Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Служебные аномалии на государственной службе: диагностика и пути преодоления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аномалии управления могут проявляться на уровне взаимодействия системы государственного управления и общества, на уровне функционирования системы государственной службы и на уровне основного элемента системы государственной службы — государственного служащего. Начинаются аномалии государственной службы с нарушения открытости государственно-общественных отношений. При этом утрачивается потребность… Читать ещё >

Служебные аномалии на государственной службе: диагностика и пути преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

  • • понятийный и категориальный аппарат тематики служебных аномалий;
  • • особенности и специфику профессиональной деформации государственных служащих;
  • • взгляды и подходы к содержанию профессиональной деформации государственных служащих;

уметь

  • • идентифицировать и классифицировать служебные аномалии;
  • • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению профессиональной деформации государственных служащих;
  • • решать задачи, связанные с предупреждением профессиональной деформации государственных служащих;
  • • использовать полученные знания о коррупции как наиболее опасной служебной аномалии;
  • • грамотно ориентироваться в методах предупреждения коррупции;

владеть

  • • навыками определения служебных аномалий в профессиональной деятельности;
  • • методами диагностики профессиональной деформации государственных служащих;
  • • методами предупреждения профессиональной деформации государственных служащих.

Понятие и содержание служебных аномалий на государственной службе

Вопрос о государственной службе как профессиональной служебной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти приобрел значимость как раз в связи с конституционным провозглашением целей строительства демократического, правового, социально ориентированного государства.

Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она должна вступать в контакт с социумом и представлять государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека как отдельной личности.

Исследование управленческих аномалий в государственной гражданской службе представляет научный интерес как для понимания проблем современного государственного управления, так и для объяснения перспектив развития российского общества в целом. Особый смысл оно приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными изменениями в обществе. Экономическое, технологическое, финансовое и социальное положение России дает основания для вывода о ее вхождении и пребывании в состоянии кризиса, нестабильности.

Прежде чем перейти к исследованию содержания служебных аномалий на государственной службе, определимся с понятийным аппаратом.

Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность[1]. Социальная аномалия — это «свойство социальной системы и ее подсистем отклоняться от нормы, которое характеризует социальную систему на любом этапе развития»[2]. Управленческая аномалия — это свойство системы управления отклоняться от параметров порядка, к которому стремится социальная система[3]. Аномалия на государственной гражданской службе — это свойство государственной гражданской службы как подсистемы государственного управления отклоняться от параметров порядка, к которым стремится социальная система. Данное свойство относится к основной цели государственной службы — упорядочиванию, достигаемому через осуществление профессиональной деятельности.

Миссия государственной службы как системы состоит в том, что при любых изменениях всей социальной системы служить стабилизирующим центром социума, поддерживать определенный порядок в различных сферах человеческой деятельности. Такой порядок необходим для устойчивого существования социальной системы. Порядок обычно достигается путем применения юридических законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений, распоряжений и т. д.), выполнение которых гарантируется соответствующими органами принуждения.

Государственная гражданская служба — это открытая нелинейная социальная система, в идеале гармонично встроенная в иерархию социальных систем и выполняющая функцию обеспечения его жизнедеятельности в целях устойчивости и упорядочения (оказывающая социальные услуги обществу для его нормального развития). Государственная служба выполняет роль посредника во взаимодействии общества и государства. В случаях недостижения цели, невыполнения системой государственной службы своего предназначения нарушается принцип взаимного социального обмена государства и общества, что влечет за собой неустойчивость социума и возникновение аномалий.

Отклонения в отношениях между обществом и государством, структурно-функциональные расстройства системы государственной службы проявляются в следующих фактах.

  • • Смещение цели государственной службы, переключение ее на обслуживание социально непродуктивной элиты, обеспечение благополучия последней в ущерб интересам общества.
  • • Неадекватность структуры государственных органов задачам и функциям социально-организационной практики.
  • • Нарушение субординационных и координационных внутриструктурных связей, рассогласование деятельности ветвей и уровней государственной власти.
  • • Неспособность к сбору и анализу информации о социальных процессах или избирательное, социально непродуктивное ее использование.
  • • Нормотворческая дисфункция, неоперативность и несовершенство разрабатываемых проектов государственных решений, расхождение между социально обоснованными предложениями и установками.
  • • Правоприменительная несостоятельность — неспособность обеспечения исполнения принимаемых органами государственной власти решений.

Интегральными проявлениями данных дисфункций являются профессиональная некомпетентность, бюрократизация и коррумпированность государственной службы.

Аномалии управления могут проявляться на уровне взаимодействия системы государственного управления и общества, на уровне функционирования системы государственной службы и на уровне основного элемента системы государственной службы — государственного служащего. Начинаются аномалии государственной службы с нарушения открытости государственно-общественных отношений. При этом утрачивается потребность в профессионализации служащих, ориентированной на знание человека, процессов социальной самоорганизации, на умение диагностировать состояние общества, творчески подходить к разработке и применению технологий регулирования социальных аномалий.

Названные отклонения усиливают аномалии служебного поведения. Формируясь таким образом, служебная среда оказывается вне сферы продуктивного социального контроля, что создает условия для распространения фактов злоупотребления властью, превышения полномочий, безнаказанного бездействия и предательства интересов службы.

  • [1] Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российскаяэнциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. С. 54.
  • [2] Кошевая И. П. Профессиональная этика и психология делового общения. М.: ИДФорум; ИНФРА-М, 2014. С. 63.
  • [3] Бурганова Л. А. Теория управления. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 117.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой