Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное развитие Франции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо президента исполнительную власть в стране осуществляет правительство. С одной стороны, правительство несет ответственность перед президентом, который лично назначает премьер-министра и министров и освобождает их от должности, с другой — перед «нижней» палатой парламента — Национальным собранием. Для принятия конституции, внесения в нее изменений, принятия конституционных законов обе палаты… Читать ещё >

Конституционное развитие Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенностью Конституции 1958 г. как документа является то, что нынешняя конституция состоит из трех частей, принятых в разное время, — собственно Конституции 1958 г., преамбулы к Конституции 1946 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

Конституция 1958 г. регулирует только вопросы организации власти (устройство государства, структуру и порядок формирования государственных органов). Права и свободы человека и гражданина урегулированы не в тексте Конституции, а в двух других документах — Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и в преамбуле к Конституции 1946 г. Причем преамбула не является одновременно преамбулой к Конституции 1958 г. — она помещена после конституционного текста, а Конституция 1958 г. имеет собственную, весьма специфическую преамбулу. Специфика состоит в том, что она имеет нормативный характер.

Статья 1 является ключевой и включена в преамбулу. Она характеризует Францию в целом и гласит, что: «Франция является неделимой, светской, социальной и демократической республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» .

Изменения и дополнения в конституцию могут быть приняты:

  • 1) в каждой палате парламента абсолютным большинством голосов от числа членов каждой палаты с последующим одобрением на референдуме;
  • 2) конгрессом большинством в 3/5 голосов от общего числа членов (без референдума).

Предметом пересмотра не могут быть: территориальная целостность Франции и республиканская форма правления.

Центральной фигурой в системе органов государственной власти является глава государства — президент. Он избирается:

  • — непосредственно французским народом;
  • — по двухтуровой системе абсолютного большинства (т.е. для избрания необходимо набрать более 50% голосов; если никто из кандидатов не выполнит этого условия, через две недели проводится второй тур, в котором участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура);
  • — на пятилетний срок (эти изменения были внесены в 2002 г.; ранее срок полномочий президента составлял семь лет);
  • — только на два срока подряд (с 2008 г.; ранее — с неограниченной возможностью переизбрания).

В случае смерти или отставки президента проводятся новые выборы.

Полномочия президента:

  • — самостоятельно назначает премьер-министра и по представлению премьер-министра — министров;
  • — освобождает от должности премьер-министра и министров;
  • — промульгирует законы;
  • — обладает правом законодательной инициативы;
  • — назначает всех высших чиновников в стране;
  • — осуществляет функции верховного главнокомандующего;
  • — назначает руководящий состав вооруженных сил;
  • — утверждает дипломатических представителей за рубежом;
  • — распускает «нижнюю» палату парламента;
  • — принимает любые меры, если республике, ее общественному строю угрожает опасность.

Последнее полномочие вызывает у противников президентской власти особые нарекания, так как они видят в нем конституционную возможность установления личной диктатуры в любой чрезвычайной ситуации.

Парламент Франции

Парламент Франции имеет двухпалатную структуру и состоит из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание состоит из 577 депутатов, избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах, и для избрания кандидату необходимо набрать более 50% голосов избирателей, участвующих в голосовании.

Если в первом туре никто не избран, то через две недели назначается второй тур, в котором участвуют все кандидаты, набравшие в первом туре более 12,5% голосов от числа зарегистрированных избирателей. Избранным считается тот их них, кто наберет больше голосов. Если в первом туре 12,5% голосов набрал только один кандидат либо никто, то во второй тур выходят два лучших кандидата по результатам первого тура.

Сенат (верхняя палата) состоит из 305 сенаторов, избираемых путем непрямых выборов (коллегий выборщиков) от департаментов на девятилетний срок, при этом обновляется треть сенаторов каждые три года.

В среднем от департамента избирается три-пять сенаторов. Специально для выборов сенаторов в департаменте формируется коллегия выборщиков численностью примерно 1 тыс. человек, в состав которой входят:

  • — все депутаты Национального собрания, избранные от департамента (пять-семь);
  • — депутаты представительного органа департамента (30−50);
  • — делегаты, выдвинутые коммунами — муниципальными единицами самого нижнего уровня, — около I тыс. (примерно по 10−15 делегатов от каждой коммуны).

В связи с тем, что делегаты от коммун явно превосходят по численности все другие категории выборщиков, можно считать, что французских сенаторов фактически избирают представители коммун.

Примерно в 100 департаментах в выборах 305 сенаторов принимают участие в сумме около 100 тыс. представителей коммун. Чтобы стать депутатом Национального собрания (на пять лет, путем прямых мажоритарных выборов), необходимо обладать избирательным правом и достичь возраста:

  • — 23 лет — для депутатов;
  • — 35 лет — для сенатора.

Для принятия конституции, внесения в нее изменений, принятия конституционных законов обе палаты парламента заседают вместе как единый орган (т.е. как одна палата из 882 парламентариев), который именуется Конгрессом. Во всех иных случаях палаты Конгресса заседают раздельно и именуются парламентом.

Французский парламент имеет две отличительные особенности:

  • 1. Абсолютно ограниченные полномочия (это значит, что парламент Франции имеет только те полномочия (сходные для обеих палат), которые прямо указаны в Конституции 1958 г., никаких других полномочий парламент иметь не может).
  • 2. «Слабую» верхнюю палату, так как ключевую роль в деятельности французского парламента играет именно Национальное собрание.
  • 3. Правительство (Совет министров) Франции.

Помимо президента исполнительную власть в стране осуществляет правительство. С одной стороны, правительство несет ответственность перед президентом, который лично назначает премьер-министра и министров и освобождает их от должности, с другой — перед «нижней» палатой парламента — Национальным собранием.

Несмотря на то что президент назначает правительство самостоятельно, он должен считаться с расстановкой сил в парламенте (по результатам парламентских выборов), иначе правительство будет неустойчивым и в скором будущем получит вотум недоверия. Национальное собрание имеет право выразить вотум недоверия правительству.

По сложившемуся конституционному обычаю президент назначает премьер-министром лидера партии (либо ее представителя), победившей на парламентских выборах, и формирует правительство из представителей этой партии.

Несколько раз это приводило к сосуществованию «разноцветных» президента и правительства, когда президент принадлежал к одной партии, а правительство — к идеологически противоположной. В новейшей истории Франции такая ситуация складывалась три раза:

  • 1) в 1986—1988 гг., когда при «левом» президенте Ф. Миттеране действовало «правое» правительство Ж. Ширака;
  • 2) в 1993—1995 гг., вновь при «левом» Ф. Миттеране — «правое» правительство Э. Балладюра;
  • 3) с 1997 г. уже при «правом» президенте Ж. Шираке работало «левое» правительство во главе с социалистом Л. Жоспеном.

Несмотря на возникающие трудности, «сосуществование» имеет и свои плюсы — соблюдается баланс интересов различных сил общества.

Двойная ответственность правительства, возможность сосуществования «разнополюсных» президента и правительства позволяют говорить о Франции как о смешанной, президентско-парламентской республике.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой