Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преемственность и обновление в праве. 
Рецепция права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Болгарский правовед Н. Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что… Читать ещё >

Преемственность и обновление в праве. Рецепция права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление — это две стороны одного и того же процесса: становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными. Это зависит от таких факторов, как:

  • — собственная логика развития права как социального феномена;
  • — социально-экономический строй общества;
  • -религиозно-этические традиции;
  • — историческая обстановка;
  • — внешнее влияние и др.

Болгарский правовед Н. Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, т. е. иметь консервативное, реакционное, негативное значение.

Н. Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Правопреемственность является разновидностью рецепции права. По мнению Г. В. Швекова, «преемственность всегда исторична: она связана с восприятием только правовых элементов прошлого, тогда как рецепция может проявляться и при использовании однотипных, синхронно действующих правовых норм и институтов».

Слово «receptio» по-латыни означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:

  • — прошлый правовой опыт (в этом случае как раз имеет место правопреемственность);
  • — элементы современных правовых систем.

Немецкий правовед Ф. Виеакер даже полагает, что термин «рецепция» «более правильно употреблять для обозначения восприятия каким-либо правовым порядком действующих норм современной ему юридической системы».

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем (т.е. правовых систем других современных государств) таит в себе опасность механического заимствования чуждых (исторически, социально, религиозно-этически) правовых ценностей. В случае рецепции права в форме преемственности такие ценности испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.

Самым известным примером последней формы рецепции является рецепция римского частного (гражданского) права, которое было воспринято в Средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.

Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс не имел места в праве, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое (т.е. ранее не существовавшее) в рамках культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой