Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы международного сотрудничества в сфере воздействия на преступность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международная ассоциация уголовного права (МАУП) была основана в 1924 г. Действует с помощью национальных групп отдельных стран. Ее цель — совершенствование законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Основные задачи: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ… Читать ещё >

Формы международного сотрудничества в сфере воздействия на преступность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из форм международного сотрудничества в сфере воздействия на преступность следует, по нашему мнению, выделить:

  • 1) деятельность ООН и ее организаций;
  • 2) деятельность международных криминологических неправительственных обществ;
  • 3) конференции, конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы, семинары, организуемые государствами, негосударственными организациями, фондами, благотворительными обществами и т. п.;
  • 4) работа, но борьбе с международной преступностью в международной организации уголовной полиции (Интерпол);
  • 5) экстрадиция — выдача уголовных преступников и пределы предоставления политического убежища.

Итак, рассмотрим каждую форму подробнее.

  • 1. Деятельность ООН и ее организаций
  • А) В силу главы X Устава ООН в 1946 г. на Экономический и социальный совет ООН была возложена функция координации сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.
  • Б) Проблемы воздействия на преступность являются предметом рассмотрения сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Так, па V сессии в 1950 г. в резолюции 415 (V) Генеральная Ассамблея закрепила за ООН функции, которыми ранее занималась Международная уголовная и пенитенциарная комиссия. На XXIII сессии рассматривалась проблема смертной казни, на XXVII (1973) — обсуждены вопросы взаимосвязей преступности и социальных изменений, па XXXII — определены основные направления политики ООН в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и т. д.
  • В) 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам — членам ООН назначить одного или нескольких корреспондентов (лат. corresponded — отвечать), которые бы информировали ООН об изменениях законодательства в своих странах и о национальных мероприятиях по борьбе с преступностью, из которых в 1969 г. была создана консультативная группа экспертов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
  • Г) Совещательный комитет экспертов начал свою работу в 1948 г., а с 1965 г. получил статус постоянно действующего комитета, в функции которого, в частности, входила разработка программы предупреждения преступности и мер обращения с правонарушителями, перспектив уголовной политики ООН, программ проведения исследований.
  • Д) Главное управление канцелярии Генерального секретаря ООН ведает вопросами предупреждения преступности и криминальной юстиции (1951). Направления деятельности: составление справок о масштабах, формах и уровнях развития преступности в мире, издание журнала «Intcrnacional Review of Criminal Policy», информационного бюллетеня, организация конгрессов.
  • Е) Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней был создан 21 мая 1971 г. В его задачи входит представление докладов различным комиссиям ООН, подготовка конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также проектов рекомендаций по этим вопросам, выносимых на сессии Генеральной Ассамблеи.
  • Ж) Центральный НИИ криминологии ООН (Рим, 1968 г.) проводит криминологические исследования, издает периодический справочник криминологических институтов и учреждений всего мира (UNSDRI). Созданы три региональных криминологических института: для Азии и Дальнего Востока (UNAFEI) в Фучу близ Токио, для Центральной и Южной Америки (ILANUD) — в Сан-Хосе в Коста-Рике и для Восточной и Западной Европы (HEUNI) — в Хельсинки. Их направления деятельности: проведение криминологических конференций, курсы совершенствования практических работников уголовной юстиции, криминологические библиотеки, консультации по криминологии правительств региона.
  • З) Помощь развивающимся странам в формах: направления экспертов ООН по просьбе правительств этих стран; оплата обучения и стажировки национальных специалистов и т. п.
  • И) Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями созываются раз в пять лет. В них принимают участие три категории делегатов (лат. delegatus — посланный, посланец): официальные делегаты, представляющие страны; представители специализированных подразделений ООН; отдельные делегаты — преподаватели, ученые, практические работники-криминологи. I конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в Женеве в 1955 г. (обсуждались, в частности, вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних); II — в Лондоне в 1960 г. (обсуждались вопросы предупреждения преступности в развивающихся странах); III — в Стокгольме в 1965 г. (обсуждались, в частности, вопросы индустриализации, урбанизации, миграции и т. п. и преступности, се постоянного роста во всех странах); IV — в Киото (Япония) в 1970 г. (основная тема: «Преступность и развитие» с обсуждением вопросов: 1) Включение мер по предупреждению преступности в планирование в области развития; 2) Организация научно-исследовательской работы в целях разработки политики в области социальной защиты и предупреждения преступности на уровне общин; 3) Участие общественности в предупреждении преступности); V — в Женеве в 1975 г. (поставлены вопросы тенденций в динамике преступности, ее прогноза, эффективности предупреждения); VI — в Каракасе в 1980 г. (обсуждались тенденции в области преступности и стратегии по ее предупреждению); VII — в Милане в 1985 г. (проблемы организованной преступности, терроризма); VIII — в Гаване в 1990 г. (проблемы организованной транснациональной преступности); IX — в Каире в 1995 г. (один из главных вопросов — «Меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью», практика воздействия на нее); X — в Вене в 2000 г. (обсуждался, в частности, вопрос: «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью: новые вызовы в XXI веке» и была принята Венская декларация о преступности и правосудии; ответы на вызовы XXI в. (резолюция 55/59 Генеральной Ассамблеи, приложение); XI — в Бангкоке (Таиланд) в 2005 г. (основная тема: «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» и один из главных вопросов, поставленный первым: «Эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью»); XII — в Вене (Австрия) в 2010 г. (основная тема: «Объединение и координация усилий Управления ООН по наркотикам и преступности и государств-членов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: ратификация и осуществление Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности; ратификация и осуществление Конвенции ООН против коррупции»)[1].
Масштабы, интенсивность и изощренность преступности усиливаются. Она угрожает безопасности граждан во всем мире и препятствует социально-экономическому развитию стран. Глобализация открыла новые формы транснациональной преступности. Многонациональные криминальные синдикаты расширили диапазон своих операций — от контрабанды наркотиков и оружия до отмывания денег. Торговцы «живым товаром» ежегодно перевозят миллионы нелегальных мигрантов, зарабатывая па этом в среднем до 10 млрд долл. США. Страны, пораженные коррупцией, привлекают инвестиций меньше, чем относительно менее коррумпированные страны, и в результате теряют темпы экономического роста.
  • К) Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 государств-членов является функциональным органом ЭКОСОС. Она разрабатывает международную политику и координирует действия по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
  • Л) Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) с помощью своей программы по борьбе с преступностью выполняет мандат, выданный ей Комиссией, и является отделом ООН, ответственным за предупреждение преступности, уголовное правосудие и реформу уголовного законодательства. Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. В основу его стратегии положено международное сотрудничество и предоставление помощи в этих усилиях. Оно содействует культуре, основанной на добросовестности и уважении закона, способствует участию гражданского общества в борьбе с преступностью и коррупцией. ЮНОДК оказывает содействие в разработке новых международных юридических инструментов по глобальной преступности, в том числе Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и трех протоколов к ней, вступивших в силу в сентябре 2003 г., а также Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу в декабре 2005 г. Управление также способствует их ратификации и помогает государствам в реализации их положений на практике. ЮНОДК также обеспечивает техническое сотрудничество в целях укрепления потенциала правительств для модернизации систем уголовного правосудия.

В 1999 г. оно начало осуществление Всемирной программы борьбы с коррупцией, Глобальной программы борьбы с торговлей людьми и Глобальных исследований по организованной преступности. Правоохранительная группа ЮНОДК по борьбе с организованной преступностью помогает государствам в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции в принятии эффективных и практичных шагов в деле борьбы с организованной преступностью.

Управление ООН по наркотикам и преступности содействует применению стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного судопроизводства как ключевых компонентов гуманных и эффективных систем уголовного правосудия — главных условий борьбы с национальной и международной преступностью. Более 100 стран использовали эти стандарты при разработке национального законодательства и политических мер. Кроме того, ЮНОДК анализирует возникающие тенденции в области преступности и правосудия, разрабатывает базы данных, выпускает глобальные обзоры, собирает и распространяет информацию, а также проводит оценки потребностей конкретных стран и мер раннего предупреждения, например, об эскалации терроризма.

Глобальная программа против терроризма начала функционировать в 2002 г., оказывая техническую юридическую помощь странам в присоединении к всеобщим документам о предотвращении и подавлении международного терроризма.

В январе 2003 г. ЮНОДК расширил масштабы своей деятельности в области технического сотрудничества по укреплению правового режима борьбы с терроризмом, оказывая техническую юридическую помощь странам в присоединении к универсальным документам по борьбе с терроризмом, а также их осуществлении. В 35 государствах разработаны новые или пересмотренные законодательные акты о борьбе с терроризмом, которые в настоящее время находятся на различных этапах принятия. Более 100 стран организовали профессиональную подготовку 4600 сотрудников систем уголовного правосудия по вопросам наращивания потенциала правовой системы в области борьбы с терроризмом в интересах обеспечения эффективного осуществления правового режима борьбы с терроризмом.

Глобальная программа против отмывания денег помогает правительствам в противостоянии криминалу, отмывающему заработанные преступным путем деньги через международную финансовую систему. По оценкам, объем отмываемых денег составляет от 500 млрд до 1 трлн долл. США в год. В тесном сотрудничестве с международными организациями по борьбе с отмыванием денег программа предоставляет правительствам, правоохранительным органам и группам финансовой разведки схемы борьбы с отмыванием денег, рекомендации по совершенствованию банковской системы и финансовой политики, оказывает содействие национальным службам финансовых расследований.

В начале 2007 г. ЮНОДК приступил к осуществлению Глобальной инициативы ООН по борьбе с торговлей людьми.

  • Л) Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) является межрегиональным исследовательским органом, тесно сотрудничающим с программой ЮНОДК по преступности. Он проводит и организует конкретные исследования в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. Распространяя свои исследования и данные, он содействует выработке более совершенной политики по предупреждению и контролю преступности.
  • 2. Деятельность международных криминологических неправительственных обществ. Среди неправительственных международных организаций важный вклад в борьбу с преступностью вносят Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд. Они имеют в ООН консультативный статус.

Международная ассоциация уголовного права (МАУП) была основана в 1924 г. Действует с помощью национальных групп отдельных стран. Ее цель — совершенствование законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Основные задачи: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ уголовного права, уголовного процесса и пенитенциарной системы; изучение проблем международного уголовного права. Формы деятельности: проведение конгрессов, консультирование ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, проведение экспертиз проектов законодательных актов по просьбе отдельных стран, издание журнала «Международный обзор уголовного права», трудов по вопросам борьбы с преступностью в мире, проведение коллоквиумов между конгрессами.

Международное криминологическое общество (МКО) было основано в Риме в 1934 г. Главная цель — содействовать изучению преступности на международном уровне. Основные формы деятельности: организация международных конгрессов, семинаров, коллоквиумов, публикация их материалов; содействие в научном обмене между национальными научными и учебными центрами; организация международных криминологических курсов повышения квалификации научных кадров; организация международных криминологических центров; учреждение и назначение стипендий и премий для стимулирования развития криминологической науки. За время существования МКО состоялось 11 конгрессов.

В 1947 г. было создано Международное общество социальной защиты (МОСЗ) при ООН. В отличие от довоенной концепции, которая социальную защиту ограничивала охраной общества посредством наказания за преступление, принятая ООН послевоенная доктрина представляла социальную защиту уже как «…предупреждение преступления и исправительное воздействие на преступника». Суть обеих концепций — это защита личности и общества от преступных посягательств уголовно-правовыми и социальными (ресоциализация преступника) средствами. В таком понимании социальная защита является частью уголовной политики и смыкается с криминологическими науками[2].

Целью деятельности Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ), который был основан в 1824 г., является поощрение развития криминологии в различных регионах мира, обмен новыми знаниями о преступности и методами борьбы с ней.

  • 3. Конференции, конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы, семинары, организуемые государствами, негосударственными организациями, фондами, благотворительными обществами и т. п. Одной из самых распространенных и популярных форм сотрудничества государств, неправительственных, коммерческих и благотворительных организаций, фондов, издательств и т. п. является как раз организация различных конференций, конгрессов, симпозиумов, коллоквиумов, семинаров и т. д., так как это единственный способ свести лицом к лицу ученых и практиков разных стран, знающих друг друга порой только по публикациям. При этом в процессе формального и неформального общения происходит: 1) личное знакомство криминологов — представителей разных специальностей и направлений — юристов, психологов, социологов, психиатров, философов, сексологов, экономистов, финансистов, культурологов: 2) апробация идей; 3) обмен опытом практической деятельности о методиках криминологических исследований; 4) обмен информацией, своими книгами и иными публикациями; 5) заключение контрактов и т. д.
  • 4. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) основана в 1923 г. в Вене как неправительственная международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время Интерпол — межправительственная организация, объединяющая более 170 государств. Высший орган Интерпола — Генеральная ассамблея, сессии которой проходят один раз в год. Постоянно действующий аппарат — секретариат Интерпола. Для научной проработки документов существует институт советников. Исполнительный комитет формируется из представителей регионов. Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Направлениями ее деятельности являются: взаимопомощь полицейских органов государств-членов, в частности, в розыске и задержании преступников по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них; обработка международной уголовной полицейской статистики; содержание картотеки международных преступников. Россия — член Интерпола с 1993 г.
  • 5. Экстрадиция — выдача уголовных преступников и пределы предоставления политического убежища. Данный юридический институт регулируется нормами международного публичного, уголовного и уголовно-процессуального права государств.

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие Российской Федерации, базирующиеся вне территории РФ, отвечают согласно УК, если иное не предусмотрено международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ст. 12 УК).

Кроме вышеуказанных форм международного сотрудничества в литературе называются также:

  • 1) оказание помощи по международным уголовным, гражданским, семейным делам;
  • 2) заключение двусторонних, международных договоров и соглашений по вопросам противодействия преступности;
  • 3) исполнение приговоров и решений судов иностранных государств по уголовным и гражданским делам, отдельных поручений правоохранительных органов;
  • 4) обмен оперативной, следственной, доказательственной, криминологической, спецтехнической информацией между правоохранительными органами государств;
  • 5) проведение совместных международных научных исследований и разработок по криминологическим проблемам, обмен опытом;
  • 6) взаимодействие государств в сфере подготовки и переподготовки кадров для правоохранительных органов, часто в сфере

узкой специализации, например, для борьбы с профессиональной, транснациональной, экономической, общеуголовной организованной преступностью;

7) взаимный обмен новинками в области оперативно-разыскной деятельности, криминологии, криминалистики и других областях[3].

Особые и более тесные формы сотрудничества существуют между государствами — членами СНГ.

Формы международного сотрудичества в борьбе с преступностью.

Рис. 18.4. Формы международного сотрудичества в борьбе с преступностью.

***.

Таким образом, следует различать международные и транснациональные преступления, некоторым образом взаимопересекающиеся, входящие друг в друга, особенно в наше время, если не выделять в качестве международных только преступления против мира и безопасности человечества. Есть самые разнообразные формы воздействия на этот тип преступности, включая прежде всего формы международного сотрудничества — от введения войск ООН или объявления войны до разрешения этих вопросов на конференциях.

  • [1] Подробнее см.: Из Доклада Генерального секретаря XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию Антонио Мариа Коста // Криминология: учеб, пособие / Г. И. Богуш и др.; под ред. Η. Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 315−325; Материалы XXII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовной юстиции // Транснациональная организованная преступность и Россия: монография / кол. авт.; науч. ред. В. А. Номоконов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2010. С. 412−631.
  • [2] URL: mylect.ru/ugolovno/480-criminologia.html?start=33
  • [3] Подробнее см.: Криминология: учебник / И. И. Рогов [и др.]. Алматы, 2006. С. 532−568; Меркушин В. В. Противодействие транснациональной организованной преступности. М., 2005. С. 163−243.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой