Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разноуровневые учебно-познавательные задачи как средство дифференцированного обучения биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметная область — класс фиксированных объектов, предметов, о которых идет речь в задаче. Отношения связывают предметы, области (постоянные, переменные); элементы предметных областей и отношения считают известными (данными), если в условии задачи точно указаны их значения. В противном случае они считаются неизвестными. Требования задачи — то, что необходимо установить в результате решения… Читать ещё >

Разноуровневые учебно-познавательные задачи как средство дифференцированного обучения биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достоинство хорошей методы состоит в том, что она уравнивает способности; она вручает всем средство легкое и верное.

Френсис Бэкон

Одним из оптимальных методов дифференцированного обучения на уроках биологии являются учебные познавательные задачи биологического содержания.

В процессе обучения педагогом должны использоваться познавательные задачи разного уровня сложности. Однако в современных пособиях для учителей, задачниках (Е. Н. Дмитров, Т. А. Бабакова, А. П. Момотова и др.) задачи не подразделяются по уровню сложности. Учителя если и используют эти сборники задач, то без учета индивидуальных типологических групп учащихся.

Познавательные задачи как активный метод обучения

Важную роль познавательных задач в педагогическом процессе признают все, однако при изучении биологии широкое распространение получили вопросы-задачи, задания, а познавательные задачи используются редко.

Задача в самом общем виде — это система, обязательными компонентами которой являются:

  • — предмет задачи, находящийся в исходном состоянии;
  • — модель требуемого состояния предмета задачи.

Е. Н. Демьянков считает, что в практике обучения встречаются понятия «задача», «познавательная задача», «учебная познавательная задача». Понятие «задача», по мнению Демьянкова, многозначно: узкое — задача как внешняя форма предъявления задания ученику, имеющая специфическую структуру (данные, условия и требования, цель действий) и выраженная в материальной форме (словах, знаках), более широкое — задача как цель, данная в определенных условиях [см. 22—24]. Отличие учебной задачи состоит в том, что ее цель и результат направлены на изменение самого субъекта, на овладение им определенными способами действий. Поэтому понятие «учебная познавательная задача» представляется как описывающая какое-то явление учебная комбинация, формулировка которой содержит определенное противоречие и предполагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи.

И. Я. Лернер предложил такую трактовку: познавательная задача — это задача, решение которой обращено к получению новых знаний с помощью уже известных или новых способов решения [45].

Любая учебная познавательная задача состоит из одних и тех же частей: условия, требования задачи, оператора задачи (рис. 1).

Структура учебной познавательной задачи (по Л. М. Фридману).

Рис. 1. Структура учебной познавательной задачи (по Л. М. Фридману).

Предметная область — класс фиксированных объектов, предметов, о которых идет речь в задаче. Отношения связывают предметы, области (постоянные, переменные); элементы предметных областей и отношения считают известными (данными), если в условии задачи точно указаны их значения. В противном случае они считаются неизвестными. Требования задачи — то, что необходимо установить в результате решения задачи. Оператор задачи — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее требование.

Общеизвестно, что роль задач для развития мышления, его стимулирования не только велика, но и невозместима. Оперирование задачами предполагает накопление и усвоение необходимых знаний. Оперирование знаниями в новых условиях и представляет собой решение задач.

При решении задач учащиеся глубже усваивают тот учебный материал, который входит в ситуацию задачи. Познавательные задачи в своей совокупности содействуют развитию познавательных возможностей учащихся и тем самым облегчают процесс углубленного усвоения учебного материала в целом.

В настоящее время наиболее распространенным способом решения задач на уроках биологии является система устных рассуждений. Поэтому учащиеся такие задачи воспринимают как традиционные вопросы, вопросы-размышления. Часто встречается ситуация, когда ученики хорошо знают материал, но не умеют решить задачу, становятся в тупик. Прочитав условие, большинство из них не знает, с чего начать решение. Опыт использования задач в изучении биологии показал, что обучающиеся для того, чтобы их решать и составлять, должны овладеть определенными знаниями и умениями (последовательностью действий по составлению и решению задачи, навыками решения, точностью выражения мысли, логикой мышления, умением делать обобщения и выводы).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой