Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное обеспечение пожилых граждан Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политика занятости учитывает процессы старения населения. Результатами ее реализации является устойчивый рост численности работающих лиц старше трудоспособного возраста, в том числе пенсионеров. В настоящее время в экономике России занято 12,4 млн пенсионеров, что составляет около 18% от общей численности занятого населения, из них около 9 млн работающих (72,6% от численности работающих… Читать ещё >

Социальное обеспечение пожилых граждан Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводимая в Российской Федерации политика занятости в значительной степени учитывает процессы старения населения. Трудовым законодательством РФ по общему правилу не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста.

Работающие пенсионеры получают заработную плату / доход от трудовой деятельности и одновременно пенсию в полном объеме. Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, один раз в три года производится перерасчет ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

Тем самым созданы правовая основы, обеспечивающие не только возможность, но и стимулирующие участие лиц старших возрастов на рынке труда. Занятость пожилых людей чрезвычайно важна как с позиции обеспечения их доходов, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала, так и с точки зрения их социализации, интеграции в жизнь общества.

Политика занятости учитывает процессы старения населения. Результатами ее реализации является устойчивый рост численности работающих лиц старше трудоспособного возраста, в том числе пенсионеров. В настоящее время в экономике России занято 12,4 млн пенсионеров, что составляет около 18% от общей численности занятого населения, из них около 9 млн работающих (72,6% от численности работающих пенсионеров) — это лица старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет). За 15 лет масштабы занятости пенсионеров в экономике России увеличились вдвое. Если в 2002 г. трудовую деятельность после выхода на пенсию продолжал лишь каждый шестой пенсионер, то в настоящее время — каждый третий. Вместе с тем, по данным Росстата, более 400 тыс. неработающих пенсионеров хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить к ней.

Содействия занятости лицам преди пенсионного возраста осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — «Закон о занятости») в рамках региональных программ содействия занятости, финансируемых из бюджетов.

Граждане предпенсионного и пенсионного возраста имеют право на содействие в подборе подходящей работы, бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

При обращении в государственные учреждения службы занятости населения по месту жительства безработным лицам предпенсионного возраста гарантируется бесплатное получение государственных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, психологической поддержке, социальной адаптации на рынке труда, а также организации временного трудоустройства.

В соответствии с Законом о занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, не достигших пенсионного возраста и уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия досрочно (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенную трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста).

Лицам пенсионного возраста оказывается содействие в поиске подходящей работы, они привлекаются к общественным работам (по озеленению дворовых территорий, развитию лесопаркового хозяйства, очистке парков и мест отдыха, ремонту объектов социально-культурной сферы, образования, учреждений здравоохранения, к выращиванию овощей для организаций социальной сферы).

Координация и интеграция услуг, предоставляемых пожилым людям, предусмотрена региональными программами по повышению качества жизни пожилых людей, действующими с 2011 г. во всех субъектах РФ[1].

В стране расширяется сеть стационарных учреждений социального обслуживания, в которых пожилые люди проживают постоянно — дома-интернаты, геронтологические центры, специальные дома для пожилых людей с комплексом служб социально-бытового назначения. Развитие стационарного социального обслуживания осуществляется путем строительства новых учреждений, в первую очередь, домовинтернатов малой вместимости (15—50 мест) в сельской местности, а также модернизации действующих учреждений.

Стационарное обслуживание осуществляется в 1293 стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых имеется 254 тыс. мест и проживает 250,7 тыс. граждан пожилого возраста. Полустационарное обслуживание осуществляется в 1895 центрах социального обслуживания, в которых имеется 350 отделений дневного пребывания и 773 отделений временного пребывания.

В 2015 г. в отделениях дневного пребывания обслужено 23,3 тыс. граждан пожилого возраста, в отделениях временного пребывания — 220 тыс. человек.

Надомное социальное обслуживание — наиболее востребованная гражданами, приближенная к их потребностям и одновременно экономически выгодная форма социального обслуживания. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания в 2015 г., составила 1142,1 тыс. человек, а обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов — 1139 тыс. человек. В очереди на надомное обслуживание стоит 3,2 тыс. человек.

В 2015 г. в 632 специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому было зарегистрировано на надомное обслуживание 40,6 тыс. человек, обслужено 39,6 тыс. человек, в очереди на надомное обслуживание стоит 0,4 тыс. человек.

В рамках надомного социального обслуживания пожилым гражданам предоставляются различные услуги — гигиенические, бытовые, хозяйственные, медицинские (купание, одевание, подъем и укладывание в постель, подъем из постели, доставка горячей пищи, лекарств, товаров и др.). Для повышения уровня удовлетворения потребностей пожилых людей внедряются новые технологии социального обслуживания на дому — «Хосписы на дому», «Патронажная служба», «Санаторий на дому», различные модели мобильной социальной, срочной службы.

В 1863 службах (отделениях) срочного социального обслуживания помощь получили 9,4 тыс. человек. Всего за 2015 г. различными социально-реабилитационными службами было обслужено 689,2 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов. Более 65 тыс. граждан пожилого возраста прошли оздоровление в 51 социально-оздоровительном центре.

Получила распространение такая форма социального обслуживания, как «приемная семья для пожилого человека». Лицам, принимающим в семью пожилого человека, государством выплачивается ежемесячное вознаграждение, размер которых различается в субъектах РФ. Органы социальной защиты населения проводят систематические проверки условий проживания гражданина в приемной семье.

Приемные семьи дают возможность пожилым людям вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищенными. Кроме того, они позволяют решать проблемы одиночества, психологического дискомфорта, ощущения ненужности, отчаяния от беспомощности, с которыми сталкиваются многие одинокие лица старших возрастов.

Для контроля за реализацией программ предусмотрена система целевых показателей, предусматривающих, в частности:

• обеспечение охвата социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа нуждающихся в услугах;

  • • создание условий для увеличения продолжительности жизни граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в среднем до 72—74 лет;
  • • увеличение в 1,5—3 раза числа граждан пожилого возраста, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающим технологиям («приемная семья», «патронажная служба», «санаторий на дому», «хоспис на дому» и др.), позволяющим сократить финансовые затраты и сдерживать увеличение очередности в стационарные учреждения.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, в том числе пожилыми людьми, независимо от их пола и возраста, регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) «Об опеке и попечительстве».

В целях повышения социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ с 1 июля 2008 г. введены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелыми, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, а также инвалидам, независимо от их пола.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Размер компенсационных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях). Законодательными актами, принятыми в регионах Российской Федерации, установлены дополнительные по отношению к федеральным меры социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за пожилыми людьми.

Потребность одиноко проживающих пожилых граждан в постоянном уходе на дому вызвала необходимость развития такой формы социального обслуживания, как «приемная семья» для пожилого человека. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ предусматривается возможность приема в семью граждан пожилого возраста, частично или полностью утративших возможность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, а потому нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

Решение о приеме является добровольным и оформляется договором, заключаемым сторонами. В договоре указываются условия осуществления ухода, виды и объемы предоставляемых услуг, срок, на который гражданин принимается в семью, порядок и размер платы за питание и другие услуги, вносимые гражданином в бюджет семьи, права и обязанности сторон, основания прекращения договора, а также другие условия, определяемые сторонами.

Лицам, принимающим в семью пожилого человека, государством выплачивается ежемесячное вознаграждение, размер которого различается в субъектах РФ. Органы социальной защиты населения проводят систематические проверки условий проживания гражданина в приемной семье.

  • [1] В региональных программах представлен широкий спектр мероприятий, охватывающих все стороны жизнедеятельности пожилых людей, направленных на активизацию их участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поддержание здоровья, оптимизацию среды жизнедеятельности, расширениекоммуникационных связей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой