Ci = -0.17 < 0,25 — статус личности в группе допустимый Установленный социометрический статус позволяет ранжировать членов группы по выбираемому критерию (профессиональному, творческому, статусному и т. д.).
Количественная оценка сплоченности группы рассчитывается по формуле.
где Кскоэффициент сплоченности группы;
Мп — число взаимно положительных выборов в группе;
М0 — число взаимно отрицательных выборов в группе;
N (N — 1) — число всех возможных выборов;
N — количество членов группы.
При Кс> 0.6 сплоченность группы считается хорошей [33].
Так, коэффициент сплоченности группы, приведенной в социоматрице (табл. 5.1) равен:
Кс = 0,14 < 0,6 — внутригрупповая сплоченность низкая.
Метод полярных профилей используется для изучения оценок, которые дают люди друг другу при совместной работе в группе. По характеру этих оценок можно судить о компетентности, организаторских, деловых, морально-этических и других качествах руководителей и подчиненных. Так, чем выше оценивают работники друг друга и своих руководителей и чем больше индивидуальные оценки совпадают с групповой оценкой, тем выше морально-психологическое единство группы.
Процедура оценки состоит в заполнении специальной карточки (табл. 5.2).
Используется 5-балльная оценка степени проявления качества.
Карточка оценки полярных качеств Уважаемый коллега_.
Оцените у коллеги_.
развитие нижеследующих качеств (знаком *):
Качества. | Оценки. | Полярные качества. | ||||
Деловой Трудолюбивый Волевой Общительный и др. | Неделовой Ленивый Безвольный Необщительный и др. |
После сбора опросных листов необходимо составить матрицу по каждому качеству либо по группе качеств (деловые, волевые и др.), затем подсчитать средние баллы для групповой оценки каждого члена группы и, наоборот, оценки каждого члена, данные остальным по формуле:
где I шсумма оценок; n — число оценок.
Образец заполнения матрицы оценки деловых качеств сотрудников группы приводится в табл. 5.3.
Метод групповых оценок служит для получения показателей уровня развития отдельных качеств личности или производственной группы.
Для применения метода групповых оценок необходимо разработать оценочные вопросы в анкетах (в качестве примера см. табл. 5.4.).
После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка качества выводится по формуле.
где О — индекс групповой оценки качества;
V — оценка балла отдельного ответа по данному вопросу;
XVсумма баллов, полученная по данному вопросу в группе в целом п — число ответивших на данный вопрос членов группы;
Vt — максимальный балл данной оценочной шкалы;
XVt — максимальное (идеальное) для данной группы количество баллов, принимаемое за единицу.
Оценка группы личностью и оценка личности группой (деловые качества) Таблица 5.3.
Оцснивас- ' мые Эксперты. | А. | Б. | И. | П. | Сумма балов. | Средняя оценка группы. |
1. А. | —. | 3,3. | ||||
2. Б. | —. | 3,3. | ||||
3. И. | —. | 3,6. | ||||
4. П. | —. | 4,3. | ||||
Сумма баллов. | ||||||
Средняя оценка личности ГРУППОЙ_. | 4,0. | 4,6. | 3,3. | 2,6. |
Карточка оценки уровня качества в группе Таблица 5.4.
Качества. | Оценки. | |||||
Сплоченность Т рсбоватсльность Взаимоуважение Профессионализм и др. |
Оцените по 5-балльной системе, в какой степени развиты в вашей группе перечисленные качества:
5 — развито очень сильно; 4 — развито сильно; 3 — развито средне; 2 — развито слабо; 1 — развито очень слабо; 0 — совсем не развито.
Индекс О выражается в долях единицы с точностью до 0,01.
Графическим способом изображения результатов социометрических исследований является социограмма. Социограмма может быть изображена в виде схемы-окружности [19,28] (рис. 5.4).
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
- 1. Внутренний круг — зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
- 2. Второй круг — зона принимаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
- 3. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- 4. Четвертый круг — зона отвергаемых, в которую входят лица, не получившие ни одного выбора или получившие только отрицательные выборы.
- 5. Пятая зона — зона изолированных. Это зона находится вне круга. В нее входят те лица, которые сами никого не выбирали в группе и никто из членов группы нс отдал свой голос.
Обеспечение совместимости группы, базирующейся на ценностно-ориентационном единстве, предполагает:
- — идентификацию личных ценностей персонала группы;
- — декларацию ценностей группы (организации) и выявление полного понимания их персоналом;
- — интеграцию личных ценностей каждого сотрудника в систему ценностей группы (организации);
- — культивирование тех ценностей, которые соответствуют стратегии группы (организации), и коррекцию целей, препятствующих эффективной деятельности.
Установление личных ценностей членов группы является инструментом повышения эффективности деятельности, удовлетворенности сотрудников результатами работы и своей роли в коллективе. Авторские методики [17,29], как правило, базируются на выявлении приоритетности компонентов структуры личностных ценностей: базовых или инструментальных. К базовым ценностям относят то, что важно и значимо для человека само по себе, к инструментальным ценностям — то, что имеет значение как способ достижения цели.
Рис. 5.4. Изображение социограмм взаимоотношений членов группы:
а — графические взаимосвязи, б — схема «мишень»; (Y) — член группы;-? — положительный выбор члена группы ??? — отрицательный выборчлена группы В контексте данного подхода широко используется методика оценки личностных ценностных ориентаций Джеймса Вебера.
[17], позволяющая построить матрицу типологии индивидуальных ценностей членов группы (табл. 5.5).
На основании полученных данных определяются личные ценности членов группы. Для этого в матрицу типологии индивидуальных ценностей (табл. 5.5) вносятся полученные показатели базовых и инструментальных ценностей членов группы. В дальнейшем проводится анализ соответствия персональных ценностей групповым и, при необходимости, коррекция доминирующей ориентации, препятствующей эффективной деятельности всей группы.
Таблица 5.5.
Типология индивидуальных ценностей.
№. п/п. | Ценности. | Базовые. | |
личностные. | социальные. | ||
Инструмен тальные. | Компетент ность. | Предпочтение личностно; компетентностных ценностей. | Предпочтение социаль; но-компетентностных ценностей. |
Мораль. | 11редпочтение личностно-моральных ценностей. | 11редпочтение социально-моральных ценностей. |
К факторам, влияющим на эффективность работы группы, относят состав, распределение ролей, руководство, разработку и принятие совместных решений, коммуникации, управление конфликтами.
Исследования показывают, что группы имеют резервы для повышения эффективности почти во всех факторах. Однако меньше всего проблем возникает при комплектовании состава и больше всего — при распределении ролей.
Управление человеческими ресурсами организации предполагает формирование эффективной социальной общности людей — группы (коллектива, команды). Особую задачу кадрового менеджмента при становлении социальной среды организации должен вызывать процесс внутрии межгруппового взаимодействия. В связи с этим актуальными становятся мероприятия, обеспечивающие идентификацию малых групп с более широкой общностью — организацией.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5
- 1. Что включает в себя понятие «группа»? Какими характерными признаками обладает группа?
- 2.Чем различаются группа и коллектив?
З.Что включает в себя понятие «команда»?
- 4. Какие стадии в своем развитии проходит группа?
- 5. Какие существуют принципы формирования состава группы?
- 6. Какие существуют уровни совместимости людей в группе?
- 7. Как устанавливается функционально-ролевая совместимость персонала в группе?
- 8. Какие методы психофизиологической совместимости группы используются в кадровом менеджменте?
- 9. Какие показатели психофизиологической совместимости можно получить, используя социометрический метод?
- 10. В чем заключается методика оценки личностных ценностных ориентаций Дж. Вебера?