Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, использование рассмотренных статистических и динамических методов экономической оценки инвестиций и инноваций позволяет получить точные результаты об их эффективности для типового АТП. Кроме того, в зависимости от текущего состояния АТП и достигнутых им результатов в инвестиционной и инновационной сферах осуществляется выбор стратегии лидера, внедрение принципиально новых… Читать ещё >

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие любого АТП невозможно без привлечения инвестиций. Вместе с тем и в литературе, и в профессиональной среде всегда найдутся желающие заявить о необходимости привлечения капитальных вложений. Есть ли разница между этими понятиями? Однозначно есть! Чтобы ее уточнить обратимся к Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации»[1], в котором представлено законодательное понимание терминов «инвестиции» и «капитальные вложения»:

  • • инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
  • • капитальные вложения — это форма инвестиций, представляющая собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин и оборудования, инструмента, инвентаря и других капитальных затрат.

Следовательно, инвестиции представляют собой комплекс активов, имеющихся у автотранспортных предприятий, в то время как капитальные вложения ограничиваются только вложением в основные производственные фонды предприятий автомобильного транспорта.

Безусловно, рассматривать инвестиции автотранспортных предприятий необходимо в их многообразии и многоаспектное™, которые проявляются в науке и хозяйственной практике. Различаются:

  • Реальные инвестиции (капитальные вложения) — вложения в различные виды экономической деятельности автотранспортных предприятий, обеспечивающие приращение реального капитала.
  • Финансовые инвестиции — вложения денежных средств ATII в материальные и иные ценности, ценные бумаги, вложения в уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, а также займы, предоставленные ему нефинансовыми структурами.
  • Интеллектуальные инвестиции — вложения денежных средств АТП, направленные на приобретение НМЛ, на повышение квалификации и обучение работников.
  • Инвестиции непосредственные предполагают, что инвестор может участвовать в выборе инвестиционного объекта.
  • Косвенные инвестиции реализуются через финансовых посредников (коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды и др.).
  • Иностранные инвестиции — вложения денежных средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств.
  • Внутренние инвестиции — вложения денежных средств в инвестиционные объекты внутри конкретной страны.
  • Внешние инвестиции — вложения денежных средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов конкретной страны.
  • Спекулятивные инвестиции — вложение капитала в наиболее рисковые активы, где ожидают получения максимального дохода.
  • Прямые инвестиции — вложения средств в уставные капиталы других предприятий для установления непосредственного контроля над инвестиционным объектом.
  • Портфельные инвестиции — денежные средства ЛТП, вложенные в различные активы для извлечения дохода и диверсификации рисков.
  • Валовые инвестиции — инвестиционный продукт, направляемый на поддержание и увеличение основного капитала и запасов АТП.
  • Инвестиции по созданию — вложение средств при создании АТП.
  • Текущие инвестиции — затраты на текущий ремонт, а также на замену изношенного и устаревшего оборудования на АТП.
  • Дополнительные инвестиции — затраты на оснащение средствами производства в уже существующих местах размещения (к ним относятся инвестиции, направленные на расширение номенклатуры оказываемых услуг, внесение изменений в эксплуатационную программу, обеспечение безопасности и надежности транспортных услуг).
Представленные виды инвестиций характерны как для действующего, так и вновь создаваемого АТП. При этом для действующего АТП характерны обновление внеоборотных активов, реконструкция и модернизация.

Обновление внеоборотных активов действующего АТП предполагает реализацию комплекса мероприятий по повышению технико-экономического уровня оказания транспортных услуг посредством механизации и автоматизации работ, замены морально и физически изношенного оборудования, повышения качества работы служб эксплуатации и технической поддержки. Обновление внеоборотных активов действующих автотранспортных предприятий обусловлено интенсификацией оказания транспортных услуг, повышением качества оказания транспортных услуг посредством роста производительности труда, сокращения рабочих мест, снижения себестоимости услуг, экономии материальных ресурсов.

Реконструкция действующего АТП предполагает переустройство функционирующих основных и вспомогательных объектов без расширения имеющихся зданий и сооружений в связи с повышением технико-экономического уровня оказания транспортных услуг с учетом достижений науки и техники.

Модернизация действующего АТП предполагает ввод различных усовершенствований в соответствии с новыми требованиями к нормированию, качеству, технологиям.

Модернизация АТП предполагает разработку результативных инвестиционных стратегий и целей развития.

Важно запомнить Конкретными мероприятиями по проведению модернизации на автотранспортных предприятиях являются: развитие кооперации между основными группами стейкхолдеров (собственниками, акционерами, работниками и т. д.); повышение роли технической оснащенности предприятия; упорядочение процессов создания и ликвидации предприятий для повышения устойчивости их функционирования и развития; увеличение ответственности аудиторских и консалтинговых компаний за достоверность предоставляемых ими сведений; формирование многоуровневой, системы стратегического планирования на предприятиях.

Оценить результативность обновления внеоборотных активов, реконструкции и модернизации действующих автотранспортных предприятий можно с помощью показателей деловой и инвестиционной активности на основании расчета величины показателей, указанных в строках бухгалтерского баланса (ф. 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. 2), а также их сопоставления (табл. 6.2).

Таким образом, показатели деловой активности предполагают анализ скорости оборота имеющихся у АТП средств, а показатели инвестиционной активности характеризуют объем денежных средств, направленных на модернизацию, реконструкцию и обновление внеоборотных активов АТП, а также на инвестиции в сторонние организации.

В настоящее время все чаще и научные работники, и практики обращают внимание на необходимость исследования инновационной активности автотранспортных предприятий — интенсивности использования инноваций в его хозяйственной деятельности.

Пример из практики При оценке инвестиционной активности АТП принято анализировать: кадровый состав со срезом в области профессиональных интересов работников (опыт проведения научных и исследовательских работ, образование, профессиональТаблица 6.2

Показатели деловой и инвестиционной активности действующего автотранспортного предприятия.

Показатель.

Формула расчета.

Комментарий.

Показатели деловой активности

Оборачиваемость активов (раз).

Стр. 010 [ф. 2]/стр. 300 [ф. 1].

Выручка-нетто от перевозок/ средняя за период стоимость активов.

Оборачиваемость запасов (раз).

Стр. 020 [ф. 2]/стр. 210 [ф. 1|.

Себестоимость перевозок/срсдняя за период стоимость запасов.

Фондоотдача.

Стр. 010 [ф. 2]/стр.120 [ф. 1].

Выручка от перевозок/средняя остаточная стоимость основных средств.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (раз).

Стр. 010 [ф. 2]/(стр. 230 + + стр. 240 |ф. 1]).

Выручка от перевозок/срсдняя за период сумма дебиторской задолженности.

Время обращения дебиторской задолженности (дни).

365/(стр. 010 [ф. 2]/(стр. 230 + + стр. 240 [ф. 1])).

Количество дней в году/оборачиваемость дебиторской задолженности.

Средний возраст запасов (дни).

365/(стр. 020 [ф. 2]/стр. 210.

[ф.ф.

Количество дней в году/оборачиваемость запасов.

Операционный цикл (дни).

365/(стр. 021 [ф. 2]/стр. 211.

[Ф- 1J).

Количество дней в годуДВремя обращения дебиторской задолженности/средний возраст запасов).

Оборачиваемость оборотного капитала (раз).

Стр. 010 [ф. 2 |/стр. 290 [ф. 1 ].

Выручка от перевозок/срсдняя за период стоимость оборотных средств.

Оборачиваемость собственного капитала (раз).

Стр. 010 [ф. 2]/стр. 490 | ф. 1].

Выручка от перевозок/средняя за период сумма собственного капитала.

Оборачиваемость общей задолженности (раз).

Стр. 010 [ф. 2]/ (стр. 590 +.

+ стр. 690 — стр. 650 — стр. 640.

[Ф. id.

Выручка от перевозок/средняя за период величина привлеченного капитала.

Показатели инвестиционной активности

Увеличение выручки от оказания транспортных услуг (руб.).

О’рпосс- VVJ/IC

Выручка от оказания транспортных услуг после и до освоения инвеетиций/сумма инвестиций.

Рентабельность инвестиций.

(ПЧпосле — ПЧД0)//С.

Прибыль чистая после и до освоения инвестиций/сумма инвестиций.

Рост чистого дохода.

[(Пч«ослС — Пчдо) +.

+после — A J]/IC

Сумма чистой прибыли (после и до освоения инвестиций) и амортизационных отчислений (после и до освоения инвестиций) к сумме инвестиций.

Повышение выработки на одного работника.

(В""сле-В J/IC

Среднегодовая выработка одним работником (после и до освоения инвестиций) к сумме инвестиций.

ные интересы, заинтересованность в инновациях и др.); финансовые ресурсы (федеральные, грантовые, инвестиционные, собственные, заемные); материальнотехническое оснащение (опытная база, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование); интеллектуальная собственность (изобретения, товарные знаки, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы, планы-проекты); дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности предприятия (партнерские и личные связи с университетами и научно-исследовательскими институтами, ресурс площадей, опыт управления проектами).

Для оценки эффективности привлечения инвестиций и внедрения инноваций автотранспортные предприятия используют преимущественно статические методы, которые позволяют оценить эффективность инвестиций в конкретный момент времени, и динамические методы, учитывающие фактор времени при оценивании результатов инвестиционной деятельности.

Статические методы оценки экономической эффективности инвестиций и инноваций на действующих и вновь создаваемых автотранспортных

предприятиях

1. Метод определения срока окупаемости инвестиций.

Срок окупаемости инвестиций — это период времени, требующийся для возврата вложенной денежной суммы (без дисконтирования). Затем этот период сравнивается с тем временем, которое руководство предприятия считает экономически оправданным для освоения инвестиций.

В общем случае расчет показателя периода окупаемости инвестиций выполняют, но формуле.

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где /, — инвестиционные вложения в проект в г-м временном периоде; Pt — денежный поток, генерируемый первоначальными инвестициями в г-м временном периоде; t — временной период, в котором наступает окупаемость, или по формуле.

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где Т — срок окупаемости инвестиционного проекта, лет; 1C — сумма инвестиций; Пч — чистые поступления (чистая прибыль) в первый год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости; А — амортизационные отчисления в расчете на год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости; Дч — чистый доход в первый год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости; Тэо — экономически оправданный срок окупаемости инвестиционного проекта, определяемый инвестором.

К данному методу целесообразно обращаться ради получения информации, расширяющей представление о различных аспектах принятия решения в части освоения инвестиций и инноваций.

2. Метод расчета бухгалтерской рентабельности инвестиций (ROI).

Другие названия этого метода — средняя норма прибыли на инвестиции (ARR); расчетная норма прибыли на капитал (ARR). Как следует из названия, основной для расчетов показатель позволяет сравнить доходность АТП в результате освоения инвестиций и вложенный капитал, причем делается это не на основе денежных поступлений, а с учетом бухгалтерского показателя дохода АТП.

Для расчета ROI необходимо воспользоваться формулой.

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где П6ал — прибыль балансовая; Пчист — прибыль чистая; RV — ликвидационная стоимость инвестиционного проекта.

Показатель ROI сопоставляют со стандартными для АТП уровнями рентабельности, например, с рентабельностью авансированного капитала (RAK), поэтому, если ROI > RAK, проект принимается; ROI < RAK, проект отклоняется. Из нескольких альтернативных инвестиционных проектов выбирается проект с наибольшим значением ROL

Таким образом, метод целесообразно использовать в случае, если в течение всего срока освоения инвестиций прибыль будет примерно одинаковой, а налоговая и учетная политика АТП не претерпит существенных изменений.

Пример решения задачи Стоимость подвижного состава по инвестиционному проекту составляет 24 000 у.е. Срок инвестиционного проекта — 5 лет. Дополнительные единовременные затраты па увеличение оборотных средств — 2000 у.е. Амортизация — 4000 у.е. в год. Реализация проекта обеспечит получение дохода в 10 000 у.е. в год (в том числе амортизация). Определить ROI.

Решение.

  • 1. Сумма 1C составляет 24 000 + 2000 = 26 000 у.е.
  • 2. Прибыль предприятия — 6000 у.е.
  • 3. Чистая прибыль составляет 6000 — 6000 • 0,24 = 4560 у.е.
  • 4. Ликвидационная стоимость подвижного состава составит 24 000 — 4000 • 5 = = 4000 у.е. (т.е. все капитальные затраты не будут амортизированы).
  • 5. Рассчитаем ROI:
Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

Итак, ЛТП получит выгоду в размере 54,5% (а точнее, 41,5%) от реализации данного проекта. * 1

Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций и инноваций на действующих и вновь создаваемых автотранспортных

предприятиях

1. Метод расчета чистого приведенного эффекта (NPV). Иные названия метода в зарубежных и отечественных первоисточниках: расчет чистой текущей стоимости; расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД); расчет чистой сегодняшней ценности. Метод предполагает определение чистой текущей стоимости объекта инвестиций, на которую может увеличиться рыночная стоимость хозяйствующего субъекта транспортной отрасли в результате реализации инвестиционного проекта или внедрения инноваций.

Чистая текущая стоимость (или чистая приведенная стоимость, или чистый дисконтный доход) — это стоимость, определяемая посредством дисконтирования разности всех оттоков и притоков денежных средств в течение всего периода функционирования инвестиционного объекта или инновации. Чистый приведенный эффект рассчитывается по формуле.

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где Pj — годовые чистые денежные потоки, генерируемые первоначальной инвестицией в течение п лет; г — норма дисконта; 1C — сумма инвестиций.

Критериями принятия инвестиционного решения, но проекту с привлечением этого метода являются: NPV > 0 — проект следует принять; NPV= 0 — проект только окупает инвестиции, но не приносит доход; NPV < 0 — проект следует отклонить.

Важно запомнить Из нескольких альтернативных проектов следует принимать проект с максимальным значением чистого приведенного эффекта (NPt7).

Таким образом, критерием абсолютной эффективности инвестиционного проекта является выполнение условия №РРпрое1Сга > 0; критерием абсолютной эффективности альтернативных проектов является выполнение уеловия МРУпрое1Ста1 > NPVnpoeKia2.

Ставку дисконтирования инвестор выбирает в зависимости от его представлений об альтернативных возможностях вложений, которые предлагает рынок капиталов. Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение п лет, то формула для расчета NPV может быть представлена в следующем виде:

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где R — предполагаемый средний уровень инфляции в j-м году.

Таким образом, применение метода расчета чистого приведенного эффекта позволяет инвестору ответить на вопрос, способствует ли рассматриваемый инвестиционный проект увеличению рыночной стоимости АТП.

2. Метод рентабельности инвестиций (PI). Рентабельность инвестиций — эго показатель, который позволяет определить доходность инвестора в расчете на одну денежную единицу вложенных инвестиций. По алгоритму расчета данный показатель является «классическим» показателем эффективности, поскольку определяется как отношение результата к затратам.

Рентабельность инвестиций рассчитывается по формуле.

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

В этом случае сравниваются две части чистого дисконтированного дохода — доходная и инвестиционная. Если при определенной ставке дисконтирования рентабельность инвестиционного проекта равна 1 (или 100%), то приведенные доходы равны приведенным инвестиционным затратам и чистый дисконтированный доход (NPV) равен нулю. Превышение над единицей показателя рентабельности инвестиционного проекта означает некоторую его дополнительную доходность при такой ставке дисконтирования. Показатель рентабельности меньше единицы означает неэффективность инвестиционного проекта.

Важно запомнить Таким образом, критерием принятия инвестиционного решения является отношение: PI > 1, проект следует принять; PI = 1, проект только окупает инвестиции, но не приносит дохода; PI < 1, проект следует отклонить.

  • 3. Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиций IRR
  • (иные названия: расчет внутренней нормы доходности (ВНД); расчет проверочного дисконта (ВНД)).

Внутренней нормой доходности называют значение ставки дисконтирования, при котором чистая текущая стоимость проекта равна 0. Это предполагает, что должна быть найдена величина г, для которой NPV= 0. Окончательная формула имеет вид:

Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций.

где г] — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором NPV (?) > 0 (или < 0); г2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором NPV (r2) > 0 (или < 0).

Желательный уровень отдачи инвестиционного проекта обозначается как RRR. Критериями принятия инвестиционного проекта с использованием метода внутренней нормы доходности является выполнение условий: IRR > RRR — проект следует принять; IRR = RRR — проект не прибыльный и не убыточный; IRR < RRR — проект следует отклонить. На практике зачастую в качестве показателя RRR выбирают величину средневзвешенной стоимости капитала ССК (в других источниках WACC), который используется для финансирования этого проекта.

Таким образом, использование рассмотренных статистических и динамических методов экономической оценки инвестиций и инноваций позволяет получить точные результаты об их эффективности для типового АТП. Кроме того, в зависимости от текущего состояния АТП и достигнутых им результатов в инвестиционной и инновационной сферах осуществляется выбор стратегии лидера, внедрение принципиально новых транспортных и сопутствующих услуг, реализация стратегии последователя — освоение улучшающих технологий.

  • [1] Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой