Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Овидий — «певец любви»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Овидий иногда называет юных прелестниц «дичью», а молодых людей — «охотниками». Для завоевания женских сердец надлежит быть уверенным в собственной неотразимости, модно одеваться, выказывать любезность и остроумие. Начинать следует с обещаний, но при этом избегать разорительных трат. Производят впечатления письма, изящные, пропитанные тонкой лестью. Неразумно пренебрегать клятвами, даже… Читать ещё >

Овидий — «певец любви» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как часто, увлечен унылых струн судьбою Я сердцем следовал, Овидий, за тобою.

А. С. Пушкин

Среди трех вершинных поэтов «золотого века» Овидий стоит несколько особняком. К римской словесности мы с ранних лет приобщаемся чаще всего через «Метаморфозы» Овидия, эту сокровищницу мифов. Позднее узнаем о его любовных элегиях, о его изящной книге «Искусство любви», наконец, о его горестных стихах, написанных в изгнании.

Если Вергилий и Гораций были обласканы принцепсом, то Овидий стал жертвой «отца отечества».

Жизненный путь. Овидий Назон (43 г. до н.э. — 18 г. и.э.) родился в небольшом городке Сульмоне в старинной семье всадников.

Отец поэта хотел, чтобы тот пошел по престижной адвокатской или политической стезе. И хотя Овидий учился (и небезуспешно!) в школе красноречия, все прочие увлечения победила поэзия. Это было время, когда в Риме царило всеобщее тяготение к стихотворству и писало немало поэтов. Но Овидий выделялся как тематикой, так и легкой изящной манерой своих стихов, отмеченных налетом эротизма.

Овидий входил в кружок Мессалы Корвина, бывшего полководца, богача, человека независимого. В его окружении культивировали популярный в Риме жанр: любовную элегию (мастерами которой, как уже говорилось, были Тибулл и Проперций). Овидий дебютирует сборником стихов «Песни любви», выступая в условной маске изнеженного эпикурейца и «слуги Амура».

Затем следует книга «Героини», известность Овидия растет. Он выпускает дидактическую поэму «Искусство любви». Наконец, он создает знаменитую поэму «Метаморфозы».

Ссылка: месть Августа. На пике популярности Овидия постигает несчастье. После двух распавшихся браков Овидий «остепенился», женился в третий раз. Ему шел 51-й год. Неожиданно его вызвали к Августу, который обрушил на него свой гнев и приказал отправиться в ссылку. Причины высочайшего неудовольствия до сих пор не прояснены. Сам Овидий не приоткрыл тайны, не высказывался на этот счет прямо: он глухо говорит о «стихах» и некоем «проступке».

Возможно, «тайна» имела касательство к неблагополучной семейной жизни Августа, теме, болезненной для принцепса. Не исключено, что Овидий был близок к людям, окружавшим дочь Августа Юлию, которую за скандальное поведение принцепс принужден был отправить в ссылку. Не исключено, что фривольное направление стихов Овидия вызвало острое раздражение принцепса, ибо содержало насмешку над эфемерностью законодательных попыток императора морально оздоровить римское общество. Эта расправа с писателем стала событием, оставшимся в истории литературы, иллюстрацией к проблеме, ставшей актуальной для всех времен: художник и власть.

Поэт был вырван из семьи, из привычного круга друзей и отправлен «на край света». Изгнанника поселили в маленьком городке Томы на берегу Черного моря (теперь это румынский порт Констанца). Для Овидия, лишенного общения (что было тяжким наказанием для поэта), «подпитки», творческих контактов, отдушиной стала поэзия. Два сборника стихов, написанных в ссылке, «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», входят в сокровищницу мировой лирики. Из своего «далека» Овидий шлет письма Августу, умоляя вернуть его в Рим, но тщетно. В 14 г. Август умирает, у Овидия появляется надежда. Но когда новый император Тиберий стал выказывать свой жестокий нрав, Овидий понял, что в его судьбе ничего не изменится. В 18 г. он умирает в Томах. Сегодня в Констанце возвышается памятник поэту.

Наследие Овидия — восемь книг, которые отразили разные этапы его творчества.

«Песни любви». В первой книге Овидий обращается к жанру любовной элегии. Он адресует стихи своей возлюбленной, которая выступает под именем Коринны (так звали, между прочим, греческую поэтессу, соперничавшую с самим Пиндаром). Но кем она была конкретно, знатной дамой или великосветской куртизанкой, нам неведомо.

Овидий не чужд легкой фривольности, насмешливости и иронии. Уверяет, что может любить двух женщин одновременно. О себе отзывается как о «жертве страстей», которые швыряют его «словно утлый член». Он сравнивает искателя любовных приключений с солдатом, стоящим на посту в «лагере Амура».

«Героини». Вторая книга Овидия построена как серия писем женщин, героинь мифов, а также персонажей прославленных литературных произведений: Гомера, Еврипида, Вергилия. Всего в книге 15 писем, близких по форме к посланиям, отмеченным личной интонацией и исповедальной тональностью. Героини пишут письма своим возлюбленным. Открывает эту галерею гомеровская Пенелопа, олицетворение верной супруги, тоскующей о муже, Одиссее. Шутливую интонацию сменяет серьезная. Еще одна героиня — поэтесса Сапфо: Овидий интерпретирует легенду о ее несчастной любви к красавцу-юноше Фаону, когда, не добившись взаимности, Сапфо бросилась со скалы в море. Среди героинь: Дидона, Федра, Медея.

Кроме того, в книге имеются еще и письма «знаменитых мужей» (Парис, Леандр и др.).

«Искусство любви». Здесь Овидий подобен знатоку, который рассуждает о любви как о предмете, достойном изучения, комментария, объяснения. Книга близка к дидактической поэзии. Овидий демонстрирует наблюдательность, знание мужской и женской психологии, сочетание шутливости и серьезности. Поэт наставляет молодых людей, как находить предмет любви; как его завоевывать; как удержать возлюбленную.

Овидий иногда называет юных прелестниц «дичью», а молодых людей — «охотниками». Для завоевания женских сердец надлежит быть уверенным в собственной неотразимости, модно одеваться, выказывать любезность и остроумие. Начинать следует с обещаний, но при этом избегать разорительных трат. Производят впечатления письма, изящные, пропитанные тонкой лестью. Неразумно пренебрегать клятвами, даже невыполнимыми. Истинное же украшение возлюбленного — не его толстый кошелек, а живой интеллект, простота, естественность поведения. Любовь должна быть мудрой. Особая наука — сохранить любовь женщины: если ты достоин любви, то и будешь любим. Иногда полезно продемонстрировать мнимое охлаждение, разжечь в женщине ревность, памятуя, что за размолвкой обычно следует сладостное примирение.

Овидий одаривает также и читательниц «оружием» для «любовного сражения». Ни одной детали не упускает поэт: это и советы, как холить свою внешность, пользоваться косметикой, скрывать с помощью одежды природные недостатки и т. д., использовать в полной мере «лабораторию красоты».

«Искусство любви» — наиболее фривольная книга Овидия (в советское время она переводилась с купюрами) — завершается откровенным описанием интимных отношений и призывом к прекрасному полу: «Женщины, знайте себя».

«Средства от любви» — это своеобразное продолжение предыдущей поэмы. Здесь Овидий излагает советы мужчинам, которым любовь, уподобляемая болезни, причиняет страдания. Самое продуктивное средство — завести новую возлюбленную.

«Метаморфозы»: мифологический эпос. Это — одно из «вершинных» произведений римской поэзии «золотого века», написанное дактилическим гекзаметром — объемом около 12 тыс. стихов, составляющих 15 книг (метаморфозы означает «превращения»). В книге Овидия изложено примерно 250 мифов, увлекательных и многокрасочных, о различных превращениях людей, мифологических персонажей, зверей в растения, камни, звезды, другие предметы.

В этом новаторском произведении синтезированы достижения римской поэзии. Овидий собрал, систематизировал и изучил огромный объем сведений, но мифологии; побывал в тех местах, где разворачивались события, им описанные. Перед нами энциклопедия мифов, сокровищница пестрых и красочных сюжетов. В них заложены общечеловеческий смысл, зачастую глубокая правда о человеческой природе, психологии, взаимоотношениях людей.

Мифы: художественная обработка. Овидий придавал мифологическим сюжетам наглядность, красочность, отсекал малосущественное, акцентировал отдельные детали. Так освоен миф о Пигмалионе, который у Овидия обретает философское наполнение. Тема этой миниатюры — природа художественного творчества. Только те создания искусства совершенны и жизненны, в которые художник вложил вдохновение, жар души.

Многие мифы с легкой руки Овидия стали хрестоматийными. Редкой красоты юноша Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказ богами. Трогательна трагическая история двух влюбленных, Пирама и Тисбы. Этот сюжет был использован Чосером в «Кентерберийских рассказах», Шекспиром («Сон в летнюю ночь»). Широко известен миф о Ниобе. В числе самых популярных — миф о Дедале и Икаре. Воплощением супружеской любви, пронесенной до старости, до последнего дыхания, стали Филемон и Бавкида. Гёте увековечил эту пару в финальных сценах второй части «Фауста». Среди героев «Метаморфоз» такие известные мифологические персонажи, как Эвридика, Гиацинт, Ифигения, циклоп Полифем, нимфа Галатея и др. Финал произведения — перекличка с «Памятником» Горация:

Вот завершился мой груд, и его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огонь, ни алчная страсть.

Параллельно с «Метаморфозами» Овидий писал книгу «Фасты» — своеобразный месяцеслов; поэт успел написать шесть частей из задуманных 12. В каждой части характеризуется один месяц. Например, третий месяц года посвящен богу войны Марсу, четвертый — богине Венере. В «Фастах» Овидий удачно осваивал богатства римского фольклора.

Позднее творчество: годы ссылки. Общая тональность сборника «Скорбные элегии» — минорная, печальная. Поэт обращается к Августу, как к богу, уповая на его милосердие. Признает свою вину в создании «злосчастных» книжек стихов, уверяет принцепса, что отнюдь не подрывал «нравственность»; ведь его стихи были не о целомудренных матронах, а о гетерах. А главное, несправедливо относить тематику его стихов к поведению и облику самого поэта.

Вторая книга «Послания с Понта» адресована друзьям поэта. Среди них Брут, Север, Гермаиик, Цезарь. Круг его общения, привязанностей широк и разнообразен. Овидий не устает повторять, что дружба — неоценимый дар. Память о встречах с друзьями дает силы. Есть еще одна «сквозная» тема поздних стихов Овидия: тема поэзии, которая и была высшим смыслом его бытия.

Жизнь — быстротечна, мода — переменчива, поэзия — бессмертна.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой