Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Акмеологический подход» в исследовании развития профессионала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. А. Бодалев кратко затрагивает и проблему соотношения «акме» и развития самого психолога-профессионала: «Если он (психолог) зациклится лишь на серьезной работе над учебными предметами, включаемыми в круг психологических дисциплин, и будет игнорировать все прочие, он тем самым обречет себя на усеченное понимание психического мира человека, поскольку не увидит во всей сложности все связи… Читать ещё >

«Акмеологический подход» в исследовании развития профессионала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Само слово «акме» происходит от древнегреческого акту — вершина, высшая точка чего-либо. Интересно, что древнегреческие доксографы, составлявшие жизнеописания своих великих соотечественников, часто указывали не даты их рождения и смерти, а то время, когда они являли себя миру в наивысшем расцвете своей мудрости и величия.

Понятие «акмеология» впервые предложил в 1928 г. Н. А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии — психологии зрелости или взрослости. Б. Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания» (1968) определил место акмеологии в системе наук о человеке и поставил ее в ряд: «педагогика — акмеология — геронтология». При этом он указал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, хорошо исследована «периферия» онтогенеза (детство и старость), а вот время основного расцвета личности исследовано сравнительно плохо.

Ниже мы приводим некоторые интересные рассуждения об акмеологии А. А. Бодалева, представленные в его книге «Вершина в развитии взрослого человека» (1997).

Акмеология — это многомерное состояние человека, что требует исследования данного явления с позиций разных наук.

Основные задачи акмеологии:

  • — выявление сходного и различного у разных людей, добившихся выдающихся успехов;
  • — выяснение характеристик (качеств), которые должны быть сформированы у человека на разных этапах сто развития и которые могут привести его к успеху;
  • — исследование механизмов и факторов, воздействующих на развитие человека и приводящих его к успеху;
  • — освещение феноменологии «акме» (описание его проявлений);
  • — специальное исследование именно профессиональных достижений в зрелом возрасте;
  • — изучение труда профессионалов экстракласса (выделение общего и специфичного для разных профессий);
  • — связь профессиональных достижений с внепрофессиональной деятельностью;

исследование способности человека накапливать разносторонний опыт и «аккумулировать» его в конкретной деятельности;

  • — изучение высших достижений в условиях работы в коллективе;
  • — создание методического инструментария для исследования «акме» как отдельного человека, так и трудовых коллективов.

Таким образом, главная задана акмеологии — «через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма» .

При этом большое значение для понимания «вершинного» развития человека имеет разграничение «взрослости» и «зрелости» : взрослость — это скорее количественная характеристика (число прожитых лет); зрелость — качественная характеристика (способность переводить накопленный жизненный и профессиональный опыт в высшие достижения).

А. А. Бодалев по-своему, в контексте акмеологического подхода, ставит и пытается решить проблему взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного (как субъекта деятельности) в развитии профессионала. При этом возможны различные варианты такого соотношения. Индивидное развитие значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие (например, физически человек созрел, а в нравственном и ценностносмысловом плане — еще нет). Личностное развитие опережает его индивидное и субъектно-деятельностное развитие (например, человек еще не выработал привычки к труду, хотя на уровне понимания целей и смыслов уже созрел для труда). Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личностным и индивидным (например, человек «любит трудиться», но не осознает смысла своей работы и физически еще не готов к выполнению сложных задач). Обозначается также проблема относительного соответствия темпов развития всех линий и путей достижения этого соответствия.

По мнению А. А. Бодалева, часто «предвестниками» большого «акме» в будущем являются " микроакме" на каждом этапе развития человека. Путь к успеху большинства людей — часто извилист (через кризисы, спады и отчаяние). Важнейшим внутренним условием полноценного «акме» является «высокая степень сформированности у человека совести». Другое важное условие «акме» — готовность не идти на поводу общественного мнения и социальной конъюнктуры.

Интересны рассуждения А. А. Бодалева о самом понятии «успешная карьера». Часто те, кто казался «успешным», через некоторое время вызывают презрение у окружающих. Особенно сильной бывает переоценка такой «успешности» с точки зрения последующих поколений.

Проблема соотношения «акме» и популярности. Множество примеров, когда великие личности не были «популярны» (Иисус Христос, изобретатель А. Л. Чижевский, математик Н. И. Лобачевский и др.). И наоборот, часто «знаменитые» и «признанные» разочаровывали потом народ (К. Е. Ворошилов, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин и др).

А. А. Бодалев кратко затрагивает и проблему соотношения «акме» и развития самого психолога-профессионала: «Если он (психолог) зациклится лишь на серьезной работе над учебными предметами, включаемыми в круг психологических дисциплин, и будет игнорировать все прочие, он тем самым обречет себя на усеченное понимание психического мира человека, поскольку не увидит во всей сложности все связи и опосредования, которые соединяют этот мир с социальной и природной средой». «Поэтому-то молодые люди, стремящиеся стать действительными психологами, — продолжает свои рассуждения А. А. Бодалев, — постоянно должны держать в своих головах цель: постигая премудрости так называемой научной психологии, обязательно соотносить их с работой психики своих близких и проверять, хватает ли для проникновения во внутренний мир человека тех схем и алгоритмов объяснения, которые давала и дает академическая психология, часто забывающая показать, что «общее», которому она учит, «существует лишь в отдельном и через отдельное» «.

В последнее время появляется все больше попыток «технологизировать» подготовку человека к «акме» . Интересен в этом плане пример такой работы, написанной А. П. Ситниковым и символично названной им «Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии». А автор отмечает, что главная цель акмеологического тренинга — «коррекция и совершенствование целостного профессионального мастерства» (речь не идет о «воспитании личности» и «всей системы профессионального образования и обучения»). Основные критерии и показатели эффективности по А. П. Ситникову (заметим, что речь идет об «эффективности», а не о развитии личности в труде. — Е. П.): повышение уровня владения профессиональными умениями и навыками; совершенствование стиля профессиональной деятельности, увеличение «степеней свободы» субъекта профессиональной деятельности; совершенствование смысловой сферы личности профессионала.

А. П. Ситниковым предлагается общая схема акмеологического тренинга, включающая:

  • 1) программно-целевой этап (психотехнологические исследования: анализ литературы, анализ состояния дел и т. п.);
  • 2) подготовительный этап (объяснение процедуры и инструкции участникам);
  • 3) основной этап.

Автором выделяются составляющие основного этапа тренинга:

  • 1) выбор имени и имиджа участников;
  • 2) анализ индивидуально-психологического тестирования и входного анкетирования (по результатам первого, программно-целевого этапа);
  • 3) лекции, дискуссии;
  • 4) тренинговые процедуры, упражнения;
  • 5) игры: ролевые, ситуационные;
  • 6) экзаменационная процедура (анализ групповых процессов, использование освоенных психотехнологий на практике);
  • 7) выходное анкетирование (анализ результатов работы, рефлексия личных результатов).

Все это расписывается по разным уровням: общему, групповому и индивидуальному, но, тем не менее, очень напоминает обычные тренинги со всеми их преимуществами и недостатками. На наш взгляд, главный недостаток — это недостаток внимания к ценностно-смысловой сфере личности, стремящейся к полноценной самореализации и высшим достижениям всей своей жизни. Но ведь именно развитие ценностно-смысловой сферы часто и выступает важнейшим критерием перехода человека на новый уровень (этап, стадию) своего развития.

Нельзя сказать, что в подобных книгах вообще отсутствует упоминание о ценностно-смысловой сфере профессионала, но такие «упоминания» слишком уж скромные. Например, в несомненно интересной работе А. П. Ситникова, упоминавшейся выше, один из трех показателей эффективности акмеологического тренинга — это «совершенствование смысловой сферы профессионала». Но если двум другим критериям в книге «посвящается» 18 страниц, в частности: по критерию «повышения уровня умений и навыков» — 13 страниц, по критерию «совершенствования стиля труда» — шесть страниц (с красивыми диаграммами и графиками), то критерию «совершенствование смысловой сферы» уделяется всего две скромные странички, причем описывается смысловая сфера обычными общими словами.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что самые важные и интересные проблемы личностного развития человека в труде еще требуют специальной проработки и рассмотрения. Без такого внимания к ценностно-смысловой сфере вообще невозможно понять, как формируется субъект труда и какую роль играет профессиональный труд в жизни человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой