Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Право европейского союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй — право Европейских сообществ (1957—1992). Были созданы ЕЭС и Евратом. На этом этапе была усовершенствована организационно-управленческая система теперь уже трех Сообществ и образован Общий рынок, в значительной степени благодаря Суду Европейских сообществ сформировалось конструктивно работающее прецедентное право ЕС, сложилось и совершенствовалось коммунитарное право. Увеличивалось число… Читать ещё >

Заключение. Право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этапы, тенденции и перспективы развития права Европейского Союза Итак, мы изучили основы уникальной правовой системы — права ЕС — и можем сделать основные выводы относительно этапов, тенденций и перспектив его развития.

В зависимости от интенсивности и масштабов интеграции, числа государств-членов, специфики методов правового регулирования, экономического и политического могущества, финансового и военного потенциала, а также меняющейся роли ЕС в мире в более чем полувековой истории развития права ЕС можно выделить четыре основных исторических этапа:

Первый этап — предварительный — «предправо» Европейских сообществ (1950—1957). Этот этап начинается 9 мая 1950 г., когда был предан гласности коммунитарный метод Монне — Шумана. С тех пор 9 мая отмечается как официальный «день Европы». На основе этого метода в 1951 г. было создано ЕОУС, на котором отрабатывались институты, органы, приемы и методы будущего наднационального управления и шла подготовка перехода от рынка угля и стали к Общему рынку шести стран-основателей.

Второй — право Европейских сообществ (1957—1992). Были созданы ЕЭС и Евратом. На этом этапе была усовершенствована организационно-управленческая система теперь уже трех Сообществ и образован Общий рынок, в значительной степени благодаря Суду Европейских сообществ сформировалось конструктивно работающее прецедентное право ЕС, сложилось и совершенствовалось коммунитарное право. Увеличивалось число членов Сообществ, шла подготовка к созданию Союза и выходу его полномочий за пределы экономики. В этот период оформились предпосылки для координации внешней политики и политики безопасности, а также деятельности судов и полиций в уголовно-правовой сфере.

Третий (1992— 2009) — этап совместного (параллельного, т. е. каждого в своей сфере) применения права Европейских сообществ и права, действующего в двух новых опорах, созданных с появлением ЕС. Этот этап можно назвать этапом «коммунитарио-союзного» правового регулирования.

С появлением в 1992 г. ЕС в его структуру помимо трех сообществ вошли две новые сферы деятельности: Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ — I опора) и Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО — II опора). Эти две новые опоры имели скорее международно-правовое, чем государствоподобное, коммунитарное правовое регулирование. Само ЕЭС вышло в своей деятельности за пределы сугубо экономической сферы и было переименовано в Европейское сообщество.

В этот период происходило сосуществование как права Европейских сообществ (все более приближавшегося по своим качественным характеристикам к «внутригосударственному» праву), так и все еще в значительной степени сохранявших свою международно-правовую природу компонентов права ЕС, представленных ОВПБ и СПСО. Такая гетерогенность правовой природы Союза порождала сложности правового регулирования и управления этой все разрастающейся организацией наднациональной политической власти, стремящейся к большему единству при сохранении своего многообразия.

Реформы были жизненно необходимы. Поэтому после перехода на единую валюту евро, принятия Хартии ЕС об основных правах 2000 г. и Ниццкого договора 2001 г. начался активный поиск новых решений на уровне кардинальной реформы учредительных договоров. Он привел к созданию в 2004 г. Договора о Конституции для Европы, а после неудачи с ее ратификацией — замене ее Лиссабонским договором 2007 г., представляющим собой исторический компромисс — конституционно-правовую революцию, оформленную как эволюцию.

Четвертый, современный, этап — этап полноценного функционирования уже только права ЕС и начало его конституционализации. С вступлением в силу Лиссабонского договора с 1 декабря 2009 г. было ликвидировано деление права ЕС на опоры. В результате осталось только право обновленного им Союза, которое полностью унаследовало и включило в себя в качестве единой принципиальной базы право Европейских сообществ, т. е. коммунитарное право. Поэтому право ЕС еще больше приблизилось по своей природе к «внутригосударственному» праву, хотя государства — члены ЕС сохраняют свой суверенитет (в сферах, не предоставленных Союзу по Лиссабонскому договору).

На настоящем этапе развития Союза наблюдается совпадение по времени действия и взаимное переплетение тенденции к интернационализации всей внутренней жизни Союза при одновременной необходимости учета многообразных национальных особенностей государств-членов. Это требует особенной осторожности, поскольку в равные периоды развития центростремительные и центробежные тенденции приобретают различную степень интенсивности, что не исключает возникновения несогласований и конфликтов.

С вступлением Лиссабонского договора в силу ЕС трансформировался в качественно «новый», более единый и консолидированный надгосударственный Союз, ориентированный на его усиливающуюся политическую, экономическую, финансовую, дипломатическую и военную роль в глобализирующемся будущем Человечества.

Право Союза охватывает все большую территорию Европы, больше сфер регулирования, а в вопросах прав человека оно сближается с правом Совета Европы. В результате право ЕС имеет тенденцию превратиться в перспективе в подлинно европейское право. В нем, несомненно, присутствуют и тенденции к дальнейшей экспансии в самых различных сферах. Это касается политики, экономики, идеологии, обороны, науки, экологии, образования и т. д. Возможные позитивные и негативные последствия этих процессов сегодня трудно предсказать. При этом то, в чем Лиссабонский договор «не дотянул» до Конституции для Европы 2004 г., в основном остается задачей дальнейших этапов развития права Союза.

Как отмечал академик РАН О. Е. Кутафин, «Лиссабонский договор 2007 г. — уникальный документ, отражающий переход количества в новое качество и, соответственно, символизирующий принципиально новый этап развития современного Европейского Союза. Он свидетельствует о победе правового реализма над забеганием слишком далеко вперед или попыткой искусственной задержки естественного процесса исторического развития всепроникающих интеграционных процессов». Но как бы мы его ни оценивали, продолжает О. Е. Кутафин, «это, несомненно, результат исторического развития конституционной мысли, конституционной теории и практики, а также современного международного права. Это результат развития права на определенном историческом этапе…»[1]

Таким образом, непосредственным результатом вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. стало рождение 1 декабря 2009 г. фактически «нового», более жизнеспособного и готового ускоренно двигаться вперед Союза. Делать это ему надо будет осмотрительно и с необходимыми коррективами.

Анализ интриги «Конституция — Лиссабонский договор» демонстрирует, что ЕС иногда «забегает вперед», но умеет вовремя отступить, а потом вновь продолжить наступление в избранном направлении. И действительно, уже на следующий день после подписания Лиссабонского договора руководители государств — членов ЕС на встрече в верхах 14 декабря 2007 г. в Брюсселе учредили независимую авторитетную экспертную группу под руководством бывшего председателя правительства Испании Ф. Гонсалеса. Перед ней была поставлена задача по разработке стратегии развития ЕС на 2020— 2030 гг. Новые направления, которые обозначены в докладе этой комиссии, логически продолжили идеологию и тенденции, проявившиеся в Лиссабонском договоре и Конституции.

Акцентирование внимания на общерегиональной и глобальной стороне развития права ЕС обеспечивает возможность лучше понять его прошлое, определить не только его положение в настоящем, но и увидеть в динамике основные тенденции и направления его развития на будущее в контексте общемирового развития. Эти тенденции в той или иной степени будут проявляться в развитии права других регионов мира под воздействием глобализации, в том числе и на постсоветском пространстве. Следовательно, в этом плане право ЕС обладает некоторыми «прогностическими» свойствами, изучение которых заслуживает внимания.

Основные тенденции развития права ЕС, проявившиеся в Лиссабонском договоре, можно классифицировать по четырем тесно взаимосвязанным между собой группам:

  • 1) общие тенденции качественного развития права ЕС в целом;
  • 2) тенденции, направленные на обеспечение общих правовых условий для расширения и развития Союза и его адаптации к новым задачам;
  • 3) тенденции развития отдельных отраслей права ЕС;
  • 4) тенденции развития отдельных механизмов права ЕС.

Серьезное исследование всех этих тенденций потребовало бы написания еще целой книги, поэтому в заключении мы остановимся лишь на важнейших из них.

Эволюция права ЕС позволяет вывести принципиально новую тенденцию развития права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске необходимого Человечеству эффективного баланса правовых средств, направленных на реализацию позитивных и ограничение негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации.

Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией ЕС об основных правах и поддержанная Лиссабонским договором попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Важно то, что эта ответственность вытекает из опыта прошлого и касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и Человечество в целом, а в будущем — обращено к еще не существующим поколениям. Эта историческая преемственность и неразрывная связь современного права с будущим, а также признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение. Это то «мягкое право», которое имеет высочайшую силу убедительности. Когда Человечество подойдет к своей последней черте — оно, как инстинкт самосохранения, должно сработать независимо от своих формально-юридических свойств…

Европейский Союз превратился в уникальную «экспериментальную правовую лабораторию» для всего мира. Он выбирает наиболее эффективно работающие на национальном уровне принципы, институты, нормы и приемы, совершенствует и приспосабливает их к потребностям не просто регионального, а регионального наднационального уровня, а также разрабатывает принципиально новые. Эти правовые достижения Союза активно заимствуются другими региональными группировками и имеют перспективу широкой адаптации для использования как на национальном, так и на глобальном уровне.

Тенденция к «многоуровневому использованию» правовых достижений Союза — на национальном, региональном, наднациональном и глобальном уровнях — способствует созданию в мире большей правовой однородности, необходимой в эпоху глобализации для преодоления кризисов планетарного масштаба.

Так, например, принцип господства права, родившийся в развитых демократических странах на уровне национального права, ЕС вывел на наднациональный уровень. Этот принцип имеет обоснованные перспективы превращения в один из основополагающих принципов глобального развития нашей цивилизации. Это же касается принципа уважения прав человека и некоторых других — такой список неизбежно будет в дальнейшем расширяться.

Европейский Союз успешно использует методы гармонизации и унификации права на своей территории. Хотя эти методы, усовершенствованные ЕС, используются в целом в региональных масштабах, они имеют, тем не менее, все более глобальную направленность и применимость, ориентированную на усиление за счет универсализации эффективности права как важного социальнополитического инструмента преобразования общества.

На фоне некоторого ослабления эффективности регулирующего воздействия международного публичного права в условиях сегодняшнего, в значительной степени однополярного, мира возрастает значение развивающегося и успешно конкурирующего с ним, регионального права, представленного региональными интеграционными группировками, наиболее «продвинутой» из которых является усиливающий свои наднациональные характеристики ЕС.

Тенденция движения Союза от расширяющейся регионализации — к глобализации масштабов, целей, задач и интересов, растущая вовлеченность права ЕС в глобальные процессы, экономические, политические, военные, эколого-климатические, энергетические, природоресурсные, гуманитарные — все это требует адекватной правовой реакции, направленной на обеспечение перспектив дальнейшего ускоренного развития.

Глобальное право будущего могло бы складываться из формирующихся на базе правового регулирования демократических региональных интеграционных группировок. Регулирующие их деятельность правоположения будут постепенно сближаться и дополнять остающиеся эффективными основы международного права. Таким образом, демократический цивилизованный глобализм будущего должен вытекать из взвешенного анализа опыта прошлого и основываться на опирающиеся на господство права достижения демократического цивилизованного регионализма настоящего, примером которого в определенной степени является ЕС.

Такой регионализм, обеспечивающий баланс и устойчивое развитие современного мира, предполагает и формирование региональных интеграционных группировок на постсоветском пространстве с участием Российской Федерации. Такое интеграционное строительство потребует от России широко использовать накопленный ЕС правовой опыт, а тенденции этого развития могут быть весьма похожими на то, что мы наблюдаем сегодня в Союзе.

  • [1] Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 3—4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой