Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опыт работы центра социальной помощи по организации культурно-досуговой работы

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признавая, что в Москве есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. В Программе провозглашается принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города. Она призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном… Читать ещё >

Опыт работы центра социальной помощи по организации культурно-досуговой работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей. На сегодняшний день удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей.

Подписав Конвенцию Организации объединенных наций по правам ребенка, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей, по приоритетному учету интересов подрастающего поколения при принятии решений. Эти обязательства должны стать безусловным императивом деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций 10 мая 2002 года приняла Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», в которую было включено обязательство «Изменить мир для детей и вместе с детьми» [16, 5]. В Декларации определено, что «мир, пригодный для жизни детей, — это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

Инициатива Детского фонда Организации объединенных наций ЮНИСЕФ «Города для детей» способствует реализации Конвенции о правах ребенка на уровне, имеющем наибольшее непосредственное воздействие на жизнь детей — на уровне города, в котором они живут. Основные структурные элементы, делающие город доброжелательным к детям, включают в себя реализацию всех прав всех детей и развитие потенциала каждого ребенка; обеспечение значимого участия детей в процессе обсуждения и принятия решений, влияющих на их жизнь; создание инклюзивного толерантного общества, где дети не подвергаются дискриминации по признаку их возможностей, национальности, происхождения, где недопустимо насилие над детьми. В последние годы в различных регионах Российской Федерации разрабатываются комплексные программы, нацеленные на реализацию этих международных инициатив. Москва является одним из первых регионов, где разработана такая программа, рассчитанная на период до 2017 года «Московские дети». Разработка аналогичных программ, является актуальной задачей и для других регионов.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью изучения накопленного опыта, с целью применения наиболее эффективных форм создания безопасной и благоприятной среды для развития индивидуальных способностей детей и организации различных форм активности, в том числе и в культурно-досуговой сфере. Задачи, относящиеся к сфере детства должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи, дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.

Степень разработанности темы. Анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности был проведен в трудах А. Ахиезер, А. Демченко, Т. М. Дридзе и Э. А. Орловой, И. Н. Ерошенкова, Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова. Теоретико-методологические и исследовательские вопросы организации досуга были рассмотрены Б. Г. Мосалевым, З. А. Петровой, В. М. Чижиковым, М. А. Галагузовой и Л. В. Мардахаевым, а также в коллективной монографии ФГОУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусств под редакцией Л. Е. Осипова. Образовательной и педагогической стороне организации досуга были посвящены труды С. П. Афанасьева, А. Ф. Воловика и К. Поломис. Проблемы социальной реабилитации детей из социально незащищенных семей были описаны О. В. Трошиным, Е. В. Жулиной и В. А. Кудрявцевым, Т. А. Фалькович, а также Н. Н. Шишмаковой и Т. М. Щербаковой. Теме приобщения к культурно-историческим традициям Республики Марий Эл детей и подростков посвящены работы В. Юзыкайна и А. В. Фоминой. Клубная работа была исследована в работах С. П. Афанасьева, И. Н. Ерошенкова, А. В. Каменец, В. А. Ковшарова, В. В. Полукарова и И. И. Рябова.

Цель исследования — изучить прогрессивные и актуальные формы организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства и разработать рекомендации по использованию их в условиях центров социальной помощи семье и детям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

— раскрыть понятие культурной и досуговой деятельности и проанализировать ее структуру, охарактеризовать современные формы организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства;

— изучить опыт работы культурно-досуговой деятельности в ГУ города Москвы «Центр социальной помощи семье и детям „Нагатино-Садовники“»;

— проанализировать деятельность ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям», рассмотреть виды и формы организации культурно-досуговой деятельности в отделениях центра;

— провести опрос среди лиц и семей, обратившихся за помощью и получающих услуги в ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям» с целью выявления востребованности новых форм организации культурно-досуговой работы;

— разработать рекомендации по совершенствованию работы ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям» по организации культурно-досуговой деятельности с семьями.

Объект исследования — ГУ г. Москвы «Центр социальной помощи семье и детям „Нагатино-Садовники“» и ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям».

Предмет исследования — организация культурно-досуговой деятельности в данных Центрах социальной помощи семье и детям.

Гипотеза заключается в том, что работа семейного клуба по организации культурно-досуговой деятельности на базе Центра социальной помощи семье и детям будет способствовать разностороннему развитию, успешной социализации детей, укреплению института семьи, профилактике социального сиротства и безнадзорности среди детей.

Эмпирическую основу исследования составили: статистические данные, анализ деятельности учреждений социальной помощи семье и детям, данные опроса получателей услуг, проведенного автором в ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям» по выявлению потребности в организации работы семейного клуба.

Методы исследования используемые в работе: метод социологического опроса, библиографический метод, анализа статистических данных.

Практическая значимость результатов исследования: обобщен и систематизирован опыт работы Центров социальной помощи семье и детям; проведено исследование среди получателей услуг о необходимости создания семейного клуба; сформулированы рекомендации по открытию семейного клуба по организации культурно-досуговой деятельности на базе Центра социальной помощи семье и детям.

Проведенное исследование вносит вклад в изучение проблем культурно-досуговой деятельности малообеспеченных, многодетных, неполных семей и семей группы риска. Предложенные рекомендации могут повысить потенциал Центров социальной помощи семье и детям в организации семейных клубов для осуществления культурно-досуговой деятельности. Материалы дипломного исследования могут быть полезными в процессе работы специалистов социальной работы, социальных педагогов, воспитателей.

В заключении подводятся итоги дипломного исследования. Показывается важность и необходимость создания семейных клубов по организации культурно-досуговой деятельности.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка источников и используемой литературы, насчитывающего 47 наименований. Работа содержит 71 страницу компьютерного текста. Помимо текстового материала, дипломная работа содержит 4 приложения, по каждой главе сделаны краткие выводы.

1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства

1.1. Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга. В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений [18, 34].

Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры.

Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессинальных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека [16, 10].

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Социально-культурная деятельности несет в себе следующие функции:

— адаптивно-нормативная, связанная с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

— образовательно-развивающая — обеспечивающая освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

— преобразовательно-созидательная, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; эколого-охранительная, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия и культурной среды;

— информационно-просветительская, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

— интегративно-коммуникативная, реализующую диалог культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

— рекреативно-игровая, предусматривающая формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки [32, 89].

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций, возрождается утерянная историческая память. Также ликвидируются вредные последствия денационализированного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры [31, 39].

Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свободы выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности [25, 127].

В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи, асоциальные семьи, межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существую определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В настоящее время ослабли семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторвались от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий.

Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности, это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, значительно количество малообеспеченных семей, семей живущих за чертой бедности. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно [7, 216].

В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество общероссийских, региональных добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании целостного социального комплекса по оказанию психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, правовой, реабилитационной помощи семье, материнству и детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения и социального статуса. В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демографической ситуации. Многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия [23, 71].

По мнению Т. М. Дридзе, важно на жизнь человека посмотреть целостно, с трех позиций: экологической, экономической и социокультурной. Такой подход может стать основой для воспроизводства нравственно здорового человека, где экологический аспект представляет собой воспроизводство самой жизни, а социокультурный способствует воспроизводству образов жизни, поведения, досугового общения людей, обеспечивающих их социальность [11.73].

Культурно-досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социально-культурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворения культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности индивида и условий этой деятельности, в богатстве и многообразии среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности в различных организационных формах и институтах.

Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству и детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации.

К четвертой группе относится государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа; детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот.

В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы; объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (панки, металлисты); любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление).

Шестую группу составляют общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; Ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; ассоциация «Семья и здоровье».

Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите; Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых.

В восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов-организаторов досуговой деятельности [16, 87].

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных) существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от других областей приоритет отдается активному, деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи, как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры. Культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности благодаря свободной и неформальной деятельности. Она обладает высоким социализирующим потенциалом, поскольку в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных сферах общественной деятельности.

1.2. Характеристика региональной программы развития культурно досуговой деятельности в городе Москве Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития — ключевая цель социальной политики государства и обязательное условие прогресса общества. Инвестиции в детство — надежная гарантия успешного, устойчивого развития страны в целом, улучшения условий жизни населения, роста стоимости «человеческого капитала».

Департаментом по семейной политике и делам молодежи города Москвы разработана комплексная программа, призванная обеспечить последовательную и эффективную реализацию этой инициативы на территории столицы Российской Федерации, определить систему последовательных и взаимоувязанных мер, направленных на повышение благополучия подрастающего поколения, его успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность. Программа «Московские дети» разработана на период с 2008 по 2017 годы и включает основные направления политики Правительства Москвы в интересах детей.

Признавая, что в Москве есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. В Программе провозглашается принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города. Она призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей. В центре Программы находятся ребенок его интересы, права и потребности. Генеральная цель Программы заключается в формировании и реализации в городе Москве социально-экономической, информационно-культурной и инфраструктурно-технологической политики, направленной на комплексное обеспечение прав и интересов детства, создание наилучших условий для жизни и развития каждого ребенка, формирования гражданской позиции детей и подростков. Программа преследует задачи: обеспечить все права всех его детей, в том числе право на семью, независимо от их пола, социального статуса, религиозной и этнической принадлежности, состояния здоровья, посредством формирования и поддержания культуры равных возможностей и толерантности, экономических механизмов выравнивания и поддержки. Создать возможности для учета мнения, позиции, интересов каждого ребенка при принятии решений, своевременного выявления проблем и трудностей, благодаря применению современных информационных технологий и организационных механизмов, программ правового просвещения детей и взрослых. Благодаря реализации Программы будет возможно создать благоприятную среду, в которой поддерживаются и укрепляются здоровье, комфорт и безопасность детей, минимизируются риски, регистрируется состояние здоровья, ведется профилактика и ранняя диагностика заболеваний, даются индивидуальные рекомендации и обеспечивается своевременное лечение, где обеспечены условия для социализации, общения, отдыха и развлечения детей, создания их достойной жизненной перспективы благодаря открытой системе образования, подключающей весь доступный человеческий потенциал к воспитанию, развитию и обучению. Программа позволит повысить адресное внимание и поддержку наиболее незащищенных групп детей: детей с ограничениями здоровья, Вич-инфицированных, попавших в алкогольную и наркотическую зависимость, детей, проживающих в социально неблагополучных семьях, оставшихся без родительского попечения, безнадзорным и беспризорным, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вступившим в конфликт с законом, совершившим преступления или находящимся в группе риска их совершения. Для достижения этих целей необходимо объединение различных социальных групп в интересах детей, соединение деятельности государственных структур, бизнес-инициатив и общественных организаций.

Важнейшим условием развития ребенка выступает доступ к ценностям культуры, своевременное и полноценное приобщение к культурному наследию своего города, страны, человечества. Московский мегаполис предоставляет проживающим в нем молодым людям самые широкие возможности для приобщения к культурным ценностям, активного участия в культурной жизни, творчества и самовыражения.

Программа придает исключительное значение обеспечению широкого и равного доступа к достижениям культуры для всех юных жителей города. В настоящее время 90 процентов мероприятий для детей и подростков проводятся учреждениями культуры на бесплатной основе. Число детей и подростков, вовлеченных в занятия клубных объединений, постоянно растет. Ежегодно бесплатно посещают музеи и выставочные залы города более 140 тысяч учащихся. Библиотечным обслуживанием в столице охвачены 820 тысяч детей и подростков. На базе детских библиотек Москвы действует более 300 кружков и клубов по интересам, в которых занимаются свыше 5,5 тысяч детей [35, 12]. Ежегодно детские театры Москвы посещают около 1 миллиона юных зрителей. Вместе с тем, обеспокоенность специалистов и общественности вызывает сокращение участия детей в культурной жизни города. Обращает на себя внимание снижение качества и аудитории молодежных СМИ, уменьшение масштаба молодежных культурных инициатив и проектов, падение интереса детей и подростков к истории и культуре Москвы и России, чтению художественной и научно-популярной литературы, посещению музеев, выставок, театров. Очевидно, необходимо искать новые формы вовлечения подрастающего поколения в постижение культурного наследия, культуросозидательную деятельность. При этом важно обеспечить интерактивный характер всех культурных программ и проектов, направленных на детскую аудиторию, учет интересов и мнений самих детей, их активную роль в постижении культурного наследия и создании новых продуктов культуры.

Социальное окружение играет весьма существенную роль в развитии ребенка и его интеграции в общество. Ребенок стремится, чтобы его голос был услышан, а его действия оказались важными и полезными для окружающих, то есть стремится стать субъектом общественной жизни, а не объектом социально-педагогических воздействий. Помочь ему в этом стремлении — значит решить задачу позитивной социализации, успешного вхождения в общество, формирования установок гражданской культуры. Важной составляющей эффективной политики в сфере детства является создание условий, при которых дети имеют возможность активно участвовать на различных уровнях принятия касающихся их решений — от обсуждения до реализации, становясь, таким образом, равноправными партнерами взрослых [37, 145].

Причины распространенности асоциальных явлений, антиобщественного поведения среди молодежи во многом связаны с негативной социализацией, когда «потенциал участия» ребенка оказывается невостребованным окружающими. Чувствуя себя отвергнутым, он ищет возможности самоутверждения в социальном эпатаже, маргинальных общественных группах. Наиболее эффективным средством профилактики отклоняющегося поведения является поддержка и развитие социальной активности детей.

Сдерживающими факторами развития детских общественных объединений выступают слаборазвитая правовая база их деятельности, недостаточная компетентность взрослых во взаимодействии с детскими общественными объединениями, не развитая в должной мере материально-техническая и инструктивно-методическая базы. Устойчивый стереотип — взгляд на ребенка только как на объект воспитания [29, 210].

Целью политики участия детей в культурной жизни Москвы выступает эффективное использование культурных возможностей столицы для полноценного развития детей, их творческого самовыражения и созидательной деятельности. Основными задачами политики участия детей в культурной жизни являются:

— активизация роли детей в культурной жизни города посредством: предоставления на конкурсной основе целевой финансовой помощи (грантов) молодежным печатным и электронным СМИ, театрам, клубам и иным культурным инициативам; развитие музейной, краеведческой и историко-поисковой деятельности учреждений образования, расширения включенности в эту деятельность школ и учащихся города; организации массовых представлений, танцевальных шоу и парадов с участием детей;

— повышение охвата детей и подростков городскими программами патриотического, исторического, эстетического воспитания, повышение эффективности этих программ, привлекательности реализуемых в их рамках мероприятий в глазах подрастающего поколения;

— повышение охвата детской и молодежной аудитории экскурсионной деятельностью, расширение многообразия и повышение привлекательности городских музеев и выставок;

— поддержка и развитие клубной и кружковой работы с детьми, расширение охвата детской аудитории данными формами деятельности.

Цель политики участия детей в жизни Москвы и принятии решений должна заключаться в создании условий для органичного включения подрастающего поколения в жизнь общества — сначала на микро-, затем на макроуровне, приобщении к социальным ценностям и нормам, эффективной профилактике отклоняющегося поведения. Основными задачами политики участия детей в общественной жизни являются:

— создание условий для первичной социализации детей в рамках дворовых пространств жилых домов, общения со сверстниками и взрослыми, формирования коммуникативных навыков;

— развитие и поддержка программ воспитания толерантности, мирокультурных ценностей, навыков ненасильственного правомерного поведения;

— развитие и поддержка программ профилактики правонарушений, социально опасного поведения, вредных привычек и зависимостей, в том числе: антиникотиновых, антиалкогольных, антинаркотических, программ профилактики игровой зависимости (игромании).

— развитие инфраструктуры социальных служб и детско-подростковых клубов по месту жительства, в том числе детско-взрослых волонтерских организаций, подготовка квалифицированных кадров для организации данных видов деятельности.

Программа носит межведомственный характер: ее реализация осуществляется комплексами городского управления и территориальными органами исполнительной власти города Москвы при координирующей роли Комплекса социальной сферы. Вместе с тем одним из ключевых принципов Программы является опора на технологии социального партнерства, в связи с чем предполагается привлечь к ее реализации широкий круг негосударственных структур, общественные организации, бизнес-сообщества столицы. Кадровое обеспечение реализации Программы должно быть направлено прежде всего не просто на «закрытие» существующих или вновь возникающих вакансий, а на подготовку специалистов мирового уровня по работе с детьми, владеющих эффективными современными технологиями социальной работы, умеющих и готовых в этой работе учитывать мнение самих детей, высокомотивированных и гуманистически настроенных [35, 62].

Анализ данной программы позволяет выделить основные направления развития политики в отношении детей в московском регионе: создать благоприятную среду, в которой поддерживаются и укрепляются здоровье, комфорт и безопасность детей, минимизировать риски, создать условия, при которых дети имеют возможность активно участвовать на различных уровнях принятия касающихся их решений, эффективно использовать культурные возможностей столицы для полноценного развития детей, их творческого самовыражения и созидательной деятельности.

1.3 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства Реализация досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства осуществляется в Москве через: муниципальные учреждения по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения по месту жительства и некоммерческие организации, ведущие социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения по месту жительства: подростково-молодежные клубы, центры и общественные объединения.

Для организации данной деятельности муниципалитеты создают муниципальные учреждения, заключают договоры социального заказа с некоммерческими организациями по результатам конкурсного отбора. Муниципальные учреждения по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и другими категориями населения по месту жительства, должны сохранять приоритеты своей деятельности и относятся к сфере социальной, молодежной и семейной политики. Данные учреждения используют в своей деятельности ранее накопленные интеллектуальные и материально-технические ресурсы [22, 3].

Правовой основой ведения социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства являются правовые и нормативные акты Российской Федерации и города Москвы в области молодежной и семейной политики, дополнительного образования и спорта. Муниципальные учреждения и некоммерческие организации, работающие с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения, осуществляют свою деятельность на основе разрабатываемых ими и утверждаемых органами местного самоуправления программных документов в соответствии с Методическими рекомендациями с учетом федеральных и региональных целевых программ.

Некоммерческие организации являются субъектами молодежной политики и детского движения города Москвы. Основной формой при организации работы некоммерческих организаций с детьми и подростками по месту жительства являются клубные объединения, основанные на принципах самоорганизации, добровольности, доступности, свободы общения, объединения по интересам. В них формируются традиции, вырабатываются правила поведения, выделяется подростково-молодежный актив. Разновозрастной состав таких объединений позволяет передавать опыт старших младшим, сохранять и развивать воспитательные традиции. Основная специфика работы по месту жительства заключается в организации «Клубов свободного посещения» [22, 5].

Основным принципом деятельности муниципальных учреждений и некоммерческих организаций является социализация детей и подростков в новых социально-экономических условиях и формирование их гражданской и патриотической позиции, а также практическая реализация социальной, семейной и молодежной политики Российской Федерации и города Москвы.

В муниципальных учреждениях по месту жительства при формировании групп рекомендуется придерживаться следующих пропорций по возрастам: дети дошкольного возраста до 8 лет должны составлять — до 10%; дети младшего школьного возраста от 8 до 11 лет — 10−20%; подростки от 12 до 17 лет — 35−40%.

В профильных досуговых учреждениях занятия могут вестись с охватом преимущественно одного возраста, например — в семейных клубах процент дошкольников, младших школьников и молодых родителей возрастает; в фитнес-клубах, спортивных тренажерных клубах, компьютерных Интернет-клубах, подростково-молодежных клубах большинство занимающихся составляют старшие подростки. Однако необходимо стремиться к развитию многопрофильной деятельности учреждения и вовлечению в работу всех возрастных категорий. Культурно-досуговые учреждения — являются посредником между личностью и обществом.

Дети младшего школьного возраста, занимающиеся в досуговых учреждениях должны проживать в непосредственной близости от муниципального учреждения, тогда как старшеклассники могут проживать и в более отдаленных микрорайонах [28, 112].

Возглавлять досуговые объединения могут специалисты — профессионалы клубной работы (социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования), а также общественники-энтузиасты. Педагоги творческих объединений, тренеры спортивных секций и команд выполняют функции мастеров-учителей и наставников. В клубных мастерских педагоги могут заниматься собственным творчеством, что также создает особую атмосферу сотрудничества и творчества. Дети и взрослые члены творческих объединений получают возможность учиться, получать новые навыки, умения и общаться с мастером в неформальной обстановке [30, 278].

К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят:

а) организационно-педагогические: изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде; наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности; наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью; целенаправленная работа специалистов по формированию клубного коллектива, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования; создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

б) психолого-педагогические: изучение и выявление интересов воспитанников в социально-культурной сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности; создание условий для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности; учет половозрастных и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания; обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания деятельности; стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников; реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

в) педагогические: адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации; комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его функциям; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива; оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников; стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие; создание субъект-объектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и специалистами; создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства [39, 205].

Как правило, клубные объединения могут иметь внутренний устав, символы и атрибутику: форму, эмблемы и знаки различия, флаги.

Формированию традиций досуговой работы способствуют программы профильных лагерей, экскурсии, культпоходы и разные формы коллективной деятельности.

Для развития активных форм досуга в клубах, дети и молодежь, увлекающиеся спортом, могут объединяться во временные спортивные дворовые команды по массовым и популярным видам спорта — футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматы, бег на лыжах, бадминтон. Развиваются популярные у молодежи виды уличного спорта — велотреал, скейтборд, ролики, стритбол.

Занятия должны быть доступны для всех желающих, давать возможность для каждого попробовать себя в той или иной творческой области, способствовать личностному росту и самореализации воспитанников. Проводимая работа направлена на организацию повседневного содержательного досуга детей и подростков, развитие семейных форм досуга с применением различных методов работы для проведения праздников, фестивалей, концертов, конкурсов и других мероприятий на территории досугового учреждения, района; также экскурсионной культурно-познавательной деятельности (посещение театров, музеев, выставок, поездки и походы по культурно-историческим и памятным местам).

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации ребенка к различным видам досуговой деятельности.

Клубные объединения выпускают свои газеты, создают фото-видеоархивы, сайты, содержащие информацию об их деятельности.

Вся социально-воспитательная и досуговая деятельность рассматривается как превентивная работа с подростками и молодежью, направленная на предупреждение асоциальных проявлений в молодежной среде. Занятость и организованный досуг в свободное время подростков и молодежи является действенной формой первичной профилактики правонарушений. Эта работа позволяет детям и подросткам проявить себя в социуме и неформальной среде общения, а социальный педагог в случае рецидива и сложной жизненной ситуации определит и предпримет адресные меры социально-воспитательного воздействия [22, 38].

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий могут быть:

— социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

— увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, в которых дети и подростки максимально могут проявить свои потенциальные возможности;

— адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

— компенсация дефицита общения в школе, семье, среде сверстников;

— дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства [17, 73].

Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области семьи и молодежи — Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, в границах территорий, которых находится муниципальное образование, осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением, в том числе за проведением районных, окружных и городских мероприятий, участием в массовых городских движениях, смотрах, конкурсах.

В настоящее время разработана и проводится региональная программа развития и совершенствования культурно-досуговой деятельности в городе Москве, включающая в себя «пакет социально-воспитательных услуг», в котором конкретизируются основные направления и формы социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства. К ним относятся: художественно-эстетическое творчество и различные виды искусств, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, патриотическое воспитание и оборонно-спортивная работа, туристическая деятельность, технические и прикладные виды творчества и основы ремесел, также социально-профилактическая и социально-воспитательная работа.

Работа по развитию художественно-эстетического творчества и искусств ориентирована на эстетическое, художественное, духовно-нравственное воспитание детей и подростков, создание условий для развития их творческих способностей, выявление и поддержку одаренных детей и подростков, а также пропаганду талантливости населения района. Здесь применяются такие формы работы, как творческие кружки, студии, мастерские, объединения по различным видам изобразительных и музыкально-сценических искусств — живопись, музыка, вокал, театр, хореография; а также участие в конкурсах, выставках художественного творчества, проводятся концерты, вечера, презентации, спектакли, дискотеки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой