Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационная деятельность предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прикладные исследования, как правило, осуществляются с целью прикладного применения новых знаний и решения конкретных практических задач и представляют собой преломление результатов фундаментальных научных исследований в процессе производства, передачи нового продукта, технологической схемы и т. д. Они выступают как работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования… Читать ещё >

Инновационная деятельность предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое предприятие может осуществлять различные изменения в своей деятельности, типах выпускаемой продукции, использовании факторов производства, которые повышают производительность и коммерческую результативность. Поэтому прежде чем рассматривать управление деятельностью, целесообразно обратиться к собственно объекту управленческого воздействия, т. е. сущности и содержанию инновационной деятельности предприятия.

В предпринимательской практике обычно различают две модели деятельности предприятий: традиционную (классическую) и инновационную.

Традиционная модель деятельности предприятия — это воспроизводственная деятельность, в рамках которой предприятие активизирует свои внутренние резервы для сокращения издержек, снижения себестоимости продукции, повышения рентабельности, что способствует увеличению прибыли. Выпуская традиционную продукцию, реализуя базовые технологии и оборудование, предприятие формирует издержки на уровне выше средних и может стать убыточным.

Инновационная модель предполагает поиск таких источников развития предприятия, в основе которых лежат инновационные технологии и продукты, которые могут пользоваться высоким потребительским спросом на традиционных или вновь сформированных рынках. Такая модель исходит из необходимости снижения издержек и увеличения тем самым прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции, она также предполагает осознанное стремление выпускать продукцию, отличающуюся новыми потребительскими свойствами, значительно более высоким качеством и значительно меньшими, чем у конкурентов, технологическими и функциональными издержками. Одним из центральных элементов такой модели становится инновационная деятельность предприятия.

Инновационная деятельность предприятия — это самостоятельно инициируемый компанией и осуществляемый на собственный риск процесс, направленный на продуцирование новых идей, создание или легитимную имитацию (копирование) и введение в употребление прикладных результатов научных исследований, проектных и опытно-конструкторских разработок в новом или усовершенствованном продукте, освоенном производством и реализуемом на традиционном или вновь формируемом потребительском рынке, инновационной или значительно улучшенной промышленной технологии, воплощенной в промышленном производстве, новых организационных процессов, методов деловой практики, маркетинга или организации рабочих мест.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» под инновационной деятельностью подразумевается научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования.

Это единый научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты, технологии и процессы, имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков. Для быстрого создания, распространения и продвижения инновации предприятию нужна развитая инфраструктура инновационной деятельности.

В соответствии с Рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям, инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью[1].

Инновационная деятельность включает ряд последовательных этапов, которые лишь частично воплощаются в новых продуктах или технологиях. В зависимости от размеров инновационного предприятия и избранной им стратегии инновационной деятельности отдельные этапы могут отсутствовать, другие — переданы на аутсорсинг, а на иных, напротив, могут быть сосредоточены основные усилия. Так, например, деятельность известной японской компании CASIO сосредоточена главным образом на разработке электронных устройств с инновационными функциями для выполнения интеллектуальных и творческих задач, а их производство и сбыт передается другим компаниям.

В наиболее полном и обобщенном виде инновационная деятельность предприятия может включать следующие компоненты:

  • — непрерывная диагностика технологических трансформаций в соответствующей отрасли или в смежных отраслях, социальных изменений и соответствующих изменений потребительских предпочтений, новых бизнес-процессов и рыночных возможностей и т. п.;
  • — выявление новых технологических и рыночных возможностей предприятия, как правило, возникающих при переменах;
  • — организация и осуществление прикладных (реже — фундаментальных) научных исследований и разработок в той отрасли, в которой специализируется предприятие;
  • — формирование по результатам НИОКР совокупности наиболее жизнеспособных идей и инновационных разработок;
  • — анализ и оценка разработок с точки зрения инвестиционной емкости, технологической и коммерческой реализуемости, их отбор и формирование портфеля инноваций предприятия;
  • — разработка бизнес-проектов наиболее перспективных инноваций и их детальная экспертиза;
  • — поиск необходимых ресурсов, венчурное или прямое финансирование инновационных проектов;
  • — создание опытного (демонстрационного) образца инновационного продукта и представление заинтересованным сторонам;
  • — экспериментальное производство инновации, маркетинговое исследование и пробный вывод на традиционный рынок;
  • — корректировка схемы производства и реализации инновации, при необходимости формирование нового рынка;
  • — осуществление серийного производства инновационного продукта, его сбыт и продвижение на рынке.

Инновационная деятельность включает также финансовую и коммерческую составляющие.

Рассмотрим данные компоненты более подробно.

Новые технологические и рыночные возможности предприятия должны быть предметом целенаправленной инновационной деятельности, которая заключается в организованном поиске перемен, а также в анализе возможностей, которые несут подобные перемены. Это связано прежде всего с тем, что традиционные представления о технологиях и их реализации больше не соответствуют реалиям. Примером может служить фармацевтическая индустрия, которая сегодня все сильнее зависит от генетики и генной инженерии, микробиологии и молекулярной биологии, медицинской электроники и т. п., т. е. от технологий, которые находились за пределами традиционной фармакологии.

Поиск инновационных идей и создание соответствующих инновационных продуктов не исчерпываются только научными исследованиями и разработками. Питер Друкер утверждал, что «инновационная деятельность — это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности…»[2]

Таким образом, одним из ключевых этапов инновационной деятельности является диагностика — непрерывный мониторинг и последовательный анализ тех областей, где возможны или уже произошли перемены, несущие в себе возможности изменений в функционировании предприятия. П. Друкер считает, что целенаправленная инновационная деятельность подразумевает отслеживание семи источников инновационных возможностей. Эти источники могут быть разделены на две группы.

Первая группа относится к отрасли или к внутренней среде предприятия; эти источники могут быть выявлены менеджментом предприятия. В первую группу, по мнению П. Друкера, входят следующие источники инновационных возможностей[3]:

  • — непредвиденное — неожиданные успех или неудача в деятельности предприятия, внезапные сторонние события, которые могут способствовать выпуску новой продукции;
  • — несоответствие между реальностью и тем, как эта реальность представляется, или, иначе говоря, между тем «как есть» и «как должно быть», что позволяет конкретно сформировать требования к новации;
  • — насущная необходимость модернизации существующих процессов в организационной деятельности;
  • — неожиданные перемены в отраслевой или рыночных структурах.

Вторая группа источников инновационных возможностей связана с изменениями в социальной сфере:

  • — демографические изменения на потребительском рынке, меняющие требования к продуктовой линейке и вынуждающие ориентироваться на формирование ее нового сегмента;
  • — изменение настроений, восприятия и смысловых значений, вкладываемых потребителем в продукцию и процессы традиционного назначения;
  • — новые научные и организационные знания.

Новые рыночные и технологические возможности предприятия могут быть выявлены где угодно: в технологиях, человеческих потребностях, поведении потребителей и социальных нормах.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую составляющую инновационной деятельности. Они являются промежуточным шагом научно-производственного цикла предприятия, а научно-технические инновации и изобретения выступают как его конечный результат, реализуемый с целью практического применения и удовлетворения потребительских нужд. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса. Этапы и содержание научных исследований и разработок в Российской Федерации регламентирует ГОСТ 15.101—98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» и ГОСТ РВ 15.203—2001 «Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей».

Прикладные исследования, как правило, осуществляются с целью прикладного применения новых знаний и решения конкретных практических задач и представляют собой преломление результатов фундаментальных научных исследований в процессе производства, передачи нового продукта, технологической схемы и т. д. Они выступают как работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем. Прикладные исследования могут трактоваться и как процесс придания имеющимся ресурсам новых качеств, способствующих получению дополнительной прибыли. Так, еще в начале прошлого века нефть была просто углеводородным сырьем, лишь после того как были открыты способы ее переработки, она стала топливом для принципиально новых в то время двигателей внутреннего сгорания.

Разработки — это наукоемкая деятельность, направленная на создание новых продуктов или устройств, новых материалов и технологий, процессов, систем или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Разработки включают опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, создание опытных образцов и их испытания.

Опытно-конструкторские работы связаны с анализом возможных вариантов, сборкой и испытанием прототипов (моделированием), выработкой концепции и созданием опытных образцов (моделей), обладающих принципиальными особенностями создаваемого инновационного объекта.

Проектные работы заключаются в детальной проработке инновационных идей и вариантов инновационного объекта с целью разработки обоснований, проектных решений и чертежей, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, иной проектной документации для их последующего согласования, экспертизы, утверждения и запуска в производство.

Технологические работы состоят в структурном проектировании и интеграции основных и вспомогательных технологических процессов с организационными в единую систему (создание схемы опытного или серийного производства), обеспечивающую выпуск продукции или реализацию в производстве технологии, машин и оборудования, характеристиками которых является их научно-техническая новизна и коммерческий потенциал.

В базовую совокупность наиболее жизнеспособных инновационных разработок включаются новшества в разной степени их проработки, прошедшие стадию предварительного отбора, но результатам экспресс-анализа с точки зрения их перспективности, востребованности, экономической рентабельности и перспектив технологической и коммерческой реализуемости.

Для предварительного отбора инновационных разработок при формировании инновационной политики предприятия определяется перечень наиболее существенных показателей и критериев отбора новшеств. Каждому показателю может быть дана качественная оценка достигаемого уровня: «низкая», «ниже среднего», «средняя», «выше среднего», «высокая». На этом этапе может работать правило отсечения идей и разработок с низким уровнем значений оценочных параметров, а разработки, имеющие не менее одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», считаются претендентами для включения в группу приоритетных инновационных разработок.

Анализу оценка и отбор инновационных разработок включает три этапа: предварительную оценку проекта, тщательное изучение разработок {due diligence — обеспечение должной добросовестности) и подготовку итогового заключения.

Предварительная экспертиза осуществляется с применением современных количественных методов оценки ожидаемой эффективности и затрат.

Процедура тщательного изучения предусматривает оценку технологических возможностей и предполагаемого рынка продуктов или услуг, всестороннюю проверку чистоты правообладания интеллектуальной собственностью и коммерческой привлекательности инновационной разработки, а также расчет предполагаемой эффективности инновационных проектов с учетом рисков их коммерческой реализации. Одновременно вычисляются коэффициенты предпочтения с учетом инвестиционной емкости и структуры затрат на инновации.

Степень приоритетности инновационных проектов рассчитывается как отношение ожидаемой эффективности к затратам. Все проекты упорядочиваются (ранжируются). Набор проектов, дающих степень приоритетности не ниже 70%, считается приоритетным, а 20—30% проектов, имеющих наибольшую эффективность, могут считаться критически важными для предприятия.

С учетом этих критериев осуществляется отбор инноваций для включения в портфель инновационных разработок предприятия, представляющий собой перечень инноваций, которые необходимо доработать либо приобрести предприятию и внедрить в производство для реализации приоритетных направлений инновационной деятельности. Количество инноваций, включаемых в портфель, зависит от объема финансовых, материальных, интеллектуальных и иных возможностей и ресурсов, задействованных для их реализации, возможностей управления инновационными проектами, а также от потенциала их коммерциализации как объектов интеллектуальной собственности. В инновационный портфель в зависимости от масштабов предприятия целесообразно включать один-два крупных инновационных проекта, которые в случае успеха могут завоевать новую технологическую, рыночную и (или) конкурентную позицию, а также несколько мелких проектов, не требующих значительного финансирования, но позволяющих реализовать их в новых или усовершенствованных продуктах.

В целом успех инновационной деятельности предприятия определяет обладание каким-либо уникальным ресурсом: идеей, разработкой, технологией (ноу-хау), новым производственным или организационным знанием. Нет ничего более ценного, чем новые прорывные знания. Они не передаются конкурентам просто так, их нельзя так легко купить, как оборудование и сырье.

Инновационная деятельность предприятия осуществляется путем реализации инновационных проектов. Данный проект представляет собой всестороннюю характеристику инновационного продукта (технологии, процесса), план распределения и использования ресурсов, выделенных для инновационной деятельности, направленный на осуществление данной инновации на всем протяжении ее жизненного цикла, а также основные коммерческие и финансовые показатели. Инновационные проекты играют важную роль в деятельности предприятия, поскольку, они являются: основным инструментом реализации его инновационной политики; источником формирования производственного потенциала; одним из механизмов реализации стратегических целей развития; важным условием обеспечения рыночной стоимости предприятия; одним из способов обеспечения оптимальной нормы прибыли в течение длительного срока; эффективным направлением повышения конкурентоспособности.

Разработка бизнес-проектов инноваций должна предусматривать обоснование требований к исходным данным проекта, учитывающим требования потенциальных инвесторов; формализацию методов проведения иредпроектных исследований, в том числе маркетинговых исследований, патентного поиска и анализа публикаций; формулирование бизнес-модели и построение системы защиты авторских и коммерческих прав инновационного проекта, а также защиты от его возможного копирования; обоснование организационно-технологических мероприятий для завершения разработки и производства инновационной продукции, вывода ее на рынок и последующего продвижения; определение потребности в первоначальных инвестициях и расчет сроков предполагаемой окупаемости инновационного проекта.

Финансирование инновационного проекта и элементы инфраструктуры, его осуществляющие, рассмотрены в предыдущих главах. Потенциальные инвесторы отдают предпочтение инновационным проектам, в которых:

  • — описываемый проект решает конкретную потребительскую проблему;
  • — работает профессиональная команда;
  • — выбранный рынок имеет потенциал расширения;
  • — учтены не только прямые, но и косвенные конкуренты, способные при изменениях в их деятельности стать прямыми в краткосрочной перспективе;
  • — конкурентное преимущество не может быть нейтрализовано за счет его копирования существующими потенциальными конкурентами до достижения предполагаемого уровня окупаемости в заданный срок;
  • — экономика проекта проработана, ясно, как он принесет обещанную прибыль;
  • — используется объективная и подтверждаемая информация.

Опытный (демонстрационный) образец (прототип), представляет собой прообраз инновационного продукта, технической или технологической инновации, который еще далек от использования и опытного производства. Он может быть создан в небольшом количестве или даже в единичном экземпляре и предназначен для проверки его потребительских качеств, испытания возможностей инновации и демонстрации технической осуществимости, применимости новшества и представления свойств и характеристик продукта заинтересованным сторонам.

Обязательным требованием к опытному образцу является его действенность и способность продемонстрировать гарантированную инновационность. Очень важно показать, что реализация инновационного проекта даст новые возможности получения прибыли, позволит резко сократить издержки, упростить работу и повысить производительность, увеличить продажи, стать приятной неожиданностью для клиентов и т. д.

Экспериментальное производство представляет собой пробное промышленное изготовление и отработку опытных образцов инновационных изделий или апробацию инновационных технологий или процессов. Экспериментальное производство предполагает предварительные производственно-технологические разработки, предусматривающие модификации продукта и технологии, перепроектирование производственных линий, переподготовку персонала для внедрения новых технологий и использования оборудования, а также изменения в процедурах, способах и стандартах производства и контроля качества нового продукта или применения нового технологического процесса, собственно запуск пробного производства.

Маркетинговое сопровождение инновационных разработок состоит в прогнозировании рыночного спроса на будущий инновационный продукт в условиях неопределенности и риска, а также в комплексе мероприятий его коммерциализации и продвижения на рынок. Маркетинговое сопровождение включает проведение маркетинговых исследований на рынке инноваций, разработку информационной базы и модели рынка, диагностику рисков на рыночных сегментах и определение мер по их снижению, обоснование стратегии проникновения и пробный вывод продукта на традиционный рынок, а также адаптацию продукта к различным рынкам.

По результатам маркетингового исследования и пробного вывода инновационной продукции на рынок, как правило, осуществляется корректировка схемы производства и реализации инновации, а при необходимости и формирование нового рынка.

Внедрением и массовым производством научно-технических и продуктовых новшеств как одной из завершающих стадий инновационного процесса занимаются обычно достаточно развитые фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. На этом этапе для инновационной деятельности предприятия характерно ускоренное освоение массового производства, вызванное потребностью упредить конкурентов в выводе на рынок аналогичной продукции.

Сбыт инновационной продукции — это процесс коммерческой реализации результатов инновационного процесса через систему отношений с внешней сбытовой сетью, осуществляемый с целью доведения продукции до конечного потребителя для более полного удовлетворения его потребностей и максимизации прибыли предприятия. Сбыт инновационной продукции также предусматривает рациональное поведение на рынке с учетом особенностей выводимой продукции и быстро изменяющейся конъюнктуры рынка.

Стратегия сбыта инновационной продукции должна быть основана на избранной стратегии маркетинга: охвата традиционного рынка, создания новых рынков, позиционирования товара и т. д. Политика сбыта должна включать формы и каналы сбыта, а также вопросы ценообразования, формирования спроса и стимулирования сбыта, в том числе рекламу, коммерческое кредитование, скидки.

Основной формой сбыта инновационной продукции, как правило, является прямой сбыт — непосредственная реализация продукции производителя конкретному конечному потребителю на свободном рынке без заранее установленных ограничений относительно количественных и качественных характеристик продукции. Также может осуществляться ее продажа на специализированных выставках и ярмарках.

Кроме того, предприятие может покупать у сторонних компаний необходимую ей техническую информацию, выплачивая соответствующие отчисления или лицензионные платежи за патентованные объекты интеллектуальной собственности, приобретать ноу-хау, инвестировать в разработку необходимого программного обеспечения, приобретать квалифицированный труд, используя компетенции инжиниринговых и консультационных компаний.

Таким образом, у предприятий, позиционирующих себя как инновационные, есть два основных возможных способа действий. Первый: предприятие может самостоятельно или в партнерстве другими компаниями инвестировать в деятельность по созданию инноваций. Второй: оно может потратить средства на освоение инноваций, разработанных другими организациями. Эти два способа на практике имеют множество комбинаций, например, предприятие может: освоить успешную организационную инновацию, разработанную другой компанией, и приспособить ее для своей деятельности; приобрести новые знания и технологии у других компаний, а затем превратить их в инновационные продукты или технологии; заимствовать и приспособить новую технологию к своей производственной системе; ввести новый компонент, полученный от внешнего поставщика, в свой конечный продукт.

В целом инновационная деятельность в условиях быстрого роста и изменений в экономике является обязательной для успеха любого предприятия. Влияние инноваций на деятельность предприятия весьма разнообразно: от изменений в производительности, объеме и качестве выпускаемой продукции до воздействия на конкурентоспособность и положение на рынке.

  • [1] Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.Вып. 2. М., 2014.
  • [2] Друкер П. Бизнес и инновации. С. 39.
  • [3] Там же. С. 63.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой